ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
МАРИИ МОНТЕССОРИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
КАЗАНЬ – 2005
Печатается по решению кафедры общей и социальной педагогики Татарского государственного гуманитарно-педагогического
университета
УДК 371.4 (481)(092)
Гуманистическая педагогика Марии Монтессори. Методическое пособие для студентов педагогических вузов по истории образования и педагогической мысли. - Казань: ТГГПУ, 2005. - 75 с.
Методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов как материал для изучения темы «Теория и практика свободного воспитания» в рамках курса истории образования и педагогической мысли.
В пособии дается характеристика педагогической концепции известного австрийского философа и педагога, создателя антропософии Рудольфа Штейнера в контексте педагогики свободы; анализируются философские и педагогические основы вальдорфской педагогики, роль учителя в вальдорфской школе, а также значение идей антропософии для философии образования. Студентам предлагаются вопросы и задания для самоконтроля и литература для самостоятельной работы.
Составитель: А.А.Валеев, доцент кафедры
английского языка ТГГПУ
Научный редактор – З.Г.Нигматов, доктор пед.наук, профессор
Рецензенты: В.Г.Закирова, доктор пед.наук, профессор
А.Ф.Шарафеева, канд.пед.наук, профессор
© А.А.Валеев, 2005
Введение
Сегодня, когда в российском обществе обостряется противостояние социальных групп, когда девальвируются моральные ценности и идеалы, когда кривая преступности упрямо ползет вверх, педагогическая общественность, ученые, родители, как никогда, обращают свои взоры к школе. Именно в ней они пытаются найти пути высокой эффективности в области воспитания и образования подрастающего поколения, переосмысления ее роли в формировании личности ребенка, а также нахождения целесообразных форм ее связи с социальной средой.
Сегодня стало предельно очевидным, что совершенствование общества наступившего XXI века всеми нитями связано с системой образования, в основе которой лежат идеи гуманизма. Ибо только гуманистическая педагогика, по сути, нацелена на признание самоценности человека, его права на свободное развитие и полное проявление его сущностных сил. Вся история гуманистической педагогики связана с поиском оптимальных путей раскрытия активного начала в человеке, воспитания в нем способности к саморазвитию, самоопределению и самореализации.
Надо отметить, что идеи гуманизма в истории мировой педагогической мысли всегда являлись стержневыми, составляя и по сей день золотой фонд прогрессивных достижений человечества. Уже начиная с античных времен мы можем встретить, в частности, в древнегреческой философии, провозглашение идеала свободной, способной критически мыслить, обладающей развитым самосознанием личности. Так, у Протагора мы видим, что человек – это «мера всех вещей», а Сократ выдвинул целый педагогический императив: «Познай самого себя». Эпоха Возрождения подарила нам целое созвездие мыслителей, которые рассматривали человека не только как продукта природы, но и как творца самого себя. Такие педагоги-гуманисты, как Витторино де Фельтре, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томазо Кампанелла, считали, что воспитание должно было характеризоваться развитием самостоятельного мышления, творчества и самодеятельности детей.
Идею свободной активной личности, которую можно выстроить в определенную систему, предложил Ян Амос Коменский. Он, в частности, отталкиваясь от принципа природосообразности, предъявлял личности проявление ею свободы и активности, для чего целью воспитания надо считать пробуждение в человеке всех заложенных в нем от природы возможностей для того, чтобы тот стал активным и свободным существом, преобразующим себя и мир.
Что касается Жан-Жака Руссо, то, согласно его воззрениям, основными положениями воспитания должны стать: вера в могущество детской природы; следование за спонтанным развитием ребенка; предоставление свободы поведения. Таким образом, он считал свободу принципом воспитания, понимаемого им в двух значениях: в физическом (в смысле свободы движения), и в смысле свободы человека от стереотипов своего поведения.
Очень важное значение для развития гуманистической педагогики на рубеже XVIII-XIX веков имели идеи классического немецкого идеализма в лице ее таких представителей, как Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель. По их мнению, человек, как мыслящее существо, сам способен определять свои цели и достигать в своем развитии совершенства.
