Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русские города XIII—xv вв




Монголо-татарское нашествие было для Руси тяжким бедствием. Орды Батыя испепелили многие важные русские города, тысячи деревень и сел, истребили и увели в плен значительную часть населения. Те из русских земель, которые избежали разорения, в конце концов тоже были вынуждены признать власть захватчиков и испытать их гнет. Были разрушены не только города и села — была разрушена экономика страны. Даже в конце XIV в., т. е. уже после Куликовской битвы, по описанию патриарха Пимена, к югу от Рязанских земель лежали некогда культурные области в состоянии полного запустения. На них не было ни пахарей, ни хлебов, ни града, ни села, только зверей множество. Монголо-татарский гнет и после Батыева погрома ощутимо препятствовал восстановлению хозяйства, в особенности сельского. Грабительские набеги, увод в плен крестьян, угон скота, увоз хлеба, уничтожение сел — все это повторялось вновь и вновь.

Возрождение русского сельского хозяйства шло медленно не только потому, что приходилось начинать все сначала, но и в силу застойного характера самого феодального способа производства, основной отраслью которого оно продолжало оставаться. Первые признаки начинающего возрождения появились в конце XIII в., но лишь к середине XIV в. стали ощутимы результаты нового подъема.

Археологическое изучение русской деревни XIII — XV вв. практически не начато. Причины тому те же, что и для предшествующего периода: разрушенность культурного слоя, его небольшая толщина. Села, существующие с XIV в., известны по письменным документам, но ни одно из них археологически не изучается. Все, что мы знаем о деревне этого времени, нам из-

стр.258

вестно из раскопок в городах, из письменных сообщений и по раскопкам уже крайне редких для XIV — XV вв. курганов.

Курганы XIII в. известны в земле вятичей, но очень быстро они окончательно вытесняются христианским обрядом погребения. Под этими поздними насыпями находятся глубокие ямы, в которых костяки лежат почти без вещей. В Новгородской земле еще в XV в. возводятся невысокие курганные насыпи, основание которых обложено камнями. Их называют жальниками (от слова «жалеть»). Жальники обычно содержат по нескольку разновременных погребений и, вероятно, являются семейными могилами. Инвентаря они практически не содержат. В XVI в. курганный обряд погребения окончательно исчезает и здесь.

В XIV в. на Руси появляется важное земледельческое орудие — плуг, отличие которого от сохи заключается в том, что плуг при пахоте переворачивает пласт земли, а это благоприятно сказывается на урожайности. Таким образом, основной признак плуга — наличие лемехов, а не размеры рала, как иногда полагают. Продолжают применяться и рала, от которых обособливается соха, однако она представляет собой не единый тип, имеются ее областные варианты.

Несомненно, что форма землеобрабатывающих орудий связана с агротехникой. На Руси с XV в. появляется трехпольная система земледелия, с которой связывают начало применения навоза в качестве удобрения. Впрочем, некоторые историки земледелия считают, что об этом применении можно говорить уже для XI — XII вв.

Важнейшей хлебной культурой была рожь, зерна которой постоянно находят при раскопках. Сеяли также пшеницу, ячмень, овес, в берестяных грамотах дважды упомянуто пшено. Зерна проса также находят при раскопках. Возделывались и многие другие культуры: полевые, огородные, садовые.

Хлеб по-прежнему убирали серпами, снопы сушили в овинах, упоминаемых в берестяных грамотах, молотили деревянными цепами, неоднократно найденными при раскопках. Зерно мололи жерновами, известными археологически. Существуют ручные мельницы, появляются водяные, существование которых также подтверждается археологически. Ветряных мельниц, видимо, еще не было.

Судя по находимым костям животных, в XIII—XV вв. на Руси были известны все основные виды домашнего скота и птицы. Скот по-прежнему был малорослым и, вероятно, малопродуктивным. Важными промыслами были рыболовство, охота и бортничество.

Сельское хозяйство, будучи основой феодального производства, было главной опорой в возрождении городов. Ярким примером города феодалов был Новгород, в котором жили и которым правили крупные землевладельцы. Берестяные грамоты этого времени полны сообщений о взаимоотношениях крестьян и феодалов, о феодальных повинностях, об обработке земли, о сборе хлеба. Однако определяющую роль в городской жизни играло ремесло.

Хотя такие крупные центры Руси, как Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск и некоторые другие, и не пострадали от монголо-татарских войск, хотя традиции ремесла в этих городах продолжались, все же в общерусских масштабах во второй половине XIII в. прослеживается огрубение, опрощение и даже исчезновение многих технических приемов, известных до этого в Древней Руси. В послемонгольских слоях ряд предметов, ранее обычных, уже не встречается. Исчезли шиферные пряслица, сердоликовые бусы, в большинстве городов — стеклянные браслеты. Навсегда исчезло мастерство перегородчатой эмали (выемчатая кое-где в деревнях сохранялась), надолго прекращается производство скани и черни, возродившееся только в XIV в., зернь возрождается лишь в XVI в. Влади-миро-суздальские домонгольские церкви

стр.259

донесли до нас последние образцы мастерства резьбы по камню, исчезнувшего со времени монгольского нашествия.

Уцелевших русских ремесленников монголо-татары увели в плен. Лишь немногим удалось бежать в неразоренные княжества. Например, в Галицкую землю бежало много металлургов, ювелиров, шорников, оружейников. Но маленькое окраинное княжество не могло стать базой возрождения русских городов. Они возродились вместе с возрождением центральных русских княжеств, в первую очередь Московского. XIV век был временем начала возрождения Москвы, временем начала ее соперничества с переживавшим расцвет Новгородом.

Москва впервые упоминается в летописи под 1147 г. Древнейшим местом Москвы является Кремль. Раскопки в Кремле выяснили, что там есть слои XII в. и разрушенный слой XI в. Здесь прослежен древний ров, вероятно, относящийся к первым укреплениям, возведенным по приказу Юрия Долгорукого в 1156 г. Тогда Москва была уже довольно значительным городом и имела посад, протянувшийся от устья р. Неглинной в сторону р. Яузы.

Москва не избежала монголо-татарского нашествия. Но она первая нашла в себе силы противостоять игу захватчиков, первая осознала, что их можно разгромить только объединенными силами всех русских княжеств. В соответствии с новым значением города перестраивается Кремль, уничтоженный пожаром. 1331 г. Его дубовые стены охватывают уже половину территории современного Кремля.

Возрождаются ремесленные города, появляется ряд технических новшеств, требующих увеличения производства железа: железных осей для распространившихся водяных мельниц, сверл для бурения соляных скважин, железа для изготовления пушек. Стали производить листовое железо. Развилось бронзолитейное производство.

Главным процессом в восстановлении и развитии ремесла на Руси становится его широкая специализация, которая продолжает процесс отделения ремесла от земледелия. Число ремесленных специальностей исчисляется десятками и даже сотнями.

Промышленную основу ремесла по-прежнему составляла черная металлургия. Железо получали, как и раньше, сыродутным способом, а чугун в России стали выплавлять только в XVII в. Варкой железа занимались обычно сельские жители, причем иногда домники копали руду, конечно, болотную, на своей земле. Кузнецы же работали преимущественно в городах. Для выделки различных изделий широко применялась сталь.

Инструментарий кузнеца по сравнению с домонгольским временем почти не изменился. Из нового оборудования появляются, например, гвоздильни — железные пластины с рядом уменьшающихся отверстий. Через них поочередно протаскивали металлическую заготовку для получения проволоки. Хорошо сохранившаяся гвоздильня с четырьмя отверстиями найдена в Новгороде в слоях XIV в. В тех же слоях найден круглый точильный камень с прямоугольным отверстием для оси. Он употреблялся для обточки изделий после кузнечной ковки, а иногда и для изготовления фигурных железных предметов.

Совершенствуются и приемы кузнечного дела: сварочные швы становятся чище, соединение — прочнее. Технология изготовления ряда изделий в связи с переходом к их массовому выпуску упрощается. Например, вместо сложных по изготовлению трехслойных ножей кузнецы стали делать ножи с наварным лезвием из стали, сначала приемом сварки в торец, а затем еще проще — приемом косого шва. Упрощение технологии сказалось на качестве изделий, тем не менее ножи обладали хорошими рабочими свойствами.

