Основные подходы к пониманию структуры общества, существующие как в зарубежной, так и отечественной литературе, можно свести к следующим:
1) социальная структура - это совокупность социальных групп,
классов и слоев;
2) социальная структура — это совокупность социальных институтов и социальных организаций;
3) социальная структура - это совокупность функционально взаимосвязанных социальных статусов и ролей;
4) социальная структура — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.
Можно сделать вывод о том, что социальная структура-это анатомический скелет общества. Под структурой понимается совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта.
Термин "структура" в переводе с латинского означает строение, расположение, порядок. В общем смысле социальная структура представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, придающих обществу устойчивость, стабильность и отличающих его от других явлений. Составными элементами общества как целостности являются индивиды, социальные связи и действия, социальные отношения, социальные институты и организации, социальные нормы и ценности и т. д. Каждый из названных элементов находится в определенной взаимосвязи с другими. Благодаря социальной структуре хаотичная на первый взгляд совокупность индивидов и групп приобретает качественную определенность.
Элементами социальной структуры выступают социальные статусы, социальные роли, социальные институты, социальные общности, социальные нормы и ценности, социальные взаимодействия, социальное действие, социальные отношения.
Самой элементарной клеточкой, первокирпичиком социальной структуры являются социальные статусы и социальные роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание социальной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что социальные структуры традиционного и современного обществ существенно различаются.
Возникновение социальных статусов и ролей было вызвано общественным разделением труда, которое, в свою очередь, было обусловлено появлением новых потребностей, нуждавшихся в своем удовлетворении. Разделение труда закрепляло за различными группами людей определенные функции, в осуществлении которых они специализировались. Так, выделились земледельцы, ремесленники, купцы, работники умственного труда и т. д. Однако индивид, наряду с выполнением функций, занимает в обществе определенную позицию или имеет определенный социальный статус, обусловливающий его общественное положение. В соответствии с занимаемой социальной позицией каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами. Такие социальные статусы, как "мужчина", "президент", "учитель", "врач", представляют собой социальные ниши, которые заполняются определенным количеством людей.
Однако если конкретные носители этих позиций постоянно меняются (некоторые из них увольняются и переквалифицируются, занимают иное положение, умирают), то сами социальные статусы сохраняются, поскольку они выполняют важные для общества функции: врач - лечит детей, учитель - обучает их, президент является главой государства и представляет его во взаимоотношениях с другими странами и т. д.
Понятие "статус" пришло из Древнего Рима и обозначало правовое положение физических лиц. Оно складывалось из положения индивида в семье (домовладыка и подвластные), кем он выступает - субъектом или объектом прав (свободные и зависимые), места в гражданской общине (граждане или неграждане). В XIX в. понятие "статус" стало использоваться для характеристики социального положения человека в обществе. Социальное положение - это характеристика индивида с различных сторон, которая включает в себя его профессиональную принадлежность, материальное положение, политические возможности, демографические свойства, уровень образования, национальность, место проживания. Каждая социальная позиция наделена совокупностью прав и обязанностей, вытекающих из конкретного статуса. На основе статусов и ролей формируются такие социальные институты, как семья, образование, экономика, суд, государство и т. д. Следовательно, социальная структура характеризует статику, стабильность, устойчивость общества как целостной системы.
Несмотря на то, что социальная структура фиксирует устойчивый, неподвижный момент строения общества, исторически она изменяется. Подвижность ей придают социальные роли, которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов. Введение социальных ролей, статусов и институтов отражает стремление индивидов к упорядоченности, предсказуемости во взаимодействиях друг с другом.
Социальный статус представляет собой социальную позицию человека в обществе или группе, наделенную определенными правами и обязанностями и связанную посредством них с другими позициями. Статус "врача" имеет смысл только по отношению к статусу "больного", но не "летчика", "ученика", "пре-зидента" и т. д. Врач и больной вступают в социальные отношения как носители социальных статусов: врач обязан лечить больного, а больной обязан выполнять рекомендации врача для того, чтобы выздороветь. Следовательно, каждой социальной позиции соответствуют определенные права и обязанности. Обязанности предписывают то, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса непременно должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям других статусов. Права говорят о том, что человек может свободно позволить себе или допустить в отношении других людей. Обязанности строго регламентированы, они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время права и обязанности жестко взаимосвязаны, так что одно предполагает другое.
