Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формирование у школьников основ научного мировоззрения в учебно-воспитательном процессе




Научная педагогическая концепция исходит из идеи целостного становления личности в системе общественных отношений, дея­тельности, общения, в органическом единстве ее мировоззренчес­кого сознания, чувств и воли. Мировоззрение личности действенно и жизненно эффективно тогда, когда в нем отражаются гармония и противоречия жизни. Мировоззренческое сознание обусловливает чувства и волю ребенка; чувства — подкрепляют сознание и сти­мулируют волю; воля — направляется сознанием и управляет чув­ствами.

Мировоззрение как устойчивое внутреннее состояние детского

сознания представляет собой органическое единство научных взглядов и убеждений с процессом их познания, творческого при­менения, сопутствующими чувствами и эмоциональными пережи­ваниями, а также волевыми устремлениями. Оно повседневно про­является в поведении ребенка, в его отношениях с миром. Поэтому воспитание мировоззрения не может быть лишь формированием чистого сознания. В действительности это сложный процесс од­новременного, в органическом единстве, развития научного созна­ния, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и культуры волевых действий. Мировоззрен­ческое воспитание как органическое единство сознания, мышления, чувств и воли, осуществляющееся в единстве учебно-воспитатель­ного процесса и жизни, требует комплексного подхода ко всему делу воспитания. Мировоззрение может явиться только результа­том целостной, комплексной организации учебно-воспитательного процесса: интеллектуально-эмоционального познания мира и его практического освоения. Сознание ребенка, как система взглядов и убеждений, формируется прежде всего в результате освоения науки. И вместе с тем в этом процессе формируются чувства и воля.Чувства ребенка как система эмоционального отношения к миру проявляются и воспитываются прежде всего в реальных отношениях и в результате овладения искусством как формой общественного сознания. Вместе с тем в процессе общения и овладения искусством формируется общественное сознание детей, стимулы поведения и волевая направленность. Воля ребенка как система целенаправленных действий и поведения формируется прежде всего в труде и общественно полезной работе. Одновре­менно в ходе практической целеустремленной деятельности укреп­ляется общественное сознание и совершенствуется культура чувств.

Педагогика исходит из научно-философских основ учебного пла­на, которыми обусловливается отбор основных предметов, способ­ных в совокупности с достаточной полнотой раскрыть перед уча­щимися мировоззренческую картину мира и обеспечить научной базой их практическую деятельность. Этим обеспечивается внут­ренняя логика взаимосвязи и взаимозависимости подлежащих изу­чению наук. Все учебные предметы имеют две педагогические задачи: прямую — раскрытие законов и изучение фактов конк­ретной науки и косвенную — включение ее фактов и законов в целостную систему мировоззрения. Косвенная задача в мировоз­зренческом смысле является для учителя одной из важнейших.

Предметы естественно-математического цикла дают возмож­ность учителю, с учетом особенностей возрастного развития детей, раскрыть перед ними идею материальности мира природы. Меж­предметные связи позволяют показать единство материальной дей­ствительности, взаимосвязь и взаимозависимость различных форм существования и движения материи. Еще до знакомства с фило­софским определением материи как объективной реальности, дан­ной нам в ощущении, дети учатся познавать ее в теории и на практике, открывают для себя тот непреложный факт, что ма-

териальный мир постоянно развивается, движется, изменяется и что процесс его познания человеком не будет иметь конца.

