Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философские взгляды на образование в эпоху раннего Средневековья




 

Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII в. сословная структура стала еще более дифференцированной. Каждое сословие имело в собственных глазах и глазах остального общества определенный имидж. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбие, аристократии – воинская доблесть, духовенства – благочестие

Философско-педагогическая мысль европейского средневековья главную цель образования видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судия.

Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего средневековья. Идеалом монашества провозглашалось нравственное воспитание «чистоты сердца» путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля желаний, мыслей, поступков.

Католическая церковь – духовный центр средневекового общества – с одной стороны, отвергала античную образовательную традицию как «языческую» и «дьявольскую» мудрость, предпочитая знанию невежество. С другой стороны, уже в мрачные времена раннего средневековья существовала небольшая группа христианских богословов и педагогов, которые стремились спасти остатки греко-римской образованности.

Важную роль в развитии педагогической мысли раннего средневековья сыграла схоластика (от латинского scola – школа). Будучи универсальной философией и теологией, она господствовала в общественной мысли Западной Европы в течение XI – начала XVI в. Как философия она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, как педагогика – подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью дать учащимся совершенное систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мысли. Схоластика выработала культурные ценности, опиравшиеся на аристотелизм и христианское богословие. Важную роль в создании новой идеологии, в том числе обучения и воспитания, сыграл философ и теолог Фома Аквинский (1225/26- 1274). Он попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии.

Примером блестящего схоласта был французский богослов и педагог Пьер Абеляр (1079–1142). В 24 года он преподавал в Парижской кафедральной школе. Красноречие Абеляра привлекало сотни слушателей. У него учились логике мышления, искусству спора. Обладатель живого ума, Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание – прежде всего результат самостоятельной работы, подвигал учеников на творчество. «Недостаток нашего времени, что мы думаем, будто нельзя уже изобретать», – говорил Абеляр.

Так, глава Парижской кафедральной школы, автор «Дидаскалиона» (трактата о системе средневековой образованности) Гуго Сен-Викторский (1096–1141) фактически свел воедино тогдашние знания по преподаванию в высшей школе. Он неразрывно увязывал религиозное и светское начала в воспитании. Речь шла о «спасении души» и богоугодном образовании. Автор «Дидаскалиона» утверждал, что логика, математика, физика и иные мирские науки «также учат истине», будучи, однако, бессильны достичь христианской истины

Наставник детей французского короля, автор трактата «О воспитании знатных детей» Винсент де Бове (1190–1264) в воспитании ставил на первое место нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать внимание детей шуткой и играми.

Винсент де Бове обратил внимание на специфические качества детей, которые необходимо учитывать в воспитательном процессе (незлобивость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх). Он призывал педагога действовать убеждением и принуждением, считая телесное наказание крайней мерой. Бове принадлежит тезис о целесообразности взаимосвязи интеллектуального и нравственного воспитания («что пользы видеть дорогу, если нет знания, как идти по ней»).

Гуманистические мотивы слышны и у другого французского педагога, канцлера Парижского университета Жана Шарля Герсона (1363–1429). В трактате «Приведение детей к Христу» он призывает наставников к кротости и терпению («детьми легче руководить ласками, нежели страхом»).

Смелыми для своего времени были предложения по обучению испанского мыслителя Раймонда Луллия (ок. 1235 – ок. 1316). Он считал, что начинать обучение надо на родном языке (в ту I эпоху латынь была альфой и омегой обучения), приучать детей к труду, давать с детства навыки профессии («я нахожу весьма, привлекательным обычай мусульман учить детей профессии»).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2796 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2298 - | 2093 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.