Г.
Сборник документов и воспоминаний под таким названием подготовлен к печати М.В. Черепановым совместно с Комитетом ветеранов войны и военной службы Вахитовского района Казани.
Автор проекта и составитель книги – председатель Комитета Г.П. Бердников.
Это первая попытка собрать в одном сборнике наиболее полные сведения о деятельности в годы Великой Отечественной войны казанцев, проживавших на территории нынешнего Вахитовского района.
Главная часть книги – это, конечно, около двух тысяч биографий фронтовиков, жителей района, десятки их воспоминий. Своими впечатлениями о событиях более чем 60-летней давности делятся участники Парада 1941 г. в Москве и участники Парада Победы в 1946 г. О тяготах военных лет правдиво рассказывают бывшие пехотинцы и артиллеристы, связисты и летчики, курсанты военных училищ и партизаны. Ныне все они – ученые и преподаватели, конструктора и военачальники – люди, известные далеко за пределами Вахитовского района Казани.
Лаконичные, но ёмкие очерки посвящены Героям Советского Союза, чьи биографии связаны с Вахитовским районом – М.Джалилю, М.П. Девятаеву, И.К. Кабушкину, М.П. Кирпоносу, Б.К. Кузнецову и Ш.С. Рахматуллину.
Впервые публикуется наиболее полный список военных корреспондентов, принимавших участие в выпуске фронтовых газет на татарском языке. Так же впервые даются оригиналы и переводы на русский язык публицистических выступлений и литературных произведений писателей и поэтов Татарстана, написанных в годы великой Отечественной.
Явным украшением сборника стали рисунки из фронтового альбома и репродукции картин народного художника СССР, фронтовика Х.А. Якупова.
Не менее интересны краткие рассказы обо всех предприятиях и организациях, существовавших 60 лет назад на территории района. Это прославившиеся своим вкладом в оборону заводы «Электроприбор», «Точмаш», «Свияга», комбинаты «Спартак» и меховой (ныне ОАО «Мелита»). Не забыты локомотивное депо ст. Казань, речной порт, хлебозавод, главпочтамт, органы милиции.
Публикуемые документы дают полную картину деятельности военных госпиталей на территории Казани. Затронута и проблема уничтожения воинских захоронений на Арском кладбище Казани.
Уникальна в своем роде подборка очерков о казанских вузах военных лет. К сожалению, до сих пор мало написано книг о гигантском вкладе казанских ученых и студентов в обороноспособность страны.
Завершают книгу очерки о поисковой деятельности казанских студентов, работе редакции Книги Памяти и Комитета ветеранов войны и военной службы Вахитовского района Казани.
ПОБЕГ, ОСТАНОВИВШИЙ «АНГЕЛА СМЕРТИ»
Г.
Сам того не зная, Девятаев лишил Гитлера последней надежды на продолжение войны.
Гитлер назвал его личным врагом, а Королев представил к званию Героя Советского Союза.
«Я уверенно смотрю в будущее. «Оружие возмездия», которым я располагаю, изменит обстановку в пользу Третьего Рейха.»
Адольф Гитлер, 24 февраля 1945 г.
Уинстон Черчилль: «Ангел смерти прилетал к нам из чужой страны, но мы не всегда могли слышать даже шелест его крыльев».
О побеге из плена летчика Михаила Петровича ДЕВЯТАЕВА знают многие. Знают не только на родине, в Мордовии и в Казани, где он живет. О нем написано немало. По заказу ФСБ Татарстана снят документальный фильм «Побег с острова смерти». В Германии Девятаеву и 9 его товарищам поставлен памятник в знак признания особого значения побега с секретной немецкой базы Пенемюнде 8 февраля 1945 г.
В Книге рекордов Гиннеса есть запись: «Странным образом отмечен подвиг советского летчика-истребителя лейтенанта Михаила Девятаева, сбитого над Львовом 13 июля 1944. Он - единственный в мире летчик, который за один и тот же подвиг сначала посажен в тюрьму, а затем удостоин высшей государственной награды. Девятаев совершил побег, захватил бомбардировщик «Хенкель-111» и вместе с другими военнопленными перелетел на территорию, занятую советскими войсками. Вырвавшийся из плена на свободу 23-летний летчик осужден военным трибуналом как предатель, добровольно сдавшийся в плен, и отправлен в лагерь. Спустя 9 лет Девятаев попал под амнистию, а в 1958 г. удостоен звания Героя Советского Союза.»