Наиболее сложным для детей является уяснение идеи изна­чального самодвижения и саморазвития материи. Учитель на конк­ретных фактах противоречивого взаимодействия явлений природы показывает подлинные механизмы развития объективной действи­тельности. Предметы естественно-математического цикла, особен­но биология, математика, физика, химия, дают богатый материал для изучения и практического познания общих законов диалекти­ки. Школьники накапливают целый арсенал фактов, наблюдений, дающих пищу для диалектических умозаключений. Они знакомят­ся с явлениями перехода вещества из одного качественного состо­яния в другое, выясняя механизмы подобных превращений, узнают о противоречиях, единстве и взаимодействии положительно и отри­цательно заряженных частиц, о так называемых молекулах—зер­кальных антиподах; о взаимозависимости процессов, протекающих в микро-, макро- и мегамирах; о преемственности в развитии жизни; старении, умирании и рождении новых растений и орга­низмов. Все это рисует в сознании детей подлинно научную кар­тину противоречивого динамичного мира, материального единст­ва природы, взаимозависимости и всеобщей взаимосвязанности явлений, универсальности и специфичности законов развития. Школьники убеждаются, что приобретенные ими знания являются истинными, проверенными в общественно-историческом опыте лю­дей, составляющими научную основу производства материальных благ. Это придает их формирующимся взглядам действенно-практический характер. В ходе научного познания естествен­ного мира как диалектически развивающейся целостной ма­териальной системы учащиеся преодолевают формализм и дог­матизм в мышлении, приучают и приспосабливают свою мысль к адекватному отражению диалектики жизненных процессов. Правильно схваченная и отраженная в сознании диалектика вещей делает само мышление диалектическим.

Особо важное значение для формирования мировоззрения как совокупности взглядов, убеждений, чувств, воли имеют предметы общественно-гуманитарного цикла. История, обществоведение, ос­новы государства и права, как и естественные предметы, имеют единую философскую и историческую основы. Изучая обществен­но-гуманитарный цикл предметов, дети усваивают определенную сумму фактов из жизни человеческого общества, основные законы и перспективы его развития.

В процессе изучения предметов общественно-гуманитарного цикла продолжается дальнейшее формирование мышления школь­ников. Они учатся конкретно-историческому анализу для понима­ния общественных явлений и событий. Рассматривая общественное явление исторически, ребята узнают, почему и как оно возникло, проявилось, с какими другими явлениями связано, какое место занимает в общем процессе и в каком направлении развивается. Учащиеся учатся видеть противоречивость общественных событий,

понимать противоречия как движущую силу развития. Конкретно-историческое мышление дает возможность детям уже в школе овладеть способностью грамотно оценивать события в стране и за рубежом, самостоятельно разбираться в потоке научной и полити­ческой информации мировоззренческого характера.

Центральное место в формировании мировоззрения детей в процессе воспитания нравственно-эстетических чувств занимают предметы искусства: литература, изобразительное искусство, му­зыка и проникающие в содержание различных учебных предметов театр и кино. Наиболее важные проблемы преподавания искусства в школе связаны с идеей целостного освоения детьми художест­венных произведений как явлений изящного искусства, развития идейно-эмоционального, подлинно эстетического отношения к ним, а также специфического анализа художественного образа. Диа­лектика художественного произведения заключается в том, что оно одновременно объективная картина действительности и система взаимозависимых и взаимодействующих, созданных с определен­ных идейных позиций художественных образов^ способных про­буждать в человеке эмоциональный отклик. Чтобы художественная действительность, заключенная в произведении, ожила, эффектив­но пробуждала чувства детей, стала внутренним достоянием ре­бенка, необходимы развитая духовная потребность и умение цело­стного восприятия всего произведения. Школьник и его учитель не могут анализировать произведение искусства, оставшееся в книге, нотах, на полотне, на пленке. Только спроецированное во всей художественной полноте в сознание школьников художествен­ное произведение порождает переживания, мысли, чувства — все то, что может быть соотнесено с мыслями, переживаниями, чувст­вами героев, других людей, самого автора и подвергнуто анализу, сравнению, обобщению, противопоставлению.

Огромную роль в формировании мировоззрения школьников играет собственная практическая, творческая деятельности в раз­личных видах искусства. Дети творят в области изобразительной деятельности, литературы, музыки, танца, театра. Все это порож­дает необходимость не только развивать у школьников способность восприятия художественных произведений, но и знакомить их с языком искусства, вооружать умениями и навыками практической деятельности. В период детства, наиболее активного эмоциональ­ного отношения ребенка к миру, важно использовать самодеятель­ность детей в области искусства как средство мировоззренческого самовыражения и самосознания, как средство самопознания и самовоспитания. Создавая литературное произведение, изображая свои представления и мысли на бумаге, исполняя ту или иную роль в пьесе, ребенок утверждает себя, проявляет свои взгляды и убеждения, расширяет свой мировоззренческий кругозор.

