Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. Ю 50 Матрица безумия / Карл Густав Юнг, Мишель Фуко




Юнг К.Г., Фуко М.

Ю 50 Матрица безумия / Карл Густав Юнг, Мишель Фуко. — М.; Алгоритм, Эксмо, 2007. — 384 с. — (Философский бест­селлер).

ISBN 5-699-19137-2

Отчего в нашу эпоху так возросло количество психических заболева­ний и нервных расстройств? Отчего массовые психозы охватывают целые народы? Отчего в политике, журналистике, культуре столько явно выра­женных ненормальностей, шизофренических отклонений? В чем симво­лизм сумасшествия и есть ли в нем скрытый смысл?

Ответы на эти вопросы пытались найти выдающиеся мыслители XX века Карл Густав Юнг и Мишель Фуко. В данном издании собраны их работы, посвяшенныс причинам и символизму безумия в современном ми­ре, а также истории сумасшествия в западном обществе.

УДК 141.33 ББК 86.42

ISBN 5-699-19137-2

© ООО «Алгоритм-Книга*, 2006

© ООО «Издательство «Эксмо», 2007

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Отчего в нашу эпоху так возросло количество психичес­ких заболеваний и нервных расстройств? Отчего массовые психозы охватывают целые народы? Отчего в политике, журналистике, культуре столько явно выраженных ненор­мальностей, шизофренических отклонений? В чем симво­лизм сумасшествия и есть ли в нем скрытый смысл?

На эти и многие другие вопросы, связанные с природой патологических психических явлений в современном мире, пытались ответить многие выдающиеся мыслители прошло­го века, в их числе К.Г. Юнг и М. Фуко. Они искали корни как массовых, так и личностных психических расстройств, используя аппарат философии, психологии и психиатрии, исследовали данные судебно-медицинских экспертиз.

Несмотря на схожую проблематику работ Юнга и Фуко, их подход к решению поставленных вопросов все же от­личался. Карл Густав Юнг большее внимание уделял глу­бинным процессам мировой цивилизации. Он считал, что забвение или искажение западным обществом основопола­гающих принципов человеческого существования ведет к искажению заложенных в душе каждого человека «архети­пов коллективного бессознательного», т.е. тех древнейших представлений о мире, которые свойственны всем людям. Расплатой за подобное пренебрежение становится, в том числе, шизофрения, вызванная аффектами, которые неиз-

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

бежно подстерегают человека в обществе с потерянными моральными ориентирами.

«В то время как в области нормы и неврозов острый аффект проходит сравнительно быстро, а хронический не слишком сильно расстраивает общую ориентацию сознания и дееспособность, шизофренический комплекс оказывается во много раз сильнее. Его фиксированные проявления, авто­номия и деструктивность овладевают сознанием вплоть до отчуждения и разрушения личности», —- писал Юнг, осно­вываясь на результатах своей многолетней практики в пси­хиатрической клинике.

«Сегодня, как никогда прежде, становится очевид­ным, — продолжает он, — что опасность, всем нам угрожа­ющая, исходит не от природы, а от человека, она коренится в психологии личности и психологии массы».

В мире, лишенном духовности, люди стремятся к при­зрачным целям, достижение которых не может дать чувства душевной гармонии, — более того, этот бег за призрачны­ми монстрами разрушает психику. «Мне часто приходи­лось видеть, как люди становились невротиками, оттого что довольствовались неполными или неправильными ответами на те вопросы, которые ставила им жизнь. Они искали успеха, положения, удачного брака, славы, а оста­вались несчастными и мучились от неврозов, даже достиг­нув всего, к чему так стремились. Этим людям не хватает духовности, жизнь их обычно бедна содержанием и лишена смысла», — отмечает Юнг.

