Творческий коллектив Весниных окончательно сложился к 1923 г., и в течение 10 лет братья были одними из наиболее авторитетных творческих лидеров авангарда советской архитектуры, создав целый ряд произведений, вошедших в золотой фонд мировой архитектуры XX в. Сила творческого коллектива Весниных заключалась в том, что это было органичное сообщество талантливых, единых по творческим устремлениям, но в то же время очень разных архитекторов. Братья удачно дополняли друг друга не только различными сторонами своего таланта, но и своим профессиональным опытом. В первые послереволюционные годы они работали в тех областях, на стыке которых зарождался советский архитектурный авангард. Поиски новой художественной формы (А. Веснин), опыт промышленного строительства (В. Веснин), проектирование жилых комплексов Л. Веснин) - все это оказалось как бы слитым воедино в творческом коллективе Весниных и придало новое качество их произведениям 1923-1932 гг., мало чем напоминавшим более ранние произведения, выполнявшиеся братьями отдельно. В истории советской архитектуры установилась традиция рассматривать Весниных как единый творческий коллектив, хотя как живописец, театральный художник или книжный график А. Веснин выступал всегда один, а В. и Л. Веснины нередко выполняли проекты без участия братьев или даже совместно с другими архитекторами. Следовательно, и как архитектор, каждый из братьев безусловно представлял собой творческую личность. Детальный анализ того вклада, который каждый из них вносил в коллективные архитектурные проекты, еще ждет своего исследователя. Вопрос это чрезвычайно деликатный. Сами братья Веснины были на редкость дружны в течение всей своей жизни. В их среде никогда не возникал вопрос об авторстве, о доле участия каждого из них в коллективном проекте. Если заказ получал только один брат, то другие братья нередко участвовали в выполнении проекта, хотя и не подписывали его.
В. Веснин | Л. Веснин |
В 20-е годы творческие группировки советской архитектуры нередко выступали на конкурсах с проектами, выполненными "бригадами", в которые входили обычно 3- 5 человек. Причем успешность работы "бригады", как правило, предполагала разделение труда в процессе создания проекта между теми, кто искал пространственно-образную идею, и теми, кто затем разрабатывал эти идеи, доводил их до функционально-конструктивного совершенства. Такие "бригады" часто распадались, нередко из-за психологической несовместимости их членов. Причем наибольшие сложности возникали в том случае, когда профессиональное "амплуа" ряда членов "бригады" совпадало и в то же время не хватало необходимых для успешной коллективной работы других амплуа.
"Бригада" Весниных была органичным творческим коллективом, в котором не только была идеальная психологическая совместимость, но и, что особенно важно, в этой "бригаде" творческие амплуа братьев удивительно дополняли друг друга. Все Веснины безусловно были крупными мастерами, успешно работавшими и самостоятельно, и в коллективе с другими архитекторами. И все же у каждого из них были свои сильные стороны, которые с наибольшей отдачей проявлялись тогда, когда братья работали вместе. В этом один из секретов этого удивительного для архитектуры XX в. коллективного автора - братьев Весниных. Работая вместе, они не просто соединяли свои творческие потенциалы, но и как бы приумножали их за счет более продуктивного использования амплуа каждого из братьев.
И все же, еще раз повторяю, чрезвычайно сложно определить долю участия каждого брата в их коллективных проектах. Деликатность этого вопроса усугубляется еще и тем, что все, кто работал с Весниными, относятся к ним с величайшим уважением. Как профессионалы-архитекторы в беседах со мной они, как правило, четко и ясно говорили о роли каждого из братьев в творческом содружестве, но как товарищи или ученики Весниных не хотели выделять кого-либо из них, чтобы не обидеть других. Я беседовал с десятками людей, и у меня сложилось определенное мнение об особенностях творческого вклада каждого из братьев в коллективные работы. Считаю своим долгом сказать об этом, не ссылаясь конкретно ни на чье мнение, хотя записи бесед хранятся в моем архиве. Это важно сделать хотя бы потому, что будущие историки советской архитектуры уже не смогут воспользоваться непосредственными свидетельствами современников Весниных.
