Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕросвещение на –уси в X-XIII веке




¬ дохристианский период проходило становление и формирование способов и средств устного предани€, чрезвычайно эффективных дл€ сохранени€ и приумножени€ педагогического опыта, его передачи из поколени€ в поколение. ¬ тот период сложились методы народной педагогики. —о времен прин€ти€ христианского вероисповедовани€ на –уси (’ в.) педагогическое сознание русичей радикальным образом измен€етс€. –оль главного и единственного наставника берет на себ€ церковь.

¬ конце X в. (988 г.)  иевска€ –усь прин€ла христианство, сохранив при этом свою государственную независимость. ѕрин€тие христианства Ч крещение –уси, т. е. введение христианства в греко-православной форме как государственной религии имело большое значение дл€ развити€ культуры, прежде всего письменности, архитектуры и искусства, обогащени€ внешнеполитических св€зей и торговли.

ѕрин€тие христианства на –уси было осуществлено в 988-989 гг. ¬озникла потребность в подготовке грамотных людей дл€ церковного служени€. —одержание обучени€ было единым дл€ всех сословий. ѕервыми учител€ми были греки, затем св€щенники, впоследствии Ч мир€не, Ђмастера грамотыї. √лавной целью было обучение благонравию, чистоте и смирению —тановление христианства как единой государственной идеологии способствовало сплочению территории и укреплению ƒревнерусского государства. ≈динство религии способствовало вхождению ƒревнерусское государства в мировое христианское общество, сблизило –усь с ¬изантией. –усска€ церковь была частью  онстантинопольской патриархии, и ¬изанти€ долгое врем€ оказывала вли€ние на –усь. ѕрин€тие христианства привело к изменени€м в культуре древнерусского общества и ее обогащению. »з ¬изантии на –усь пришли живопись, архитектура, письменность и письменна€ литература. ¬ то же врем€ преследовани€м подверглись €зыческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое.

¬ ƒревней –уси существовало и школьное образование. ѕосле введени€ христианства ¬ладимир приказал отдавать Ђна книжное учениеї детей Ђлучших людейї, т. е. местной аристократии. ярослав ћудрый создал школу в Ќовгороде дл€ детей старост и духовных лиц. ќбучение велось на родном €зыке. ”чили чтению, письму, основам христианского вероучени€ и счету. »мелись и шко€ы высшего типа, готовившие к государственной и церковной де€тельности. ќдна из них существовала при  иево-ѕечерском монастыре. »з нее вышли многие видные де€тели древнерусской культуры. ¬ таких школах нар€ду с богословием изучали философию, риторику, грамматику, исторические сочинени€, высказывани€ античных авторов, географические и естественнонаучные труды.

.  иевский период (X - ’Ў вв.) зан€л особое место в истории восточных слав€н. ¬ эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменени€ в воспитание и обучение.

’арактер образовани€ и воспитани€ оказалс€ в пр€мой зависимости от византийского вли€ни€, прежде всего от православи€, которое с 988 года сделалось официальной религией  иевской –уси.

ѕедагогическа€ мысль и школа древней –уси, зародившись при взаимодействии слав€нской €зыческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что €зыком богослужени€, литературы и обучени€ оказалс€ слав€нский €зык со слав€нским алфавитом (азбука-кириллица).

’ристианска€ иде€ ≈диного Ѕога, ќтца и «аступника соответствовала родоплеменному устройству восточных слав€н. ’ристианские нравственные заповеди оказались созвучны духовным и нравственным идеалам €зыческой –уси.

’ристианское мировоззрение постепенно проникало в €зыческое сознание, не только не разруша€ его, но и взаимодейству€ с ним.

2. Ёлементы византийской культуры перешли в культуру и образование  иевской –уси.

»деалы и программа воспитани€ черпались из "житий св€тых", поучений и проповедей, жанр и стилистика которых были заимствованы у византийцев.

¬ качестве образца поучений можно указать "»зборник —в€тослава' (1076), материал которого вз€т из р€да религиозных источников ("ѕритчи —оломона", "ѕремудрости »исуса - сына —ирахова" и др.). ¬о многих списках были распространены поучени€ византийца »оанна «латоуста (344 - 407). ¬ыдержки и пересказ этих поучений послужили основой дл€ многих сборников, имевших педагогическую направленность: "»змарагды" (изумруды), "«латоусты", "ѕчелы". ѕедагогические идеи «латоуста были развиты  ириллом “уровским (ум. 1182). ≈го сочинени€ предназначались высокообразованным люд€м. –ассужда€ о сущности воспитани€, “уровский утверждал, что его успех основан на вере в Ѕога. Ѕудучи сенсуалистом, “уровский говорил о том, что человек приобретает знани€ прежде всего с помощью органов чувств.