Практически действенному утверждению мировоззрения детей активно способствует и их общественно полезный и производи­тельный труд. Трудовая деятельность, участие в производственных отношениях, достижение успеха в труде дают возможность убе-

диться в правильности своих взглядов, реализовать себя как лич­ность, действующую в соответствии с убеждениями.

Таким образом, мировоззрение школьников представляет собой исходные основы научных взглядов и убеждений, тесно связанных с чувствами и волей. Оно вооружает учащихся научной методоло­гией и способами мышления, дает возможность объяснять мир с научных позиций, познавать его, опираясь на законы диалектики, и участвовать в его преображении.

Мировоззрение определяет отношение к миру, ко всем формам общественного сознания. Его формирование у детей осуществля­ется постепенно, концентрически и противоречиво. Сначала ребе­нок относится к окружающей действительности, побуждаемый не­посредственными потребностями, интересами, обыденными пред­ставлениями. Но уже к подростковому возрасту потребности и интересы осмысливаются на основе научных знаний, приобретае­мых в обучении, уточняющих или заменяющих обыденное понима­ние. В сознании подростка происходит переоценка ценностей, рас­ширение кругозора научных представлений и углубление понятий. Этому содействует постепенно укрепляющееся стремление к само­образованию и самовоспитанию, являющееся важнейшей движу­щей силой превращения знаний в убеждения. В подростковый период развития дети с увлечением углубляются в изучение от­дельных учебных предметов, осознанно заменяют обыденное пони­мание жизни научным. Избирательный интерес к познанию отдель­ных наук продолжает укрепляться у старшеклассников. Вместе с тем юноши и девушки становятся способными объединять в своем мышлении знания из различных наук, делать теоретические обоб­щения, устанавливать связи и зависимости между явлениями и событиями, придавать накопленным знаниям определенную за­вершенность, приводить их в систему. Единство и целостность представлений реальной деятельности—важнейший признак на­личия мировоззрения, способного оказывать влияние на отношение школьника и его поведение. В педагогическом процессе миро­воззрение формируется как система знаний, способствующая ос­мыслению мира в его развитии.

Утверждение истины в сознании, превращение ее в убеждение достигается в результате преодоления противоречий, реально су­ществующих в жизни. Убеждения школьника утверждаются путем преодоления противоречий, в которое вступают приобретаемые им научные знания с обыденными представлениями, стихийным лич­ным опытом. В его сознании происходит стимулируемая учебным процессом духовная работа по критике и преодолению искажен­ных, ненаучных привычных представлений и понятий. Это проти­воречие теоретического познания способствует превращению убеж­дения в духовное достояние личности, побуждает к его отстаива­нию, проведению в жизнь. Мировоззренческие убеждения стано­вятся духовной основой социальной активности.

Переход знаний в устойчивые взгляды осуществляется более интенсивно, когда учащиеся вовлекаются в самостоятельный по-

иск. Возникновение потребности в теоретическом знании и его практическом применении облегчает детям процесс превращения знаний и взглядов в убеждения. По мере того, как ребенок обо­гащается духовно, он активно включает в круг своего общения приобретенные убеждения: рассказывает о них родителям и зна­комым взрослым, исподволь проверяя самого себя, обсуждает их с единомышленниками-сверстниками, вступает в жаркие споры и дискуссии с идейными противниками. Школьник стремится быть в согласии с самим собой, своим внутренним миром, поступая в соответствии с убеждениями и борясь с тем, что им проти­воречит.

Наиболее общими критериями сформированности мировоззре­ния является:

— глубина научных знаний, их объединенность в целостную сис­тему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления;

— развитая способность диалектического осмысления действитель­ности, совершенствования мировоззрения, обнаруживающаяся в умелом анализе школьниками новых для них явлений, обществен­ных событий, произведений искусства;

— проявление социальной активности, эмоционально-волевой об­щественной целеустремленности, направленности деятельности на воплощение идеалов в жизни, их пропаганду и защиту.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 572 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2422 - | 2308 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.