Каждый человек занимает несколько позиций, поскольку участвует во множестве групп и организаций. Таким образом, он обладает несколькими статусами. Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, составляет статусный набор. Так, например, Иванова Л.П. - женщина, жена, мать, профессор, заведующая кафедрой физики, средних лет, православная, член аграрной партии, член профсоюза и т. д.
В статусном наборе не все позиции одинаковы, существует наиболее важный, или главный, статус. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его, по которому определяют его положение в обществе.
Для женщин в традиционном обществе главным чаще всего оказывался статус домохозяйки, а для мужчин - статус, связанный с основным местом работы или занятием: "директор коммерческого банка", "научный сотрудник", "полицейский", "рабочий промышленного предприятии" и т. д. В условиях же постиндустриального общества, характеризующегося многообразием социальных связей, главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для научной интеллигенции главным часто оказываются не место работы или род занятий, а ученая степень, а для менеджеров - должность или иерархический ранг.
Вхождение человека в различные социальные группы - малые и большие - позволяет выделить личный и социальный статусы. Личный статус -это положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Напротив, социальный статус - это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).
Замечено, что социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей. Но ведь знакомые и составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно официальным представителям какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, неформальный авторитет.
По происхождению социальный статус условно подразделяют на прирожденный, приписываемый и достигаемый. Прирожденный статус - это то положение, которое биологически унаследовано человеком от рождения. Прирожденным в строгом смысле считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр - прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина - прирожденный статус, описывающий пол. Русский - прирожденный статус, показывающий национальность.
Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания. Казалось бы, никто не в силах изменить пол, расу и национальность. Однако, как показывает практика, пол и цвет кожи можно изменить в результате хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Смешанные браки, активная миграция населения из одной страны в другую затрудняют процесс определения национальной принадлежности индивида. Биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.
Возраст также оказывается величиной не постоянной, хотя и биологически определяемой. В течение жизни индивид переходит из одной возрастной категории в другую, из детей в юноши, затем в молодежную группу и т. д., каждой из которых соответствуют определенные права и обязанности.
С прирожденным статусом тесно связан приписываемый статус, хотя бы потому, что его получение происходит помимо воли индивида. Приписываемый статус - это положение, которое человек приобретает с рождения или которое позже обязательно будет признано таковым обществом или группой. Так, статус принца является не только прирожденным, но и приписываемым, поскольку со временем он может наследовать титул монарха как кровный родственник.
Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, однако имеет отличия, главное из которых состоит в том, что приписываемый статус является социально приобретенным. Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно. Так, например, король - приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье.
Следует заметить, что система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, кузина и т. д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками в законе. Теща - это мать в законе, тесть - отец в законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, Ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.
В отличие от приписываемого достигаемый статус - это положение, которое человек получает благодаря собственным усилиям, свободному выбору, собственным усилиям либо благодаря удаче или везению. Достигаемый статус находится под контролем человека и не связан с фактом его рождения. Например, профессию врача, финансиста, статус чемпиона мира, лауреата Нобелевской премии, рок-звезды, президента человек приобретает в результате свободного выбора и благодаря собственным стараниям и труду.
Достигаемый статус требует принятия самостоятельных решений и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий. Замечено, что чем более демократично общество, тем больше в нем достигаемых статусов, то есть таких социальных позиций, которые люди занимают благодаря своим стараниям и собственным заслугам, а не в соответствии с социальным происхождением, полом, расой, национальностью. Иногда вид статуса трудно определить. К примеру, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, охватывающий отрасль или общество в целом, массовые сокращения, разорение фирмы, структурная перестройка производства.
Подобные процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с судьбой. В таких случаях речь идет о смешанном статусе. Он обладает чертами и приписываемого и достигаемого статусов. Например, ученое звание академика первоначально является достигаемым статусом. Однако по его получении оно переходит в приписываемый, поскольку его соискатель обладает им пожизненно. Аналогичная история и со статусом чемпиона Олимпийских игр.
В статусном наборе можно выделить основные статусы, то есть те социальные позиции, которые определяют общественное положение его носителя, главное в его жизни; и неосновные статусы, то есть временные социальные позиции, права и обязанности носителей которых трудно определить (статусы участника толпы, читателя, телезрителя, пешехода и т. д.).
