Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 


К 100-летию со дня рождения ленинградского поэта




Александра Введенского

 

6 декабря 2005 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Ивановича Введенского – ленинградского поэта, чьи детские стихи переиздаются до сих пор, есть даже в Интернете. Человека, который в 1928 году перевел на русский язык сказки братьев Гримм. Вклад поэта в российскую литературу можно сравнить с творчеством его современников и соратников Д.Хармса, Н.Заболоцкого, К.Чуковского, С.Маршака.

 

«Я третьим Гриммов стал собратом…»

 

Вот что пишет о А.И. Введенском в антологии поэзии Евгений Евтушенко:

«Родился и умер в Петербурге. Был одним из основных участников группы Объединение реального искусства (Обэриу). Наследие его сбереглось едва ли на четверть, но и оставшегося хватило на два тома, изданных в Москве в 1993 году. Если других обэриутов - Заболоцкого, Хармса и Олейникова читатели признали давно и всерьез, то к Введенскому слава пришла не ранее 80-х годов. Притом, поначалу это была слава одного стихотворения - «Элегия».

Опубликовал в 1928-1941 годах более 30 книг для детей, но «взрослые» его произведения, за исключением «Элегии», почти не ходили даже в самиздате. В начале 30-х побывал в тюрьме и ссылке, но вернулся в Ленинград. С 1936 года перебрался в Харьков, что в сентябре 1941 года его и погубило: его «превентивно» арестовали за попытку дождаться прихода немцев, вывезли из Харькова.

Дата его смерти - 20 декабря 1941 г. - в официальных документах сомни­тельна. По разным свидетельствам, Введенский то ли умер в тюремном поезде от дизентерии, то ли был пристрелен конвоем. Его рукописи чудом спас в блокадном Ленинграде Я.С. Друскин.

Абсурдная власть боялась абсурдистов. Власть, конечно, не понимала того, что они писали. Но власти мерещилось в обэриутах издевка над ней, презрение, и в своем зверином трусливом инстинкте она не ошибалась.»

«Мне страшно что я при взглядена две одинаковые вещине вижу, что они усердностараются быть похожими.

Я вижу искаженный мир…»

Эти строки Введенского во многом характеризуют его творчество.

В конце 20-х годов в Ленинграде заявила о себе «Школа Чинарей» - содружество близких по духу людей. Слово «чинарь» (от духовного «чин» - ранг) придумал Александр Введенский. Кроме него в «Школу…» входили поэты Д. Хармс и Н. Олейников, философы Я. Друскин и С. Липавский.

Тогда же Введенский участвовал в Объединении реального искусства. То, что делали обэриуты, сейчас называют авангардом, хотя, они не теряли связи с литературными традициями. Введенский и Хармс вместе с Н. Заболоцким, К. Вагиновым, Ю. Владимировым, Б. Бахтеревым создали не только новое направление в поэзии и прозе, но и особый стиль мысли и жизни. (Сегодняшние «Митьки» – что-то похожее, но скорее современное подражание.) Обериуты не только писали загадочные стихи, но и вели себя вызывающе, ставили шокирующие публику спектакли. Но политику в своё творчество они не допускали.

Путеводной в творчестве Александра Введенского была «бессмыслицы звезда». Он ставил над словом и звуком эксперименты, в которых смысл написанного был не особенно важен:

Мне невероятно обидно,

что меня по-настоящему видно.

Ещё есть у меня претензия,

Что я не ковёр, не гортензия.

Была у него и философская лирика:

Деревья с глазами святых

Качаются Богом забытые.

Только дважды при жизни Введенский печатался как «взрослый» автор. Массовому читателю были непонятны его литературные опыты. Но в детских стихах поэт был другим.

Лидия Чуковская писала о них: «Чистый и лёгкий стих А.Введенского вводит ребёнка не только в мир родной природы, но и в мир русского классического стиха, словно в приготовительный класс перед вёснами, звёздами, ритмами Тютчева, Баратынского, Пушкина».

Прислушайтесь:

Вянут и желтеют клёны,

Осыпаются цветы,

До свиданья, сад зелёный,

Опустеешь скоро ты…

А.И. Введенский был постоянным автором ленинградских детских журналов «Чиж» («Читайте интересный журнал», 1930-1940) и «Еж» («Ежемесячный журнал», 1928-1935). Переводил и пересказывал сказки Х.К. Андерсена, В.Гауфа, братьев Гримм («Я третьим Гриммов стал собратом…»).

В детских фразах поэт улавливал почти философское значение:

Лист зелёный облетает,

По траве сухой шуршит,

Потому что он плохими

К ветке нитками пришит…

Сборники его детских стихов, изданных в 1930-е годы, назывались вполне актуально – «Подвиг пионера Мочина», «Конная Буденного», «П.В.О. К обороне будь готов!».

Конец группы «последних левых» поэтов довоенного Ленинграда был закономерен. Хармс писал: «Мы боремся с судьбой и стихаем перед неизбежностью». После нападок в газетах Обэриу разгромили летом 1930 года. Комсомольская аудитория была возмущена аполитичностью «непонятных» поэтов.

