Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Роль учителя в школе Монтессори




Наиболее серьезное препятствие для распространения системы Монтессори заключается в том, чтобы подготовить подходящих педагогов, не только проникшихся принципами этой системы, в которой идея самовоспитания стоит на центральном месте, но и всегда готовых к исследовательскому характеру своей работы. Учитель Монтессори-школы должен сам знать и уметь все, чему захочет научиться ребенок. Или, по крайней мере, стремиться к этому.

Будучи образованнейшей женщиной своего времени, Мария Монтессори сама подавала этому пример. Она и называла свою педагогику научной, а своих учителей – учеными-исследователями. Уже с занятиями с детьми 3-6 лет вводились элементы из высшей математики, вводились понятия из теории рядов, из теории множеств и т.д. А в группах с детьми 9-12 лет, где учитель по-прежнему один, то кроме поистине энциклопедических знаний по всем областям естествознания и гуманитарных наук, он должен обладать умениями и в таких областях, как: пение, танец, поэзия, рисунок, живопись, скульптура, рукоделие, кулинария, сельское хозяйство, основы медицины, игротехника, спортивные игры, журналистика, компьютеры, иностранные языки, а также социально-психологические умения и способности к наблюдению, психодиагностике, психотерапии и т.д. В идеале подобную копилку профессиональных умений должен иметь каждый учитель Монтессори-школы. Причем, как считает сама Монтессори, на уровне «воплощенного знания», т.е. с умением применить их в любой момент и в любой ситуации.

Таким образом, практика показывает, что каждому учителю, желающему применить педагогику Монтессори в своей педагогической деятельности, необходимо самому немало поучиться в тех образовательных учреждениях, где уже внедрена и успешно применяется эта система. И первая же трудность, с которой сталкиваются эти учителя, это осознание и понимание того, что им необходимо предоставлять детям полную свободу. Исходя из этого, перед ними всегда будет стоять трудная задача – в каждый момент времени быть самим собой и утверждать неповторимость другого человека – ребенка. Иначе говоря – любить ребенка в себе, а не себя в ребенке.

Монтессори считает, что позицией учителя всегда должна оставаться позиция любви. И цели учителя в этой связи заключаются в том, чтобы видеть ребенка, чувствовать его и понимать свою задачу. И этих задач, как учит Монтессори, у учителя четыре – в зависимости от ситуации: 1) постоянно хвалить ребенка (что на деле означает безусловное его принятие); 2) ненавязчиво направлять ребенка (предоставления ему алгоритма выбора); 3) личный пример в познании окружающего мира (здесь включается механизм подражания – ребенку тоже хочется все это делать); 4) быть терпеливым (один из самых важных посылов в работе с детьми).

И если учитель успешно решает эти четыре задачи, то ребенок, выходящий в 12 лет из стен школы Монтессори, помимо общеобразовательных знаний владеет еще тремя умениями. Первое – умение делать выбор и принимать решения. Второе – умение быть ответственным за свои решения, за себя и за свои поступки. Третье – умение быть автономным.

В правильно организованном образовательном процессе, по глубокому убеждению Монтессори, ребенок идет впереди, а учитель – за ним, поддерживая его во всем. Однако, указывает при этом она, учителю необходимо отказаться от своей собственной активности с тем, чтобы более активным мог стать сам ребенок. Таким образом, учитель должен дать ребенку свободу, чтобы тот мог проявить себя, иначе взрослый во всей его превосходящей силе начинает ему противостоять.

Это говорит о том, что при такой системе воспитания учитель должен быть готов не только к роли руководителя, но главным образом, к роли наблюдателя. В школах Монтессори педагог, таким образом, превращается как бы в ученого наблюдателя, который должен хорошо знать, какую внести перемену в окружающую ребенка обстановку для того, чтобы он мог продолжать свое саморазвитие, и как и когда остановить ребенка, когда он идет по нежелательному пути. Главная основа новой системы — изучение каждого отдельного ребенка. А для того, чтобы изучить ребенка, понять его, надо предоставить ему полную свободу действия во всем Так учит М.Монтессори.

