Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Создание творческой организации архитекторов-конструктивистов ОСА (Объединение современных архитекторов)




Конкурсные проекты Весниных 1923- 1925 гг. имели широкий резонанс в архитектурной среде. Популярность конструктивизма быстро росла. Формирование молодого пополнения архитекторов-конструктивистов в МИГИ, МВТУ, в ИНХУКе и ВХУТЕМАСе привело к тому, что к 1925 г. вокруг А. Веснина и его ближайших соратников (прежде всего М. Гинзбурга и В. Веснина) уже сложилась группа творческих единомышленников. На повестку дня встала задача организационного оформления творческого объединения архитекторов-конструктивистов. Работу по созданию этой организации возглавили А. Веснин и М. Гинзбург.

Новую организацию назвали Объединение современных архитекторов (ОСА). Она была создана в конце 1925 г. Учредителями ОСА были A. Веснин, М. Гинзбург, Я. Корнфельд, B. Владимиров, А. Буров, Г. Орлов, А. Капустина, А. Фуфаев, В. Красильников. Председатель ОСА - А. Веснин, его заместители - М. Гинзбург и В. Веснин, секретарь - Г. Орлов.

Устав ОСА был разработан к 10 декабря 1925 г. Так же, как и устав АСНОВА, он был составлен на базе типового устава художественных обществ, союзов и объединений, не преследующих цели извлечения прибыли.

Первое общее собрание ОСА состоялось 19 декабря 1925 г. В нем участвовали как учредители новой организации (А. Веснин, М. Гинзбург, Я. Корнфельд, В, Владимиров, А. Буров, А. Капустина, А. Фуфаев), так и ряд других архитекторов (И. Голосов, К. Мельников. Г. Вегман). На этом собрании, как сообщается в его протоколе, с сообщениями выступили М. Гинзбург и Я. Корнфельд, которые говорили "о необходимости организовать объединение, имеющее целью работу по изучению и пропаганде идей нового стиля архитектуры. Предполагаемая программа работ: издание журнала, устройство выставок, докладов, участие в государственном строительстве, сплочение архитекторов Союза, ищущих новых путей в архитектуре". Постановили: "признать необходимым создание Объединения Современных Архитекторов, назвать его сокращенно ОСА"1.

Однако официально оформить создание ОСА удалось не сразу. В сложных хлопотах прошел почти год, в течение которого члены ОСА настойчиво доказывали в соответствующих учреждениях, что их объединение должно иметь самостоятельность наравне с уже существовавшими тогда архитектурными организациями (МАО, АСНОВА и др.).

Так, в феврале 1926 г., по уполномочию ОСА, А. Веснин, М. Гинзбург, В. Владимиров, Орлов, В. Рогозинский, В. Калиш и И. Соболев подписали заявление в Административный отдел Моссовета, в котором говорилось:

"В дополнение к поданному заявлению и Уставу инициативной группы "Объединение современных архитекторов" от 20 января 1926 г. считаем нужным указать на нижеследующее: предполагаемая организация в отличие от существующих должна объединить архитекторов и связанных с ними производственников на левом фронте архитектуры.

Объединение предполагает коллективно разрешать и проводить в жизнь с конструктивной ясностью, логической простотой и функциональной зависимостью все архитектурно-строительные проблемы, выдвигаемые современностью, особенностями социалистического строительства Республики и общего темпа производственной жизни страны.

Предполагаемая объединением теоретическая, научно-исследовательская и производственная работа может быть успешно проведена в жизнь и обслуживать государство лишь при наличии коллектива, тесно спаянного одной идеологией, чего не может быть в других обществах, представляющих собой механическую смесь лиц, связанных лишь по профессиональным признакам.

Совершенно обратно объединение современных архитекторов предполагает включить в число своих членов и не профессионалов-архитекторов, но лиц, тесно связанных со строительным производством, отъединенных одной общей с нами идеологией (как-то: конструктора, изобретатели строительных материалов, специалисты-производственники, механики, химики, технологи, работающие в области фабрично-заводского строительства).

Считаем нужным уведомить вас, что Художественный отдел Главнауки Наркомпроса, сознавая необходимость в оформлении указанной идеологической линии, поручил инициаторам данного объединения, именно: А. Веснину и М. Я. Гинзбургу, редактирование журнала "Современная архитектура" (с. 68)

И действительно, ОСА еще не было официально зарегистрировано, а печатный орган этого объединения уже начал выходить. Это во многом зависело от поддержки заведующего Художественным отделом П. Новицкого, который вскоре стал ректором ВХУТЕМАСа. Совместно с начальником Главнауки Наркомпроса Ф. Петровым П. Новицкий направил 5 февраля 1926 г. в Административный отдел Моссовета ходатайство, в котором поддерживал идею создания ОСА "как объединения архитекторов-новаторов, работающих над проблемами нового, современного архитектурного стиля крупных индустриальных центров" (с. 67).

