Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Обращение к страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости




как метод воздействия опирается на естественные человеческие чувства. Ребенок переживает страх перед опасностью, отвращение по отношению к безобразному и отвратительному. Педагог стре­мится помочь детям воспитать в себе смелость, преодолеть тру­сость как одно из самых унизительных и постыдных чувств. Вместе с тем он, опираясь на инстинкт самосохранения, возбуждает у школьников чувство страха за свою жизнь перед такими отвра­тительными явлениями, как наркомания и токсикомания, алкого­лизм и курение, преступность и проституция. Эмоциональное, ин­стинктивное неприятие социальных зол вырабатывает в ребенке иммунитет против них. Злоупотребление устрашением развивает комплекс страха, особенно в подростковом возрасте. Воздействие страхом позволяет выявить состояние нервной системы, психиче­ского здоровья ребенка, его нравственной воли, способности пе­реходить от страха к преодолению и разумному волевому дей­ствию.

Третья группа методов педагогического воздействия — обра­щение к воле и поступку. Требование есть способ прямого воздей­ствия на сознание и волю ребенка с целью организации или координации его поведения и деятельности. Оно понуждает к обя­зательному исполнению разумной, жизненно оправданной, педаго­гически целесообразной воли воспитателя, коллектива, его дове­ренного лица, воспитывает способность предъявления требований к себе. Его действенность и сила опираются на полномочия и авторитет воспитателя и коллектива. Этим обеспечивается право педагога, воспитанника, организатора отдавать распоряжения, до­биваться исполнения поручения, используя приказ, настойчивый совет, убедительную просьбу, укор, упрек, угрозу наказания. Ре­зультаты требования проявляются в деловитости и исполнитель­ности детей, развитии у них понимания необходимости, обязатель­ности, привычности исполнения общественного долга и обязанно­стей. Требование формирует дисциплинированность и исполнитель­ность как качества личности, умение быть распорядителем, сочетать свои интересы с коллективными. Абсолютизация автори­тетного требования как способа взаимодействия с детьми либо порождает в них упрямство, сопротивление авторитарному давле­нию, либо парализует их волю, ведет к равнодушию, безразличию, безынициативности. Расчетливое использование педагогом требо­вания дает возможность получить информацию о характере ребен­ка: его «сопротивляемости», отношении к обязанностям, бездумном или творческом исполнении долга.

Внушение как метод воздействия есть способ манипулирования детским сознанием. Оно достигается с помощью психологических средств возбуждения страстей, навязывания мыслей и образов, введение в заблуждение, подавления чувств, запугивания, духов­ного возвышения или унижения личности, переоценки или недоо­ценки ее физических и нравственных сил. Чаще всего внушение применяется в воспитательных отношениях с педагогически запу­щенными детьми. В общественной и воспитательной практике ис-

пользуется и коллективное внушающее воздействие на' детей мас­совых общественных мероприятий, возбуждающих чувства челове­ческого единения, энтузиазма или гнева, возмущения, протеста. Действенными средствами внушения детям определенного образа мыслей и поведения являются: индивидуальная обработка созна­ния, музыка, театрализованные представления, гала-концерты, шоу, массовые шествия, торжественные исполнения ритуалов, об­рядов. Реакция коллектива и отдельных ребят на внушающее воздействие дает информацию о степени их конформности, по­дверженности психологии толпы, «митинговым страстям» и о их способности разумно оценивать внушаемое, относиться к нему кри­тически и бороться против него.

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, при­вычек, умений культурного поведения, разнообразной деятельно­сти, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде. Упражнения организуются как активные, ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы или как система отре­гулированного поведения детей в типичных ситуациях, образую­щего у них привычное нравственное сознание, действия и поступки. Упражнения упорядочивают систему деловых отношений, форми­руют психологию устойчивого, размеренного образа жизни и тру­довой деятельности, укрепляют положительные черты характера и волю. Формальная отработка умений и навыков, особенно в области спортивной борьбы, без соединения с духовными ценно­стями ведет к возникновению двойной морали, безнравственному использованию приобретенного опыта. Вовлечение детей в пове­денческие упражнения раскрывает степень их воспитуемости, спо­собности включаться в процесс самовоспитания.

