Конкурсные проекты Весниных 1923- 1925 гг. имели широкий резонанс в архитектурной среде. Популярность конструктивизма быстро росла. Формирование молодого пополнения архитекторов-конструктивистов в МИГИ, МВТУ, в ИНХУКе и ВХУТЕМАСе привело к тому, что к 1925 г. вокруг А. Веснина и его ближайших соратников (прежде всего М. Гинзбурга и В. Веснина) уже сложилась группа творческих единомышленников. На повестку дня встала задача организационного оформления творческого объединения архитекторов-конструктивистов. Работу по созданию этой организации возглавили А. Веснин и М. Гинзбург.
Новую организацию назвали Объединение современных архитекторов (ОСА). Она была создана в конце 1925 г. Учредителями ОСА были A. Веснин, М. Гинзбург, Я. Корнфельд, B. Владимиров, А. Буров, Г. Орлов, А. Капустина, А. Фуфаев, В. Красильников. Председатель ОСА - А. Веснин, его заместители - М. Гинзбург и В. Веснин, секретарь - Г. Орлов.
Устав ОСА был разработан к 10 декабря 1925 г. Так же, как и устав АСНОВА, он был составлен на базе типового устава художественных обществ, союзов и объединений, не преследующих цели извлечения прибыли.
Первое общее собрание ОСА состоялось 19 декабря 1925 г. В нем участвовали как учредители новой организации (А. Веснин, М. Гинзбург, Я. Корнфельд, В, Владимиров, А. Буров, А. Капустина, А. Фуфаев), так и ряд других архитекторов (И. Голосов, К. Мельников. Г. Вегман). На этом собрании, как сообщается в его протоколе, с сообщениями выступили М. Гинзбург и Я. Корнфельд, которые говорили "о необходимости организовать объединение, имеющее целью работу по изучению и пропаганде идей нового стиля архитектуры. Предполагаемая программа работ: издание журнала, устройство выставок, докладов, участие в государственном строительстве, сплочение архитекторов Союза, ищущих новых путей в архитектуре". Постановили: "признать необходимым создание Объединения Современных Архитекторов, назвать его сокращенно ОСА"1.
Однако официально оформить создание ОСА удалось не сразу. В сложных хлопотах прошел почти год, в течение которого члены ОСА настойчиво доказывали в соответствующих учреждениях, что их объединение должно иметь самостоятельность наравне с уже существовавшими тогда архитектурными организациями (МАО, АСНОВА и др.).
Так, в феврале 1926 г., по уполномочию ОСА, А. Веснин, М. Гинзбург, В. Владимиров, Орлов, В. Рогозинский, В. Калиш и И. Соболев подписали заявление в Административный отдел Моссовета, в котором говорилось:
"В дополнение к поданному заявлению и Уставу инициативной группы "Объединение современных архитекторов" от 20 января 1926 г. считаем нужным указать на нижеследующее: предполагаемая организация в отличие от существующих должна объединить архитекторов и связанных с ними производственников на левом фронте архитектуры.
Объединение предполагает коллективно разрешать и проводить в жизнь с конструктивной ясностью, логической простотой и функциональной зависимостью все архитектурно-строительные проблемы, выдвигаемые современностью, особенностями социалистического строительства Республики и общего темпа производственной жизни страны.
Предполагаемая объединением теоретическая, научно-исследовательская и производственная работа может быть успешно проведена в жизнь и обслуживать государство лишь при наличии коллектива, тесно спаянного одной идеологией, чего не может быть в других обществах, представляющих собой механическую смесь лиц, связанных лишь по профессиональным признакам.
Совершенно обратно объединение современных архитекторов предполагает включить в число своих членов и не профессионалов-архитекторов, но лиц, тесно связанных со строительным производством, отъединенных одной общей с нами идеологией (как-то: конструктора, изобретатели строительных материалов, специалисты-производственники, механики, химики, технологи, работающие в области фабрично-заводского строительства).
Считаем нужным уведомить вас, что Художественный отдел Главнауки Наркомпроса, сознавая необходимость в оформлении указанной идеологической линии, поручил инициаторам данного объединения, именно: А. Веснину и М. Я. Гинзбургу, редактирование журнала "Современная архитектура" (с. 68)
И действительно, ОСА еще не было официально зарегистрировано, а печатный орган этого объединения уже начал выходить. Это во многом зависело от поддержки заведующего Художественным отделом П. Новицкого, который вскоре стал ректором ВХУТЕМАСа. Совместно с начальником Главнауки Наркомпроса Ф. Петровым П. Новицкий направил 5 февраля 1926 г. в Административный отдел Моссовета ходатайство, в котором поддерживал идею создания ОСА "как объединения архитекторов-новаторов, работающих над проблемами нового, современного архитектурного стиля крупных индустриальных центров" (с. 67).
