Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антропологический материализм» Л. Фейербаха




В концепции «антрополог. материализма» чел рассм-ся в качестве ед-ного, универс-го и высшего предмета фил. По Фейербаху, ценность чел-го существа сост в нем самом, а не в его спос-ти быть средством реализации чужого замысла. Фейербах осущ-ет критич. анализ религии как социокульт. явления: Бог рассм-ся им как отчужденная от чел и превращенная в абсолют чел-ая сущность. Разгадку веры следует искать в глубинах чел. психики, стремлении чел преодолеть собственную конечность и бессилие. Именно данное стремление, согласно Фейербаху, и явл источником религиозной веры. Отвергая религиозный культ и культ разума в идеалистической фил, мыслитель противопоставляет ему «обоготворение чел» и формулирует гл принцип «новой религии любви» – вера не в Бога, а в чел как Бога для чел. В основе этой религии – взаимная любовь, требующая разумного самоограничения, бескорыстия, и принцип, согласно кот стремление к счастью одного чел должно согласовываться с таким же стремлением др(т. е. счастье может быть только обоюдным). Целью и сущностью чел-ой жизни, т.обр, признается любовь, кот и явл решающей силой общественного прогресса, в том числе и нравственного.


9.Фил иррационализма(А. Шопенгауэр,С. Кьеркегор,Ф. Ницше)

С середины XIX возникает иррационализм - направление в фил, настаивающее на ограниченности чел-го ума в постижении мира. Иррационализм предполагает сущ-ние областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.

Основоположником европейского иррационализма явk/ Шопенгауэр. Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биол-кая по своей природе сила, сотворившая мир и чел. С появлением последнего возникает мир как представление, как чел-ая картина. Чел. явл. рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет чел. жить, каким бы бессмысленным ни было его сущ-ние. Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами, как, напр, сексуальное наслаждение. На самом же деле чел. имеет для воли лишь косвенное зн-ние, так как служит средством для ее сохранения. У чел. есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. По его мнению, каждый чел. располагает тремя высшими благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит, осознает же лишь в случае их утраты, поскольку эти блага, по Шопенгауэру, только отрицательные величины.

Одним из ярчайших представителей евр-го фил-го иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше. Жизнь Ницше рассматривал как " волю к власти ". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство же сил создает естественное разграничение. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть чистое проявление прирожденной воли чел. к власти.

Гл. причину краха современной ему цивилизации философ видел в засилии интеллекта, в преобладании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти. Ницше пытался разорвать границы чисто теор-го познания и ввести в него в качестве регулятора практическую жизнь. Однако этот регулятор оказался не чем иным, как инстинктивной деят-тью, направляемой слепой иррациональной волей к власти. Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европ. культуры. Назначение отрезвленного нигилизмом европ. чел. мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий.

С. Кьеркегор В своих произведениях («Страх и трепет», «Или, или», «Болезнь к смерти») критикует абстрактную гегелевскую фил-кую систему, кот. ограничивает жизненные проявления чел. исключительно сферой абстрактно-логического мышления, в то время как чел-кое существо остается сотканным из многочисленных эмоций, порывов и страстей,зачастую вовсе необъяснимых. Исходя из этого, по мысли Кьеркегора, гл. предметом фил-ких изысканий должно стать понятие чел-го сущ-ния, или экзистенции, объединяющее различные стороны жизни чел. Познание экзистенции должно вкл-ся в духовный опыт самопознания и переживаться на уровне экзистенциальных состояний – страха, ужаса, смерти, страдания. Самопознание чел. выступает элементом выбора экзистенциального сост. его жизни, каковых по Кьеркегору насчитывается всего три: первая стадия экзистенциальной диалектики – чувственная, эстетическая, связываемая с персонажем Дон Жуаном, искателем удовольствий. Вторая стадия – этическая, ассоциируемая с именем Дон Кихота, бескорыстного рыцаря долга, поставившего свою жизнь в зависимость от внешнего идеала.Третья - высшая стадия, отождествляется Кьеркегором с фигурой библейского старца Авраама, готового свою преданность Богу доказать путем жертвоприношения собственного сына. Все исходные стадииэкзистенциального выбора чел. опр-ют многогранность чел-кой природы и способность к самопреодолению.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 506 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.