Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Единство чувственного и рационального в познании. Природа интуиции и воображения. Проблема творчества




Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в видепредставлений, и поднимаясь на высшие этажи теоритического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с однойстороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущербреальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; изнего оно исходит и на любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей.

Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рациональногопредстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретноедело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.

Общее направление процесса познания выражается в формуле <От живого созерцания к абсолютному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины>. Тут выделяется две ступени познания: чувственная и логическая.

В истории философии было два направления, абсолютизирующие ту или иную ступень познания:

- сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется)

- рационализм (абсолютизация логической ступени познания)

Кант рассмотрел эти ступени познания в единстве, говорил о двух стволах познания: чувственности и рассудке. Генетически первой ступенью познания является чувственное.

Формы чувственного познания: ощущение; восприятие; представление.

Формы логического познания: понятие; суждение; умозаключение.

Понятие - форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют различную глубину и степень общности. Понятие первоначально всегда связано с процессом математической практики.

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у суждениями и понятиями диалектичны. Суждение является истинным, если отображает действующую связь предметов.

Умозаключение - форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения.

Различают три вида умозаключений:

- индивидуальное (от частного к общему)

- дедуктивное (наоборот)

- традуктивное (когда вывод идет от знания одной степени общности к знанию той же степени общности)

Чувственное и рациональное познания диалектически взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание человеком мира предполагает, что человек меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция.

Творчество – принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективизация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Рациональное – фундамент, условие для проявления творчества.

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция – внезапное получение знаний о каком-либо явлении. Интуиция относится к творческой стороне познания. С ее помощью мы узнаем новые идеи, уточняем какие-то понятия. Чтоб обладать интуицией необходимо находиться в творческом поиске.

Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувствен­ного и логического познания.

Интуиция включает сознательную и бессознательную сферы. Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического выведения), неосознанность путей получения результат, внезапность (озарение).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1425 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.