Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская демократическая сатира конца XVII века




В XVII в. оформляется и развивается сатира как самостоятельный литературный жанр. Сатира осмеивает социальное неравенство, продажность, взяточничество и крючкотворство судей. Это обусловлено спецификой жизни того времени. Образование «единого всероссийского рынка» во второй половине XVII в. привело к усилению роли торгово-ремесленного населения городов в экономической и культурной жизни страны. Однако в политическом отношении эта часть населения оставалась бесправной и подвергалась беззастенчивой эксплуатации, гнету. На усиление гнета посад отвечал многочисленными городскими восстаниями, способствовавшими росту классового самосознания. Появление демократической сатиры явилось следствием активного участия посадского населения в классовой борьбе. Таким образом, русская действительность «бунташного» XVII столетия и была той почвой, на которой возникла сатира. Социальная острота, антифеодальная направленность литературной сатиры сближали се с народной устно-поэтической сатирой, которая служила тем неиссякаемым источником, откуда черпала она свои художественно-изобразительные средства. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духовенства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие; «государственная система» спаивания народа через «царев кабак». Обличению системы судопроизводства, опиравшейся на Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., посвящены повести о Шемякином суде и о Ерше Ершовиче.

В «Повести о Шемякином суде» объект сатирического обличения – судья Шемяка. Судья не допустил никаких отступлений от юридических норм, но своим решением поставил "истцов" - богатого крестьянина, попа и горожанина - в такое положение, что они вынуждены откупаться от "убогого", чтобы тот не требовал выполнения постановления суда. Решение суда ставит в смешное положение и богатого крестьянина, наказанного за свою жадность, и попа, оказывающегося в положении обманутого мужа. Главным оружием бедняка является ум, он грозит всем завернутым в платок камнем. Художественный строй повести – русская сатирическая народная сказка о неправедном судье. Действие развивается быстро. Форма «судебной отписки» заостряет сатиризм повести. « Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове». Дошла до нас в 4 редакциях. Первая более полно отразила социальные противоречия эпохи. Повесть изображает земельную тяжбу, которую ведут крестьяне — «божий сироты» Лещ и Голавль и «лихой человек», «ябедник», «разбойник», «боярский сын Ерш». Лещ и Голавль предъявляют иск на Ростовское озеро, отнятое у них Ершом. Ерш предъявляет встречный иск. Ерш не только снимает иск (холопы не имели юридических прав), но и пытается превратить свободных крестьян в своих холопов. Ерш оказывается простым крестьянином, признают виновным. Повесть обличает хитрого и наглого «ябедника» Ерша. Объектом сатирического обличения является не только Ерш, но и его именитые судьи. Разоблачается в повести система подкупа, царящая в суде. Повесть представляет собой первый образец литературной иносказательной сатиры, где действуют рыбы в соответствии со своими свойствами. Автор использует образы народной сказки о животных. «Калязинская челобитная» изображает быт и нравы монашества. Объектом сатирического обличения является Калязинский мужской монастырь. Монахи недовольны тем, что архимандрит "забыл страх Божий и иноческое обещание и досаждает" им, заставляя присутствовать на богослужении, поститься. Пародийно-сатирические произведения породили понятие "маленького человека", от них идет интерес и сочувствие к "униженным и оскорбленным". «Повесть о бражнике» построена на антитезе — «бражник» и пребывающие в раю «святые». Показывает нравственное превосходство пьяницы над «праведниками». Бражник уличает святых в преступлениях, а сам он никаких преступлений не совершал. Стремление «святых» не пустить к себе в рай «бражника» расценивается как акт нарушения евангельской заповеди любви. В забавной шутке звучит гневная сатира на церковь и церковный догмат почитания святых.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2344 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2311 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.