26 февраля 1926 г. этот вопрос рассматривался в Комиссии по утверждению обществ, союзов и объединений, не преследующих цели извлечения прибыли при Административном отделе Моссовета. Комиссия отказалась утвердить ОСА "ввиду существования аналогичных обществ в Москве, как-то: Ассоциации новых архитекторов, Московского архитектурного общества" (с. 69).
Не согласившись с такой мотивировкой, Гпавнаука Наркомпроса вновь ходатайствует о регистрации ОСА, так аргументируя свое мнение: "В архитектуре, как и во всех прочих видах искусства, не только возможно, но и полезно существование многочисленных идейных группировок, соединять которые зачастую - значит препятствовать развитию искусства. ОСА является объединением талантливых и наиболее передовых из современных архитекторов. Ставя проблемы новой архитектурной формы, вытекающей из целевого назначения зданий и новых строительных приемов западной высокоразвитой инженерии, члены этого объединения работают над насущными актуальными проблемами современной архитектуры. Гпавнаука полагает существование этого объединения очень желательным и положительным на фоне современной архитектурной жизни РСФСР" (с. 69).
А между тем борьба за официальное признание ОСА продолжалась.
В апреле 1926 г. ОСА обращается в Художественный отдел Главнауки Наркомпроса с заявлением:
"Настоящим просим возбудить ходатайство пред Административным отделом Моссовета о регистрации нашего объединения, причем сообщаем, что в утверждении поданного нами Устава в АОМС нам было отказано...
Мы же считаем, что заключение Комиссии, усмотревшей аналогию, неверно, и полагаем нужным указать на следующие существенные различия:
Московское архитектурное общество объединяет большое число архитекторов с разнообразной идеологией, а потому в нем не сможет оформляться с достаточной четкостью необходимая в данный момент для выражения социалистических задач идеология современной архитектуры.
ОСА объединяет лиц, тесно спаянных единой идеологией, и ведет коллективно-теоретическую научно-исследовательскую и практическую работу в определенном плане, борясь с косностью и пережитками старого.
АСНОВА является объединением небольшой группы архитекторов с определенной идеологией, сущность которой сводится к изысканию отвлеченной формы чисто эстетического порядка.
ОСА коллективно разрешает и практически проводит в жизнь новую архитектурную форму, функционально вытекающую из назначения данного сооружения, его материала, конструкций и других производственных условий, отвечая конкретным задачам, выдвигаемым социалистическим развитием страны" (с. 69).
Но и это заявление не продвинуло дело с регистрацией ОСА. Руководители ОСА решили регистрировать свою организацию при ГАХН (Государственная академия художественных наук). 10 августа 1926 г. Президиуму ГАХН было об этом заявлено и был представлен измененный проект Устава.
Но вновь на пути официального признания ОСА встает все та же Комиссия по утверждению обществ, союзов и объединений при Моссовете. Она дважды, 28 августа и 13 сентября 1926 г. отказала ОСА в регистрации и предложила "учреждениям ОСА влиться в одну из существующих архитектурных ассоциаций, объединяющих архитекторов с разнообразными идеологиями" (с. 69).
Отвечая на этот отказ в регистрации и на рекомендацию членам ОСА войти в одну из существующих организаций, Гпавнаука Наркомпроса еще раз (13 сентября) обратилась в Моссовет:
"Гпавнаука считает эту мотивировку неосновательной и являющейся результатом недостаточно углубленной проработки вопроса. "ОСА" - объединение талантливых и наиболее передовых и современных архитекторов, объединенных четкой художественной идеологией и пониманием задач современной архитектуры, абсолютно не сводимым ни к идеологии АСНОВА, ни к профессионально-техническим задачам, объединяющим членов МАО... ОСА объединяет в своем составе ряд крупнейших современных архитекторов, как, например бр. Веснины, М. Я. Гинзбург, Г. Б. Красин, И. А. Голосов и др., и издает единственный в СССР архитектурный журнал "Современная архитектура", первые два вышедших номера которого были встречены с живейшим интересом как у нас, так и на Западе" (с. 69).
Лишь осенью 1926 г. ОСА было, наконец, оформлено при ГАХН.
Бюрократическая волокита с регистрацией ОСА в какой-то степени замедлила процессы консолидации сторонников конструктивизма вокруг лидеров этого течения. Вместе с тем, доказывая чиновникам из Моссовета, что ОСА отличается по творческой направленности от других архитектурных организаций, лидеры ОСА были вынуждены более четко определить свою концепцию и резче отмежеваться от АСНОВА и МАО.
