Р. Тернер определяет социальное движение как «совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменении или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе».
Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др.
Наблюдение за ходом развития многих социальных движений показывает, что значительная их часть практически полностью лишена признаков организованности. Но в ходе своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постепенно обрастая правилами поведения, нормами, статусами и ролями. В этом случае движение прекращает свое существование, превращаясь в организацию или распадаясь на несколько организаций.
Социальные движения иногда действуют как группы давления, имея своей целью воздействовать на институты управления в обществе. Но эти группы давления не являются политическим движением.
Предпосылки возникновения социальных движений изучаются при помощи следующих способов: локальное изучение движения без учета внешних влияний; историческое (лонгитюдное) изучение социального движения в развитии; сравнительное изучение членства в движении; изучение движений с помощью контент-анализа их отчетов, речей лидеров.
Типы социальных движений. Классифицировать социальные движения очень непросто, так как они могут быть смешанными, одно переходить в другое, иметь набор самых различных признаков. Поэтому при анализе, социальных движений применяют классификацию наиболее общих признаков движений и выделение их «идеальных» типов. Представим классификацию С. С. Фролова.
Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в состоянии изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения. Участвующие в таком движении индивиды соглашаются с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность.
В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в молодежной среде: хиппи и рокеры, лабухи и люберы и др. Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшую прошлую жизнь: движение ветеранов войны, монархические движения и др.
Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою знаменитую «Утопию», слова «утопия» и «утопический» означали общества совершенств»; существующие только в человеческом воображении. Их описывали многие писатели и мыслители, начиная с Платона и его «Республики» и кончая американским психологом Б. Скиннером, лидером современного бихевиоризма.
В истории человечества непродолжительное время существовали утопические общности. Первоначально эти общности были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока, создаваемые на основе общего равенства, и др.).
Идеология же мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного человека. Забвение лидерами утопических движений таких естественных стремлений человека, как желание личного благополучия, стремление реализовать свои способности и получить вознаграждение, неизбежно ведет такие движения к угасанию и распаду. Коммуны Р. Оуэна, фаланги последователей Ш. Фурье, явившиеся следствием утопических движений, просуществовали весьма короткое время, распавшись из-за внутренних противоречий и конфликтов с внешним миром. Ученые просчитали, что только 10—15% населения могут жить в коммунах и чувствовать себя в них комфортно.
Движения реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации. Чтобы индивиды объединились для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе» сосредоточив внимание на отдельных негативных сторонах общественного устройства, а также иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку реформы.
Многочисленные типы движений реформ, такие, например, как аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), феминистские (движения за равноправие женщин), запрещающие (порнографию, строительство атомных электростанций и т. д.), не могут развиваться в условиях тоталитарного режима.
П. Сорокин вывел принципиальные условия успешного продвижения реформ:
1) реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам;
2) тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования;
3) каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном масштабе. И лишь если он продемонстрирует позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены;
4) реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами.
Общественная жизнь постоянно изменяется, и поэтому реформы некоторых аспектов общественного устройства неизбежны.
Революционные движения. Под революцией мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются властвующей элитой, при этом устройство общества остается прежним. Термин «революция» применяется иногда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как «промышленная революция», «сексуальная революция», «образовательная революция» и др.
Революцию, как и реформистские движения, относят к специфическим социальным движениям. Но эти два движения, как считает Г. Блумер, «различаются по размаху своих целей. Реформистское движение стремится изменить какую-либо специфическую фазу или ограниченную область существующего социального строя; оно может стремиться, например, к упразднению детского труда или запрещению употребления алкоголя.
У революционного движения более емкая цель: оно стремится перестроить весь социальный строй в целом».
Революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение. Так, коммунистические движения не развиты в традиционно демократических странах: Швеции, Дании, Бельгии, Швейцарии.
Любое революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Американские исследователи Л. Эдварде и К. Бринтон смогли выделить наиболее типичные стадии успешного развития революционных движений:
1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;
2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их;
3) появление побуждения к активным действиям, восстанию и социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение;
4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;
5) период правления умеренных, который вскоре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе;
6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;
7) период режима террора;
8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни. По такой схеме в целом протекали французская, китайская и, наконец, российская революции.
П. Сорокин в жизненном цикле великих революций выделил три типические фазы:
1) первая, кратковременная, отмечена радостью освобождения от тирании старого режима и ожиданием обещаемых реформ. Правительство на этой стадии гуманистично и милостиво;
2) вторая фаза — деструктивная. «Великая революция превращается в ужасающий шквал, неразборчиво сметающий все на своем пути. Она безжалостно искореняет не только обветшалые, но и все еще жизнеспособные институты и ценности общества, а тем самым уничтожает не только отжившую свой век политическую элиту старого режима, но и множество творческих лиц и групп». Правительство становится безжалостным и тираничным, его политика преимущественно разрушительна, насильственна и террористична;
3) третья фаза — конструктивная. «Уничтожив все контрреволюционные силы, революция начинает создавать новый социальный и культурный порядок». Устанавливаются новые социальные институты, восстанавливаются жизнестойкие дореволюционные институты, способы деятельности и ценности.
Иногда очень трудно классифицировать движение как чисто реформистское или чисто революционное, поскольку и в том, и в другом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до крайне радикальных революционеров, склонных к насильственным действиям.
Движения сопротивления. Если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления — это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений.
Обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации.
Стадия беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда повсеместно развивается чувство социальной несправедливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которое называют «социальным беспокойством».