Много сделал для обогащения гуманистической педагогики швейцарский ученый Иоганн Песталоцци. Задачу воспитания он видел, прежде всего, в том, чтобы содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию активной полезной деятельности ребенка. Песталоцци считал важным то, чтобы ребенок, осознавая по мере роста свои индивидуальные особенности, как бы сам творил себя.
Одним из верных приверженцев идей Песталоцци был Адольф Дистервег. Главную цель воспитания он усматривал в развитии у ребенка самодеятельности, поэтому педагогика, по его мнению, должна стремиться понять законы естественного развития растущего человека, чтобы помочь их раннему раскрытию.
Значительный вклад в гуманистическую педагогику внес гениальный русский мыслитель-философ Л.Н. Толстой. Им были сформулированы и реализованы на практике в Яснополянской школе идеи свободного воспитания. В контексте этих идей развитие ребенка представляет собой процесс самопроизвольного раскрытия его качеств, в связи с чем взрослый своим вмешательством не должен оказывать волевого воздействия на воспитанника.
В конце XIX- начале XX веков свободное воспитание оформилось в самостоятельное направление, выразившись в новую педагогическую парадигму, суть которой отразила в книге «Век ребенка» шведская писательница и педагог Эллен Кей. Призыв «исходя из ребенка» означал новое мировоззрение, где ребенок представлял собой активное существо, самостоятельность которого играет первостепенную роль в формировании его личности.
В русле данного направления гуманистической педагогики работали Эдуард Клапаред, К.Н. Вентцель, Януш Корчак, Рудольф Штейнер, Селестен Френе, а также Мария Монтессори. Все они, хотя и по-своему, считали, что ребенок должен стоять в центре педагогического процесса, остальные звенья же которого должны быть нацелены на создание условий для свободного раскрытия его природных сущностных сил. И именно эти приверженцы реформаторской для того времени педагогики были убеждены в том, что для преобразования школы нужны не новые педагогические теории и методики, а, прежде всего, изменение взглядов взрослых на природу детства. Именно изучение природы ребенка и должно явиться как целью, так и смыслом гуманистической педагогики, в пользу чего так много и сделала Мария Монтессори.
На сегодняшний день, как показывает педагогическая действительность, имеется не так много альтернативных педагогических систем, которые, пройдя, по сути, столетний путь, не только сохранились в авторском варианте, но и усилили свои позиции, прочно заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе. И одной из них является педагогика Монтессори. И объяснением этому, вероятно, служит лишь одно. Это то, что для таких авторских школ, как Вальдорфская, Саммерхилл или школа Монтессори, личность каждого ребенка всегда представляет неповторимую индивидуальность, имеющая право на любовь и уважение. А также то, что авторы названных школ проводили в жизнь реально, а не декларативно идею об основной миссии учителя. По их мнению, учитель должен быть адвокатом ребенка и при этом всемерно помогать растущему человеку достигать духовного и физического комфорта. Иначе говоря, образ мыслей, убеждения и взгляды учителя должны быть направлены на помощь ребенку в самоусовершенствовании его личности.
Разумеется, у каждой педагогической системы есть свои отличительные черты, поэтому каждый педагог или родитель вправе сам выбрать ту, соответствующую ему, логику, которую предлагает та или иная педагогическая система.
Что касается М. Монтессори, то многие ее идеи уже стали общим местом в области педагогики, в частности, дошкольной. На сегодняшний день, кажется, никто ещё не смог создать лучший, чем она, дидактический материал, поскольку она в процессе своей кропотливой работы отобрала именно тот, который стимулировал естественное развитие малышей. Она, врач и философ, терпеливо шла за ребёнком, открывая закономерности его физического и интеллектуального роста, искала возможности помощи в этом росте со стороны взрослого. Большая часть её многочисленных открытий признана современной психологией и физиологией, часть отвергнута, как предрассудок, господствующий в науке её времени. Но главное, это то, что её методика позволяет ребёнку развиваться в его собственном темпе, соответствующем его способностям. Монтессори призывала учителей строить истинно научную педагогику. Не исправлять наносимый школой вред здоровью и интеллектуальному развитию ребёнка, а не допускать его, бережно относясь к личному пути каждого маленького человека.