В 1382 г. со стен Московского Кремля впервые на Руси загремели пушечные выстрелы. Первые русские пушки до нас не дошли, но дошли ранние ручные пищали, по которым можно заключить, что пушки, как и пищали, делались из железа и оставались

стр.261

таковыми в течение ста лет. Вероятно, они были такие же, как на Западе, т. е. состояли из отдельных сваренных кованых железных труб.

Известен и облик русского кузнеца. На вратах Софийского собора в Новгороде, которые являются военным трофеем новгородских воинов, имеется автопортрет мастера, чинившего эти ворота в XIV в. В его руках молот и клещи; он бородат, стрижен в кружок, на нем подпоясанный кафтан чуть выше колен и сапоги. Наверху надпись: «Мастер Аврам».

Как сказано выше, на ювелирных изделиях уже нет ни зерни, ни эмали. Но набор инструментов ювелира оставался прежним, он хорошо известен по городским находкам. Ювелиры при обработке металла применяли ковку, чеканку, штамповку, волочение, скань (с XIV в.), чернение, инкрустацию и пр. Техническим новшеством явилось украшение изделия накладными литыми фигурами — прием, часто использовавшийся при изготовлении художественных драгоценных окладов религиозных книг, дошедших до нас в сокровищницах некоторых церквей. Таков, например, оклад евангелия боярина Федора Кошки 1392 г.

С XIV в. большими успехами отмечено литейное дело. Его прогресс начался с литья колоколов. Правда, колокола на Руси отливали еще в X—XIII вв., но они были небольшие и их изготовление не требовало специальных печей и другого сложного литейного оборудования. Крупное литье — признак высокоразвитого производства. О литье колоколов в XIV в. мы знаем по письменным документам, а об их производстве в XV в. — по продукции: колокол Троице-Сергиева монастыря, отлитый в 1420 г., весит 20 пудов.

Освоение литья крупных колоколов обеспечило успех еще более сложного производства — литья пушек. Их начали изготовлять из медных сплавов в конце XV в. в Европе и на Руси почти одновременно. Пушки имели на конце ствола раструб, улучшивший их баллистические качества. В Москве при Иване III существовал Пушечный двор, т. е. артиллерийский завод, на котором изготовлялись пушки. Древнейшая из дошедших до нас имеет надпись: «Сделана в лето 6993 (1485 г.), а делал Яков». В

стр.262

1491 г. отлита пушка того же типа. Надпись на ней сообщает, что ее «делали Яковлевы ученики Ваня да Васюк». Московское правительство рано осознало значение артиллерии и всячески ее развивало.

Вместе с литьем пушек было освоено и художественное литье, например паникадила — церковные подвесные подсвечники.

Костяные изделия послемонгольского времени встречаются во множестве. Чаще всего находят трапециевидные двухсторонние гребни, но особенно замечательны разные художественные изделия. Таковы несколько раз встреченные в Новгороде резные изображения русалки, иногда пьющей из рога. Замечательна костяная пластинка с изображением дракона и многие другие. Из смоленских находок следует отметить костяную ручку ножа с изображением хищной птицы, схватившей утку.

Стеклоделие в послемонгольское время переживает упадок. Стеклянные браслеты еще хотя и производились, например в Новгороде и в других городах, не разоренных монголами, но мода на них кончилась и их производство в XIV в. прекращается. Прекратилось изготовление стеклянной посуды, оконного стекла; даже бусы производились только до середины XIV в. Деревообрабатывающее производство, напротив, расцвело. В коллекции вещей из раскопок в Новгороде представлены все виды деревообрабатывающего инструмента. Вопреки существующему предрассудку будто бы в допетровской Руси не была пил, в новгородской коллекции имеются пилы из всех слоев, начиная с X в. Среди них плиты-ножовки для поперечного пиления и лучковые — для продольного. Пилы делались из стали, из зубья были треу-

стр.263

гольными и всегда разводились. Массовой находкой являются изделия бондарей: ведра, ушаты, бочки и т. п. В новгородских слоях XIV в. найдена сорокаведерная водовозная бочка, в метрических мерах это около 500 л. По-прежнему широко распространена точеная посуда, представленная тарелками, мисками, вазами, солонками и т. п.

При раскопках Новгорода найдено много деревянных блоков, роликов, подшипников, осей и других частей когда-то существовавших механизмов. Ими были токарные и ткацкие станки, ручные мельницы, весы и т. п.

О ремесленном производстве тканей, оказывается, можно судить по их остаткам, так как деревенские (неремесленные) ткани резко отличаются от городских, ремесленных по своей структуре. Найдены десятки ткацких челноков, много веретен, чесальных гребней, десятки пряслиц, но уже не шиферных, а преимущественно глиняных. Найдены и отдельные части ткацких станков.

Происходит дальнейшая специализация кожевников. Обособляются, например, шорники, сумочники, скорняки. Хорошо изучены форма и покрой обуви, Так, в домонгольских слоях сапоги почти отсутствуют, а в XIII в. их появляется много. Остроносые и тупоносые формы сменяют друг друга подобно тому, как они чередуются в наше время. Ранние сапоги каблуков не имеют, они появляются лишь в XIV в.

Совершенствуется производство гончарной посуды. Улучшается состав глиняного теста и обжиг, увеличивается количество форм сосудов. Однако производство плинфы прекратилось, в XIV в. кирпич, притом довольно плохого качества, делали только в Новгороде. Кирпичное производство возрождается в XV в. в Москве, когда, по сообщению летописи, купец Таракан строит себе палаты из «кирпича ожиганого».

Мастерские сапожников, кожевников, ювелиров и других ремесленников, которые можно проследить археологически, в русских городах XIV — XV вв. обычны. В Москве в Зарядье открыта Домница, а вокруг нее — груды железного шлака. По соседству с современным Домом Союзов, видимо, было литейное и кричное производство. В Заяузье жили гончары. Рост ремесленного производства, в первую очередь металлургии и металлообработки, подготовили почву для возрождения экномической мощи Руси, что в конечном счете обусловило возможность и необходимость свержения монголо-татарского ига.

Растет производство оружия, меняются его формы. В XIII — XIV вв. для Руси еще типичен меч. В Пскове сохранился меч, приписываемый князю Довмонту. Однако его форма типична не для XIII, а для XIV в. Этот меч имеет прямолинейно заостренный книзу клинок, рассчитанный на колющее действие, рукоять снабжена тонкой и длинной крестовиной, набалдашник плоский, дисковидный. На лезвии немецкое клеймо: меч был изготовлен в Германии. В псковском же музее имеется другой, тоже типичный для этого времени меч, приписываемый Всеволоду. Его длина более полутора метров. Таким оружием трудно было владеть одной рукой, поэтому его рукоять длинная, приспособленная для охвата двумя ладонями. Это стало возможным потому, что рыцарь мог обходиться без щита. Однако тяжелые латы на Руси не употреблялись, хотя двуручные мечи и встречаются.

Среди драгоценностей московских великих князей XIV в. упоминаются сабли в золотых ножнах. Летописи иногда упоминают сабли в руках русских князей этого времени, однако русские сабли XIV — XV вв. до нас не дошли. Окончательная смена меча саблей произошла, как полагают, в XV в.

Кинжалы были редки. В Новгороде найден кинжал крестообразного сечения, предназначенный для пробивания доспехов. Боевые топоры в XIV — XV вв. стали массивными и были предназначены для борьбы с воинами в тяжелых доспехах. В Новгороде же найдены и булавы. Одни из них деревянные сделанные из капа — нароста

стр.265

«в березе, другие — металлические, граненые или с коническими выступами. Из булавы впоследствии развивается новое оружие — шестопер, имеющий шестилопастный наконечник. Парадные шестоперы иногда делались из драгоценных металлов и инкрустировались ими. Одна из функций булавы, унаследованная шестопером, — быть символом власти.

