1 Расскажу я вам про виллана. В день приснодевы утром рано Пошел с женою в церковь он. Перед службой, взойдя на амвон,
французская литература
Поэзия городского сословия
5 Поп стал проповедь говорить:
п„„-- ----
Дары, мол, нужно приносить,
Чтоб не была молитва лишней;
Воздаст вдвойне тому всевышний, Чей дар от сердца принесен. «Слышь, сестрица", наш ной умен, Говорит внллан, — ей же ей! Даруй по совести своей, II добро твое бог умножит;
Отлично пригодиться может Корова наша в дар для бога:
Молока не приносит много;
Отдадим попу се, а?» «Что ж, сударь, — молвила жена, — Дадим, пожалуй, я согласна». И, не тратя слов понапрасну, Едва домой прийти успев, Виллан направился в свой хлев;
Из хлева корову выводит, К попу с коровою приходит.
А поп их был большой хитрец...
Руки сложил виллан: «Отец, Примите богу в дар коровку». И передал попу веревку, Клянясь, что отдал все, что мог. «Ты мудро поступил, дружок, — Сказал отец Констан учтивый, Изрядно жадный до наживы. — Ступай, похвально твое рвенье;
Будь столько у всех разуменья, С прихода я б набрал скота Наверно целые стада!» Виллан в обратный путь идет. А поп слуге приказ дает:
Чтоб к дому могла привыкать, Белянку с Буренкой связать, Своею собственной коровой (Та паслась в саду поповом). Слуга Белянку в сад отводит И, связав коров, сам уходит.
45 Осталась пара на лугу. Буренка шею гнет в дугу, Есть траву она продолжает;
Белянка пастись не желает:
Веревку тянет во всю мочь
а Обращение к жене, принятое обычно у низших сословий.
И из сада уходит прочь.
Ведет Буренку по полям,
По пастбищам и деревням,
Пока ее не притащила,
Хотя и нелегко ей было,
К виллану — прямо к самой двери.
Виллан глядит — глазам не верит;
В душе рад-радешенек он. «Ого, — он молвил, поражен, — И впрямь, дорогая сестрица, Господь воздает нам сторицей:
За Белянкой пришла Буренка, Стало сразу две коровенки;
Чай, тесен будет хлевушок». В сей сказке вот какой урок:
Мудрый себя вверяет богу, Бог пошлет — и получит много;
А глупый — и копит и прячет, —1
Не разбогатеть без удачи!
Все счастливый случай решает:
Двух коров виллан получает, А поп и одну потерял. Подняться думал — ан упал!
ЗАВЕЩАНИЕ ОСЛА.
Кто желает в довольстве жить И дни свои так проводить, Чтоб росло его состоянье — Ждут того всегда нарекапья И злословья клеветников. Каждый вредить ему готов, Злой завистью одолеваем. Как ни любезен будь хозяин, Из десятка гостей его Шесть найдется клеветников. Завистников же — сам-девятый;
За спиной он им враг заклятый, А перед ним гнут низко шею И быть приятными умеют. Раз нету постоянства в том, Кто сидит за его столом, Кроме зависти — что другого Ожидать ему от чужого? На что рассчитывать ему?
А речь веду я вот к чему. В селе богатом жил священник;
О том лишь думал, как бы денег Для церкви побольше собрать Да самому богаче стать. Платья, монет нажил немало. Зерном закрома наполнял он:
Для продажи поп выбрать мог И выждать наилучший срок — С сентября ждал до самой пасхи. ' Гроша не даст он без опаски, Хоть лучший друг проси о том, А кто и возьмет — лишь силком! Осла он у себя держал, Какого вряд ли свет видал;
Попу слугою был примерным;
Двадцать лет служил ему верно, Богатства умножать помог, Пока от старости не сдох. Поп так сильно осла любил, Что шкуру драть не разрешил, А зарыл его на кладбище.
Теперь о другом слов поищем. У епископа — нрав иной, Он — но жадный и не скупой, 5 Он добр, любезен в обхожденье, И, видя гостя появленье, Уговоров слушать не станет — Даже больной с постели встанет;
Средь добрых христиан побыть — Вот чем привык себя лечить. Дом народу всегда был полон;
Слуг неплохих себе нашел он:
Приказ своего господина Исполнит каждый в миг единый. Утварь — вся в долг была взята:
Кто щедр, в долги войдет всегда.
Раз гости за его столом Рассуждали о том, о сем. И речь зашла о богачах — О клириках, скупьгх попах. Епископ иль сспьор едва ли Уваженье от них видали. Тут же лихом помянут был Поп, что столько богатств нажил, Так всю жизнь его раскисали,