26 февраля 1926 г. этот вопрос рассматривался в Комиссии по утверждению обществ, союзов и объединений, не преследующих цели извлечения прибыли при Административном отделе Моссовета. Комиссия отказалась утвердить ОСА "ввиду существования аналогичных обществ в Москве, как-то: Ассоциации новых архитекторов, Московского архитектурного общества" (с. 69).

Не согласившись с такой мотивировкой, Гпавнаука Наркомпроса вновь ходатайствует о регистрации ОСА, так аргументируя свое мнение: "В архитектуре, как и во всех прочих видах искусства, не только возможно, но и полезно существование многочисленных идейных группировок, соединять которые зачастую - значит препятствовать развитию искусства. ОСА является объединением талантливых и наиболее передовых из современных архитекторов. Ставя проблемы новой архитектурной формы, вытекающей из целевого назначения зданий и новых строительных приемов западной высокоразвитой инженерии, члены этого объединения работают над насущными актуальными проблемами современной архитектуры. Гпавнаука полагает существование этого объединения очень желательным и положительным на фоне современной архитектурной жизни РСФСР" (с. 69).

А между тем борьба за официальное признание ОСА продолжалась.

В апреле 1926 г. ОСА обращается в Художественный отдел Главнауки Наркомпроса с заявлением:

"Настоящим просим возбудить ходатайство пред Административным отделом Моссовета о регистрации нашего объединения, причем сообщаем, что в утверждении поданного нами Устава в АОМС нам было отказано...

Мы же считаем, что заключение Комиссии, усмотревшей аналогию, неверно, и полагаем нужным указать на следующие существенные различия:

Московское архитектурное общество объединяет большое число архитекторов с разнообразной идеологией, а потому в нем не сможет оформляться с достаточной четкостью необходимая в данный момент для выражения социалистических задач идеология современной архитектуры.

ОСА объединяет лиц, тесно спаянных единой идеологией, и ведет коллективно-теоретическую научно-исследовательскую и практическую работу в определенном плане, борясь с косностью и пережитками старого.

АСНОВА является объединением небольшой группы архитекторов с определенной идеологией, сущность которой сводится к изысканию отвлеченной формы чисто эстетического порядка.

ОСА коллективно разрешает и практически проводит в жизнь новую архитектурную форму, функционально вытекающую из назначения данного сооружения, его материала, конструкций и других производственных условий, отвечая конкретным задачам, выдвигаемым социалистическим развитием страны" (с. 69).

Но и это заявление не продвинуло дело с регистрацией ОСА. Руководители ОСА решили регистрировать свою организацию при ГАХН (Государственная академия художественных наук). 10 августа 1926 г. Президиуму ГАХН было об этом заявлено и был представлен измененный проект Устава.

Но вновь на пути официального признания ОСА встает все та же Комиссия по утверждению обществ, союзов и объединений при Моссовете. Она дважды, 28 августа и 13 сентября 1926 г. отказала ОСА в регистрации и предложила "учреждениям ОСА влиться в одну из существующих архитектурных ассоциаций, объединяющих архитекторов с разнообразными идеологиями" (с. 69).

Отвечая на этот отказ в регистрации и на рекомендацию членам ОСА войти в одну из существующих организаций, Гпавнаука Наркомпроса еще раз (13 сентября) обратилась в Моссовет:

"Гпавнаука считает эту мотивировку неосновательной и являющейся результатом недостаточно углубленной проработки вопроса. "ОСА" - объединение талантливых и наиболее передовых и современных архитекторов, объединенных четкой художественной идеологией и пониманием задач современной архитектуры, абсолютно не сводимым ни к идеологии АСНОВА, ни к профессионально-техническим задачам, объединяющим членов МАО... ОСА объединяет в своем составе ряд крупнейших современных архитекторов, как, например бр. Веснины, М. Я. Гинзбург, Г. Б. Красин, И. А. Голосов и др., и издает единственный в СССР архитектурный журнал "Современная архитектура", первые два вышедших номера которого были встречены с живейшим интересом как у нас, так и на Западе" (с. 69).

Лишь осенью 1926 г. ОСА было, наконец, оформлено при ГАХН.

Бюрократическая волокита с регистрацией ОСА в какой-то степени замедлила процессы консолидации сторонников конструктивизма вокруг лидеров этого течения. Вместе с тем, доказывая чиновникам из Моссовета, что ОСА отличается по творческой направленности от других архитектурных организаций, лидеры ОСА были вынуждены более четко определить свою концепцию и резче отмежеваться от АСНОВА и МАО.