Самым распространенным оружием оставалось копье, однако их известно меньше, чем копий предшествующего периода. Это, вероятно, следует объяснить изменением погребального обряда, его христианизацией. Форма копья постепенно менялась: она из плоской ромбовидной становилась граненой, бронебойной. Видов копий было много. Одной из разновидностей была рогатина, роскошный экземпляр которой хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Ее втулка оправлена серебром, и на ней выгравированы сцены гибели в Орде тверского князя Михаила Ярославича. вот он выведен на позор перед народом, вот ему несут умыться перед казнью, вот несут потир для смертного причастия... В восьмой сцене Михаила убивают. По краю втулки надпись: «Рогатина великого князя Бориса Александровича». Оружие принадлежало тверскому князю XV в., при нем княжество переживало последний подъем.

Массовым видом оружия оставались стрелы, для этого периода известные в основном по новгородским раскопкам. Ромбовидные стрелы X—XIII вв. еще существовали и в XIV—XV столетиях, но перестали быть ведущим типом. Формы стрел разнообразны. Есть массивные втульчатые пирамидальные арбалетные стрелы, они встречаются со второй половины XII в., как и в Западной Европе. Наиболее распространены такие стрелы в XIII—XIV вв., а в XV в. арбалеты уже вытесняются пушками. В Новгороде найдено каменное ядро из серого песчаника поперечником до 13 см. Вероятно, его запускали из баллисты, или по-русски порока.

По-прежнему широко распространена кольчуга, но ее кольца становятся массивнее. Кольчуга из мелких круглопроволочных колечек, найденная на Куликовом поле, хранится в Историческом музее в Москве.

Еще в XI в. появляется на Руси пластинчатый доспех, что до раскопок в Новгороде казалось невероятным. Особенно распространяется он в XIV—XV вв. Пластинки обычно продолговатые, но есть квадратные и полукруглые. Находки недоделанных плас-

стр.266

тинок позволяют утверждать, что они делались на месте, в Новгороде. Появляются различные комбинации кольчуг с пластинчатым доспехом. Часто кольца кольчуг вставляются только в места сгибов пластинчатого доспеха.

Форма шлемов остается прежней, несколько более вытягиваясь вверх. К некоторым шлемам снизу прикреплялась кольчужная завеса — бармица для защиты шеи и частично лица. Вероятно, в это время появляются дополнительные металлические части, защищающие уши и затылок. В XI в. на Руси распространяются миндалевидные щиты, а с середины XIII в. — треугольные. В XIV в. — начале XVI вв. в коннице вновь используются круглые щиты.

Новгородские берестяные грамоты XIV — XV вв., как и раньше, являются частными письмами крестьян, ремесленников и т. д. К этому времени относятся и письма к исторически известным лицам.

Первое из таких берестяных писем, начиющееся словами: «Бьют челом крестьяне Юрию Онцифоровичу...», — вызвало догадку: не идет ли речь о новгородском посаднике Юрии Онцифоровиче, так как время написания грамоты (рубеж XIV — XV вв.) совпадало со временем его посадничества. Случайное совпадение имени и отчества было вполне возможно. Вскоре обнаружили берестяное письмо, начинавшееся словами: «Господину Михаилу Юрьевичу, сыну посадничьему...». Сомнения исчезли. Михаил Юрьевич действительно был сыном Юрия Онцифоровича. Затем нашли грамоты, адресованные «Посаднику Онцифору» — отцу Юрия Онцифоровича, Онцифору Лукичу, потом ряду других исторически известных лиц. Местом находки этих грамот оказалась усадьба знатных новгородских бояр, к которым адресовали письма зависимые от них крестьяне и другие лица.

Сейчас в Новгороде известно более 500 берестяных грамот, в том числе одна берестяная книжечка. Грамоты подтвердили важный вывод советских историков, разрушивший старые представления о правящем классе Новгорода, будто бы состоявшем из купцов. Грамоты подтвердили заключение, что правящим классом Новгорода были феодалы, имевшие огромные поместья к жестоко эксплуатировавшие крестьян. Факты такой эксплуатации грамоты сообщают постоянно.

В Новгороде хорошо изучены открытые раскопками усадьбы — большой успех советской археологии, так как по письменным источникам этого сделать не удавалось. Установлено, что усадьбы занимали одно и то же место из столетия в столетие на протяжении пяти веков. Все они принадлежали землевладельцам, а не ремесленникам или торговцам. Но на территории этих усадеб жили не только их владельцы, но и воины, ремесленники, возможно, и торговцы, обслуживавшие боярина. Из известных ныне материалов пока можно заключить, что основное население Новгорода жило по феодальным дворам, а не в своих усадьбах. По сообщению 1331 г. известно, что Новгородом правили 300 «золотых поясов», и это число примерно соответствует количеству феодальных усадеб, которое может уложиться в пределах оборонительных укреплений Новгорода XIV в. Если это так, то нечего и думать о равноправии голоса боярина и голоса ремесленника на вече.

Новгородским посадникам, упомянутым, в берестяных грамотах, принадлежал большой каменный дом, открытый раскопками в Новгороде. От этого дома сохранилось мощное каменное основание, позволяющее предполагать, что дом был двухэтажным Его площадь значительно больше площади рядовых жилищ. В раскопках русских городов такой дом встретился еще только один раз, в том же Новгороде.

В XIII в. в Новгороде каменных зданий не строилось: все силы города шли на борьбу с агрессией немецких рыцарей. Новгород и Псков отстояли Русь от их натиска. Не позже конца XIII в. деревянные укрепления Псковского Кремля заменяются каменными. С этого времени церкви в Пско-

стр.267

ве строятся только из камня. Новгородские церкви XIV в. тоже строились из камня или из камня и кирпича.

Церкви Московского Кремля XIV в. не сохранились, если не считать двух из них, неузнаваемо изменившихся в результате поздних перестроек. О московском зодчестве этого времени можно судить по одновременным постройкам в Звенигороде, где сохранился Успенский собор «на городке», т. е. на древнем городище, построенный в 1399 г., а также в Троице-Сергиевом монастыре в Загорске, где существует Троицкий собор, построенный в 1422 г. Эти церкви не сохранили владимирского орнамента из фигур людей и зверей, их декорация состоит из широкого белокаменного пояса, проходящего на половине высоты здания. Этот декоративный пояс представляет собой переплетения листьев, цветов и трав.

В послемонгольское время деревянные мостовые появляются во многих русских городах, некоторые из которых замощены почти полностью. К XIV в. относятся древнейшие из деревянных мостовых в Московском Кремле. В связи с заселением заболоченных участков, лежащих вне его территории, на них в XV в. появляются деревянные водоотводные трубы.

После первой неудачной попытки наладить собственный русский чекан монеты он долгое время не повторялся. Его неудача объясняется не тем, что серебра на Руси было мало, его было достаточно, но он было распылено по мелким сокро-

стр.268

вищницам. Попытка нового чекана привела бы к оседанию серебра у ремесленников-ювелиров, испытывавших «серебряный голод», к распылению отчеканенных монет по всей огромной территории Восточной Европы. Подобный чекан мог стать возможным только в том случае, если бы его одновременно предприняли многие русские княжества.

Бывшие в обращении денежные слитки не заменяли монет, у них были иные функции: слитки служили для крупных расчетов, крупных платежей. Еще не вполне ясно, чем заменялись монеты на внутреннем рынке. Предполагают, что это могли быть товары, необходимые в каждом доме, например шиферные пряслица, различные виды женских украшений. Монету могла заменять пушнина там, где ей был обеспечен сбыт, т. е. в крупных городах.

Со второй половины XIII в. в денежном обращении остается денежный слиток в виде палочки северного веса. Но его обращение в крупных платежах еще не привело к созданию единой денежной системы.

В 70-х годах XIV в. начинает свой монетный чекан Москва и почти одновременно с ней Рязань и Нижний Новгород, сосредоточившие большие запасы серебра. Тверь, Псков и Новгород начинают чекан много позже — Новгород, например, в 1420 г. С тех пор чеканка производилась непрерывно.

При изготовлении монет нарезали равные куски серебряной проволоки, следовательно, они были одинакового веса. На эти кусочки накладывались монетные штемпели, поэтому монеты получались овальные. На московских монетах часто чеканился барс — герб великих князей владимирских, для того чтобы подчеркнуть преемственность власти. Но с Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) чаще других чеканится изображение всадника, которого называли ездецом. Ездец с этого времени стал фактическим гербом Москвы, лишь в XVIII в. его переименовали в Георгия Победоносца.

