Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классическое естествознание. Общенаучный статус механистической картины мира в культурном пространстве классической науки. Классический тип научной рациональности




Этап классической науки охватывает период с XVII до конца XIX века и связан, прежде всего, с деятельностью таких мыслителей как Г.Галилей, И. Коперник, И.Ньютон. Начало ее было положено в трудах Коперника, создавшего новую, по сравнению с аристотелевско-птолемеевской, гелиоцентрическую систему мира. Она обосновывала движение как естественное свойство земных и небесных объектов., показала ограниченность чувственного познания, неспособного отличить наши представления о действительности от реального положения дел. Была доказана неприемлемость изучения окружающей действительности только на основе наблюдения и необходимость критичности научного разума.

Эта линия анализа была проложена Галилеем – метод теоретического или мысленного эксперимента. Истинное знание, по его мнению, достижимо только при помощи эксперимента и вооруженного математикой разума. В Новое время, т.о., происходит расширение понятия научной рациональности за счет введения стандартов опытно-экспериментальной апробации знания. Соединение математических методов с опытным исследованием привело к появлению экспериментально-теоретического естествознания.

Ньютон продолжил и завершил начатое Галилеем дело создания классической механики. В его учении она приобрела окончательный характер, что положило начало длительному периоду господства механических представлений о мире в науке.

Благодаря творчеству этих ученых сформировалась классическая наука, долгое время считающаяся идеальным типом научной рациональности. Прежде всего, она постулирует стабильность и универсальность порядка природы. Человеческий разум как активный источник рациональной деятельности проникает в сущность мирового порядка при помощи таких же устойчивых и универсальных категорий мышления. При этом предметом науки являются законы, общие положения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех. Полагалось, что эти законы допускают математическое выражение, которое и выступает идеалом точности. В Новое время существует убежденность в социальной нейтральности науки. Считается, что она ориентирована собственными автономными ценностями, связанными с поиском истины.

Идеалом науки было построение абсолютно истинной картины природы. объективность и предметность познания достигаются лишь тогда, когда из их описания удаляется все, относящееся к субъекту и процедурам его познавательной деятельности, причем эти процедуры считались однажды данными и неизменными. Субъект познания трактовался как асоциальный и неисторичный. Поскольку ценностные характеристики относили не к самому знанию, а только к личности, доказывалась необходимость их элиминации с помощью специальных процедур. Строго означенная причинно-следтвенная связи возводилась в ранг объяснительно эталона. Объяснение понималось как поиск механических причин, а обоснование сводилось к редукции знаний о природе к фундаментальным принципам механики. Это укрепляло претензии на обнаружение единственно верного метода, гарантирующего построение истинной теории.

Картина мира продуцировала образ линейного развития с жестко означенной детерминацией. Классическая картина мира осуществляла описание объектов так, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат.

В философских знаниях доминирующую роль также играли принципы механицизма. Разум обладал статусом суверенности, не детерминированный ничем, кроме свойств изучаемых объектов. В основе научного исследования лежало требование элиминации из него человеческого фактора.

Философы Просвещения полагали, что те принципы, пользу которых для познания наука уже установила, могут иметь не меньшее значение и в сфере общественных отношений.

Определенные перемены оснований естествознания происходят в конце XVIII – первой половине XIX века, когда начинается переход к дисциплинарно организованной науке. Наряду с механико-математическим знанием выдвигаются опытные и описательные дисциплины: география, геология, биология, и т.д. механическая картина мира утрачивает статус общенаучной, в биологии и химии формируются специфические картины реальности. Одновременно происходит дифференциация междисциплинарных идеалов и норм, хотя общие познавательные установки классической науки остаются прежними. В биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает абстрагироваться от идеи развития. Требования рациональности касаются уже не только естественных наук, но и гуманитарных.

С развитием науки отношение человека к природе превращается из созерцательного в практическое.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 848 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.