Любой человек обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к титульной (основной) нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству, и т. д. В общественном мнении вырабатывается иерархия статусов и социальных групп, в соответствии с которой одних ценят и уважают больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом. Говорят о высоком, среднем и низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества, в этом случае она называется межгрупповой; и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином "ранг".
Несовпадение статусов отражает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Они представляют собой две формы несовпадения статусов, возникающего при двух обстоятельствах. Во-первых, тогда, когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий. Во-вторых, в тех случаях, когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, женщина, руководитель банка (высокий профессиональный ранг) скорее вызовет сомнение у подчиненных в. своих профессиональных качествах по причине устойчивого стереотипа, что женщины являются плохими руководителями. В жизни достаточно распространенными являются ситуации, когда социальные ранги человека не совпадают, то есть в одной группе он высокий, а в другой - низкий.
Социальная роль - это ожидаемое поведение, обусловленное определенным статусом. Она представляет собой модель, стандарт поведения, ориентированный на конкретный статус. Если статус - это совокупность прав, привилегий и обязанностей, то роль - это действия в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществe (президент, председатель банка, конгрессмен), стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям о данном статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается. Так, например, публичный политик (сенатор, депутат), призванный заботиться об интересах избирателей, заподозренный в коррупции, вряд ли может надеяться на повторное избрание. Модель поведения, ориентированная на определенный статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определенные действия, обусловленные статусом. Так, например,- вождь племени имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Статусные права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус нищего мало к чему обязывает. Однако статус принца крови или известного телеобозревателя предписывают вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей. В традиционном обществе осуществлялся жесткий контроль за соблюдением статусных обязанностей. Так, в кастовом древнеиндийском обществе ношение одежды более высокой касты каралось смертью. Древние греки недостойных правителей, которые нарушали свои статусные обязанности, подвергали остракизму и изгоняли за пределы государства-полиса. Долгое время в Древнем Риме не признавались законными браки между патрициями и плебеями.
Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, имеет и внешние знаки отличия. Это вводилось для того, чтобы разграничить обладателей разных статусов. Например, в Древней Индии высшая каста - брахманы (жрецы) - облачались лишь в белые ткани, кшатрии (воины) имели право носить красные одежды, вайшьи (ремесленники, земледельцы) - желтые, шудры (слуги) - черные.
Следует отметить, что одежда является социальным статусным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пуританским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело. Например, в арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Англии считалось непристойным произносить даже слово "нога", а ножки рояля закрывали чехлами.
Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Это было связано с тем, что галстук - показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца той или иной социальный группе.
В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко. В Англии XIV в. костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж "стоил" меньше тысячи долларов. До сих пор, скажем, майор не имеет права носить форму полковника. Однако люди постоянно стремились завысить свое положение в обществе, надевая "не свой" костюм. А наказывали их, по сути, не за костюм, а за попытку с его помощью завысить свой статус.
Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения, досуг.
В XVIII в. демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндры - именно это одеяние позже стало ассоциироваться с досугом и возможностью не работать. Постепенно "джентльменский" спортивный костюм превратился в повседневную одежду высшего света, а затем, изменявшись, стал обычным костюмом большей части общества.
В совокупности статусные права, обязанности, символы называются элементами статуса, а элементы статуса в совокупности с ролью составляют статусный имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе. Трудно представить, что английский лорд может где-то показаться в неподобающем виде, устраивая скандалы и нецензурно выражаясь.
Каждый статус включает множество ролей. Совокупность всех ролей, закрепленных за одним статусом, называется ролевым набором. Например, человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведет себя со студентами, другими преподавателями, с представителями министерства образования, с руководством вуза. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и формирует свой тип социальных отношений. Например, как куратор студенческой группы профессор выступает скорее как наставник, воспитатель, мудрый советчик, что предполагает преобладание неформального общения в отличие от точного следования формальным процедурам при сдаче курсового экзамена тому же профессору.
Разнообразие ролей, статусов, отношений приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Места, которые занимают люди в обществе, различаются в зависимости от занимаемого социального статуса (президент, рабочий, спортсмен), в соответствии с которым каждый индивид вступает в отношения с другими.
