Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. переживанием яхвистического Бога




переживанием яхвистического Бога. Яхве — это божество, содержащиеся в котором противоположности еще не отде­лились друг от друга.

Брат Николай обладал определенными навыками и опы­том медитации, он оставил дом и семью, долго жил в оди­ночестве, глубоко заглянул в то темное зеркало, в котором отразился чудесный и страшный смысл изначального. Раз­вивавшийся на протяжении многих тысячелетий догмати­ческий образ божества в этой ситуации сработал как спаси­тельное лекарство. Он помог ему ассимилировать фаталь­ный прорыв архетипического образа и тем самым избегнуть разрушения его собственной души.

Ангелус Силезиус был не настолько удачлив: его разди­рали внутренние контрасты, ибо к его времени гарантиро­ванная догматами крепость Церкви была уже поколеблена.

Якобу Бё'ме Бог был известен и как «пламя гнева», и как истинно сокровенный свет. Но ему удалось соединить глу­бинные противоположности с помощью христианской фор­мулы «Отец-Сын», включив в нее свое гностическое, но в ос­новных пунктах все же христианское мировоззрение. Иначе он стал бы дуалистом. Кроме того, ему на помощь пришла алхимия, в которой уже издавна подготавливалось соедине­ние противоположностей. Но все же не зря у него изобража­ющая божество мандала (приведена в «Сорока вопросах о душе») содержит отчетливые следы дуализма. Они состоят из темной и светлой частей, причем соответствующие полу­сферы разделяются, вместо того чтобы сходиться.

Формулируя коллективное бессознательное, догмат за­мещает его в сознании. Поэтому католическая форма жизни в принципе не знает психологической проблематики. Жизнь коллективного бессознательного преднаходится в догмати­ческих архетипических представлениях и безостановочно протекает в ритуалах и символике Кредо. Жизнь коллектив­ного бессознательного открывается во внутреннем мире ка­толической души. Коллективное бессознательное, каким мы знаем его сегодня, ранее вообще никогда не было психоло­гическим. До христианской Церкви существовали античные

мистерии, а они восходят к седой древности неолита. У че­ловечества никогда не было недостатка в могущественных образах, которые были магической защитой, стеной против жуткой жизненности, таящейся в глубинах души. Бессозна­тельные формы всегда получали выражение в защитных и целительных образах и тем самым выносились в лежащее за пределами души космическое пространство.

Предпринятый Реформацией штурм образов буквально пробил брешь в защитной стене священных символов. С тех пор они рушатся один за другим. Они сталкиваются и от­вергаются пробужденным разумом. К тому же их значение давно забыто.

Впрочем, забыто ли? Может быть, вообще никогда не было известно, что они означали, и лишь в Новое время протестантское человечество стало поражаться тому, что ничего не знает о смысле непорочного зачатия, о божествен­ности Христа или о сложности догмата Троичности? Может даже показаться, что эти образы принимались без сомнений и рефлексии, что люди относились к ним так же, как к укра­шению рождественской елки или крашенным пасхальным яйцам, — совершенно не понимая, что означают эти обычаи.

На деле люди как раз потому никогда не задаются воп­росом о значении архетипических образов, что эти образы полны смысла. Боги умирают время от времени потому, что люди вдруг обнаруживают, что их боги ничего не значат, сделаны человеческой рукой из дерева и камня и совершен­но бесполезны. На самом деле обнаруживается лишь то, что человек раньше никогда не задумывался об этих образах. А когда он начинает о них думать, он прибегает к помощи того, что сам он называет «разумом», но что в действитель­ности представляет собой только сумму его близорукости и предрассудков.

История развития протестантизма является хроникой штурма образов. Одна стена падала за другой. Да и разру­шать было не слишком трудно после того, как был подорван авторитет церкви. Большие и малые, всеобщие и единичные, °бразы разбивались один за другим, пока, наконец, не при-

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

шла царствующая ныне ужасающая символическая нище­та. Тем самым ослабились силы церкви: она превратилась в твердыню без бастионов и казематов, в дом с рухнувшими стенами, в который ворвались все ветры и невзгоды мира. Прискорбное для исторического чувства крушение самого протестантизма, разбившегося на сотни демонстраций, яв­ляется верным признаком того, что этот тревожный процесс продолжается.

Протестантское человечество вытолкнуто за преде­лы охранительных стен и оказалось в положении, которое ужаснуло бы любого естественно живущего человека, но просвещенное сознание не желает ничего об этом знать и в результате повсюду ищет то, что утратило в Европе. Изыс­киваются образы и формы созерцания, способные дейс­твовать, способные успокоить сердце и утолить духовную жажду, — и сокровища находятся на Востоке. Само по себе это не вызывает каких-либо возражений. Никто не принуж­дал римлян импортировать в виде ширпотреба азиатские культуры. Если бы германские народы не прониклись до глубины души христианством, называемым сегодня «чу­жеродным», то им легко было бы его отбросить, когда поб­лек престиж римских легионов. Но христианство осталось, ибо соответствовало имевшимся архетипическим образам. С ходом тысячелетий оно стало таким, что немало удивило бы своего основателя, если бы он был жив; христианство у негров или индейцев дает повод для исторических раз­мышлений. Почему бы Западу действительно не ассимили­ровать восточные формы? Ведь римляне отправлялись ради посвящения в Элевсин, Самофракию и Египет. В Египет с подобными целями совершались самые настоящие турис­тические вояжи.

Боги Эллады и Рима гибли от той же самой болезни, что и наши христианские символы. Как и сегодня, люди тогда обнаружили, что ранее совсем не задумывались о своих бо­гах, чужие боги, напротив, обладали не растраченной сокро­венностью. Их имена были необычными и непонятными, деяния темны, в отличие от хорошо известной скандальной





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 424 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.