Тогда же прошла «дискуссия о детской литературе», где подверглись жестокой критике К.Чуковский, С.Маршак, другие идеологически невыдержанные писатели, в том числе молодые авторы детской редакции Ленинградского издательства.

10 декабря 1931 г. Хармс, Введенский и некоторые другие сотрудники редакции были арестованы.

Вот что пишет об этом М.Мейлах: «Неприемлемая в условиях 30-х годов и официально приравненная к контрреволюции позиция поэтов-обэриутов не могла не играть своей роли. Несмотря на предъявленные им обвинения в контрреволюционной деятельности по 58 статье, шли они по «литературному отделу» ГПУ, и им инкриминировалось, что они отвлекают людей от задач строительства своими «заумными стихами».

Следователь Коган (который сам был впоследствии расстрелян), не знавший, очевидно, значения этого слова, обвинил Введенского в том, что его стихи это «литературная литургия»... По одной из версий причиной ареста Введенского был сказанный им у Е.В. Сафоновой тост за покойного императора Николая Второго. Впрочем, монархизм Введенского был довольно своеобразным, - он говорил, что при наследственной власти у ее кормила случайно может попадаться и порядочный человек».

Полгода Введенский и Хармс провели в Доме предварительного заключения на Шпалерной, в питерской Лубянке, затем были отправлены в ссылку в Курск. Вернулись в ноябре 1932 года. Видимо, эта история обязана своим относительно благополучным исходом отцу Хармса, бывшему народовольцу И.П. Ювачеву. Он хлопотал за сына в Москве перед Н.Н. Морозовым, с которым сидел во времена царизма.

21 марта 1932 года Введенский освобожден из-под стражи, но на 3 года лишен права жить в 16 пунктах СССР (в том числе в родном Питере).

В 1934 году Александр Иванович становится членом Союза писателей. Будучи в 1936 году проездом в Харькове, знакомится с Г.Б. Викторовой, через некоторое время женится на ней и переезжает в Харьков. В 1937 году у них родился сын Петр.

В феврале 1941 года наряду с другими детскими книжками опубликованы стихи Введенского «А ты?». Ее герои – мальчишки – мечтают, чтобы поскорее стать «красной конницы бойцами», танкистами, моряками, пехотинцами и саперами, «чтобы бить врага всегда и всюду».

В конце сентября 1941 г. немцы подступили к Харькову. Семья Введенского должна была эвакуироваться, но не успела. Б.А. Викторов, старший сын Г.Б. Викторовой, пишет:

«27 сентября 1941 г., ранним утром, почти ночью, как и полагается в таких случаях, пришли эти ребята. Александр Иванович, дети и обе женщины (жена и теща) встретили их удивительно по-деловому и спокойно, будто давно ждали. Не было слез. Было полное молчание (отец и дядя Галины Борисовны в свое время уже были «забраны»). В неестественной тишине был сделан обыск, на пол вывалены рукописи и письма. Что и в каком объеме они взяли с собой, неизвестно. Что-то наверняка унесли, наверное, и рукописи, и письма. Например, сохранилось только одно письмо Хармса к Введенскому…

На прощанье он подошел к каждому, поцеловал.

Сохранилась записка Александра Ивановича из заключения:

«Милые, дорогие, любимые. Сегодня нас увозят из города. Люблю всех и крепко целую. Надеюсь, что все будет хорошо, и мы скоро увидимся. Целую всех крепко, крепко, а особенно Галочку и Наталочку. Не забывайте меня. Саша».

Точное время и место гибели Введенского 63 года были неизвестны.

В одном из биографических очерков написано: «Это произошло на железной дороге между Воронежем и Казанью, где он, мертвый или полуживой от дизентерии, был выброшен из вагона, а, может быть, ослабевший, застрелен конвоем. Официальная дата смерти Александра Введенского - 20 декабря 1941 года.»

 

Умер от плеврита

 

В 2001 году вышел 3 том Книги Памяти жертв политических репрессий, в котором на 149 странице есть запись:

«Введенский Александр Иванович, 1904 год рождения, место рождения: г.Санкт-Петербург, жил: г.Харьков, ул. Совнар­комовская. Русский, писатель. Арестован 1.9.41. Предъявлено обвинение по ст. 54-10 УК УССР. Умер 20.12.41 в г.Казань, в спец псих. больнице.»

Первым на эту запись обратил внимание редактор «Ленинградского мортиролога» А.Разумов. Он обратился к казанским коллегам с просьбой поискать подробности о смерти Введенского. Откуда появились сведения о психбольнице?

Выяснилось, что сведения взяты из списка 23 770 заключенных, умерших на территории Татарии. В редакцию Книги Памяти РТ список был передан руководством Информационного центра МВД Республики Татарстан. В архиве ИЦ МРД РТ хранится и личное дело поэта № 1733.

В нем есть постановление об аресте А.И. Введенского, его последняя фотография и акт о смерти. На обложке дела многозначительный штамп: «Казанская спец. психиатрическая больница МВД Тат. АССР». Судя по всему, именно туда и был направлен узник Харьковской тюрьмы в сентябре 1941 года.

АКТ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 470 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2471 - | 2351 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.