Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Наука как ценность. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки




Наука является не только специфическим видом позна­вательной деятельности, фор­мой организации системно обоснованных и доказательных знаний о мире, особым со­ци­альным институтом по отношению к другим феноменам культуры, но и особой ценностью человеческой культуры, за­дающей гуманистический вектор ее развития, соединения идеа­лов добра, бескомпромиссности, сотрудничества и вы­соких помыслов. Фундаментально доминирующий статус науки в системе ценностей культуры обусловлен ее техноло­гиче­ским вектором, необходимостью синтеза научно-тех­нического проектирования с теми со­циальными ценностя­ми, которые сформировались в морали, искусстве, религии, филосо­фии. Ценность всегда указывает на социальное, культурное, человеческое значение того или иного явления или предмета, отсылающего к миру должного, целевого, смыслового обоснования, аксиологической значимости.

Идейная позиция, в основе которой лежит представле­ние о науке, научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире, получила название «сциентизм» (от лат. scientia - зна­ние, наука). Сциентизм возни­кает под воздействием фунда­ментальных успехов наук о природе и научно-технического прогресса как некоторая идейная ориентация, не представ­ляющая собой строго оформ­ленную систему взглядов. Именно точное математическое естествознание и является идеалом науки для приверженцев сциентизма. В противо­положность этому социальное и гуманитарное знание в рамках сциентизма недооценивается, игнорируется специ­фика их предмета, предпринимаются попытки некритичес­кого переноса в исследование человека и общества методов точного естествознания. Крайняя форма сциентизма абсо­лютизирует и догматизирует науку, превращая ее в своего рода культ подобно религии, и рассматривает ее в качестве единственной панацеи, способной дать окончательный от­вет на все фунда­ментальные проблемы бытия. Для самого научного познания такая абсолютизация и дог­матизация науки являются далеко небезопасными, учитывая, что под­линная сила науки, ее существенная культурная ценность заключаются в ее открытости, незавершенности пред­лагае­мых моделей реальности, в диалоге с различными феноме­нами культуры. Критиче­ски и реально оценивая статус науки, ее реальные возможности в культуре, вместе с тем опасно впадать и в другую противоположность — антисциентизм.

Антисциентизм как идейная позиция заключается в кри­тической, вплоть до враж­дебной, оценке науки и ее роли в системе культуры. Умеренная форма антисциентизма вы­ступает не столько против самой науки, сколько против крайнего, агрессивного сциен­тизма, абсолютизирующего роль науки и принижающего культурную значимость дру­гих феноменов культуры - искусства, религии, нравствен­ности. Умеренный антисциентизм критически относится к сциентистской абсолютизации науки с точки зрения гума­низма и необходимости в соответствии с этим признания различных форм человеческого опыта и феноменов культу­ры, которое не могут быть вытеснены из культуры научной рациональ­ностью.

Радикальная форма антисциентнзма от критики сциен­тистской абсолютизации науки переходит к критике науки как таковой. В духе экзистенциально-персоналистских по­зи­ций, характерных для Н.А. Бердяева или Л.И. Шестова, представители радикального ан­тисциентизма оценивали науку как силу, противостоящую отношению человека к миру, прежде всего его свободе.

Религиозный антисциентизм исходит из необходимости религиозной мотивации на­учного познания и отвергает мировоззренческую самодостаточность науки.

Антисциентизм в рамках современной культуры демон­стрирует тенденции к критике науки на основе критическо­го самосознания самой науки, в отличие от ранней формы ан­тисциентизма, возникшей на основе иных, чем наука, форм сознания, таких как религия, искусство, нравствен­ность. П. Фейерабенд, например, критикует науку как «миф совре­менности». В других подходах современного антисци­ентизма, признавая мощное воздей­ствие науки на прогресс цивилизации, справедливо указывается на противоречивые мо­менты этого прогресса, включающего в себя и неоспори­мые достижения, и деструктивные последствия, за что ответ­ственна и наука.

Критическая рефлексия антисциентизма, несомненно, способствовала расширению проблемного поля науки, включению в него этических параметров современной нау­ки, расширению ее возможностей и роли.

 

 

51. Социальные ценности и нормы научного этоса. Проблемы мотивации и призна­ния в науке

В системе многообразных социальных ценностей фунда­ментальную роль в совре­менной науке играют моральные ценности.

Проблема соотношения науки и морали появилась много веков назад и в зависимо­сти от различных подходов к пони­манию места науки и нравственности в жизни общества принимала разные формы. В современном мире определен­ная часть ученых и философов, провозглашая этическую нейтральность науки, считает, что наука и мораль не имеют об­щих точек соприкосновения, что они чужды друг другу, что наука - сама себе этика. Эти положения как бы освобож­дают ученых от моральной ответственности за последствия сделанных ими научных открытий. Однако существует и альтернативная точка зрения, которая не отрицает взаимо­влияния науки и нравственности.

Общее решение проблемы соотношения науки и нрав­ственности и определенный компромисс между названны­ми альтернативными позициями могут быть найдены при ус­ловии, если мы учтем многомерность бытия науки. Се­годня наука рассматривается и как система знаний, и как вид профессиональной деятельности человека, и как социаль­ный институт. И если подходить к науке лишь как к системе знаний, то в этом смысле она, действительно, нейтральна в этическом плане: научное знание как таковое не может быть ни нравственным, ни безнравственным, оно ни «доброе» и ни «злое». Но когда мы рас­сматриваем науку как человеческую деятельность и как определенную систему организа­ций и отношений в обществе, то неизбежно приходим к выводу, что в этом смысле она удовлетворяет общим условиям всякой деятельности, а именно - подвержена влиянию на неё ценностных (в том числе и нравственных) факторов, при­нимаемых субъектами науч­ного творчества и общества в целом.