Индивиды со сходными статусами находятся в обществе на близких позициях и включаются в социальные группы, общности, которые образуют социальный состав населения (инженеры, медики, мужчины, члены партии, молодежь). Однако эти позиции не всегда можно ранжировать по значимости, ведь их носители расположены горизонтально. В данном случае группы равны друг другу, поскольку их существование обусловлено общественным разделением труда.
Однако, позиции людей в обществе, их взаиморасположение относительно друг друга может обусловливаться не только общественным разделением труда, но и распределением социальных благ. Упорядочить отношения между людьми, различающимися во многих аспектах, позволяет неравенство. Оно является критерием, при помощи которого можно ранжировать группы, располагая их одну выше другой, то есть вертикально.
Неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления, таким, как власть, доход, образование, престиж. Способы, при помощи которых неравенство передается от одного поколения к другому и образуются социальные слои (страты ), называется стратификацией.
Неравенство характеризует неравномерное распределение между различными группами дефицитных ресурсов общества, к которым, по мнению большинства социологов, относятся - власть, собственность, образование, престиж. Для описания системы неравенства между группами iв социологии используется понятие "социальная стратификация".
Термин " стратификация" {stratum - слой, facto - делаю) перенесен в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Если сделать срез земной коры на известное расстояние вглубь, то обнаружится, что под слоем чернозема располагается слой глины, затем песка и т. д. Каждый пласт состоит из однородных элементов. По аналогии " страт " - это социальный слой людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование и престиж. В современных информационных обществах короли, цари, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусства включаются в высший класс и составляют элиту общества. Они обладают богатством, занимают привилегированные должности и самые престижные профессии, их труд лучше оплачивается и связан с выполнением управленческих функций.
К зажиточным слоям, которые составляют средний класс, относят врачей, юристов, преподавателей, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию. К ним примыкают квалифицированные рабочие. Наконец, неквалифицированные рабочие, безработные и нищие входят в низший класс. Они обладают незначительными властью, доходами и уровнем образования.
Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования по объективным показателям.
Основанием ранжирования социальных слоев на бедных, зажиточных и богатых являются каналы доступа к социальным благам. Среди них наиболее важным оказывается власть - способность и возможность социального субъекта:
- определять цели и направлять деятельность других социальных субъектов вопреки их сопротивлению;
- распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества;
- формировать и навязывать правила и нормы поведения (установление запретов, дозволений, предписаний);
- предоставлять полномочия, привилегии, услуги.
Властные отношения означают отношения взаимозависимости, при которых субъект власти навязывает собственную волю объекту своего воздействия. В структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей Следовательно, власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое субъектом власти решение. Сущность властных отношений определяет собственность. Отношения собственности выражают отношения участников процесса производства, раскрывают, кто принимает решение о том, где, что и как производить, как распределять произведенное, кого и как награждать, стимулировать за труд, творчество, управленческую деятельность. Иначе говоря, собственность означает процесс распоряжения, владения и присвоения вещи. Она выражает власть владельца предмета над теми, кто им не владеет, но в то же время в нем нуждается.
Отношения собственности делят людей на хозяев средств производства (собственников, владельцев), как использующих наемный труд, так и на людей,
не имеющих средств производства. Однако и те и другие обладают доходом - количеством денежных поступлений индивида (или семьи) за определенный период времени, например месяц или год. Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли.
Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни. Однако если они очень высоки, то доходы накапливаются и превращаются в богатство. Богатство - это накопленные доходы, то есть количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом.
Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход - только работающие. Если у среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, то у богатых главным достоянием является накопленное движимое и недвижимое имущество, а не доход. Богатые могут и не работать, за них "работает" их собственность, богатство.
Под влиянием глобальных процессов, таких, как индустриализация, урбанизация, информатизация, возникает потребность в образованных специалистах, труд которых лучше оплачивается. Образование является важным объективным показателем принадлежности к социальному слою, который открывает доступ к социальным благам. Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе, вузе, университете, аспирантуре.
Если власть, доход (богатство, собственность), образование выступают объективными показателями стратификации, то престиж является субъективным критерием социального положения. Дело в том, что разные социальные группы в разной мере пользуются в обществе почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж. Престиж - это уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятий. Например, профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира.
