(начало XX – середина XX в.)
Система географических дисциплин окончательно сложилась до второй мировой войны. К этому времени были полностью ликвидированы «белые пятна» на картах суши. Начали организовываться комплексные физико-географические экспедиции, изучающие вместе все компоненты природы территорий. Появились новые подходы в изучении Земли – палеогеографический, геофизический, геохимический. Кругозор человека значительно расширился и усложнился. Он стал не только глобальным, когда человек может мысленно охватить всю поверхность Земли, но и комплексным. Люди начали понимать всю сложность природы своей планеты. Зародился космический кругозор, благодаря работам В.И. Вернадского, в которых Земля была показана частью (элементом) более сложной системы – Космоса. Все это отразилось на организации науки. Появились не только географические кафедры, но и факультеты географии и, наконец, целые географические институты.
XX век – время буйного расцвета географии. Значительными научными работами выделяются школы Берга – Борзова в физической географии, биогеографическая школа Сукачева, географо-геохимическая школа Вернадского – Полынова, экономико-географическая школа Баранского – Колосовского и др.
Л.С. Берг (1876–1950 гг.) и А.А. Борзов (1874–1939 гг.) по праву считаются основателями ландшафтоведения. Л.С. Берг – ученик Д.Н. Анучина – в сущности реализовал системный подход в географии. Каждый ландшафт он рассматривал как целостный механизм, части которого обусловливают все целое (и наоборот). Л.С. Берг особое внимание обращает на анализ влияния ландшафта на человеческую деятельность и воздействие человека на природные комплексы. Он ввел в литературу представление о культурном ландшафте. Ландшафты Берг рассматривает как «атомы», из которых состоит природная среда. А.А. Борзов много сделал, чтобы объединить физико-географические и экономико-географические исследования, географию и картографию. Он стремился сделать географическое познание мира комплексным.
Идеи научной школы В. В. Докучаева были развиты В. М. Сукачевым – ботаником, лесоведом. Он создал теорию биогеоценозов – сообщества организмов в их единстве с географическими условиями. Эта теория тесно связала географию и биологию.
Н.И. Вавилов объединил географию и генетику, создав учение о центрах происхождения культурных растений. Он изучал эти центры во время многочисленных путешествий по всему миру.
Наиболее гениальным учеником и последователем В.В. Докучаева был В.И. Вернадский. Он исследовал миграцию химических элементов на Земле и выделил необычайную химическую активность в биосфере. Большое значение в круговороте вещества Вернадский придавал человеческой деятельности. По Вернадскому, современное человечество становится мощной геологической силой. Область природы, изменяющейся под воздействием труда и мысли человека, Вернадский назвал «ноосферой», или сферой разума. Географическая оболочка постепенно преобразовывается в ноосферу и, благодаря трудам В.И. Вернадского, мы более точно знаем об этом процессе.
Ряд идей Вернадского развил Б.Б. Полынов – физикогеограф, геохимик, почвовед. Он создал учение о круговороте вещества внутри ландшафта и между различными ландшафтами. Полынов развил идеи Докучаева об истории природы, возрасте ландшафтов и почв, путях рационального использования природы.
Климатологические знания значительно расширились благодаря работам по географической классификации климатов Земли и климатическому районированию Б.П. Алисова (1891–1972 гг.).
Большой вклад в развитие гидрологии внес С.Д. Муравейский (1884–1950 гг.), рассмотревший сток как мощный географический фактор развития природы, в том числе и органического мира. Он предложил структурную модель географической системы. В этой модели он связал вместе три основных географических фактора – климат, сток, рельеф и три природных процесса – почвообразование, выветривание, развитие живого мира.
Становление современной социально-экономической географии связано с именами Н.Н. Баранского (1881—1963 гг.) и Н.Н. Колосовского (1891– 1954 гг.).
Н.Н. Баранский разработал вопрос о географическом (территориальном) разделении труда, как основном понятии экономической географии. Он ввел экономическую географию в систему географических наук, связал ее с историей, экономикой и с физической географией. Н.Н. Колосовский создал теорию экономического районирования и положил начало теории территориально-производственных комплексов (ТПК); ввел в экономическую географию представление об энергопроизводственных циклах (процессах), имеющих важное значение для моделирования экономических районов.
Школа Баранского–Колосовского изучает территориальные системы производительных сил — страны, экономические районы, города, транспортные системы и узлы и т. д. в их развитии.
Н. Н. Баранскому и Н. Н. Колосовскому удалось совершить синтез природы, истории освоения территории, хозяйства, населения и создать основы природно-хозяйственного районирования. Н. Н. Баранский был убежденным сторонником единства географии – ее физико-географической и экономико-географической частей.
А. А. Григорьеву впервые удалось точно сформулировать представление об объекте географии. А.А. Григорьев ввел в географию понятие о географической оболочке. Его идея позволила синтезировать знания разных отраслей географии. Географическая оболочка, по мнению А.А. Григорьева, является объектом физической географии, но в настоящее время в нее можно включить и социосферу. Таким образом, Григорьев положил начало представлению об объекте Единой географии.