Более того, школа Монтессори, и это доказано ее многолетней практикой, интегрирует достижения человеческой культуры в самостоятельном развитии преуспевающей интеллектуальной личности не только подрастающего человека, но и собственно самого педагога, делая его не просто способного к саморазвитию, но, что очень важно, обретающего свободу и внутреннюю независимость.
Каждый человек, соприкоснувшийся с педагогикой Монтессори, вдруг начинает ощущать нехватку чего-то важного в своем образовании, что, в конечном счете, подводит его на путь самоисследования и, прежде всего, на личностном уровне, и гораздо более глубинном, чем профессиональном. Люди, которым посчастливилось по-настоящему окунуться в педагогическое пространство Монтессори, всегда ощущают физическое наслаждение от свободы общения с детьми, которое, как правило, сопровождает их в течение всей жизни.
Предлагаемое методическое пособие раскрывает основные педагогические идеи Марии Монтессори, которые будут небесполезны для студентов педагогических вузов не только в рамках изучения курса истории образования и педагогической мысли, но также в их будущей образовательной практике.
Жизнь и деятельность Марии Монтессори
Жизненный путь Марии Монтессори как психиатра и психолога, как детского врача и педагога-новатора, как религиозного философа и ученого-исследователя, наконец, как истинного подвижника новых гуманистических идей до сих пор вызывает искренне восхищение. И, прежде всего, тем обстоятельством, что ее педагогическая система, получившая мировое признание и широкое распространение, являет собой самый яркий пример эффективной практической реализации идей гуманистической педагогики.
Родилась Мария Монтессори 31 августа 1870 года в Италии в семье финансового служащего Алесандро Монтессори, принимавшего в свое время активное участие в освободительном движении за национальное единство этой страны. О детстве Марии известно немногое, лишь только то, что ее родители делали для своего ребенка все, чтобы она в будущем могла реализовать свое высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины. В 1876 г. Мария Монтессори становится в Риме ученицей начальной шестилетней школы, по окончанию которой ее определяют в школу нового типа с естественнонаучным и техническим уклоном, поскольку девочка проявляла склонность к математике и естественным наукам.
Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с присущей ей дисциплинированностью. Особую старательность она проявила в математике. Из воспоминаний ее одноклассниц мы узнаем, что даже в театр Мария брала с собой учебник и решала в полутемноте задачки, радуясь найденному неординарному решению. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, которую посещать лицам женского пола запрещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была принята в техническую школу для юношей. Именно здесь Мария решила, что должна сделать все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.
В 1890 г. она успешно заканчивает школу и поступает в Римский университет, где продолжает изучать естественнонаучные дисциплины, однако после получения диплома у нее появляется желание изучать медицину, несмотря на то, что в Италии того времени медицина считалась привилегией только мужчин. После некоторых мытарств, когда ей пришлось обратиться даже к Папе Лео XIII, она, наконец, поступает на медицинский факультет университета, где выбирает модную тогда сферу медицины – психиатрию по специализации болезни полушарий головного мозга.
Работая в университетской клинике, она получила частную практику. Здесь состоялась ее первая встреча с детьми с ограниченными возможностями. Никто не способствовал продвижению этих детей вперед, ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окружающая обстановка не способствовала этому. Наблюдая за этими несчастными, Монтессори укрепилась в мысли, которая стала oтправным пунктом ее педагогической системы, что для детей как больных, так и здоровых - необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания об окружающем мире, а сам ребенок будет иметь возможность пройти путь человека в цивилизацию уже в дошкольном возрасте.
В 1896 г. Мария Монтессори заканчивает университет и становится единственным в то время в Италии женщиной – доктором медицины. Затем она отправляется на двухгодичную стажировку в лучшие психиатрические клиники Франции и Швейцарии, где совершенствует и углубляет свои познания. Работая затем в психиатрической клинике Римского университета, которая специализировалась на лечении детей с отставанием в интеллектуальном развитии, она начинает изучать проблемы именно этой категории детей. В связи с этим она обращается к работам врача французского Национального Института для глухонемых Жана Батиста Гаспара Итара и замечательного психиатра и педагога Эдуарда Сегена, создавшего теорию и практику воспитания аномальных детей. Она глубоко проникается идеями этих специалистов, переводит их книги на итальянский язык и параллельно изучает творческое наследие Песталоцци и Фребеля, теоретика дошкольного воспитания.
