Категории «часть» и «целое» выражают отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Категории части и целого определяются посредством друг друга: часть — это элемент некоторого целого, целое — то, что состоит из частей.
Единичное — признак конкретного предмета, отличный от всех предметов, входящих в некоторый фиксированный класс. Общее - признак, сходный с признаком, по крайней мере, вне одного предмета данного класса. Всеобщее- признак, сходный с признаками всех предметов класса. Особенное - любой невсеобщий признак. Наряду с этими двумя дихотомическими делениями используется трихотомическое деление признаков на единичные, особенные и всеобщие. В этом случае особенным называют признак с признаками одних и отличный от признаков других предметов классов, т. е. любой общий, но не всеобщий признак. Понятия «единичное» и «общее» относительны: в рамках фиксированного класса предметов; при изменении этого класса общее может стать единичным, всеобщее — особенным. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве многообразных свойств его бытия. Явление - внешняя форма существования и обнаружения предмета. Постижение сущности изучаемых объектов является одной из величайших задач науки. Явления более динамичны, изменчивы, богаче сущности, обнаруживают не только внутреннее содержание предмета, но и различные случайные отношения. Теоретическое постижение сущности предмета связано с раскрытием законов его функционирования и развития.
Логическое и историческое - философско-методологические категории, посредством которых характеризуется отношение между исторически развивающейся объективной действительностью и ее воспроизведением в научном познании. Научное познание при этом исходит из исторического развития предмета и стремится осмыслить эту историчность, ориентируясь на единство исторического и логического. При этом используются различные средства и методы научного исследования, не ограничиваясь простым прослеживанием временной последовательности явлений. Взаимодействие логического и исторического исследования при построении теории сложных развивающихся объектов носит взаимообусловленный характер: чтобы исследовать историю, генезис изучаемого объекта, необходимо иметь некоторое представление о его сущности. Такое Представление, достаточно абстрактное, гипотетическое, Выступает как предпосылка анализа генезиса объекта и т. д. Объект в своей развитой форме позволяет полнее понять Я истории то, что присутствует в ней в виде намека, зародыша. Поскольку внутри исторически сложившихся объектов существуют такие элементы и связи, которые невозможно понять без обращения к прошлому, к истории, топический метод предполагает использование элементов исторического метода. Такой логический метод вместе с элементами исторического метода должен включаться в более широкий исторический контекст рассмотрения с обращением не только к воспроизводству системы в настоящем, НО и к ее истокам и возможным вариантам развития в будущем. И известном смысле логический метод является не чем иным, как тем же историческим, только освобожденным от Исторической формы и мешающих случайностей.
Причиной несовпадения исторического и логического является то, что далеко не все явления, выступающие в качестве фактора генезиса объекта, входят в число необходимых условий его воспроизводства и развития, устраняясь объективным ходом исторического прогресса. Кроме этого, временная последовательность явлений в наблюдаемой истории может соответствовать последовательности их рассмотрения путем логического метода. Важно не модернизировать историю, не выстраивать ее в соответствии с каким-либо узким современным представлением о результате как венце развития.
Необходимость и случайность являются соотносительными категориями. Необходимость означает явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах. Случайность указывает на явление, не детерминированное определенной областью действительности и, следовательно, непредсказуемое на основе знания о ней.
Все события в механистическом мире мыслятся как однозначно детерминированные, без разрыва в каузальных, причинно-следственных отношениях. Из лапласовского детерминизма следует, что случайность - это понятие, отражающее не объективное положение вещей, а неполноту нашего знания о нем.
Современный синергетический подход выявляет новые прочтения и понимания статуса объективной случайности, придавая принципиальное значение тому обстоятельству, что в точке бифуркации, перехода объекта в новое состояние, чаще всего существует несколько вариантов возможностей.
Таким образом, случайность является составной частью реального мира и играет важную методологическую роль в современной науке, ориентируя ученых на идеалы открытости, вариативности и изменчивости исследуемых систем.