Представляет собой комплекс фил-их идей, сложившихся в пр-се развития Беларуси как страны, белорусов как нации, бел-кой культуры как уникальной целостности. Формирование первых фил-их и социально-полит. учений Беларуси, следует связывать с принятием христианства во времена Киевской Руси (X в.; Полоцк – 992 г.). Начало пр-су христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Византийская патристика оказала сильнейшее влияние на взгляды просвещенных людей того времени, задала им и их последователям своеобразные философско-богословские идеалы и принципы на целые столетия. Как особая форма общественного сознания, фил. в Бел изначально развивается по 3 направлениям: 1)особый образ жизни, основанный на христианском аскетизме; 2)стремление к мудрости, постановка и рассмотрение вечных мировоззренческих вопросов о смысле чел-го бытия; 3)сама мудрость, знание, наука – форма теорет-го осмысления мира.
В истории бел-кой фил-кой мысли можно выделить5 периодов: 1) фил-ая мысль Бел. периода Киевской Руси; 2) фил-ая мысль Бел периода ВкЛ; 3) фил-ая мысль периода Речи Посполитой(распространение философии просвещения); 4) фил-ая мысль Бел периода Российской империи(распространение народно-демократической идеологии); 5) фил-ая мысль БелXX века(влияние марксистско-ленинской идеологиии). Тематически становление бел-ой фил можно поделить на этапов: 1) зарождение фил-ой мысли Бел; 2) фил и общественно-политическая мысль бел-го Возрождения и Реформации; 3) фил и общественно-полит мысль бел-го Просвещения; 4) фил и общественно-полит мысль бел-го нац-го возрождения XIX – нач. XX вв; 5) диалектико-материалистическая фил в период существования БССР; 6) современная фил Бел.
Первый этап развития филБел связан с именами Ефросиньи Полоцкой, Кириллы Туровского и Климента Смолятича. Ефросинья Полоцкая -цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских идей и принципов. Религиозно-фил-ие взгляды Ефросиньи формировались как на основе Священного Писания, так и на основе богословско-религиозной литературы. Несмотря на отсутствие авторских произведений можно утверждать, что её фил носила этический характер. Самым тяжелым из грехов она полагает гордыню, а образу жизни предписывает смиренномудрие.
Кирилл Туровский. Он устанавливает соответствие между божественной и чел-ой истинами. Ни разум, ни вера не в состоянии сами по себе познать истину Священного Писания. Божественные слова имеют тайный смысл и их трудно понять, но разум как инструмент не самостоятелен и нуждается в строгом контроле и руководстве со стороны Богооткровенной истины. Т.обр, Кирилла Туровский, объединив веру и разум, отдаёт приоритет вере, кот.должна направлять чел. в поисках истины. В учении о чел мыслитель – сторонник христианского антропоцентризма. Он полагает чел венцом творения. Сущность чел противоречива и сост в единстве души и тела. Кирилла Туровский утверждает зн-ие личностного начала в чел, оно реализуется в духовной, молитвенной устремленности к Богу. Молитва раскрывает смысл жизни чел и приводит к необходимости преодоления личностного зла.
Митрополит Климент (Клим) Смолятич. Бог не только создал этот совершенным мир, утверждает автор, но и управляет им. В познании мыслитель выделяет уровни, высший из кот – разум позволяет душе обрести свое земное бытие и устремится к познанию мудрости Бога. Он утверждает, что чел может выполнить своё земное назначение, если будет следовать нравственным заповедям христианства.
Реформация в ВкЛ активизировала общественно-полит. деят-ть практически всех соц. слоев. Она стимулировала проведение соц-эконом-их реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное дв-ие, поставившее целый ряд фил-их проблем: природа духовной свободы, роль разума в познавательной деят-ти, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию. В истории фил-ой мысли Бел эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:
а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него было хар-но критическое отношение к предшествующей традиции (фил античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое богословие только замутняет свободный разум чел. Нужно отметить интерес этого направления к таким ценностям, совсем не чуждым христианству, как равенство, братство, человеколюбие.
б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, фил-ой традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены в возможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они обогатили отечественную философскую мысль новыми идеями и проблемами. Ценность философии они усматривали в ее возможном практическом приложении. По их мнению, философское знание должно было выступить в качестве орудия социальных преобразований. Мировоззренческое значение философии, значимость профессионально-философской активности не учитывались в достаточной мере;
в) атеистическо-гуманистическое; оно обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Г. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Эти мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира; античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания.
В XVII в. вместе с католицизмом на смену возрожденческо-реформационным идеям в Беларуси приходит западноевропейская схоластика. Наиболее видный ее представитель — Мелетий Смотрицкий, пытавшийся соединить православную веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля. Среди белорусских мыслителей были и такие, которые, не порывая со схоластикой, вместе с тем не мирились с ее крайностями, боролись за развитие просвещения и научных знаний. К числу их исследователи справедливо относят Симеона Полоцкого. Он ставит философию выше религии. Он утверждает, что если бы люди жили по христианским нравственным заповедям, то философия им не нужна была бы. Однако, несовершенство человека заставляет его стремится к лучшему, и именно философия позволяет реализовать это устремление. Мыслитель является сторонником учения о двойственности истины. Религиозная истина – предмет веры, философская достигается с помощью разума. Основой человеческого достоинства Симеон Полоцкий считает просвещенность, добродетель, усердие в труде на благо людям. Главная причина общественной неустроенности обнаруживается в невежестве и необразованности людей. Симеон Полоцкий является сторонником союза славянских народов.
В данный период открыто заявило о себе материалистическое мировоззрение в лице мыслителей-атеистов. Наиболее яркими представителями были мозырский земский судья Стефан Лован и уроженец брестской земли Казимир Лыщинский (1634—1689). Отрицание существования Бога — основное и высшее достижение атеистической мысли как самого Лыщинского, так и его времени. Атеизму Лыщинского присуща достаточно четкая социальная направленность. Отвергнув Бога как творца Вселенной, он не считал незыблемым и существующий общественный порядок. В трактате философ высказал также догадку о выполнении религией социального заказа власть имущих.
В первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Во второй половине XIX в. в философской мысли в Беларуси получает развитие идеология революционного демократизма.
Таким образом, существенной особенностью белорусского революционного демократизма была его сфокусированность на проблемах освобождения народа (экономического, политического, национального и духовного). Характерной особенностью идеологии революционного демократизма в Беларуси является его взаимосвязь с проблемой национального возрождения. Наиболее отчетливо это выразилось в творчестве Ф. Богушевича и М. Богдановича, а затем у Я. Купалы и Я. Коласа.