Однако, определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дидактический материал, Монтессори вместе с тем требовала, как мы уже отмечали, научного образования для работников дошкольных учреждений, вооружения их методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей, стремления проникнуть в природу маленького ребенка. Культивирование у воспитателей позиции педагогической активности и экспериментаторства Монтессори считала чрезвычайно важным и всегда актуальным. Эта педагогическая активность, в частности, заключается в том, что педагоги должны следить за физическим развитием детей (подвергая каждого антропологическому изучению), проводить с ними лингвистические занятия, готовить к выполнению ими обязанностей обыденной жизни, заботиться о воспитании их чувств.

Всем своим существом учитель должен проникнуться этой идеей, он должен понимать, что нельзя предвидеть, каковы будут последствия от подавления самостоятельной деятельности ребенка. Подавляя активность, когда она только начинает проявляться у ребенка, мы этим как бы, угашаем проявление жизни. И всякое вмешательство воспитателя может быть полезным, целесообразным только тогда, когда оно не задерживает произвольных движений ребенка и не навязывает ему обязательных задач, а, наоборот, содействует дальнейшему развитию этих произвольных проявлений жизни ребенка.

Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов (различных игр, приспособлений), с которыми ребенок действует по подготовленной педагогом программе. В отличие от педагога в традиционной школе Монтессори-учитель не является центром класса. Когда дети занимаются в классной комнате, он едва заметен. Учитель не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике.

Монтессори-руководитель должен быть проницательным, наблюдательным и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Он решает, какие материалы больше подходят для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают возможность учителю помочь ребенку в оптимальном использовании материалов; затем он оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдению.

Педагог вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти адекватные способы для оказания помощи воспитаннику. Ребенок обращается к учителю, как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно. В результате у детей наряду с получением знаний удивительно глубоко и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества.

Таким образом, смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, к самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

Поэтому Монтессори видела роль педагога не в обучении и воспитании, а в руководстве самостоятельной деятельностью детей и поэтому даже предпочитала использовать термин «руководительница» вместо «учитель».

Вот почему и кажется таким привлекательным один из принципов педагогики Монтессори "помоги мне это сделать самому", который свидетельствует именно о том, что учитель или другой взрослый не учит ребенка, а помогает ему осваивать окружающий мир. Если по реакции ребенка учитель понимает, что момент для презентации выбран неправильно, он предлагает отложить материал, и пробует повторить это позже, в более благоприятный момент.

Монтессори была убеждена в том, что главной задачей взрослого заключается в том, чтобы помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. И в этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый – подготовка привлекательной для ребенка и удобной для его работы среды. Второй – разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных. Причем это делается ненавязчиво и в единственной форме – поиск для этих беспокойных детей той интересной работы, на которой они могли бы сконцентрироваться. И третий этап, как бы условный, заключается в том, чтобы просто не мешать ребенку, когда тот занят интересной и полезной деятельностью.

Большая часть воздействий учителя проходит косвенно, через среду или с помощью правил, который он придумывает вместе с детьми. Надо отметить в связи с этим, что увлеченность педагога, работающего по системе Монтессори, всегда захватывает детей и помогает ему наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создавая тем самым ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори.

С введением свободы выбора ребенка автоматически изменяется позиция и задачи педагога. Учитель уже не транслирует готовые знания, а способствует тому, чтобы ребенок приобрел их самостоятельно, работая в специально подготовленной среде. Педагог конструирует, грамотно оснащает развивающую дидактическую среду, поддерживает познавательную активность детей, наблюдает за ходом их самостоятельной работы и, в случае необходимости, направляет деятельность ребенка. Таким образом, учитель учит детей учиться.