Престиж играет важную роль в определении положения то или иного социального слоя в обществе. Например, крупный мафиози, несмотря на богатство, власть и даже образование, не будет причислен к высшему классу, поскольку его социальный престиж минимален. Дело в том, что ни высший класс, ни население никогда не признают мафиозную деятельность социально одобряемым занятием, поскольку она противоречит идеалам и ценностям общества.
В социологии не существует единства мнений в объяснении причин социального неравенства. В связи с этим выделяют несколько подходов. Функционалисты считают, что некоторые виды деятельности в обществе функционально более важны, чем другие. В связи с тем что лишь небольшое число людей в любом обществе обладает способностями, позволяющими выполнять эти ответственные функции, общество побуждает их нести бремя ответственности тем, что открывает одаренным людям доступ к дефицитным благам. Этот неравный доступ к благам приводит к кому, что разные страты пользуются неодинаковым престижем и уважением. Следовательно, престиж и уважение вместе с правами и преимуществами создают стратификацию, которая является неизбежной. Марксисты исходят из того, что причиной социального неравенства является собственность на средства производства, обусловливающая деление общества на классы. К.Маркс выделял господствующий класс собственников и эксплуатируемые классы, лишенные средств производства и вынужденные продавать свою рабочую силу.
Немецкий социолог М. Вебер выделил три основных компонента неравенства: богатство, престиж и власть. В отличие от Маркса Вебер не ограничился анализом собственности и уровня доходов как важных факторов социальных различий, но обратил внимание на значение власти и престижа как каналов доступа к дефицитным социальным благам. Поскольку личность всегда занимает в обществе не одну, а несколько социальных позиций, американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин считал невозможным выделить единую совокупность критериев стратификации. Он отмечал наличие трех групп дифференцирующих признаков:
- первую группу образуют такие характеристики, которыми люди обладают от рождения (этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи и т. д.);
- вторая группа включает в себя признаки, связанные с приобретенным социальным статусом и исполнением соответствующих ролей (различные виды профессионально-трудовой деятельности: врач, ученый, президент, полицейский и т. д.);
- третью группу составляют элементы "обладания" (собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, права, возможность управлять и командовать людьми и т. д.).
В целом, можно отметить существование различных критериев ранжирования социальных позиций. В современных условиях производят деление общества на группы по потребностям, интересам, престижу, образу жизни, ментальности. Однако преобладающими в социологии является три базисных вида стратификации: 1) политическая (по обладанию властью); 2) экономическая (по доходу); 3) профессиональная (по престижу).
Ранжирование социальных позиций, как уже отмечалось, может осуществляться посредством различных критериев. Характер социального расслоения и способ его утверждения составляют стратификационную систему. В социологии выделяют 5 типов стратификационных систем: физико-генетическую, кастовую, рабовладельческую, сословную и классовую.
В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по социально-демографическим признакам: полу, возрасту и наличию физических качеств (силы, красоты, ловкости). Более слабые занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, которое закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта "естественная" стратификационная система существовала в первобытной общине. В настоящее время хотя она и не имеет былого значения, но продолжает воспроизводиться в конкурсах красоты, спортивных турнирах, пропаганде культа силы и физической красоты.
Рабовладельческая стратификационная система дифференцирует социальные группы по наличию или отсутствию личной свободы, гражданских прав и прав собственников. Она также основана на прямом насилии. Однако неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Жесткость закрепления людей в непривилегированных стратах отличалась в двух исторических формах рабовладельческой стратификационной системы. Примитивная форма была присуща патриархальному рабству, при котором раб обладал всеми правами младшего члена семьи. Он жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. Подобная форма рабства (холопство) была характерна для Руси X - XII вв. Источником пополнения рабов выступала долговая кабала.
Зрелую форму олицетворяло классическое рабство, при котором раб был собственностью рабовладельца, "говорящим орудием" и лишен всех прав. Он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Он не владел собственностью, его разрешалось убивать. Данная форма была распространена и Древней Греции и Риме, Китае, США (до 1865 г.). Если источником пополнения рабов в античности было население завоеванных новых территорий, то в Древнем Китае рабами становились преступники.
Третий тип стратификационной системы - кастовый. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Кастовый строй распространен до сих пор в некоторых государствах Африки. Однако классические формы он приобрел в Индии. Хотя юридически кастовая система отменена в 1950 г., на практике она сохранила свое значение.