Вот и все, что известно о побеге Девятаева. Правда, в некоторых публикациях упоминается, что Звезду Героя он получил благодаря ходатайству С.П. Королева - отца советских ракет. Почему именно знаменитый конструктор нашел Девятаева в лагере и добился для него высокой награды? Только ли из уважения к дерзкому побегу? Что значил побег летчика для того, кто занимался разработкой ракет?
Ключ к догадке есть на страницах книги М.П. Девятаева «Побег из ада»: «После войны в журнале «Фрайе Вельт» бывший солдат-наблюдатель базы Пенемюнде Курт Шанп, ныне житель Берлина вспоминал: «...Был подготовлен последний пробный пуск ФАУ-2... Сообщили, что приближается момент старта. В это время неожиданно с западного аэродрома поднялся самолет... Это машина Штейнгофа, на которой он должен подняться и проследить траекторию ракетного снаряда «Фау-2». (ФАУ-2 могла добраться до цели лишь с помощью радиосигналов со специального самолета - М.Ч.). Когда самолет оказался уже над морем, с рампы поднялся реактивный снаряд ФАУ-2... Спустя несколько минут явился старший лейтенант воздушных сил и рассказал, что в самолете, который был предоставлен в распоряжение доктора Штейнгофа..., бежали военнопленные...»
Я попросил прокомментировать этот факт самого Михаила Петровича 57 лет спустя после побега. Он пояснил: «Мы выбрали для побега именно этот «Хейнкель-111» не случайно. Конечно, мы не знали, что вылетели именно на самолете Штейнгофа, напичканном радиоаппаратурой. Просто эта машина постоянно стояла на взлетной полосе готовой к взлету. Именно она чаще всего совершала испытательные полеты. При взлете я долго не мог выровнять машину, искал нужные тумблеры и рычаги. Видимо, нажав один из них, привел в действие стартовую систему ракеты...
Когда мы сели в расположении нашей 61 армии, я рассказал командующему армией генерал-лейтенанту Белову, что на острове Узедом, по кромке берега находятся ракетные установки. Указал координаты с точностью до десятка метров. Я был в маскировочной команде, знал, где находятся 11 ракетных установок. После этого наши вместе с союзниками пять дней «утюжили» остров. Тогда был уничтожен и ракетный полигон, и 3,5 тысяч фашистов... Я в это время уже сидел в центральном советском концлагере в Польше. В сентябре 1945 г. меня нашел С.П. Королев, вызвал на Узедом. Я показал ему весь остров, ракетный институт фон Брауна, стартовые площадки, оставшиеся узлы ФАУ-2...»
Проанализируем рассказ ветерана. Какое значение для Гитлера, да и для всего мира имела ракета ФАУ-2? Вот цитата из выступления генерал-лейтенанта Рональда Кадиша, нынешнего директора Организации противоракетной обороны США:
«...Давайте мысленно перенесемся в 8 сентября 1944 г., в час, когда жители Лондона садились ужинать. Тишина этого осеннего вечера была нарушена ужасным взрывом... Через 16 секунд после первого взрыва в 15 милях к северо-востоку от Лондона взорвалась вторая германская ракета «Фау-2», упавшая в районе д. Эппинг. Началась эра баллистических ракет... В течение последующих 8 месяцев немцы выпустили 3000 ракет «Фау-2»... в основном по Лондону и Антверпену (6.9.1944 и по Парижу - М.Ч.). В результате этих обстрелов погибло свыше 5000 человек и сотни тысяч людей были объяты ужасом. Черчилль писал тогда: «(Они) вызывали еще большее напряжение, чем воздушные налеты 1940-1941 годов. Люди постоянно боялись этих обстрелов. Рассвет не приносил облегчения, а густая облачность больше не успокаивала. Слепая, обезличенная природа этих ракет приводила людей в состояние полного отчаяния».
В годы Второй мировой войны единственным эффективным методом обороны от подобного оружия было уничтожение заводов, где производились такие ракеты, и стартовых площадок, или же оккупация территорий, с которых мог производиться запуск этих ракет. С точки зрения Соединенных Штатов, эта ситуация не изменилась и по прошествии 50 лет - сегодня, если ракеты уже запущены, у нас по-прежнему нечем от них защищаться.»