В приведенных выше документах, которые не были рассчитаны на обнародование и где формулировки отрабатывались без влияния печатной или устной полемики, а с желанием разобраться в существе творческой концепции новой организации, видно, как понимали лидег=. ОСА (прежде всего А. Веснин и М. Гинзбург) кредо архитектурного конструктивизма.
Прежде всего бросается в глаза, что в этих документах говорится о "новом стиле архитектуры", "новом, современном архитектурном стиле", о том, что члены ОСА объединены "четкой художественной идеологией". Значит, в момент организации ОСА творческое кредо конструктивизма включало в себя и задачи создания нового стиля и признание художественности своего кредо. Это обстоятельство важно отметить, ибо позднее в полемической борьбе против "конструктивного стиля" и "эстетских" принципов АСНОВА сторонники ОСА нередко отрицали саму возможность наличия стилистики конструктивизма и доходили до отрицания художественных задач в вопросах формообразования.
Итак, реальное существование ОСА началось все же поздней осенью 1925 г., а в 1926 г. творческая организация уже жила бурной жизнью, что и нашло отражение в журнале "Современная архитектура".
Члены ОСА уже в первый год существовании организации стремились активно участвовать в творческой жизни ВХУТЕМАСа, где до этого преобладало влияние сторонников АСНОВА.
Актив OCA на даче у Весниных. Слева направо: Л. Веснин, А. Веснин, М. Гинзбург, В. Владимиров (вверху), М. Барщ, Л. Веснина, Н. Воротынцева, Л. Славина (сидит внизу), А. Ган, Г. Вегман (вверху) |
На состоявшейся в ноябре 1926 г. академической конференции архитектурного факультета ВХУТЕМАСа представители ОСА (А. Буров и Я. Корнфельд) от имени этой организации и ее журнала приветствовали ВХУТЕМАС, отметив его "громадную роль... в создании нового понимания архитектуры". Вместе с тем, принимая участие в прениях по докладам В. Кринского и Н. Докучаева о методах преподавания пропедевтических дисциплин на Основном отделении, они критиковали методы преподавания дисциплины "Пространство" членами АСНОВА.
По мнению сторонников ОСА, "...в методе их преподавания лежит изучение формы с точки зрения ее самостоятельного бытия и восприятия. При этом получается отрыв формы от целевой, функциональной и конструктивно-технической сущности оформляемого предмета. Изучение "основных дисциплин" объема, пространства, цвета, массы, веса, масштабности и пр. происходит в обстановке полной абстракции и воспринимается учащимися, как каноны нового метафизического понимания пространства, оторванного от бытия. Выступавшие в прениях представители ОСА противопоставляли этому методу абстрактного изучения формы - метод органический, построенный на материалистическом фундаменте - метод функционального мышления, устанавливающего элементы оформления в зависимости от тех или иных конкретных предпосылок"2.
В журнале "Современная архитектура" № 4-5 за 1927 г. в редакционной статье подводились итоги первого года существования ОСА:
"Год как существует ОСА.
Что же сделано за этот срок?
Укажем только на главные моменты в деятельности объединения. Научная работа проводилась в секциях по различным вопросам архитектуры. Проработанные в секциях вопросы в виде докладов зачитывались в общих собраниях ОСА... Работа секций помимо исследовательского характера имела и практическое разрешение вопросов, выдвигаемых современностью в области жилищного, общественного и промышленного строительства...
Установлена связь с передовыми архитектурными группировками заграницы; с ними поддерживается обмен книгами и журналами. Благодаря этой связи ОСА имеет возможность быть в курсе архитектурной жизни Западной Европы и Америки.
За этот короткий промежуток времени ОСА имело несколько приглашений участвовать на архитектурных выставках за границей (Нью-Йорк - Америка, Брюссель - Бельгия, Прага - Чехословакия). Но из всех этих приглашений удалось пока использовать только одно, именно: ОСА приняло участие на международной архитектурной выставке в Нью-Йорке...
По полученным отзывам нью-йоркских газет, отдел СССР вызывал большой интерес среди американцев"3.
Наряду с типологическими секциями (по проблемам жилых, общественных и промышленных зданий) в ОСА работали Идеологическая секция и Конструкторская секция (где доклады делали в основном инженеры, в том числе и члены ОСА).
В 1927 г. ОСА было переименовано во Всероссийское объединение современных архитекторов (РОСА), но новое название не прижилось и в дальнейшем сохранилось ставшее уже привычным название ОСА.
Активная деятельность членов ОСА и особенно популярность журнала "Современная архитектура" способствовали образованию на местах отделений ОСА. Такие отделения, как правило, создавались из студенческой молодежи на базе архитектурных факультетов в вузах. Первым было создано отделение ОСА в Ленинграде (в ЛИГИ), затем местные отделения появились в Свердловске, Казани, Харькове, Томске, Новосибирске, Киеве, Баку и других городах.