Глубокое знакомство с научной литературой и собственный практический опыт укрепили Марию Монтессори в убеждении, что проблема детей с отставанием в интеллектуальном развитии в большей мере не медицинская, а педагогическая. Эту идею она защищает на конгрессе в Турине, где ратует за открытие школ для умственно отсталых детей, став впоследствии активным членом Национальной Лиги, занимающейся их воспитанием.
В 1900 г. Мария Монтессори назначается директором Римского медико-педагогического института по обучению учителей работе с умственно отсталыми детьми. Именно здесь интенсивная работа с детьми и учителями привела ее к решению стать профессиональным педагогом. В этом же году она производит настоящую педагогическую сенсацию, когда ее воспитанники, так называемые «идиоты», на своеобразной олимпиаде превзошли детей из обычных учебных заведений по письму, счету и чтению.
В 1902 г. она отказывается от должности директора института и начинает изучать в Римском университете философию, экспериментальную психологию, антропологию и педагогику. В это время она посещает множество начальных школ, анализируя методы обучения и придя, в конце концов, к убеждению, которое стало ее педагогическим кредо, а именно: воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, которая сдерживается лишь в особых случаях, связанных с опасностью для его жизни.
Монтессори начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее привлекала антропология, а именно, вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904 году она получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит различные антропологические исследования в педагогической области. Параллельно изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. На это время приходится формулировка основ ее собственной педагогики. Она много работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессори живо начинает интересовать методика работы со здоровыми детьми, и она решает продолжить учиться дальше. Теперь она изучает педагогику развития здорового ребенка. И вскоре ее идеи нашли свое воплощение в детище под названием «Дом ребенка», где она и применила на практике результаты своих наблюдений. Именно здесь в созданном ею дошкольном учреждении она внедрила свою систему, опыт которого затем обобщила в книге «Метод научной педагогики…» (1909 г.) и в последующих работах. В основание деятельности «Дома ребенка» она положила принцип единения школы и семьи, надеясь без изменения существующего строя, через благотворительные учреждения общественного воспитания поднять материальный и культурный уровень бедняков, способствовать эмансипации женщин и вместе с родителями осуществлять новое воспитание.
С 1909 года метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори - педагогике. К Марии приезжают педагоги из Лондона, Барселоны, Парижа. В те годы встретилась с Марией Монтессори и наша соотечественница Юлия Фаусек, которая первая в России открыла детский сад Монтессори.
И вскоре педагогика Монтессори получает широкую признательность. Во многих странах открываются Дома ребенка. Методы Монтессори используются в школах Италии, Англии, Аргентины и Швейцарии. В Париже, Нью-Йорке и Бостоне открываются учебные заведения, реализующие предложенную Марией Монтессори модель учебного процесса. А в 1912 г. Монтессори открывает в Риме первые Международные курсы, в которых принимают участие 87 педагогов из разных стран. В составе слушателей курсов были и представители России.
Когда разразилась вторая мировая война, Монтессори со своим сыном находилась в Индии, где прожила долгих семь лет, обучив за это время более тысячи учителей своей методике.
Жизненный путь Марии Монтессори оборвался в Голландии 6 мая 1952 года, за несколько месяцев до своего 82-летия; похоронена она была в маленьком городке Нордвиг на католическом кладбище.
Однако идеи ее с того времени продолжают свое странствие по миру. Второй пик популярности, связанный с «беби-бумом» в США, начал нарастать в конце 50-х годов и продолжается сегодня. Сейчас в мире насчитывается несколько тысяч школ Монтессори. Только в Голландии, где действует центр по подготовке педагогов по системе Монтессори, их более 200. В США и Европе работают специальные фабрики, выпускающие ее дидактические материалы. Активно действует имеющая филиалы в других странах «Международная Монтессори-ассоциация» (AMI – Association Montessori Internationale), созданная ею совместно с сыном в 1929 году. И до сих пор не ослабевает, разворачивающееся во многих странах мира, Монтессори-движение.