Кастой называют социальную групп (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия. В Индии существуют 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тыс. неосновных каст и полукаст. Особняком стоят неприкасаемые - они не входят ни в одну касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами, однако основная масса индийского населения проживает в деревнях, где сохраняется кастовый строй.
Принадлежность к касте определяет все: членом касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, отправляют ритуальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые - погребению). Все это происходит в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом.
Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой - сводом предписаний и запретов, которые определяют нормы поведения, регулируют поступки и даже чувства. Каждый слой был столетиями изолирован от другого системой запретов [взаимного общения и, главное, перемены профессии, и каждая ячейка каждого слоя изолирована от соседней ячейки запретами взаимных браков. Высокие не должны общаться с низкими - ни есть вместе, ни пить из их рук, ни курить вместе, ни смотреть на их женщин, ни разрешать своим детям играть с их детьми. Даже тип одежды говорит о принадлежности человека к той или иной касте. Характер жилища, пищи, форма и тип сосудов для ее приготовления - все определено, все предписано, все изучено с детства.
В сословной стратификационной системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями, сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Для сословной системы, включающей в себя несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Сословия в Европе сложились к XIV в. Выделялись высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои) утвердилось в XVIII в. в табели о рангах 1722 г. Он предусматривал три основных рода государственной службы: воинскую, штатскую, придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов. К государственной службе допускалось лишь дворянство.- поместное и служилое. Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.
Наиболее распространенной в настоящее время является классовая стратификационная система. Промышленная революция XVIII • XIX вв. разрушила сословную структуру феодального общества и вместо знатности происхождения установила ранжирование социальных групп - классов - по богатству и собственности. Классы представляют собой социальные группы свободныx в политическом и правовом отношении граждан. Различия между группами заключаются прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от предыдущих типов стратификации принадлежность к классам - буржуа, пролетариев, фермеров и т. п. не регламентируется политической властью, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передается только имущество, капитал, но не сам статус).
В социологии существуют два подхода в понимании термина "класс». Традиционный (социально-экономический) подход, сформулированный К. Марксом, интерпретирует класс как большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. Данное понимание было характерно для периода зарождения капиталистического общества, когда отношения собственности на средства производства были основой выделения классов.
В современном обществе значение индивидуального и семейного капитала постепенно снижается и возрастает роль акционерного капитала.
Достаточно отметить, что в США акционерами являются 50 млн. граждан, что составляет почти четверть населения страны. По этой причине в социологии преобладает статусный подход, согласно которому под классом понимается любой социальный страт (слой), отличающаяся от других доходом, властью, образованием, престижем.
Классическая классовая стратификационная система сложилась в США, поскольку здесь не было сословий и классовая структура формировалась с "чистого листа".
Внутри высшего класса американский социолог Л. Уорнер выделял:
- верхний высший класс (так называемые "старые родовые семьи", пре- успевающие бизнесмены, тех, кого называют профессионалами, то есть людей, имеющих университетское образование, большой практический опыт, занятых творческим трудом и добившихся общественное го признания (юристы, врачи, ученые, преподаватели);
- нижний высший класс (они не уступали верхнему высшему классу по уровню материального благополучия, однако не могли похвастаться своей родовитостью).
На другом полюсе социальной лестницы находится низший класс, живущий у черты или за чертой бедности. Низший класс также неоднороден. В нем выделяют верхний низший класс (малоквалифицированные рабочие, живущие в относительном достатке) и нижний низший класс (обитатели подвалов, чердаков, трущоб, которых называют "социальным дном").
Между очень богатыми и очень бедными располагается средний класс, составляющий до 70% населения развитых стран. Его рост связан с сокращением доли ручного труда и расширением удельного веса умственного труда как в промышленности, так и сельском хозяйстве, с развитием сферы услуг, появлением новых профессий, связанных с наукоемкими технологиями. В средний класс включают мелких и средних предпринимателей, торговцев, адвокатов, священников, писателей, художников, учителей, врачей, средних менеджеров.
Средний класс выполняет роль социального стабилизатора, предотвращающего столкновение крайних полюсов социальной структуры: очень богатых и очень бедных. Поскольку он состоит из тех, кто создал собственную экономическую независимость своими руками, то эти люди заинтересованы в сохранении того строя, который предоставил им подобные возможности. Средний класс выступает социальной базой демократии в силу умеренности своих требований.