¬ажные сведени€ о воспитательных идеалах  иевской –уси содержит "ѕоучение ¬ладимира ћономаха дет€м ' (1096). "ѕоучение" требует воспитани€ любви к Ѕогу и страха Ѕожьего, строгого выполнени€ церковных обр€дов. ¬ этом пам€тнике  иевской –уси подтверждаетс€ патриархально-родовой характер воспитани€ (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета дл€ детей). √лавным способом воспитани€ объ€вл€лось подражание детей отцу.

ѕедагогическа€ мысль  иевской –уси нашла свое письменное выражение в различных документах XI - XIII вв., в том числе и юридических. "–усска€ ѕравда" - важнейший пам€тник древнерусского права - представл€ет собой законодательный свод, составленный из кн€жеских уставов и частично из византийских рукописных источников.

1. √лавным очагом воспитани€ и обучени€ дл€ всех сословий в  иевской –уси была семь€.

ƒети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. “ак, кн€гин€ ќльга (ум. 969) сама воспитала сына —в€тослава. —емь€ обучала праведному житию посредством религиозного воспитани€, преподавани€ правил общежити€.

¬ семье передавались и наследственные знани€, навыки ремесел и промыслов.

÷ерковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. ¬ семьи бо€р приглашались домашние учител€-св€щенники.

ќдин из наиболее ранних пам€тников древнерусской письменности - ”став ярослава ћудрого, составленный в 1051 - 1053 гг. первый кодекс семейного права.

ќн сыграл большую роль в регулировании семейно-брачных отношений на –уси. —татьи ”става охватывают широкий круг социальных вопросов:

охрана чести и достоинства женщины-матери,

повышение ответственности обоих родителей за воспитание своих детей и установление гуманных отношений в семье,

создание юридических механизмов защиты сиротства и предупреждени€ полусиротства.

Ѕольшинство статей разработано одним из образованнейших людей своего времени - митрополитом киевским »лларионом.

2. ѕо€вление первых школ в  иевской –уси было вызвано потребност€ми духовенства, а также увеличением числа грамотных людей.

ѕервым книжным центром обучени€ на –уси могла быть перва€ христианска€ церковь —в. »льи на ѕодоле в  иеве (X в.). ѕерва€ школа учени€ книжного открылась при кн€зе ¬ладимире —в€тославиче (ум. 1015) в  иеве в 988 году. Ёто событие предвар€ло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в  иеве, Ќовгороде и центрах других древнерусских кн€жеств.

Ўкола, открыта€ ¬ладимиром —в€тославичем, была учебным заведением повышенного типа. ≈е ученики уже владели начальным образованием, т. е. умели писать и читать. Ёто позвол€ет предполагать существование к тому времени элементарного обучени€.

Ќа прот€жении периода X - XIII вв. школы возникли не только в  иеве и Ќовгороде, но и других городах (ѕере€славль, —уздаль, „ернигов, ѕолоцк, ћуром, ¬ладимир-¬олынский, ¬ладимир на  л€зьме, “уров, √алич, –остов и др.).

”чилища создавались на кн€жеских, церковных и монастырских подворь€х. ќбучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести"). Ќа первых порах устройство школ брали на себ€ кн€зь€, затем это стала делать по преимуществу церковь. ќбучение велось в индивидуальной форме. ƒети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занималс€ отдельно.  ак правило, ребенок начинал учитьс€ с 7 лет. –одители платили за обучение (давали "мзду").

Ўколы учени€ книжного носили элитарный характер: учениками обычно были дети представителей высших сословий.

"”чение книжное" давало элементарное и повышенное образование. Ќар€ду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведени€ из математики, истории различных стран, а также сведени€ о природе.

—истема начального обучени€ в ƒревней –уси выгл€дела не как совокупность регул€рных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики.

Ќачальное обучение осуществл€ли мастера грамоты. ћастера грамоты занимались с детьми всех сословий. ќни обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. ѕри этом использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. “акие учебные пособи€ были доступны всем сло€м общества. —начала учили писать и произносить буквы, потом - читать молитвы по ѕсалтырю. ¬ качестве писчего материала использовали бересту.

Ќа прот€жении ’ - XI вв. письменность проникла во все слои населени€ –уси.  иевска€ –усь не уступала по уровню образованности ÷ентральной и «ападной ≈вропе.

‘онд хранившихс€ в кн€жеских дворцах, бо€рских домах и монастыр€х рукописей предположительно составл€л около 140 тыс. книг. “ак, ярослав ћудрый организовал библиотеку при киевском —офийском соборе. ƒошедшие до нас около 500 рукописей XI - XIII вв. - лишь мала€ толика богатства, которым располагали древнерусские книжники. √рамотность в раннесредневековой –уси была распространена повсеместно. ќб этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI веком приблизительно 700 берест€ных грамот.

¬ результате нашестви€ монголо-татар (1237 - 1241) уровень образовани€ на –уси резко снизилс€

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-07-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 7641 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

431 - | 455 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.