И хотя среду трудно назвать главным фактором в протекании жизненных явлений (поскольку она может лишь как-то влиять на развитие ребенка - содействовать или препятствовать, но ни­когда не может создавать, творить его жизнь), тем не менее, Монтессори-учитель придает ее организации большое значение, так как истинная свобода че­ловека сопряжена с освоением им культурного пространства, которое значительно расширяется, если педагог заранее про­фессионально обдумывает его. У ребенка, окруженного до поры таинственными предметами познания, книгами, энциклопеди­ями, лабораторными приборами, орудиями различных ремесел, появляется спонтанная ответственность за освоение всего этого богатства. Он концентрируется в работе с предметами-стимула­ми, и раскрепощение его духа приходит само собой, естествен­ным путем, без каких-либо взрослых вмешательств и специаль­ных педагогических приемов. Все выше сказанное было успешно апробировано в созданном Монтессори «Доме ребенка», речь о котором пойдет ниже.

 

Дом ребенка

Возможность применить на практике результаты своих первых наблюдений и опытов, а также проверить правильность сделанных теоретических выводов Марии Монтессори представилась в 1907 году.. Группа банкиров совместно с домостроительной ассоциацией Рима выдвинула идею на создание необычного социального эксперимента – строительство жилых комплексов для рабочих, в каждом из которых отводилось бы помещение для организованного воспитания детей. Марии Монтессори было предложено создать новый тип дошкольного заведения – дневной приют, школу для детей, получившую название «Дом ребенка» (Casa dei Bambini). Таким образом, в январе 1907 г. в Сан-Лоренцо был открыт Дом ребенка, в котором воспитывалось 50 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Тем самым была создана уникальная экспериментальная педагогическая площадка, на которой Марией Монтессори был успешно осуществлен социально-педагогический эксперимент, результаты которого без преувеличения узнал весь мир.

Основание «Дома ребенка» дало возможность Монтессори применить свою систему воспитания к нормальным детям с маленького возраста, когда нормальный, но еще не развившийся, ребенок и ребенок, лишенный способности развития, во многом еще сходны между собой. Это дало право ей прийти к заключению, что те приемы воспитания, которые содействуют развитию духовной личности слабоумного, помогут развитию и очень маленьких детей. При этом она хорошо понимала, что эти приемы надо было приспособить к тому, чтобы они содействовали гармоническому воспитанию всей личности нормального ребенка.

Она сама стала руководительницей детского сада, оборудовав его таким образом, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. И, действительно, в школах Монтессори и по сей день все приспособлено к тому, чтобы приучать ребенка к самостоятельности и содействовать всесторонне­му его развитию.

Как показывает практика, педагогическая технология по системе Монтессори не может применяться при обыденной классной обстановке. И даже сама классная комната в «Доме ребенка» совсем не похожа на классы других, даже наиболее совершенных школ. Там не стоят рядами тяжелые неподвижные парты, занимающие почти всю классную комнату. Вместо них имеются довольно легкие переносные столики на крепких восьмиугольных ножках и разного фасона, такие же легкие маленькие стулья и кресла, так что даже трехлетние дети могут переносить и столы и стулья с места на место, и устанавливать их там, где они находят удобнее для себя заниматься. К классной мебели можно также причислить и маленькие коврики, которые дети расстилают на полу, когда хотят играть и заниматься, сидя или лежа на полу.

Сама классная комната по установке Монтессори должна быть достаточно больших размеров для того, чтобы дети могли свободно двигаться, переставлять свои столики, размещаться на полу и т.п. В классной комнате помещаются также низенькие шкафы с легко отворяющимися дверцами, так, чтобы самые маленькие дети могли сами без посторонней помощи, легко и свободно брать и класть на место хранящийся в шкафчиках учебный материал. На этих шкафчиках стоят горшки с цветами, стеклянные сосуды с рыбами, клетки с птицами и разные игрушки, которые дети могут брать, когда хотят.