На новгородских монетах изображалась покровительница города София, около которой в «просительной позе» стоит человек, а она протягивает ему щит — символ защиты города.

Чеканило монету много княжеств, но постепенно их число уменьшалось до тех пор, пока весь чекан не оказался сосредоточенным в руках Москвы. В многочисленности центров чеканки видят отражение системы феодального устройства великих княжеств, в ликвидации их — отражение борьбы великих князей за ликвидацию уделов.

Гербом Смоленска, восходящим к XIV в., была пушка, на которой сидит райская птица. Гербом Ярославля был медведь, в чем отразилось древнее почитание этого зверя в Ярославском Поволжье. В Нижнем Новгороде на гербе изображался лось. Замечателен герб Новгорода, изображавший вечевую степень (помост) и посадничий посох — отражение республиканского строя. С присоединением Новгорода к Москве его герб приобрел противоположное значение: стали изображать трон и скипетр.

Новгород остается монополистом, поставляющим вислые свинцовые печати этого периода. В Москве найдена костяная печать, оттискивавшаяся на воске. Она была утеряна в бане на городской усадьбе в Зарядье. На печати сохранилась обратная надпись: «Печать Ивана Каровы». В Смоленске к этому же времени относится костяная печать с надписью: «Иванава печать». И в московской, и в смоленской печатях отразилось типичное среднерусское аканье.

Наиболее известной вещью из Оружейной палаты Московского Кремля является шапка Мономаха. Это тюбетейка из восьми золотых пластин, украшенных тонкой сканью. На каждой пластине изображен так называемый арабский цветок, т. е. лотос (они растут и в устье Волги). Арабский цветок — типичный орнаментальный мотив в мусульманских странах. На шапке Мономаха цветок изображен в стиле, характерном

стр.269

для Средней Азии XIV в. Таким образом, шапка не имеет никакого отношения к Мономаху. Она, очевидно, была подарена татарским ханом одному из московских князей. Соболья опушка и навершие с крестом приделаны к шапке позднее, когда московским князьям она потребовалась как обрядовая вещь при венчании на царство. Тогда же возникла легенда о ее принадлежности Владимиру Мономаху. Создание этой легенды потребовалось, чтобы доказать преемственность московской власти от власти византийских императоров. В Тушкове-городке (в верховьях Москвы-реки) при раскопках найдена сканная золотая пряжка в форме арабского цветка. Вероятно, шапка попала в Москву вместе с каким-то одеянием, имевшим золотые застежки того же стиля.

В Оружейной палате, где много именной посуды, есть серебряный кубок в виде петуха. На нем надпись: «Князь велики Иван Васильевич, 7000 (1492 г.) петух». В Новгороде хранится серебряный ковш XV в. с надписью: «А се ковш посадника новгородского Григория Кюриловича». Своими плавным очертаниями он напоминает деревянные ковши, находимые при раскопках. В раскопках найдена деревянная ложка, украшенная затейливым орнаментом и надписью, из которой следует, что она принадлежала сыну новгородского посадника.

В новгородских и смоленских слоях XIV — XV вв. учащаются находки янтарных изделий. Это дает основание думать, что при содействии Ганзы оживилась торговля с янтарным берегом Балтийского моря. В Новгороде раскопаны остатки Готского двора — торговый двор иностранных купцов XIV — XV вв. В том же раскопе найдена берестяная грамота с латинским текстом, сделанным готическим шрифтом. Уверенный почерк свидетельствует о привычности подобного письма для автора текста. Содержание грамоты религиозное. Ее значение велико: она подтверждает предположение, высказанное после находки первых новгородских грамот, о распространенности бересты как материала для письма не только на Руси, но и за ее пределами.

На торговлю с западноевропейскими странами, в частности с Рейнской областью, указывает находка в Москве свинцовой пломбы с надписью и клеймом какого-то католического епископа.

В одной из новгородских берестяных грамот мать просит сына купить ей «зендянцу добру». Зендянца — хлопчатобумажная ткань бухарского производства. Вероятно, среднеазиатские товары были обычны на Руси.

Торговыми путями, как и раньше, служили в основном реки. При раскопках городов часто встречаются части лодок. Много шпангоутов — лодочных «ребер», к которым крепилась обшивка. Куски этой обшивки также найдены, причем иногда в скрепленном виде. Нередко обшивка прикреплялась заклепками, которые являются обычными находками. Много лодочных уключин, скамеек. Есть деревянные черпаки для вычерпывания воды из лодок. По письменным источникам известен ряд разновидностей судов того времени, но этих упоминаний недостаточно, чтобы найденные остатки отнести к какому-то определенному типу лодок. Лодки были парусные и весельные. В Смоленске найдено весло длиной около 2,5 м.

Основными сухопутными дорогами были зимние, нередко по замерзшим рекам. Поэтому часто встречаются остатки саней — санных полозов, длина которых иногда превышает 3 м. Остатки колес найдены только один раз.

При раскопках в Новгороде несколько раз были найдены лыжи. Шведский дипломат XVII в. Пальм подробно описывает московские лыжи, удивляется их быстроходности и называет их русским изобретением. Хотя в Скандинавии лыжи известны с неолита, они не были пригодны для быстрого бега, потому что скользила только одна лыжа, а другой (короткой) от-

стр.270

талкивались. Беговые лыжи изобретены, вероятно, в Московской Руси. Здесь обе лыжи были равной длины, это позволило их применять даже в военных походах.

В Новгороде развивается кончанская структура, количество городских концов — самоуправляющихся частей города — увеличивается до пяти. Жителям Людогощей улицы в Новгороде в 1359 г. был поставлен крест с надписью: «И рабом божиим помози поставившим крест людогощичам и мне написавшему». В этой надписи видят свидетельство новгородского уличного самоуправления.

Многие укрепленные поселения XIV — XV вв. еще имели земляные стены с деревянным каркасом. Крепости располагались таким образом, чтобы их стены были недосягаемыми при обстреле камнеметными машинами. Для этого стали опять использовать естественные мысы, не имеющие рядом господствующих над ними высот. Перемычка мыса укреплялась башнями, приспособленными для фланкирующего обстрела, чтобы помешать установке камнеметных машин на перешейке.

Большие города уже имели каменные стены. В XIV в. заново перестраиваются стены новгородского детинца, а также и стены, окружающие город.

К XIV в. восходит второе имя Москвы — «Белокаменная». Оно происходит от стен, построенных из белого камня при Дмитрии Донском. О подготовке строительства летопись говорит: «Toe же зимы повезоша камение к городу». Камень из подмосковных каменоломен везли по замерзшей реке — так было легче.

Во второй половине XV в. объединение русских земель было завершено. Русь стряхнула с себя монголо-татарское иго. Москва стала столицей огромного государства, в связи с чем меняется ее внешний облик.

В XV в. в связи с развитием артиллерии еще раз изменилась система укреплений Кремля. Башни теперь располагают более или менее равномерно по всей протяженности стен, а отрезки стен между башнями стали прямолинейными.

В Москве было предпринято грандиозное строительство новых церквей и дворцов, а также новых стен Кремля. Они сложены из кирпича, производство которого незадолго до этого возродилось на Руси.

Строительство новых кремлевских стен было начато в 1485 г. с Тайницкой башни, стоящей посередине стены, выходящей на Москву-реку. Башня получила название по тайному выходу к Москве-реке, имевшемуся в ее нижнем этаже.

Спасская башня построена в 1491 г. На ней имеется надпись по-русски и по-латыни: «В лета 6999 иулия божеи милостию сделана быт сиа стрелница повелением Иоанно Васильевича государя и самодержца всея Русии и великого князя володимерьского и московского, и новгородского, и псковского, и тверского, и югорского, и вятского, и пермьского, и болгарского и иных, в 30-е лето государство его, а делал Петр Антоний от града Медиолана».

Башни отличались от современных формой кровель. Кровля была обычной, низкой, четырехскатной. Нынешние шатровые вышки на них построены в XVII в. с чисто декоративными целями.