В приведенных выше документах, которые не были рассчитаны на обнародование и где формулировки отрабатывались без влияния печатной или устной полемики, а с желанием разобраться в существе творческой концепции новой организации, видно, как понимали лидег=. ОСА (прежде всего А. Веснин и М. Гинзбург) кредо архитектурного конструктивизма.

Прежде всего бросается в глаза, что в этих документах говорится о "новом стиле архитектуры", "новом, современном архитектурном стиле", о том, что члены ОСА объединены "четкой художественной идеологией". Значит, в момент организации ОСА творческое кредо конструктивизма включало в себя и задачи создания нового стиля и признание художественности своего кредо. Это обстоятельство важно отметить, ибо позднее в полемической борьбе против "конструктивного стиля" и "эстетских" принципов АСНОВА сторонники ОСА нередко отрицали саму возможность наличия стилистики конструктивизма и доходили до отрицания художественных задач в вопросах формообразования.

Итак, реальное существование ОСА началось все же поздней осенью 1925 г., а в 1926 г. творческая организация уже жила бурной жизнью, что и нашло отражение в журнале "Современная архитектура".

Члены ОСА уже в первый год существовании организации стремились активно участвовать в творческой жизни ВХУТЕМАСа, где до этого преобладало влияние сторонников АСНОВА.

Актив OCA на даче у Весниных. Слева направо: Л. Веснин, А. Веснин, М. Гинзбург, В. Владимиров (вверху), М. Барщ, Л. Веснина, Н. Воротынцева, Л. Славина (сидит внизу), А. Ган, Г. Вегман (вверху)

На состоявшейся в ноябре 1926 г. академической конференции архитектурного факультета ВХУТЕМАСа представители ОСА (А. Буров и Я. Корнфельд) от имени этой организации и ее журнала приветствовали ВХУТЕМАС, отметив его "громадную роль... в создании нового понимания архитектуры". Вместе с тем, принимая участие в прениях по докладам В. Кринского и Н. Докучаева о методах преподавания пропедевтических дисциплин на Основном отделении, они критиковали методы преподавания дисциплины "Пространство" членами АСНОВА.

По мнению сторонников ОСА, "...в методе их преподавания лежит изучение формы с точки зрения ее самостоятельного бытия и восприятия. При этом получается отрыв формы от целевой, функциональной и конструктивно-технической сущности оформляемого предмета. Изучение "основных дисциплин" объема, пространства, цвета, массы, веса, масштабности и пр. происходит в обстановке полной абстракции и воспринимается учащимися, как каноны нового метафизического понимания пространства, оторванного от бытия. Выступавшие в прениях представители ОСА противопоставляли этому методу абстрактного изучения формы - метод органический, построенный на материалистическом фундаменте - метод функционального мышления, устанавливающего элементы оформления в зависимости от тех или иных конкретных предпосылок"2.

В журнале "Современная архитектура" № 4-5 за 1927 г. в редакционной статье подводились итоги первого года существования ОСА:

"Год как существует ОСА.

Что же сделано за этот срок?

Укажем только на главные моменты в деятельности объединения. Научная работа проводилась в секциях по различным вопросам архитектуры. Проработанные в секциях вопросы в виде докладов зачитывались в общих собраниях ОСА... Работа секций помимо исследовательского характера имела и практическое разрешение вопросов, выдвигаемых современностью в области жилищного, общественного и промышленного строительства...

Установлена связь с передовыми архитектурными группировками заграницы; с ними поддерживается обмен книгами и журналами. Благодаря этой связи ОСА имеет возможность быть в курсе архитектурной жизни Западной Европы и Америки.

За этот короткий промежуток времени ОСА имело несколько приглашений участвовать на архитектурных выставках за границей (Нью-Йорк - Америка, Брюссель - Бельгия, Прага - Чехословакия). Но из всех этих приглашений удалось пока использовать только одно, именно: ОСА приняло участие на международной архитектурной выставке в Нью-Йорке...

По полученным отзывам нью-йоркских газет, отдел СССР вызывал большой интерес среди американцев"3.

Наряду с типологическими секциями (по проблемам жилых, общественных и промышленных зданий) в ОСА работали Идеологическая секция и Конструкторская секция (где доклады делали в основном инженеры, в том числе и члены ОСА).

В 1927 г. ОСА было переименовано во Всероссийское объединение современных архитекторов (РОСА), но новое название не прижилось и в дальнейшем сохранилось ставшее уже привычным название ОСА.

Активная деятельность членов ОСА и особенно популярность журнала "Современная архитектура" способствовали образованию на местах отделений ОСА. Такие отделения, как правило, создавались из студенческой молодежи на базе архитектурных факультетов в вузах. Первым было создано отделение ОСА в Ленинграде (в ЛИГИ), затем местные отделения появились в Свердловске, Казани, Харькове, Томске, Новосибирске, Киеве, Баку и других городах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 818 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2094 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.