На стенах висят черные доски; подвешены они очень низко, так, чтобы самые маленькие дети могли свободно писать на них. У каждой доски имеется ящик, где хранится мыло и тряпка. Дети, даже трехлетние, после того, как писали на доске, сами ее вытирают и чистят.

На стенах развешаны также и разные картинки, содержание которых может вызвать интерес у детей.

Кроме классной комнаты имеется умывальная, в которой стоят маленькие низенькие умывальники с такими же маленькими чашками и кувшинами. На полочках около умывальников лежат мыльницы, щетки для ногтей и т.п. С первого же поступления в «Дом ребенка» трехлетние малютки приучаются самостоятельно мыться, сливать воду в ведерки и убирать за собою. Первое время в этом им помогают старшие товарищи.

Дети в «Доме ребенка» проводят время от 9 ч. утра до 4 ч. пополудни. Такой длинный учебный день вызывается тем, что все это время родители детей находятся на работе, но вместе с тем это чрезвычайно содействует применению систематического воспитания детей. Весь день может быть распределен соответственно усмотрению воспитателей. Вот расписание занятий в «Домах ребенка».

От 9 до 10. — Дети приходят в школу, здороваются с учительницей, затем производится осмотр рук, ногтей, шеи, ушей, лица и зубов. Обращается также внимание на опрятное содержание волос, на чистоту и опрятность одежды, на то, вычищены ли сапоги, и в случае каких-нибудь недочетов ребенку указывается на них.

Часть детей, по необходимости, по очереди купают, а другим даются маленькие умывальники, с маленькими кувшинами и чашками, и воспитательница показывает детям, как нужно мыть руки, лицо, шею, как надо промывать глаза, чистить зубы, полоскать рот и т.п.

Затем, дети сами, при этом помогая друг другу, надевают передники, после чего вместе с педагогом обходят классы. Под ее руководством приводят все в порядок, обтирают пыль, подметают метелочками пол и т.п. Потом все рассаживаются по местам, и учитель объясняет им, как надо сидеть, поставив ноги на пол и держа голову прямо. После этого производится упражнение с элементами грациозности: детей учат входить и уходить, здороваться друг с другом, поднимать осторожно вещи и выполнять правила вежливого обращения.

Затем, учитель вступает с детьми в беседу, спрашивает их о том, как они вели себя дома. По понедельникам эти беседы продолжаются, как правило, дольше, так как дети рассказывают, что они делали в воскресенье дома. После всего этого наступает время общей молитвы.

От 10 до 11 — Умственные упражнения, называния предметов, расположенных вокруг или предложенных учителем, а также воспитание чувств с помощью сенсорных материалов.

От 11 до 11.40 — Легкая гимнастика: грациозность движений, приучение держать тело в нормальном положении, ходьба, поклоны, умелое обращение с предметами и т.п. В основном эти упражнения направлены на тренировку внимания и умение обращаться с различными предметами.

11.50 — Краткая молитва и завтрак.

От 12 до 13 —Свободные игры.

От 13 до 14 — Игры под руководством учителя. Эти игры проводятся, по возможности, на открытом воздухе. В это же время дети постарше поочередно убирают комнаты, обметают пыль и приводят в порядок педагогический материал.

От 14 до 15 — Ручной труд (рисование, лепка из глины и т.д.)

От 15 до 16 — Общая (коллективная) гимнастика и пение, что также устраивается, по возможности, на свежем воздухе. Сюда же включается и осмотр животных и растений.

В 16.00 дети уходят домой.

Такой длинный учебный день для маленьких детей несколько утомителен, а потому их отсылают на некоторый промежуток времени в их квартиры, чтобы они могли заснуть (в современном варианте у них есть спальни при данном учебном заведении). В тех же школах, которые помеща­ются не в одном здании с квартирами детей, маленьким детям предоставля­ется засыпать на своих местах, положив голову на руку. Но уже тогда Монтессори предполагала, что в будущем необходимо устраивать при школах особое помещение, где младшие дети могли бы засыпать среди дня.