Закончена постройка кремлевских укреплений в 1516 г. сооружением на Красной площади рва, превратившего Кремль в неприступный остров. Знаменательно, что враги, неоднократно осаждавшие Кремль, не смогли взять его штурмом. Штурмом Кремль был взят только один раз. Им овладели потомки его строителей — восставшие московские рабочие в ноябре 1917 г.

К концу I тысячелетия н. э. происходит оформление восточной ветви славянства. Социальное развитие восточных славян находится на последней стадии разложения родового строя. Возникает территориальная община, а вслед за ней завершается процесс классообразования. Славяне рассе-

стр.271

ляются по Восточноевропейской равнине, происходит их взаимодействие с соседними балтскими и финно-угорскими племенами. Складывается древнерусская народность, в конце I тысячелетия н. э. в результате внутреннего развития восточнославянского общества без всякой «помощи» варягов возникает Древнерусское государство.

На основе возникшего классового общества и обособившегося ремесла возникают древнерусские города, расцветшие в конце XI — XII вв. Осуществляется широкое городское строительство, в том числе каменных зданий, шедевров дервнерусской архитектуры. Города благоустраиваются. Происходит специализация ремесла, начало которой, падает еще на домонгольский пери од. К X в. появляется письменность, которая затем проникает в широкие круги населения. Оформляется цветущая древнерусская культура.

Монголо-татарское разорение отбросило Русь назад. Только через полтора столетия начинается ее возрождение и новый подъем. Пышно расцветает Новгород, его ремесло и торговля, культура и искусство. Происходит возвышение Москвы и консолидация вокруг нее русских земель. Москва становится политическим, административным, культурным и церковным центром Руси. Складывается Русское централизованное государство.

Сноски

-------------------------
стр.4
1 Таблицы рисунков составлены по книгам, статьям и материалам И. И. Артеменко, А. В. Арциховского, О. Н. Бадера, А. М. Беленицкого, В. Д, Блаватского, А. Я. Брюсова, Б. Н. Гракова, М. П. Грязнова, Н. Н. Гуриной, Ю. А. Заднепровского, А. В. Збруевой, С. В. Киселева, Б. А. Колчина, И. Т. Кругликовой, Е. И. Крупнова, Л. Р. Кызласова, Е. Ф. Лагодовской, В. М. Массона, А. Ф. Медведева, А. И. Мелюковой, Н. Я. Мерперта, А. Л. Монгайта, А. П. Окладникова, М. 3. Паничкиной, Т. С. Пассек, Б. Б. Пиотровского, Т. Б. Поповой, Б. А. Рыбакова, А. П. Смирнова, Н. И. Сокольского, С. С. Сорокина, Б. Я. Стависского, П. Н. Третьякова, А. А. Формозова, А. X, Халикова, О. Г. Шапошниковой, Д. Б. Шелова, В. Л. Янина и др. Карты даны по «Истории СССР» (М., 1966, т. I). Д. Авдусин

-------------------------
стр.5
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 191.

-------------------------
стр.15
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 487.
2 Там же, с. 491.
3 Там же.

-------------------------
стр.18
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 34, с. 138.
2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 48, с. 232.

-------------------------
стр.87
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 160.

-------------------------
стр.89
1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 174.
2Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 162.

-------------------------
стр.99
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 163.

-------------------------
стр.125
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 163.

-------------------------
стр.164
1 Не следует смешивать древнее и современное понимание терминов «колония», «колонизация». Греки для своих заморских поселений применяли термин «апойкия», т. е. выселки. Ему соответствует латинское слово colonia, т. е. поселение. Колонии Древней Греции были самостоятельными небольшими государствами.
2 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 185.

-------------------------
стр.169
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. II, с. 368.

-------------------------
стр.170
1 Ленин В. И. Полн. собр. соч.. т. 39, с. 82.

-------------------------
стр.171
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. II, с. 587.

-------------------------
стр.224
1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 3, с. 381.

Иллюстрации

-------------------------
стр.18
Рис. 1. Шелль: 1—3 — рубила; 4 — нуклеус; 5 — синантроп (реконструкция) смотреть

-------------------------
стр.22
Хронологическая таблица обледенений смотреть

-------------------------
стр.23
Рис. 2. Ашель: 1 — рубило; 2—3 — нуклеусы смотреть

-------------------------
стр.25
Рис. 3. Мустье: 1 — рубило; 2 — скребло; 3 — остроконечник; 4 — нуклеус; 5 — неандерталец (реконструкция) смотреть

-------------------------
стр.29
Рис. 4. Поздний палеолит: 1 — костяная привеска из Сунгиря; 2 — изображение мамонта на костяной пластинке из Мальты; 3 — изображение мамонта в Каповой пещере; 4 — каменный браслет из стоянки Мезин; 5 — изображение птицы из стоянки Мезин. Вещи из стоянки Мальта: б—8 — скребки; 9 — проколка; 10 — копье; 11 — режущее орудие в костяной оправе; 12 — кроманьонец (Homo sapiens, реконструкция); 13 — копье; 14—15 — наконечники с боковой выемкой; 16 — пластинка; 17 — резец; 18 — пластинка; 19 — нуклеус; 20—20а—20б — женская статуэтка. смотреть

-------------------------
стр.40
Рис. 5. Мезолит Крыма: 1—4 — скребки; 5—9 — резцы; 10—13 — сегментовидные орудия; 14—15 — трапециевидные орудия; 16—17 — нуклеусы смотреть

-------------------------
стр.42
Рис. 6. Мезолит Волго-Окского бассейна: 1—4 — скребки; 5—6 — резцы; 7—13 — стрелы; 14—15 — нуклеусы смотреть

-------------------------
стр.44
Рис. 7. Гравировки на стене верхней террасы горы Беюк-Даш смотреть

-------------------------
стр.51
Рис. 8. Инвентарь Джейтунской культуры: 1 — серп; 2—3 — топоры; 4—5 — пластины; 6—8 — острия; 9 — сверло; 10 — скребок; 11 — сегментовидное орудие; 12 — трапециевидное орудие; 13 — нуклеус; 14 — стрела; 15—16 — бусы; 17 — пряслице; 18—20 — украшения; 21—25 — шашки; 26—27 — фигурки животных; 28—33 — сосуды и роспись на них; 34 — реконструкция дома смотреть
Рис. 9. Инвентарь кельтеминарской культуры: I — ранний этап; II — поздний этап: 1—2 — кремневые орудия; 3—4 — сосуды и роспись на них смотреть
Рис. 10. Схема расположения неолитических и энеолитических культур смотреть

-------------------------
стр.54
Рис. 11. Неолит Кавказа: 1—4 — топоры; 5 — сверло; 6—8 — трапециевидные орудия; 9—10 — керамика смотреть

-------------------------
стр.56
Рис. 12. Инвентарь днепро-донецкой культуры: 1—2 — каменные топоры; 3—4 — каменные рубящие орудия; 5—7 — нуклеусы; 8—9 — каменные ножевидные пластинки; 10—12 — каменные стрелы; 13—14 — каменные острия; 15—16 — каменные трапециевидные орудия; 17—19 — каменные скребки; 20 — каменный «утюжок»; 21 — каменный резец; 22 — костяное острие; 23 — костяное острие со вкладышем смотреть

-------------------------
стр.58
Рис. 13. Инвентарь Мариупольского могильника: 4—8 — привески из кости, перламутра и зубов животных; 9 — костяная фигурка быка; 10—15 — части ожерелий из костяных пластинок; 16 — кабаний клык; 17 — каменная булава; 18—25 — кремневые орудия смотреть
Рис. 14. Инвентарь льяловской культуры: 1 — гарпун; 2—3 — резцы; 5—6 — рубящие орудия; 7—9 — скребки; 10 — стрела; 11 — обломок сосуда (1 — кость; 2—10 — кремень; 11 — глина) смотреть
Рис. 15. Типы неолитической керамики: 1—3 — днепро-донецкая культура; 4—5 — западный вариант нарвской культуры; б—7 — восточный вариант нарвской культуры; 8 — льяловская культура; 9 — культура сперрингс; 10 — волго-камская культура смотреть

-------------------------
стр.62
Рис. 16. Инвентарь Оленеостровского могильника: 1 — изображение головы лося; 2—3 — изображения людей; 4—5 — стрелы; 6—7 — ножи; 8 — подвеска из клыка медведя; 9 — сланцевый нож смотреть

