Касательно двигательной активности, Монтессори выдвигала следующий императив: ни военной, ни сложной гимнастик не допускается. В связи с этим для физического развития детей предлагалась гимнастика трех родов: гимнастика на аппаратах; вольная гимнастика; образовательная гимнастика.
Гимнастические аппараты устроены в соответствии с физическими свойствами детей. Там имеются, например, своеобразные гимнастические приборы: к двум деревянным стойкам прикреплены три параллельных круглых бруска. Один в самом низу и два на верху, недалеко один от другого. Ребенок берется ручками за первый или второй из верхних брусков, соответственно своему росту, на нижний ставит носки и передвигается справа налево; двигаясь так, он уменьшает давление тела на ножки, благодаря чему может упражнять мускулы ног, сравнительно не утомляя их и не слишком обременяя еще своих слабых костей всем весом тела.
Другой прибор — род маленьких детских качелей. Сидение этих качелей устроено так, что у сидящего на нем ребенка ноги находятся в вытянутом положении. Недалеко от качелей у стены подвешена доска. Раскачиваясь на качелях, ребенок при каждом размахе толкает ножками доску и, благодаря этому, укрепляет свои ножки, не обременяя их тяжестью своего тела.
Употребляется в качестве гимнастического прибора и мячик, подвешенный на веревке к потолку. Дети садятся в кружок на стульях и толчком рук посылают мяч от одного к другому. Это служит хорошей гимнастикой для развития рук и позвоночного хребта.
Есть еще один прибор, также изобретенный Монтессори. Это невысокая, круглая лестница. Ступеньки этой лестницы по высоте и ширине приспособлены к росту детей. С одной стороны, лестница огорожена перилами, на которые дети могут опираться рукою. Эта лестница служит тому, чтобы научить детей правильно подниматься и спускаться по лестнице и вместе с тем приучать их к правильным и грациозным движениям.
Помимо этих специальных приборов есть еще более обыкновенные приборы; как-то: площадки для прыжков с высоты и на расстояние, веревочные лестницы с деревянными и веревочными перекладинами и т.п.
Во время гимнастики производится еще такое упражнение: на полу или на земле проводится мелом линия, и дети учатся ходить по ней, по возможности, не уклоняясь в сторону. Эта ходьба очень нравится детям, они соперничают друг с другом и весело смеются, когда кто-нибудь из них уклоняется от прямой линии.
Вольная гимнастика в «Доме ребенка» состоит из маршировки подзвуки песенки. Эта маршировка содействует укреплению легких и упражняет дыхательные аппараты. Вольная гимнастика производится на открытом воздухе, для чего при каждом «Доме ребенка» устраивается отдельная площадка.
Помимо маршировки, дети играют в мяч, бегают за обручами, прыгают через веревочку, играют в прятки, в пятнашки, в кошку и мышку и во всевозможные игры с пением песенок.
В «Домах ребенка» большое значение играет, так называемая, образовательная гимнастика. Детей приучают производить согласованные движения пальцев, подготавливающие к обычным действиям в жизни: так, например, их заставляют одеваться, раздеваться и т.п. Для этой гимнастики в «Доме ребенка» имеются различные приборы.
Дети играют в игры застегивания и растегивания, зашнуровывания и завязывания бантов, все это им очень нравится, и они подолгу и терпеливо сидят и работают с этими приборами.
Таким образом, учитывая, что в период физического становления ребенок восприимчив к развитию способности осознанно регулировать свои движения, координировать их и точно выполнять, Монтессори и решает осностить его среду специальным оборудованием. Практика показывает, что оно помогает задать ребенку ориентировочную основу деятельности, благодаря которой у него появляется возможность обследовать ситуацию и сформировать образ необходимых действий.
Большое значение в развитии у детей двигательной активности Монтессори придает и свободным играм, общению с естественной средой – природой. В связи с этим занятия в саду, уход за растениями, животными она расценивает как один из неотъемлемых путей воспитания ребенка.