XVII век в истории России историки относят к новому периоду, который характеризуется экономическим слиянием всех земель и княжеств в одно целое и созданием всероссийского рынка. В связи с этим — усиливается роль посада—торгово-ремесленного населения городов; старинная боярская знать начинает уступать место «худородным» предприимчивым людям, добивающимся благодаря своему уму, активности высокого положения в обществе. В XVII в. формируется новый демократический читатель и отвечающий его запросам писатель. В литературе трансформируются, демократизируются традиционные жанры исторической повести, жития. Они «обмирщаются». В них усиливается занимательность, появляется интерес к быту, частной личной жизни человека. В них появляется новый герой, вступающий в активную борьбу за свои убеждения — веру, стремящийся строить свою жизнь по своей воле, пытающийся утвердить свое право на свободу чувств. Появляется демократическая сатира, осмеивающая существенные стороны жизни: социальное неравенство, продажность, взяточничество и крючкотворство судей, ханжество и лицемерие монахов и духовенства, государственную систему спаивания народа в «царевых кабаках». Изменяется характер переводной литературы, ориентирующейся теперь на Запад (литературу позднего средневековья и раннего Возрождения). Во второй половине XVII в. возникают придворный и школьный театры, виршевая поэзия, культивирующая стиль барокко, который становится характерным направлением русской придворной культуры и литературы.
Начало XVII века знаменуется бурными историческими событиями — первая Крестьянская война и борьба русского народа с интервенцией польских и шведских феодалов, появление самозванцев.
17 в. – "век потерянного равновесия", происходит отрицание основ христианского канонического творчества. Переход к культуре неканонической и нехристианской, хотя часто все еще религиозной по содержанию. При этом каноническая христианская культура ещё существует.
Обращение к опыту Запада, необходимость включиться в западную культуру. Растождествление идеи государства и государя. Если в раннем восточнославянском средневековье христианский царь и христианское царство мыслились как нераздельное целое, то события Смуты пошатнули веру в обязательность и освященность этой связи.
"Отрицание" основ канонического художества приводит к расподоблению творчества и богословия, творческого служения и спасения.
Развивается литература кардинально отличающаяся от церковной книжности "пониманием задач, методами художественного обобщения, пониманием человека, сюжета, жанра и т. д., самим характером творчества", как и существенными изменениями в отношении писателей к художественному слову и к самой действительности.
Нередко наблюдается прямое заимствование западноевропейских литературных жанров, – подражание формам переводных произведений, среди которых появляются, в частности, роман – приключенческий, любовно-приключенческий (рыцарский); школьная драма; морально-дидактическая и любовная поэзия.
Произведения словесного творчества, особенно в барокко, также приобретают вид и характер "зрелища", призванного прежде всего изумлять и удивлять читателя, для чего используются "разнообразные декоративные приемы символико-метафорического стиля, иероглифы и эмблемы, фигурные стихи".
В первой половине XVII в. широкое распространение получает демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, использование простого народного языка). Сатирические повести отражали настроения широких народных масс. Знаменитые Повесть о Ерше Ершовиче и Повесть о Шемякином суде обличают социальную несправедливость, казнокрадство, волокиту, продажность судей. Объектом критики стала даже церковь.
Народная сатира была насмешкой над потерявшими свою силу религиозными обрядами, выродившимися в игру, выражением презрения к иноземному насильнику. Насмешка и презрение, заменившие в словесных произведениях "якобы общечеловеческие" ценности и отношения, свидетельствуют не только об "отрицании" культурой церковности, но и о кризисе уже самой религиозности.
В народной сатире писатели XVII века по-разнообразному пародировали традиционные и устно-поэтические жанры (былины, календарные обряды, церковные обряды, церковный язык, литературные и документальные жанры). Об этом говорят сами названия произведений: "Калязинская челобитная ", " Служба кабаку", "Толковая азбука о голом и небогатом человеке". Пародийный эффект достигается тем, что в "старую" книжную или документальную форму, то есть в привычный "горизонт ожидания" читателя вписывается непривычный, часто противоречащий ожидаемому смысл, а точнее – бессмыслица, представляемая с нарочитой серьезностью.
Это век, в котором прочно укоренившиеся за шесть веков литературные жанры легко уживались с новыми формами литературы: с силлабическим стихотворством, с переводными приключенческими романами, с театральными пьесами, с первыми записями фольклорных произведений, с пародиями и сатирами. Это век, в котором одновременно возникают литературы придворная и демократическая. Наконец, в XVII веке мы видим появление профессиональных авторов, усиление чувства авторской собственности и интереса читателей к автору произведения, к его личности, развитие индивидуальной точки зрения на события и пробуждение в литературе сознания ценности человеческой личности самой по себе, вне зависимости от ее официального положения в обществе. Век постепенного перехода от древней литературы к новой. XVII век в России принял на себя функцию эпохи Возрождения, но принял в особых условиях и в сложных обстоятельствах. Развитие культурных явлений в нем не отличалось стройностью и ясностью.
ИЗМЕНЕНИЯ В ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЕ.
Прежде чем отмереть, средневековая жанровая структура литературы крайне усложняется, количество жанров возрастает, их функции дифференцируются. Чрезвычайно расширяется количество жанров за счет введения в литературу форм деловой письменности, которым, в отличие от предшествующего времени, все больше и больше придаются чисто литературные функции. Количество жанров увеличивается за счет фольклора, который начинает интенсивно проникать в письменность демократических слоев населения, и за счет переводной литературы. Наконец, происходит трансформация старых средневековых жанров в результате усиления сюжетности, развлекательности, изобразительности и расширения тематического охвата литературы. Автобиографические элементы проникают в исторические сочинения, посвященные событиям «Смуты», в жития, и во второй половине XVII в. появляется уже жанр автобиографии, вобравший в себя и элементы житийного жанра и исторического повествования. Главный, но не единственный представитель этого жанра автобиографии — «Житие» протопопа Аввакума. Наряду с литературой господствующего класса появляется литература народная. Она пишется демократическими авторами, читается массовым демократическим читателем, и по содержанию своему отражает интересы демократической среды. Она близка фольклору, близка разговорному и деловому языку. Она часто антиправительственна и антицерковна.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. Постепенно отмирало и уходило в прошлое абстрактное понимание человеческой природы, заставлявшее средневековых книжников однообразно делить всех людей на хороших и плохих: тех, что после смерти получат награду за свою праведность, и тех, что и воспримут воздаяние за грехи. Человек все больше выступал как сложное в нравственном отношении существо, связанное при этом с другими людьми, с обстоятельствами, приведшими его к тому или иному поступку, с бытовой обстановкой.
16. Русская действительность XVII века. «Житие» протопопа Аввакума Петрова.
Начало Смутного времени (смуты)
1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем.
На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.
Первый период смуты
Первый этап смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.
Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия 1 (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия 1 поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий 1 был убит и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)
Второй период смуты
В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.
Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий 2. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий 2 вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий 2 бежал в Калугу.
Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий 2, но борьба за престол на этом не окончилась.
Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствованием Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия 2, а также Семибоярщиной (1610 г.).
Третий период смуты
Третий этап смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия 2, русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время окончилось.