Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Попытка создания архитектурно-художественного центра в системе Наркомпроса (А. Луначарский и архитектурная неоклассика) и в РАХН




В первые послереволюционные годы Наркомпрос, которым руководил А. Луначарский, осуществлял руководство художественной жизнью в стране, причем политику Наркомпроса в области искусства определяли левые художники. В составе отдела ИЗО Наркомпроса (заведующий Д. Штеренберг) в 1918 г. были созданы московский (заведующий И. Жолтовский, члены С. Ноаковский, А. Щусев и др.) и петроградский архитектурные подотделы (заведующий Л. Ильин, а затем А. Белогруд, члены В. Щуко. Л. Руднев и Э. Штельберг).

Между возглавлявшими отдел ИЗО левыми художниками и скульпторами и неоклассиками-архитекторами из архитектурных подотделов постепенно возникли противоречия. Так заведующий отделом ИЗО Наркомпроса Д. Штеренберг писал в 1919 г., что коллегия отдела, "обращаясь к лучшим архитектурным силам Петербурга и Москвы, не сразу смогла войти с ними в тесный контакт, может быть и в будущем не совсем уживется с ними"1.

Отношения между левыми художниками и архитекторами-неоклассиками обострились в такой степени, что Луначарский весной 1919 г. решил выделить архитектуру в самостоятельный Архитектурно-художественный отдел, который возглавил Жолтовский. При отделе была создана архитектурная мастерская, которую Жолтовский рассматривал как важный инструмент формирования художественной политики в масштабе республики.

Создалось своеобразное положение, при котором художественную политику Наркомпроса в разных областях искусства определяли люди с диаметрально противоположными взглядами. Это, как уже отмечалось выше, и привело к тому, что первая новаторская творческая организация архитекторов (Живскульптарх) возникла в 1919 г. хотя и при Наркомпросе, но не под эгидой Архитектурно-художественного отдела (подробнее об этом ниже).

Луначарский намеренно передал руководство архитектурно-художественным центром неоклассикам, ибо был тогда убежден, что будущее архитектуры за классикой.

В 1920 г., разъясняя свои взгляды в этой области, он писал, что выделил из отдела ИЗО, "где царила острая атмосфера исканий и художественных левых устремлений, архитектурный отдел", так как, по его мнению, "архитектура столь смелых исканий не терпит. В отношении архитектуры нам важнее как можно скорей опереться на правильно понятые классические традиции.

Я считал необходимым, чтобы Наркомпрос имел у себя компетентный художественный штаб архитекторов, который мог бы разработать основы великого коммунистического строительства к тому времени, когда оно станет возможным, и художественно руководить им. Среди русских архитекторов имеется... человек, обладающий значительным авторитетом в качестве ученого в своей области и европейским именем в качестве мастера - тов. Жолтовский.

Видеть этого товарища и других архитекторов под сомнительным покровительством "отчаянного" авангарда в области искусства было тяжело"2.

В результате в самые первые годы Советской власти неоклассики оказались на время в роли руководителей творческой направленности в области архитектуры и даже пытались контролировать художественные поиски архитекторов. Под эгидой Наркомпроса процветали как бы две "диктатуры" в области проведения художественной политики - "диктатура" левых в изобразительном искусстве и "диктатура" правых в архитектуре.

Самостоятельный Архитектурно-художественный отдел Наркомпроса был образован 15 апреля 1919 г., а 11 июля было утверждено Положение об этом отделе, в котором цель его деятельности определялась как создание новой художественно-строительной культуры. В структуре отдела были выделены подотделы: школьный (зав. И. Фидлер), архитектурного художественно-строительного просвещения (зав. Е. Шор), научный (зав. А. Щусев) и законодательных предположений.

При отделе была создана архитектурная мастерская (творчески-технический орган отдела), делившаяся на сектора - городского, сельского и санитарного строительства. Состав мастерской за короткий срок ее существования менялся. Здесь работали В. Фидман, Н. Хохряков, А. Орлов, М. Розанов, Э. Вульфсон, B. Кринский, Т. Киреева, Т. Попова, Н. Исцеленов и др. Мастерская в 1919 г. провела конкурсы на крематорий, народный дом и школу-памятник Л. Н. Толстому в Ясной Поляне.