Известный итальянский философ Э. Агацци отмечает: «...на протяжении почти всей своей истории ценностная нейтральность науки считалась ее отличительной чертой, ее добродетелью, спасающей от предвзятости и необъектив­ности. В наше время это утвер­ждение уже не произносят столь категорично, имея в виду, конечно, не то, что содер­жание науки, знание, которое она добывает, может зависеть от принятых людьми ценностей, а просто то обстоятель­ство, что научная деятельность ценностно-ориентирована (как пре­жде, так и сейчас, и в будущем), т. е. направляется неким сознательно-ценностным выбо­ром».

При этом объективная связь науки и нравственности мо­жет интерпретироваться с позиции как сциентистского пес­симизма, так и сциентистского оптимизма.

Пессимисты склонны видеть в науке и технике некую «демоническую силу», вы­рвавшуюся из-под контроля чело­века неспособную принести человечеству неисчислимые бедствия. Они обвиняют науку и технический прогресс в разрушении окружающей среды, деградации культуры и нравственности.

Вторая тенденция связана с тем, что, кроме тревожащих общество явлений, связан­ных с научно-техническим прог­рессом, стали очевидны успехи науки, благотворно влияющие на рост благосостояния, здравоохранения, культуры.

На основании этого оптимисты утверждают, что дальней­ший научно-технический прогресс будет «сам по себе» определять социальный прогресс, ликвидирует социальные противоречия и неравенство и, следовательно, приведет к торжеству Добра, Справедливо­сти и Гуманизма.

В конечном итоге эти разновидности абсолютизации ро­ли науки и техники в жизни общества оказываются лишь разными способами ухода в сторону от решения вопроса.

 

 

52. Возможности и границы науки. Творческая свобода и нравственная ответствен­ность ученого. Проблема социального контроля над наукой

Следует помнить, что нравственный или безнравственный, а точнее, гуманный или антигуманный характер мо­жет, скорее всего, иметь не сама научная деятельность, а по­следствия применения научных открытий. И хотя ученый иногда не в силах предугадать эти последствия, это отнюдь не снимает с него моральной ответственности перед обще­ством за свое открытие. Проблема ответственности ученого перед обществом за резуль­таты научных исследований, и их использование на благо или во вред человеку является одним из наиболее показательных моментов взаимосвязи науки и морали.

Поэтому долг ученого заключается в том, чтобы информировать общественное мне­ние как о благах, которые при­несет внедрение его открытия, так и об опасностях, которые могут возникнуть при злоупотреблении им.

Молекулярная биология и генетика открыли большие возможности для манипуляций с генетическим фондом человека: стало возможным исправлять генетические дефекты или вводить новую генетическую информацию в хромосо­мы человека. Многие из этих дости­жений направлены во благо человека. Но существует опасность и другого их использова­ния: создания людей с заранее заданными свой­ствами (люди-ученые, люди-роботы и т.д.), стерилизации генетически «неполноценных» индивидов, вмешательства в генетиче­ский фонд человечества и т.д. Именно это застав­ляет некоторых ученых требовать за­прета исследований в области генной инженерии. Однако это не выход из положе­ния: во-первых, невозможно и нецелесообразно искусственно сдерживать научный прогресс, во-вторых, нельзя отка­зываться от того, что может принести не только вред, но и пользу, в-третьих, трудно четко разграничить, какой род ис­следований можно вести, а какой — нет.

Подобные нравственные проблемы возникают сегодня и в связи с глобальными дос­тижениями психиатрии, нейро­хирургии и нейробиологии, в связи с проникновением нау­ки вглубь психики и структуры сознания личности, в связи с возможностью вмешиваться в эту структуру и влиять на нее. Серьезного этического подхода требует и решение воп­росов о трансплантации органов человека, о допустимых пределах его реанимации, заста­вивших ученых многих про­фессий (и не только медиков) вновь обратиться к нрав­ствен­ным аспектам проблемы жизни и смерти.

Множество этических проблем возникло в связи с опас­ностью надвигающегося на планету экологического кризи­са. По данным экологов, за последние 500 лет люди извлек­ли из земли более 50 млрд.т.углерода, 2 млрд.т.железа, 20 млн.т.меди, 20 тыс.т.золота. В настоящее время челове­чество ежегодно потребляет более 5 млрд.т. полезных иско­паемых и 3 млрд.т. растительной массы. За последние 100 лет изведено 2/3 лесов; в настоящее время лес уничтожа­ется со скоростью 20 га в минуту, в результате 19% суши грозит пре­вращение в пустыню. Земля деградирует со ско­ростью 44 га в минуту. Огромную опас­ность представляет загрязнение окружающей среды: 30 млрд.т. нефтепродуктов ежегодно проникает в воды Мирового океана; только в ре­зультате человеческой деятельности в ат­мосферу ежегодно выбрасывается 10 млрд.т. углекислого газа. Резко истощают­ся ресурсы питьевой воды. За последние десятилетия XX в. вымерло 34 вида млекопитающих. Сего­дня под угрозой вы­мирания - почти 1000 видов позвоночных и 25 тыс. видов растений.

В результате человечество оказалось перед серьезной угрозой экологического кри­зиса, поставившей особен­но остро на повестку дня вопрос о повышении нравствен­но-эко­логической ответственности современных ученых, которая проявляется в необходимости изменения сложивших­ся в сознании ученых стереотипов и антропоцентристских пред­ставлений о всесилии человека, завоевывающего и покоряющего природу, и формирова­ния гуманисти­ческой, диалоговой стратегии отношения к космосу в целом.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2203 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.