Проведем мысленно радиус от острова Узедом до Лондона и очертим круг досягаемости для немецких ракет ФАУ-2. В него войдет не только вся Польша, Прибалтика, но и значительная часть Беларуси, Украины и России, включая Минск, Киев и Санкт-Петербург. Решился бы Гитлер на массированную бомбежку колыбели трех российских революций, будь у него в руках такое «оружие возмездия»? Несомненно.
Было ли у нас такое оружие в конце 1944 г.? Ответ в хронике космических исследований: «14.10.1944 С.П. Королев направил письмо на имя заместителя наркома авиационной промышленности СССР П.В. Дементьева с проектом об организации работ по ракетам дальнего действия.»
Еще только направил письмо с проектом! Это и понятно - только 27.7.1944 вышло Постановление Президиума Верховного Совета СССР о досрочном освобождении со снятием судимости С.П. Королева и В.П. Глушко.
Три года спустя, 18.10.1947, в 10 час. 47 мин. состоялся первый пуск ракеты ФАУ-2, восстановленной советскими и пленными немецкими конструкторами. Ракета пролетела 207 км и, отклонясь на 30 км от курса, разрушилась в плотных слоях атмосферы.Королев не любил это признавать, но первая советская ракета была полной копией ФАУ-2. Это было сделано по личному приказу Сталина: кто-то опять должен был срочно нагонять упущенное им самим время. Свидетельство тому - Постановление № 1017-419 cc. Советская копия получила название Р-1. Год спустя, 10 октября 1948 г. на полигоне Капустин Яр состоялось ее первое успешное испытание, и вскоре она была принята на вооружение.
Значительно позднее появились на свет другие модификации ракет, которые были уже во многом детищем Королева - более мощными и точными, чем ракета немца Вернера фон Брауна. Но тогда, в 1947 г. существование советского образца ФАУ-2 имело важное значение.
Кто-то может возразить: кому тогда была нужна эта трофейная ракета, ведь фашистской Германии уже не было. Именно в 1947 г. стало известно, что в США создан план военного нападения на СССР «Дрошпот», предусматривающий атомные удары по 25 городам. Поражает циничность расчётов, содержавшихся в подобных планах. Вот что говорилось, в частности, в одном из них: «...Первый удар по 20 городам... сбросить 133 атомные бомбы на 70 советских городов, из них 8 на Москву и 7 на Ленинград... Сбросить 200 бомб и 250 тысяч тонн обычных бомб на 100 городов... Сбросить 300 атомных бомб...» Что остановило реализацию этих планов, если не существование советской ракеты Р-1?
В 1957 г. мы уже запустили на орбиту свой спутник и могли донести ядерный заряд до любой точки земного шара. За десять лет советские ученые смогли практически с нуля опередить весь мир, в том числе и американских коллег под руководством того самого Вернера фон Брауна.
Не потому ли Королев вспомнил в 1958 г. о Девятаеве, что такой скачок был возможен только после захвата деталей ФАУ-2 на полигоне Пенемюнде? Только Королев мог по достоинству оценить значение подвига казанского мордвина.
Ясно, что без угнанного самолета Штейнгофа самим гитлеровцам было невозможно продолжать успешные испытания ФАУ-2. Так Гитлер лишился своего «оружия возмездия».
Несомненно, образцы ФАУ-2, которая уже в 1944 г. могла доставить на сотни километров тонны взрывчатки, ускорили работу над советским космическим щитом. Один из двигателей ФАУ-2 до сих пор хранится в Казанском техническом университете (КАИ) и изучается как феномен конструкторской мысли. Общеизвестно, что именно ФАУ-2 является «матерью» не только советских, но и американских, английских, китайских баллистических ракет.
Итак: весь мир более полувека восхищается побегом М.П. Девятаева, так и не поняв главного - узник острова Узедом по сути дела выбил из рук бесноватого фюрера последнюю его надежду - ракету ФАУ-2 и способствовал тому, чтобы она оказалась в распоряжении советских ракетостроителей под руководством С.П. Королева. Другими словами, побег Девятаева во многом способствовал прекращению Второй мировой войны и создал условия для предотвращения Третьей.