В школах Монтессори не рассаживают детей рядами, не заставляют их сидеть смирно и неподвижно, а, наоборот, им предоставляется в классе устраиваться так, как они находят для себя более удобным. «Мы, — говорит Монтессо­ри, — учим детей двигаться, а не сидеть неподвижно, так как они готовятся к жизни, а не к школе».

В первое время существования «Дома ребенка» у детей старались развивать чувства при помощи соответствующих игр. Занимались с ними гимнастикой, приучали к движениям, необходимым в обыденной жизни, занимались с ними в саду и ручным трудом. Но дальше не шли. И предполагалось, что на этом и будет заканчиваться задача «Дома ребенка».

Но уже через полгода Монтессори изменила свой взгляд на этот вопрос. На перемену ее взглядов повлияли и сами дети, и их матери. Дети уже научились сами одеваться, раздеваться и умываться. Научились выполнять многие житейские обязанности: убирать комнату, подметать пол, вытирать пыль, расставлять мебель и т.д. Они научились ухаживать за растениями и умели уже наблюдать и «видеть» предметы руками. Наконец, дети сами обратились к ней с просьбой научить их писать и читать. И в доказатель­ство своей способности некоторые из них писали на доске любимую свою букву о.

Однако, получив в свое руководство «Дом ребенка», М. Монтессори первоначально не предполагала обучать детей письму и чтению, так как в «Доме ребенка» принимались дети от трех до семилетнего возраста. К тому же в то время она еще придерживалась общепринятого мнения, что не следует обучать детей ни письму, ни чтению раньше семилетнего возраста. Таким образом, она изменила свой взгляд на этот счет, только ввела положение, что ребенок, прежде чем учиться писать, должен вначале приучить свои мускулы для правильного управления ручкой.

Итак, первый период ребенок упражняет свои мускулы в упражнении орудиями письма. Для этого употребляются металлические вкладки, контурные рисунки и цветные карандаши. Контурные рисунки имеют форму треугольника, квадрата и других геометрических фигур и сделаны из металла, картона и дерева. На столике перед ребенком кладутся рамки, окрашенные в коричневый цвет. В середине каждой рамки лежит металлическая вкладка бледно-голубого цвета, посредине вкладки имеется маленькая медная ручка или пуговка. Ребенок берет рамку, кладет на лист бумаги и цветным карандашом обводит контур пустого пространства в середине рамки. Затем ребенку дается цветной карандаш, и он заполняет штрихами пустое пространство начерченной им фигуры. При этом ему не дается никаких указаний, как держать карандаш. Ему предоставляется полная свобода движений, только указывают, чтобы штрихи не выходили за границы фигуры.

Когда дети научатся хорошо и правильно заштриховывать рисунки, тогда начинает второй период обучения, связанный с приучением ребенка различать буквы. Для этого готовятся отдельные большие буквы, вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон, а также большие куски картона, на которые наклеены эти буквы группами. Дети начинают обводят пальцем буквы и после того, как научатся их распознавать, они приступают к их написанию. И вскоре письмо стало настоящей страстью для всех детей.

Что касается воспитания в «Доме ребенка», то его главной основой была свобода — свобода учащихся в их самопроизвольном и непосредственном проявлении своих побуждений. Воспитатели должны только помогать маленьким детям в процессе их становления быть самостоятельными. Они приучали их обходиться без посторонней помощи; учить их ходить, бегать, подыматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные вещи, самим одеваться и раздеваться, самим без посторонней помощи купаться и мыться, правильно и отчетливо произносить слова, ясно выражать свои желания и вообще содействовать тому, чтобы дети научились сами добиваться исполнения своих стремлений и желаний.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1834 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2457 - | 2272 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.