Особенно четко в коллективных работах Весниных выделялись амплуа Александра и Леонида, которые часто работали вдвоем, так как всегда жили вместе (Виктор после женитьбы жил отдельно).
Александр Александрович, как правило, наиболее активно работал на стадии первоначального поиска пространственно-образной идеи здания и безусловно пользовался авторитетом в художественно-композиционных вопросах. В архиве Весниных сохранилось большое количество эскизов к проектам, выполнявшимся братьями. Многие из тех эскизов, которые затем были положены в основу окончательного варианта проекта, сделаны рукой Александра, причем среди них эскизы и к тем проектам, в которых он не значился автором (например, в фонде Весниных в ГНИМА хранится эскиз А. Веснина к проекту Днепрогэса). Влияние А. Веснина на образно-стилистическое решение проектов было решающим, особенно в 1923-1925 гг.
Леонид Александрович был непревзойденным мастером проработки планов, скрупулезного учета требований программы и тщательного подхода к функциональной стороне проекта. В 20-е годы, когда шла борьба между различными творческими течениями, такое профессиональное мастерство нередко оказывалось решающим при подведении итогов конкурсов - тщательно проработанные проекты получали преимущество перед проектами, авторы которых, уделив главное внимание поискам принципиально нового решения, не всегда успевали тщательно прорабатывать функционально-планировочные стороны проекта. В совместной работе братьев эта особенность профессионального мастерства Леонида Александровича оказалась чрезвычайно ценной, так как ему нередко приходилось тщательно прорабатывать плановые решения весьма сложных объемно-пространственных композиций, предложенных в эскизах Александра Александровича. Справедливость требует отметить, что возвращение А. Веснина в архитектуру в начале 20-х годов было в значительной степени облегчено тем, что Леонид Александрович взял на себя основную работу по разработке функционально-планировочных вопросов в совместных проектах.
Что касается Виктора Александровича, то его участие в совместных проектах было более универсальным, хотя, безусловно, и в его таланте были черты, дополнявшие общий творческий потенциал "бригады" Весниных. Его трезвый взгляд и рациональность мышления, глубокое понимание конструктивно-технических проблем наряду с тонким вкусом играли большую роль как на этапе первоначального эскизирования (когда Виктор Александрович нередко выступал в роли главного критика, к мнению которого братья внимательно прислушивались), так и на всех последующих стадиях разработки проекта.
Необходимо подчеркнуть, что творческие амплуа братьев с наибольшей результативностью проявлялись в процессе разработки ими совместных проектов, когда в специфической психологической атмосфере полного доверия и доброжелательства, прекрасно зная сильные и слабые стороны таланта друг друга, они работали максимально раскованно.
Говоря о "бригаде" Весниных, нельзя обойти и еще один деликатный вопрос.
Старший брат, Леонид Александрович Веснин, вопреки широко распространенному мнению, никогда не был членом ОСА, а всегда оставался членом МАО, где был даже заместителем председателя общества. Он не был и среди участников конференции и съезда ОСА. Никогда не участвовал и в заседаниях редколлегии журнала "Современная архитектура" (органа ОСА). Нередко, когда на квартире Весниных собиралась редколлегия "Современной архитектуры", Леонид Александрович уходил на очередное заседание МАО.
Парадокс состоит в том, что Л. Веснин, воспринимавшийся всеми как член коллективного творческого лидера архитектурного конструктивизма - "бригады" Весниных, сам не принимал никакого участия в заботе творческой организации конструктивистов и никогда устно или печатно не высказывался в поддержку конструктивизма. Как рассказывали мне бывшие члены ОСА, эту тему в доме Весниных всегда старательно обходили.