-------------------------
стр.64
Рис. 17. Неолит Прибайкалья: 1 — исаковский сосуд; 2 — серовский сосуд; 3 — тесло; 4—5 — стрелы; 6 — вкладышевое орудие; 7 — изображение рыбы; 8 — тесло (серовское); 9 — гарпун (серовский); 10 — вкладыш (китайский); 11 — гарпун (китайский) смотреть

-------------------------
стр.66
Рис. 18. Наскальные изображения (Залавруга-II на Белом море). Сцена охоты на морского зверя смотреть

-------------------------
стр.70
Рис. 19. Инвентарь культуры Намазга-I: 1—6 — сосуды и роспись на них; 7—8 — женские статуэтки; 9 — бусы; 10—11 — металлические булавки; 12 — металлическое шило; 13 — металлическая пронизка; 14 — стенная роспись дома смотреть

-------------------------
стр.72
Рис. 20. Инвентарь культуры Намазга-II: 1—8 — сосуды; 9—11 — женские статуэтки; 12 — долото; 13 — нож; 14 — украшения (12—14 — металл) смотреть
Рис. 21. Инвентарь культуры Намазга-III; 1—9 — сосуды: 10—11 — женские статуэтки; 12—14 — статуэтки жизотных; 15 — металлический меч; 16 — металлическая стрела; 17 — металлическая игла; 18—21 — бусы; 22 — печать смотреть
Рис. 22. Инвентарь поселения Кюль-Тепе-I (энеолит Закавказья): 1—13, 16, 18, 20 — керамика; 14, 15, 21—25 — изделия из камня; 17—19 — поделки из кости смотреть

-------------------------
стр.77
Рис. 23. Инвентарь трипольской культуры: 1—3 — орудия из кремня; 4 — каменный топор; 5—6 — костяные проколки; 7 — медный крючок; 8 — жеyская статуэтка; 9 — изображение головы козы; 10—11 — сосуды; 12—15 — расписные сосуды; 16—17 — мотивы керамической росписи смотреть

-------------------------
стр.79
Рис. 24. Вещи из Карбунского клада трипольского времени: 1—2 — сосуды, в которых был найден клад; 3—4 — медные топоры; 5—6 — медные браслеты; 7 — топор из мрамора; 8 — топор из сланца смотреть

-------------------------
стр.83
Рис. 25. Инвентарь городской и усатовской культур: 1—12 — городская культура: 1 — каменный молоток; 2 — медный топор; 3—7 — керамика; 8 — глиняное пряслице; 9 — женская статуэтка; 10—12 — керамика: 12—28 — усатоаская культура: 13 — топор; 14 — шило; 15—16 — кольца; 11 — кинжал (медь); 18—19 — керамика; 20 — медный топор; 21 — керамика; 21 — серебряное кольцо; 23—26 — керамика; 27—28 — статуэтки смотреть
Рис. 26. Инвентарь волосовской культуры: 1—2— каменные стрелы; 3—4 — костяные стрелы; 5—6 — копья; 7—8 — скребки; 9 — скребло; 10—11 — ножи; 12 — долото; 13 — желобчатое долото; 14 — сверленый топор; 15 — рыболовный снаряд; 16 — составной костяной крючок; 17 — фигурный кремень; 18 — костяное изображение головы лебедя; 19 — костяной гарпун; 20 — шиферная подвеска; 21 — шиферное кольцо; 22—23 — керамика смотреть
Рис. 27. Схема расположения культур энеолита: 1 — энеолитические памятники смотреть

-------------------------
стр.86
Рис. 28. Инвентарь афанасьевской культуры: 1—2 — медные украшения; 3 — костяной предмет; 4 — металлический нож; 5 — каменная колотушка; 6 — каменная стрела; 7 — медная обоймица; 8 — металлический нож; 9 — каменное тесло; 10 — костяной предмет; 11—12 — медные трубочки; 13 — костяные иглы; 14 — медная обоймица; 15—17, 23, 24 — глиняные сосуды; 18 — каменная колотушка; 19 — костяная проколка; 20 — медный нож; 21 — каменная стрела смотреть

-------------------------
стр.90
Рис. 29. Инвентарь куро-араксской культуры: 1—2 — каменные вкладыши серпов; 3 — каменный топор; 4—5 — каменные стрелы; 6—8 — костяные стрелы; 9 — металлическое долото; 10—11 — металлические предметы; 12 — глиняная женская статуэтка; 13—16 — глиняные фигурки; 17 — каменный топор; 18 — каменный молоток; 19 — глиняное колесико; 20—21 — глиняные сосуды смотреть

-------------------------
стр.92
Рис. 30. Золотой сосуд из курганов Триалети смотреть

-------------------------
стр.93
Рис. 31. Вещи из Майкопского кургана (ранний этап майкопской культуры) металл: 1 — боевой топор; 2 — мотыга; 3 — топор; 4 — долото; 5 — котел; 6 — сосуд; 7 — навершие подпорки балдахина (золото); 8—9 — сосуды (серебро); 10—11 — бляшки (золото); 12 — развертка изобретения на одном из сосудов смотреть
Рис. 32. Вещи из дольменов у станицы Новосвободной (поздний этап майкопской культуры): 1 — каменная стрела; 2 — каменное копье; 3 — металлический топор; 4 — металлический сосуд; 5—7 — металлические долота; 8 — металлический топор; 9 — металлический кинжал; 10 — металлическое копье; 11 — глиняный сосуд; 12 — металлическое тесло смотреть

-------------------------
стр.97
Рис 33. Инвентарь кобанской культуры: 1 — пряжка пояса, 2 — кинжал, 3 — браслет, 4 — топор, 5 — булавка, 6 — фибула, 7—8 — керамика смотреть
Рис. 34. Инвентарь культуры Намазга-IV—V: 1—9 — керамика; 10—11 — женские статуэтки; 12—13 — фигурки животных; 14 — 15 — модель повозки; 16—18 — металлические печати; 19 — металлическая стрела; 20 — металлическая привеска; 21—23 — металлические ножи; 24 — план поселения смотреть

-------------------------
стр.100
Рис. 35. Инвентарь древнеямной культуры: камень: 1 — нож; 2 — кинжал; 3 — копье; металл: 4 — тесло; 5—6 — ножи; 7 — шило; глина: 8—9 — сосуды смотреть

-------------------------
стр.102
Рис. 36. Схема расположения культур начала бронзового века смотреть
Рис. 37. Инвентарь катакомбной культуры: 1 — металлическое орудие; 2 — металлическое долото; 3 — металлическое украшение; 4—5 — каменные стрелы; 6 — украшение; 7, 10—11, 13—14 — керамика; 8 — металлический кинжал; 9 — металлическое долото; 12 — литейная форма; 15 — каменная литейная форма для отливки топора смотреть

-------------------------
стр.105
Рис. 38. Инвентарь: 1—9 — сосуды; 10 — крючок; 11—12 — шилья; 13—17, 23 — копья; 18 — долото; 19—22, 24—25 — топоры; 26—27 — ножи; 28—29 — кинжалы; 30—31 — серпы; 32 — основа серпа; 33 — молоток; 34—35 — проколки; 36 — стрела: 37 — пряслице; 38 — стрела; 39—40 — молотки смотреть
Рис. 39. Вещи из погребения литейщика срубной культуры: 1—2 — глиняные формы для литья проушных топоров; 3 — льячка; 4—5 — сопла; 6 — пест; 7 — форма для литья топоров; 8 — глиняный стержень для отливания втулки топора смотреть

-------------------------
стр.110
Рис. 40. Вещи из Бородинского клада: 1—2 — копья; 3 — втулка копья; 4 — булавка; 5 — кинжал; 6—8 — каменные булавы; 9—10 — каменные топоры; (1—5 — серебро) смотреть

-------------------------
стр.111
Рис. 41. Инвентарь андроновской культуры: 1 — металлический серп; 2 — металлический нож; 3—4 — ножи; 5 — металлическое копье; 6—7 — топоры; 8—9 — топоры-кельты; 10—27 — украшения; 28—30 — керамика смотреть

