Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие истины. Истина и правда. Истина и оценка. Критерий истины




Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется как соответствии мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заблуждения необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности. Истина - знание, соответствующее своему предмету,. совпадающее с ним. Существуют различные философские подходы к пониманию истины.

Объективность - первый и исходный признак истины, который означает, что она объявлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Объективность знаний тем полнее, чем выше активность субъекта познания, но в то же время истина субъективна по форме выражения. Знание объективной истины имеют все достоверные знания людей, все положения науки, в которой отражается объективная действительность.

В действительность входит субъективная реальность, которая познается и фиксируется в знаниях.

Объект познания, процесс познания и его результат понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственным отражением человека, а затем с рациональным мышлением.

Основными характеристиками истинного знания являются объективность, абсолютность и относительность, абстрактность и конкретность.

Истина - процесс, а не одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком, в полном объеме. Для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и относительного.

Абсолютная истина понимается как полное исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание приближается к нему, или как тот элемент знания, который никогда не может бить опровергнут в будущем. Это так называемые «вечные истины», знания об отдельных сторонах предметов и их свойствах.

Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины состоит в неполном и незавершенном знании об объекте познания.

По мере познания и практики человеческие знания о мире углубляются и совершенствуются, поэтому истинные знания являются относительными, т. к. дают знания об изменяющихся сторонах предметов и явлений. Вместе с тем, каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины. Из бесконечной суммы относительных истин складывается абсолютная истина.

Конкретность И. означает соответствие знаний предмета и явлений материального мира, социальному развитию и самому познающему субъекту по времени, месту, условиям и т.п.

Истина - это адекватное отражение объекта по знающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект, т. к. он существует сам по себе, вне сознания.'

Оценочный аспект характерен для понятий «правда» и «ложь». Пол правдой понимают социальную истину, содержащую нравственную оценку. Ложь -преднамеренное искажение знания с целью введения в заблуждение тех, для кого она предназначена

Субъект, формирующий и распространяющий ложное знание, знает истину, но по каким-либо причинам скрывает ее. Понятие «вера» имеет два значения: уверенность в том, что ещё не доказано в данный момент, знание догматического характера о сверхъестественном - религиозном, принимаемое без доказательств.

Оценка – это логическое осмысление субъектом окружающей действительности, опирающееся на категории, законы, понятия, прежние ценности.

Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.(полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Основной формой познания и критерием истины является практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего. мира и самого человека. К видам практики относят материальное производство, управленч. деятельность, науч. эксперимент.

Как критерий, практика – это единство абсолютного и относительного. Относительность в практике – это её историческая ограниченность.

Различные теории об истине:

1. прагматизм - критерий истины - польза, удобство

2. богданов считал, что критерий истины - общепризнанность

3. конвенционализм - берёт за истину условное соглашение людеё

4. неопозитивизм и постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифи­цированности

Принцип верификации - истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытом Принцип фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки опровержения.

Знания можно оценить сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. Истина не всегда совпадает с пользой.

В знаниях о человеке и обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в этих сферах более альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина и здесь имеет место.


36. Проблема начала науки. Динамика науки: от прото науки традиционных цивилизаций к оформлению дисциплинарно-организационной науки в культуре Нового времени. Понятие научной рациональности.

Как форма познания, наука возникла в Новое время, в 16-17 вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития, и сама воздействует на ход практической деятельности опредмечивается и материализуется в ней.

В античности и в средние зека в основном происходило философское познание мира. В рамках этой философии объединялись знания и сведения о "первых причинах и всеобщих началах", формировалась определенная совокупность логических и математических знаний. Но зачатки этих знаний не сформировались как автономное, самостоятельное целое. Первые ростки науки создавались в древневосточных цивилизациях - Египте, Индии, Вавилоне, Китае. Это были лишь отдельные ветви науки, но не наука в целом. Причина такого положения кроется в общественно-исторических и социально-культурных факторах, - они не создавали объективных условий для формирования науки как особого целостного духовного феномена и социального института.

В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как целостная система знаний, которая возникла только в Новое время, в процессе отделения науки от традиционной философии.

Буржуазные революции в Англии и Нидерландах дали мощный толчок для развития новых производственных и социальных отношений. Важным фактором для этих изменений оказывается наука, прежде всего экспериментально-математическое естествознание, астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Понятия наука и естествознание в те времена практически отождествлялись, так как формирование гуманитарных наук имело некоторое отставание.

Но различные отрасли наук были еще слаборазвиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточной базы знаний, и, следовательно, строить чисто умозрительные предположения. Достижение истины было невозможно без философии.

Наука - явление конкретно-историческое. Прошедшее в своем развитии ряд этапов, которые можно разделить по разным категориям. Категорией (обоснованием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания. На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется стиль мышления, специфический понятийный аппарат и т.д.

Классическая наука (17-19 вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании устранить все, что относится к субъекту познания, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получение объективного знания о мире.

Господствовал объективный способ мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения.

Неклассическая наука (первая половина 20 в.) -учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности субъекта. Объяснение этих связей рассматривается в качестве' необходимого условия объективно-истинного описания и объяснения мира.