Талантливые личности могут рождаться во всех социальных слоях и классах. Однако поскольку между ними существуют барьеры, то свободный переход индивида из одной группы в другую затруднен. Наиболее заметным препятствием является то, что социальные классы обладают субкультурами, которые их различают. Это выражается в привычках, правилах, манерах поведения, образе жизни. Часто бывает непросто представителю иной субкультуры усвоить ценности и нормы другого страта.
По определению автора теории социальной мобильности П. Сорокина, "Социальная мобильность представляет собой любой переход индивида... от одной социальной позиции к другой". Он различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это изменение социального положения индивида или социального объекта, которое не приводит к повышению или понижению их статуса (например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другу). Во всех случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит.
Вертикальная мобильность представляет собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида из одного социального слоя в другой. Это может быть служебное повышение, улучшение благосостояния, переход в более высокий социальный слой.
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать положение других. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность:
- переход человека к более высокому профессиональному, экономическому и политическому положению будет означать восходящую мобильность, или социальный подъем. Он может осуществляться в индивидуальной и групповой формах. Во втором случае восходящая мобильность выражается в создании новых групп индивидов с включением их в высший слой;
- нисходящая мобильность или социальное падение означает выталкивание индивида с высоких социальных статусов на более низкие, или понижение статуса целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может быть падение престижа профессии инженера в российском обществе или поражение на выборах правящей партии.
Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Конечно, индивидуальные способности не будут иметь особого значения, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. Напротив, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы основные подходы к пониманию социальной структуры общества?
2. Что такое социальный статус и каковы основные виды статусов?
3. Определите, к каким статусам относятся следующие социальные позиции: император, римский папа, сенатор, президент, муж, русский, герцог, вельможа, негр, теща, инвалид.
4. С позиции теории статусов поясните поговорку «Что позволено Юпитеру, не позволено быку».
5. С какой формой несоответствия мы имеем дело в следующих случаях:
– банкир, добирающийся на работу в троллейбусе;
– министр, входящий в совет директоров частной фирмы;
– спортсмен, злоупотребляющий алкоголем;
– судья, возглавляющий преступное сообщество.
6. Могут ли принадлежать одному человеку следующие варианты статусных наборов:
– директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский, рабочий;
– председатель профкома, мужчина, полицейский, член общества филателистов, спортсмен-любитель, русский.
7. Что такое социальная роль? В чем различие статуса и роли?
8. Что означает понятии «социальная стратификация»?
9. В чем различие социальной стратификации и социальной структуры?
10. Какие из терминов характеризуют социальную стратификацию, а какие относятся к политической и профессиональной структуре: середняк, бедняк, разночинец, чиновник, солдат, монарх, либерал, духовенство, казачество, купечество, жандарм, консерватор, преподаватель, менеджер, доярка, токарь.
11. Чем отличаются характер социального расслоения и способ его детерминации в кастовой, рабовладельческой, классовой стратификационных системах?
12. Что отражает понятие «социальная мобильность»?
13. Какие виды и формы социальной мобильности существуют?
Словарь терминов
Структура социальная – Совокупность взаимосвязанных элементов (статусов), составляющих внутреннее строение общества.
Статус социальный – положение человека в обществе как представителя большой социальной группы.
Роль социальная – поведение, направленное на реализацию обязанностей и прав,
присущих данному статусу.
Стратификация социальная – наличие в обществе вертикально расположенных слоев (стратов), представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Каста – социальный страт, членством в котором человек обязан своим рождением.
Сословие – социальный страт, обладающий закрепленными обычаем и законом правами, обязанностями и привилегиями, передаваемыми по наследству.
Класс – в широком смысле – большая социальная группа, владеющая или не владеющая средствами производства и занимающая определенное место в общественном разделении труда. В узком смысле – любой социальный страт современного общества, отличающийся от других доходом, образованием, властью и престижем.
Мобильность социальная – изменение членами общества своего места в социальной структуре, т.е. изменение ими своего социального статуса.
Маргинальность – промежуточное положение, определяющее поведение, мышление и социальное самочувствие людей в ходе утраты ими своей принадлежности к прежней социальной группе и слабой освоенности новых ролей и норм.