-------------------------
стр.114
Рис. 42. Инвентарь среднеднепровской культуры: 1 — каменный топор; 2 — металлическое копье; 3 — металлический топор; 4—7 — керамика смотреть

-------------------------
стр.115
Рис. 43. Инвентарь фатьяновской культуры: 1 — ожерелье из зубов животных; 2 — каменный топор; 3—4 — керамике; 5 — бронзовый топор смотреть

-------------------------
стр.117
Рис. 44. Инвентарь средневолжской группы фатьяновской культуры: 1—10, 13 — металлические предметы; 11 — костяной гребень; 12 — костяная пластинка; 14 — копье из поселения Ош-Пандо; 15—16 — керамика; 17 — глиняное колесико; 18—19 — каменные топоры смотреть
Рис. 45. Инвентарь абашевской культуры: 1 — пешня; 2 — кинжал; 3 — топор; 4 — серп; 5 — копье; 6 — топор; 7 — тесло; (1—7 — бронза); 8 — серебряные подвески; 9 — каменная стрела; 10 — костяной предмет; 11—13 — керамика; 14 — украшение смотреть

-------------------------
стр.120
Рис. 46. Металлические вещи из Сейминского (1—3) и Турбинского (4—9) могильников: 1—3 — ножи-кинжалы; 4—5 — копье и нож; 6—9 — топоры-кельты; вислообушный топор и нож смотреть
Рис. 47. Схема расположения культур позднего бронзового века смотреть

-------------------------
стр.122
Рис. 48. Инвентарь карасукской культуры (металл и керамика): 1 — нож; 2 — браслет; 3—4 — перстни; 5—6 — нашивные бляшки; 7 — бляшки; 8 — пронизка; 9—12 — лапчатые привески; 13—14 — ножи; 15—16 — ручки ножей; 17 — держатель оружия колесничего; 18—22 — сосуды смотреть

-------------------------
стр.127
Рис. 49. Вещи из Тейшебаини: 1 — бронзовая статуэтка бога Тейшебы; 2 — бронзовый колчан с надписью Сардура; 3 — изображение на шлеме Сардура; 4 — меч; 5 — золотой браслет; 6 — золотые серьги смотреть

-------------------------
стр.131
Рис. 50. Схема расселения скифов по Геродоту смотреть

-------------------------
стр.133
Рис. 51. Вещи скифов: 1 — плуг; 2 — серп; 3 — топор; 4 — пила; 5 — зубило; 6 — стамеска; 7 — пуансон для чеканки чешуек панциря; 8 — нож с костяной ручкой; 9 — пряслице; 10—11 — иголки; 12 — медный котел; 13 — модель повозки (игрушка) смотреть

-------------------------
стр.136
Рис. 52. Оружие скифов: 1—3 — железные мечи; 4—6 — железные копья; 7—10 — бронзовые стрелы; 11 — железный шлем смотреть

-------------------------
стр.137
Рис. 53. Керамика скифов смотреть

-------------------------
стр.138
Рис. 54. Золотая накладка на горит (футляр для лука) из кургана Чертомлык смотреть

-------------------------
стр.139
Рис. 55. Гребень из кургана Солоха смотреть
Рис. 56. Ваза из кургана Чертомлык смотреть

-------------------------
стр.140
Рис. 57. Ювелирные изделия из кургана Куль-Оба: 1а — сосуд; 1б — изображение на сосуде; 2 — концы золотой гривны; 3 — бляшка с изображением братающихся скифов; 4 — изображение оленя смотреть

-------------------------
стр.142
Рис. 58. Пектораль из Толстой Могилы смотреть

-------------------------
стр.143
Рис. 59. Деталь пекторали смотреть

-------------------------
стр.147
Рис. 60а. Сарматские вещи: 1—2 — мечи; 3 — кинжал; 4 — стрелы; 5 — остатки древков стрел; 6 — остатки лука с костяными обкладками; 7 — пряжка; 8 — фибула; 16 — золотая диадема смотреть
Рис. 60б. Сарматские вещи: 9 — бронзовый котел; 10 — крючок для извлечения мяса из котла; 11 — курильница; 12—15 — керамика; смотреть

-------------------------
стр.149
Рис. 61. Инвентарь дьяковской культуры: 1 — железный серп; 2 — каменный топор; 3 — костяная стрела; 4 — железная стрела; 5 — железные удила; 6 — железный крючок; 7 — костяной гарпун; 8 — костяная проколка; 9 — глиняная льячка; 10, 11 — бронзовые украшения; 12 — костяная фигурка животного; 13—14 — керамика; 15—17 — грузики смотреть

-------------------------
стр.153
Рис. 62. Инвентарь ананьинской культуры: 1—2 — железные копья; 3—4 — бронзовые стрелы; 5—10 — бронзовые украшения; 11 — бронзовый кинжал; 12—13 — каменные копья; 14 — бронзовое копье; 15—16 — бронзовые чеканы; 17 — каменная плита из Ананьинского могильника; 18—19 — новомордовские стелы смотреть

-------------------------
стр.157
Рис. 63. Предметы из кургана Пазырык: 1 — деревянный сосуд; 2 — бронзовая курильница; 3 — деревянное украшение сбруи; 4 — деревянный столик; 5 — каменный светильник; 6 — бронзовая курильница; 7 — сапог; 8 — башлык; 9 — уздечка; 10 — мотивы татуировки смотреть

-------------------------
стр.159
Рис. 64. Металлический инвентарь тагарской культуры: 1 — удила; 2 — серп: 3—4 — ножи; 5 — шило, 6 — боевой топорик; 7—8 — кинжалы; 9 — копье; 10 — бляшка; 11 — бляшка в виде оленя; 12 — стрела; 13 — чекан; 14 — бусина; 15 — форма для отливки кельтов; 16 — кельт; 17 — зеркало с ручкой в виде козла; 18 — навершие с фигуркой козла; 19 — котел скифского типа смотреть
Рис. 65. Боярские писаницы: 1—3 — изображения на Большой Боярской писанице; 4 — Малая Боярская писаница (деталь) смотреть

-------------------------
стр.162
Рис. 66. Инвентарь таштыкской культуры: 1 — железный кинжал; 2—3 — железные стрелы; 4 — костяная стрела; 5 — железные удила с пселиями; 6—9 — бронзовые пряжки; 10—11 — амулеты с парными конскими головками; 12 — деревянная статуэтка оленя; 13—15 — керамика смотреть

-------------------------
стр.165
Рис. 67. Сельскохозяйственные орудия из античных городов Северного Причерноморья: 1—2 — мотыги; 3 — виноградарский нож; 4 — ручные жернова; 5 — коса смотреть

-------------------------
стр.166
Рис. 68. Античные монеты (увеличены): 1 — монета с изображением плуга; 2 — монета Пантикапея с изображением грифона с колосом; 3 — монета Пантикапея смотреть

-------------------------
стр.168
Рис. 69. Золотая серьга из кургана Куль-Оба смотреть

-------------------------
стр.169
Рис. 70. Золотая привеска смотреть

-------------------------
стр.171
Рис. 71. Формы античных сосудов: 1 — пифос; 2—3 — амфоры; 4—5 — лелики; 6—7 — гидрии; 8 — оксибаф (разновидность кратера); 9 — лебес; 10 — килик; 11 — киаф; 12 — канфар; 13 — светильник смотреть

-------------------------
стр.172
Рис. 72. Античные сосуды: 1 — чернофигурный сосуд; 2 — краснофигурный сосуд; 3 — чернофигурная панафинейская амфора; 4 — килик и его роспись смотреть

-------------------------
стр.174
Рис. 73. Стригил смотреть

-------------------------
стр.175
Рис. 74. Бронзовая статуэтка Афродиты смотреть
Рис. 75. Античные терракоты: 1 — статуэтки; 2 — чернолаковая статуэтка; 3 — рельеф смотреть

-------------------------
стр.177
Рис. 76. Мраморная статуя («Афродита Таманская») смотреть

-------------------------
стр.178
Рис. 77. Краснолаковый сосуд смотреть

-------------------------
стр.180
Рис. 78. Римское оружие: 1 — меч; 2 — копье; 3 — пилум смотреть