Постклассическая наука (вторая половина 20 в.) осмысливает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

Каждая стадия имеет свою совокупность теоретико-методологических и иных установок, свои фундаментальные идеи и свою картину мира.

Классическая - механику, построение мира строится на принципе жесткого детерминизма.

Неклассическая - строится на идеях относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постклассическая - стадия становления и организации, ориентирование на "синергетическое движение" и глобальный эволюционизм.

Рациональность – это тип мышления и соответствующего ему продукта, т.е. рациоального знания, обладающего дискурсивностью (способность выраж-ся в языке), определенностью понятий и терминов, системностью, обоснованностью, открытостью для внутренней и внешней критики оснований, средств и результатов мышления, рефлективностью, способностью к изменению всех компонентов мышления.

 

37. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: их единство и различия

Научные дисциплины можно подразделить на естествен­ные, технические, об­щественные и гуманитарные науки. Между ними нет резкой границы, ряд научных дисци­плин занимает промежуточное положение (на­пример, психология). Для современной науки характерен диалог между различными науками, при­водящий их к взаимообогащению.

По своей направленности и непосредственному отноше­нию к практике отдельные науки подразделяются на фундаментальные и прикладные. Целью фундаментальных наук явля­ется раскрытие закономерностей и принципов функ­ционирования. Целью же приклад­ных наук является применение результатов фундаменталь­ных наук для решения не только по­знавательных, но и со­циально и практически ориентированных задач. Фундамен­тальные науки создают теоретическую ос­нову для развития прикладных на­ук.

В процессе становления научное знание проходит разные этапы, которым соответствуют определенные фор­мы развития знания: проблема (задача), гипотеза, факт, теория.

Импульсом к развитию научного знания является проблемы (от греч. - преграда, труд­ность, задача) или целостный, комплекс вопросов. Главным источником появления проб­лем и задач в науке являются противоречия между теорией и фактами.

Наличие такого рода противоречий обусловливает со­здание проблемной ситуации в науке. При появлении по­требности в устранении противоречия и актуализируется про­блема. Различие между научной проблемой и научной задачей заключается в следующем: под научной задачей сле­дует понимать решаемый наукой вопрос, характеризую­щийся дос­таточностью средств для своего разрешения; если же средств для решения недостаточно, то такой научный вопрос называется научной проблемой.

Следующая форма развития научного знания - гипотеза (от греч. - основа, предполо­жение), представляю­щая собой научное допущение или предположение, истин­ное значе­ние которого не определено. Научная гипотеза выдвигается в процессе развития науч­ного знания для peшения конкретной проблемы. Выдвижение но­вой гипотезы, как пра­вило, опирается на результаты про­верки старой. Как научные положения гипотезы должны удовлетворять условию принципиальной проверяемости, означающему, что они обладают свойствами фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверж­дение). Свойство верифицируемости служит эмпиричес­кой основой процесса становления и раз­вития как гипотезы, так и других форм научного знания, обеспечивая непрерыв­ный харак­тер развития науки.

Эмпирической основой для выдвижения гипотезы и со­здания теории в научном позна­нии выступает такая его форма, как факт. Факт (от лат. - сделанное, свер­шившееся) - особого рода поло­жения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты зависят от теории, которая форми­рует их концептуальную основу, язык, средства и методы экспериментального исследования. В то же время изучае­мые и получаемые при их исследовании данные наблюде­ний и эксперимента наполняют содержанием задаваемую теорией концептуальную схему. Благодаря такому взаимо­действию и самостоятельности факты обнаруживают про­тиворечия в теории и способствуют дальнейшему развитию науч­ного знания.

Важной формой развития научного знания является тео­рия. Теория (от греч. theoria - расстояние, исследование) наиболее сложная и развитая форма научного знания. В ши­ро­ком смысле слова теория означает систему взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объ­яснение каких-либо явлений. В более узком и специальном смысле слова теория - это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное, систем­ное представление о закономерностях.

В структуре научного познания можно выделить два уровня — эмпирический и теоре­тический, которым соответ­ствуют эмпирическое и теоретическое исследования.

Эмпирический и теоретический уровни познания отлича­ются друг от друга по предмету, средствам я методам иссле­дования.

Различие по предмету исследования: эмпирическое исследование в основе своей ори­ентировано на изучение явлений и зависимостей между ними; теоретическое исследования происходит выделе­ние сущностных связей в чистом виде. Эмпирическая зави­симость представляет собой вероятностно-истинное зна­ние, выведенное в результате обобщения опыта. Теоретический закон - это достоверное знание, требующее использования особых исследовательских процедур.

Различение эмпирического и теоретического уровней по средствам: эмпирическое иссле­дование основывается на непосредственном практическом взаимодействии ученого с изу­чаемым объектом благодаря использованию особых приборов; теоретическое исследование предполагает опосредованное изучение объекта путем логического, а не реального экспери­мента.

Различие теоретического и эмпирического уровней позна­ния осуществляется и по методам познания. Для эмпиричес­кого уровня основными методами выступают реальный экс­пери­мент, реальное наблюдение, эмпирическое описание и измерение. Теоретическое исследова­ние опирается на такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент с идеали­зирован­ными объектами, логическое и историческое иссле­дование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1101 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.