После реорганизации Наркомпроса группа архитекторов во главе с Жолтовским некоторое время действовала при Гпавполитпросвете, а затем в январе 1922 г. как архитектурная подсекция (а затем и секция) вошла в только что образованную Российскую академию художественных наук (РАХН). Возглавлял архитектурную секцию И. Жолтовский, его заместителем был Е. Шор, а третьим членом президиума - А. Щусев.

Архитектурная секция РАХН по направленности своей работы продолжала начатое Архитектурно-художественным отделом Наркомпроса. При секции была создана мастерская (А. Поляков, Н. Колли, А. Рухлядев, C. Кравец, Н. Хохряков и А. Элкин). Уже в первые месяцы работы секции определились два направления ее работы: "первое - "выявление творческого архитектурного опыта как специфического пути постижения архитектурного искусства" и второе - научно-теоретические исследования в области истории, теории, философии и социологии архитектуры"3.

На пленарных заседаниях секции делали доклады приглашенные специалисты и ее члены (А. Бакушинский, Б. Виппер, Н. Брунов, А. Сидоров, А. Щусев, П. Щусев и др.). Серию докладов сделал И. Жолтовский - о проблемах и различии греческого и римского искусства, о принципах архитектурного творчества, о духе барокко, о творчестве Палладио и Брунелески.

После образования в РАХН в апреле 1923 г. секции пространственных искусств архитектурная секция вошла в нее в качестве подсекции. Программа ее работы была уточнена и было решено развивать ее по трем направлениям:

1. "В работе на вечность" - вопросы методологии, истории, социальные и психологические проблемы творчества (сущность эволюции архитектурной формы, причины смены стилей, пути новой архитектуры, "разработка комплекса признаков здоровой архитектуры").

2. "В работе на современность" - вопросы актуального строительства (градостроительство, театральное, поселковое и сельское строительство) и пропаганда архитектуры.

3. "В работе на будущность" - вопросы школы и педагогики (выработка программы и разработка методов преподавания, составление систематического плана учебников и курсов по вопросам теории архитектуры) и архитектура в социалистическом государстве (социальные предпосылки к развитию архитектурной формы, социальный быт ближайшего будущего и его влияние на архитектуру)"4.

Как видим, Жолтовский масштабно представлял себе задачи архитектурно-художественного центра, который мог бы активно влиять на общую творческую направленность архитектуры в стране. В РАХН он продолжал развивать те же принципы, которые были начаты под его руководством в Наркомпросе. Однако работа эта прервалась осенью 1923 г., когда в октябре Жолтовский уехал на три года в Италию. С его отъездом изменился состав архитектурной подсекции (в нее вошли Л. Веснин, М. Гинзбург, К. Мельников, А. Пастернак и др.), что повлияло и на общую направленность ее работы.

***

Итак, первой особенностью формирования новаторских течений советского архитектурного авангарда было то, что они не только не были преемственно связаны с модерном, но и их художественное кредо складывалось в процессе резкого отрицания эстетики модерна. Причем отрицание эстетики модерна было даже более категоричным, чем отрицание классики, через этап тщательного изучения которой (в том числе и в первые годы Советской власти) прошли почти все будущие активные сторонники архитектурного авангарда.

Хронологически в архитектуре первых лет Советской власти кратковременный период господства неоклассики не отделен никаким промежуточным этапом от новаторских формально-эстетических поисков. Внешне все выглядело так, как будто бы непосредственно из неоклассики вырастали в начале 20-х годов новаторские течения. Но эти новаторские течения даже на самой ранней стадии своего формирования имели весьма определенные (хотя с годами и эволюционировавшие) эстетические концепции, существенно отличавшиеся от эстетических концепций и неоклассики, и модерна, и связанной с ним предреволюционной "рациональной архитектуры".

Какими же художественными идеями питались новые эстетические концепции? Выяснение этого вопроса важно потому, что в ответе на него заключена вторая особенность условий формирования советского архитектурного авангарда.

1. Штеренберг Д. П. Отчет о деятельности отдела изобразительных искусств Наркомпроса // Изобразительное искусство. - 1919. - № 1. - С. 78.
2. Новый мир. - № 9. - 1966.
3. Казусь И. А. Архитектурная секция РАХН (1922-1923 гг.) // Проблемы истории советской архитектуры. - М., 1978. - № 4. - С. 45.
4. Там же. - С. 47.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 961 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2461 - | 2327 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.