Человек стал заложником потребительской цивилиза­ции, которая, предоставляя ему различные блага, комфорт и удовольствия, требует от него взамен его душу: «Опере­жающий рост качества, связанный с техническим прогрес­сом, с так называемыми "gadgets'", естественно, производит впечатление, но лишь вначале, позже, по прошествии вре­мени, они уже выглядят сомнительными, во всяком случае купленными слишком дорогой ценой. Они не дают счастья

Приспособления (англ.)

Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО

или благоденствия, но в большинстве своем создают иллю­зорное облегчение...»

В результате происходит то, что Юнг называл «демони-зацией мира». На смену свергнутым светлым божествам приходят черные кумиры и демоны. Один из них — культ сексуальности, отвергающий, по сути, любовь как высшее чувство и обращенный к животным инстинктам человечес­кой натуры. Это культ привлекателен, но, по словам Юнга, «и этот кумир оказался не менее капризным, придирчивым, жестоким и безнравственным», чем культ технического про­гресса и потребления.

Другой демон современности — массовая культура. Она, собственно, и занимается пропагандой того образа жизни, который соответствует понятиям потребительской цивили­зации. Юнг сравнивает эпоху массовой культуры с периодом установления господства Римской империи, когда «вопло­щенная в божественном цезаре власть Рима, сметавшая все на своем пути, лишала отдельных людей и целые народы их права на привычный образ жизни, на духовную независи­мость». Как тогда, так и сейчас следствием подобного ду­ховного нивелирования являются надежды «на новое при­шествие, бесконечное ожидание мессии — спасителя».

Еще один черный кумир нашего времени — «абсурдные политические течения и социальные идеи, отличительным признаком которых является духовная опустошенность». И это вполне закономерно, пишет Юнг, потому что «в эпоху, когда человечество стремится исключительно к расширению жизненного пространства и увеличению — a tout prix* раци­онального знания, требовать от человека осознания своей единственности и ограниченности по меньшей мере претен­циозно. Ограниченность и единственность — синонимы, без них ощущение бесконечности (равно как и осознание ее) невозможно, остается лишь иллюзорная идентификация с ней, которая приводит к помешательству на больших чис­лах и жажде политического могущества».

Любой ценой (фр.)

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

Таким образом, «демонизация мира» неизбежно заканчи­вается для тех, кто поддался ей, душевным недугом, вызван­ным внедрением «демонических» элементов в психическое сознание. Но не лучше обстоит дело и с тем, кто пытается не попасть под влияние демонов современности, но не может найти надежной опоры для противостояния с ними.

«Тот, кто лишился исторических символов и не способен удовлетвориться "эрзацем", — отмечает Юнг, — оказывает­ся сегодня в тяжелом положении. Перед ним зияет ничто, от которого он в страхе отворачивается. Человеческие объяс­нения отказываются служить, так как переживания возника­ют по поводу столь бурных жизненных ситуаций, что к ним не подходят никакие истолкования. Это момент крушения, момент погружения к последним глубинам, как верно заме­тил Апулей, наподобие самопроизвольного ума. Здесь не до искусного выбора подходящих средств; происходит вынуж­денный отказ от собственных усилий, природное принуж­дение. Не морально принаряженное подчинение и смирение по своей воле, а полное, недвусмысленное поражение, со­провождаемое страхом и деморализацией».

Таковы безрадостные выводы Карла Густава Юнга о пер­спективах жизни человека в современном мире. Альтерна­тиву западной цивилизации философ видел в возвращении к истокам, к временам, когда «коллективное бессознатель­ное» через мифологию определяло жизнь общества. Боль­шие упования Юнг возлагал на культуру Востока, по мне­нию мыслителя, сохранившую многое из подобных мифо­логизированных представлений.

* * *

Размышления о причинах безумия стали одной из глав­ных тем и в творчестве Мишеля Фуко. «Почему западная культура отбросила в сторону своих рубежей то, в чем она вполне могла узнать самое себя, то, в чем она себя действи­тельно узнавала?» — вопрошал он. Фуко приходил к выво­ду, сходному с выводами Фрейда о том, что безумие — это





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 775 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2234 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.