-------------------------
стр.187
Рис. 79. Средняя Азия в начале II в. н. э.: 1 — границы государств; 2 — «Великий шелковый путь» смотреть
Рис. 80. Вещи кочевников Средней Азии в первые века нашей эры: 1 — меч; 2—4 — стрелы; 5 — накладка лука; 6 — кинжал; 7 — крючок от колчана; 8 — фибула; 9 — серьга; 10 — подвеска; 11 — фляга; 12 — кружка; 13 — миска; 14 — кубок; 15—16 — кувшины смотреть

-------------------------
стр.191
Рис. 81. Бляха с изображением воина из Амударьинского клада смотреть

-------------------------
стр.192
Рис. 82. Согдийский эллинистический сосуд смотреть

-------------------------
стр.193
Рис. 83. Сосуд из Топрак-Кала смотреть

-------------------------
стр.194
Рис. 84. Саманидский сосуд смотреть

-------------------------
стр.195
Рис. 85. Саманидский дирхем смотреть

-------------------------
стр.201
Рис. 86. Инвентарь зарубинецкой культуры: 1 — серп; 2 — топор; 3 — нож; 4 — рыболовный крючок; 5 — острога; 6—8 — копья; 9 — фибула; 10 — браслет; 11 —12 — пряжки; 13 — гребень; 14 — булавка смотреть

-------------------------
стр.203
Рис. 87. Инвентарь Черняховской культуры: 1 — топор; 2 — сошник; 3—4 — фибулы; 5—6 — булавки; 7 — копье; 8—10 — сосуды смотреть

-------------------------
стр.206
Рис 88. Лепные сосуды корчакской культуры смотреть
Рис. 89. Схема расположения памятников с корчакской керамикой: а — поселения; б — городища; в — курганы; г — могильники; д — отдельные находки; е — корчакская керамика, встреченная на памятниках других культур. смотреть

-------------------------
стр.208
Рис. 90. Вещи с городища Хотомель: 1 — нож; 2 — наральник; 3 — чересло; 4 — острога; 5 — пряслице; 6 — пряжка; 7 — фибула; 8—13 — стрелы; 14 — копье; 15 — пластинка панциря; 16 — бусины; 17 — обломок браслета; 18 — удила смотреть
Рис. 91. Инвентарь роменско-боршевской культуры: 1 — сошник; 2 — серп; 3 — тесло; 4 — резец по дереву; 5 — нож; 6—7 — проколки; 8 — тигель; 9—10 — стрелы; 11 — браслет; 12 — семилучевое височное кольцо («радимического типа»); 13 — привеска; 14 — перстень; 15—16 — керамика смотреть

-------------------------
стр.212
Рис. 92. Инвентарь длинных курганов: 1 — браслет; 1—6 — пронизки; 7 — буса; 8—9 — обломки шейных гривен; 10 — обломок украшения; 11—16 — обломки височных колец; 17—18 — трапециевидные привески; 19 — украшение; 20—22 — обломки браслетов; 23 — игла; 24 — пинцет; 25 — пряжка смотреть

-------------------------
стр.216
Рис. 93. Инвентарь Нукшинского могильника: 1 — головной венчик; 2 — пояс; 3 — нагрудная привеска; 4—5 — браслеты; 6 — гривна; 7 — топор смотреть

-------------------------
стр.223
Рис. 94. Височные кольца: 1 — витичское; 2 — кривичское; 3 — новгородских словен; 4 — северянское смотреть

-------------------------
стр.227
Рис. 95. Оружие из Гнёздовских курганов: 1 — рукоять меча; 2 — скоба для привешивания меча; 3—4 — стрелы; 5 — шлем смотреть

-------------------------
стр.229
Рис. 96. Украшения из Гнёздовских курганов: 1 — височное кольцо; 2 — золотая бляха; 3 — серебряная зерненая привеска; 4 — скорлуповидная фибула; 5 — железная гривна смотреть

-------------------------
стр.230
Рис. 97. Поясные бляшки из Гнёздовских курганов смотреть
Рис. 98. Корчага с древнейшей русской надписью смотреть

-------------------------
стр.231
Рис. 99. Керамика из Гнёздова смотреть

-------------------------
стр.232
Рис. 100. Вещи из Гнёздовских курганов смотреть

-------------------------
стр.233
Рис. 101. Рога (сосуды) из Черной Могилы смотреть
Рис. 102. Шлем, найденный на поле Липецкой битвы смотреть

-------------------------
стр.235
Рис. 103. Меч из Фощеватой и прорись клейма на его лезвии смотреть

-------------------------
стр.237
Рис. 104. Старая Рязань. Профиль и план сыродутного горна смотреть

-------------------------
стр.238
Рис. 105. Колт с эмалью смотреть

-------------------------
стр.240
Рис. 106. Новгород. Основные типы обуви смотреть
Рис. 107. Новгород. Рисунок на деревянной тарелке смотреть

-------------------------
стр.241
Рис. 108. Новгород. Резная колонна смотреть
Рис. 109. Новгород. Городище. Костяное украшение смотреть

-------------------------
стр.243
Рис. 110. Новгород. Берестяная грамота смотреть

-------------------------
стр.244
Рис. 111. Деревянные художественные изделия (Новгород) смотреть

-------------------------
стр.245
Рис. 112. Новгород: 1—3 — дощечка для писания по воску; 4 — азбука смотреть

-------------------------
стр.246
Рис. 113. Смоленск. Берестяная грамота: вверху — фото, внизу — прорись Перевод: «...(когда) вывезут бревна, пошли Осташку к плотнику...» смотреть

-------------------------
стр.247
Рис. 114. Первые русские монеты: 1—5 — Владимир Святославич; 6 — Ярослав Мудрый; 7—9 — Святополк Окаянный; 10 — скандинавское подражание русским монетам смотреть
Рис. 115. Вислые свинцовые печати: 1 — «От Ратибора» (Тмутаракань); 2 — Вячеслава Ярославича (Смоленск); 3 — Феофано Музалон (жены черниговского князя Олега Святославича); 4 — «Печать Новгородская»; 5 — новгородского наместника Дмитрия Донского смотреть

-------------------------
стр.254
Рис. 116. Вещи волжских болгар: 1 — лемех; 2 — мотыга; 3 — топор; 4 — тесло; 5 — молоток; 6—7 — зеркала; 8 — браслет; 9 — 10 — серьги; 11—12 — бусы; 13 — булавка; 14—16 — перстни; 17 — ключ смотреть

-------------------------
стр.259
Рис. 117. Инструменты для обработки металлов: 1 — кузнечный молот; 2 — кузнечный молоток; 3 — кузнечные клещи большие; 4 — клещи малые; 5 — гвоздильня; 6 — бородки; 7 — фигурная наковальня; 8 — подсека; 9 — кузнечная наковальня; 10 — напильники; 11 — клещи-плоскогубцы; 12 — ювелирные тисочки; 13 — ювелирный пинцет; 14 — кузнечный пробойник; 15 — паяльник; 16 — кусачки; 17 — ювелирная наковальня; 18 — ножницы по металлу; 19 — зубила; 20 — молоток для чеканки; 21 — ювелирный молоток смотреть

-------------------------
стр.261
Рис. 118. Новгород. Художественные костяные изделия смотреть

-------------------------
стр.262
Рис. 119. Деревообрабатывающие инструменты: 1 — пила; 2 — токарный резец; 3 — молоток-гвоздодер; 4 — топор; 5 — тесло плотничье; 6 — токарный резец; 7 — тесло малое; 8 — стамеска; 9 — бондарная скобелька; 10 — скобели; 11 — сверла; 12 — долота; 13 — резец для резьбы по дереву смотреть

-------------------------
стр.263
Рис. 120. Новгород. Оружие: 1 — копье; 2 — рогатина; 3—6 — копья; 7—10 — стрелы; 11 — 13 — втоки; 14 — нож смотреть

-------------------------
стр.265
Рис. 121. Рогатина Бориса Александровича смотреть

-------------------------
стр.267
Рис. 122. Фундамент каменного дома новгородского посадника Юрия Онцифоровича смотреть

© Авдусин Д.А.; Издательство "Высшая школа", 1977; Портал "Археология России", 2004





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1094 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2354 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.