Стадия возбуждения характеризуется общим чувством, которое возникает, когда беспокойство фокусируется на определенных условиях и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами так, что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбуждения. Обычно эта стадия непродолжительна и заканчивается активными действиями или потерей у людей интереса к этому движению.
Стадия формализации. Те социальные, движения, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. На стадии формализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию. Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения — в реальную и видимую цель.
Стадия институционализации. Движение кристаллизуется в определенных культурных образцах на этой стадии, оно обладает своей собственной символикой, кодексами и идеологией, т. е. фактически становится организацией. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность.
Стадия распада движения. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются либо превращаются в социальные институты или организации.
Каковы же основные условия, благоприятные для появления и развития социальных движений?
Культурные течения. В обществе постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения людей, т. е. культурные течения. Примеры культурных течений: длительное развитие демократического общества, эмансипация женщин, тяготение людей к материализму и др. Культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений (так как подготовлена почва для изменения ценностей), подстегивают и ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в основном развивались в направлении достижения равных прав для всех видов социальных групп — мужчин и женщин, религиозных, политических, национальных меньшинств.
Социальная дезорганизация. В каждом обществе в определенное время появляются лидеры, которые ведут за собой массы. Однако прежде чем появиться лидеру, должен существовать народ или социальная группа, нуждающаяся в нем.
Любое изменяющееся общество всегда в той или иной степени подвержено дезорганизации. В дезорганизованном обществе индивиды тяготеют к потере культурной основы и устойчивых норм. Р. Мертон дал членам таких обществ некоторые основные социально-психологические характеристики: 1) чувство того, что те, кто управляет государством, равнодушны к чувствам и стремлениям его рядовых членов; 2) чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных целей в обществе, которое видится как непредсказуемое и беспорядочное; 3) общее ощущение тщетности и бесполезности приложения усилий; 4) убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную и психологическую поддержку со стороны институтов данного общества.
Другой концепцией деформированной интеграции человека в дезорганизованное общество является теория отчуждения. Понятие «отчуждение» включает в себя такие компоненты, как беспомощность, отсутствие нормативных ориентиров, социальная изоляция. Неопределенность в обстановке, разобщенность людей при отчуждении и аномии служат идеальной средой для зарождения и развития социальных движений. Неопределенность норм и целей чаще вызывает социальные движения, чем бедность и нищета. Многие социальные системы оставались стабильными и непоколебимыми в течение веков, несмотря на изматывающую народ бедность, безудержную коррупцию и высокую степень эксплуатации. Такой порядок мог существовать до тех пор, пока члены общества достигали своих целей.
Революции возникают не там, где люди бедствуют, а там, где условия жизни улучшаются. Как только нормы и ценности начинают подвергаться сомнению, люди испытывают резкое обесценивание своих стремлений — такую ситуацию называют «революцией растущих ожиданий».
Социальная неудовлетворенность — это общее недовольство людей условиями жизни и системой социальных отношений в данном обществе. Существуют три основных компонента, из которых состоит социальная неудовлетворенность: относительная неудовлетворенность, ощущение несправедливости и статусная неопределенность.
Согласно концепции относительной неудовлетворенности, разработанной английским социальным психологом С.Стоффером, люди ощущают неудовлетворенность в результате разрыва между тем, что они имеют, и тем, что они могли бы иметь. Например, когда в нашей стране приоткрылся «железный занавес» и люди увидели более высокий уровень жизни в других государствах, такое открытие породило неудовлетворенность, так как многие поняли, что могли бы жить в более комфортных условиях.
Социальная несправедливость не является объективным социальным фактом. Это субъективное ценностное суждение. Ощущение несправедливости встречается не только у представителей беднейших или бесправных слоев общества. Самые богатые тоже могут иметь это ощущение, например, чувствовать неудовлетворение от непомерно высоких налогов.
Статусная неопределенность развивается в том случае, когда кто-то имеет несколько статусов разного ранга. Люди с устойчивым чувством статусной неопределенности наиболее часто ощущают неудовлетворенность и невозможность достижения необходимого им вознаграждения.
При наличии у одного индивида всех видов социальной неудовлетворенности человек испытывает внутреннюю готовность присоединиться к социальным движениям.
Американский исследователь социальных движений Д. Стокдейл отметил пять основных условий, благоприятствующих возникновению и развитию социальных движений:
1) социальная неудовлетворенность;
2) структурная блокада (барьеры в социальной структуре, которые способствуют возникновению социальной неудовлетворенности);
3) контакты и взаимодействия между неудовлетворенными людьми;
4) уверенность в том, что общие коллективные действия могут ослабить социальную неудовлетворенность и улучшить условия существования;
5) наличие идеологии, оправдывающей предполагаемые коллективные действия в социальных движениях.
Таким образом, социологами выделен ряд условий возникновения и распространения социальных движений.
j
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите понятие «социальное движение. Какие типы социальных движений существуют?
2. В настоящее время в мире существует множество социальных движений: экологические, феминистские, за равноправие сексуальных меньшинств, в поддержку жертв СПИДа и т.п. Какие социальные условия вызвали к жизни эти движения?
3. Какого типа личности наиболее подвержены участию в социальных движениях?
4. Дайте характеристику известных Вам религиозных движений. Чем можно объяснить распространение тоталитарных сект?
Словарь терминов
Движение социальное – совместные действия людей и социальных групп, объединенных общей целью, общими ценностями, общей системой норм, регулирующих поведение участников, неформальным лидером, специфическими способами символизации своих ценностей в идеологии. Движение, как правило, направлено на поддержку социальных изменений или на поддержку сопротивления социальным изменениям.
Рекомендуемая литература