Поощрение есть метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного при­знания успехов ребят, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей. Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, бытовой деятельности школьников, педагог добивается повышения эффективности и ка­чества их труда, способствует самоутверждению личности. По­ощрение возбуждает положительные эмоции, оптимистические пси­хические состояния, развивает внутренние творческие силы ребят, активную жизненную позицию. Поощрение, особенно незаслужен­ное, подпитывает чрезмерное честолюбие некоторых ребят, их стре­мление добиться успеха только ради награды и любыми средст­вами. Система поощрения, по мере нравственного созревания уча­щихся, развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным. Реакция поощрения дает педагогу информацию относительно состояния самолюбия и честолюбия де­тей, их отношения к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и направленности личности,

Наказание представляет собой способ конфликтного торможе­ния, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной, правонарушительской, противоречащей интере­сам коллектива и отдельной личности деятельности. Оно не пре­следует цели причинения провинившемуся физического или нравст­венного страдания, но сосредоточивает сознание на переживании вины. Наказание используется в форме осуждения нарушителя норм поведения общественным мнением, выражением ему недо­верия, недовольства, возмущения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у детей самоторможение, внутренний самоконтроль, сознание недозволенности попрания ин­тересов личности и общества. Одновременно углубляется способ­ность нравственного переживания- общественного осуждения, са­мооценки, самоосуждения. Злоупотребление наказаниями, исполь­зование антипедагогических средств морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе, рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлобления и активного сопротивления воспитанию. Реакция на наказание обнаруживает черты харак­тера ребенка, особенности его поведения в экстраординарных си­туациях, что помогает педагогу в выборе средств взаимодействия с детьми.

Таким образом, система методов и приемов воспитания в це­лостном педагогическом процессе трансформируется, воплощается в реальные отношения, которые и образуют высокоэффективную воспитательную среду.

СИСТЕМА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОСТНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Методы организации жизни и деятельности детского воспитательного коллектива как всеобщей формы и содержания целостности педагогического процесса

Личная групповая коллектив­ная пер­спектива   Коллек­тивная игра   Коллектив­ные единые требования   Коллектив­ное само­управление   Коллективное соревнование   Коллективное самообслужи­вание  

Методы повседневного систематического целенаправленного и свободного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях

Методы детской самодеятельности

Самоорганизация духа   Самоорганизация чувства и разума   Самоорганизация воли и поведения  

Самосовершенствование   Самообразование   Самодисциплина  

Методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях

Обращение к сознанию   Обращение к чувству   Обращение к воле и поступку  
Пример. Разъяснение. Ожидание радости Актуализация мечты Снятие напряжения   Совести, достоинству, самолюбию и чести Любви Эстетическому чувству Состраданию Стыду   Требование Внушение Упражнение Поощрение Наказание  

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Общение — важнейшая среда духовного, общественного и лич­ностного проявления человека, средство достижения взаимопони­мания между людьми. Социально-психологическая сущность обще­ния состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром. Общение обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутвержде­ния индивидов с помощью языка или сленга, таких способов пере­дачи информации, как мимика, поза, движение тела, жесты, изображение, символы, звуковые сигналы, условные знаки. По­требность в общении закладывается в человеке изначально, гене­тически, как естественное условие существования человека обще­ственного и разумного. Общение обеспечивает обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество между людьми, развивает их психику, обогащает сознание.

Общение в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Среди них коммуникативная —обеспечение связи между людьми;

информативная — способствование духовному обогащению людей знаниями, умениями и навыками; психотерапевтическая — пред­ставление возможности одним, одаренным и подготовленным инди­видам, оказывать на других оздоровляющее влияние; педагогиче­ская — формирование сознания, организация деятельности и отно-

шении детей и молодежи; гедонистическая — введение человека в процессе общения в состояние духовного удовлетворения, наслаж­дения; нравственно-эстетическая — умиротворение тревожного чув­ства совести человека, удовлетворение духа гуманными поступками, переживание чувства красоты; религиозная —обеспечение коллек­тивного и личностного взаимодействия с Богом на основе не­ограниченной веры в бессмертие, надежды на спасение и потреб­ности любви к ближнему.

В классификации общения по видам вычленяется прежде все­го внешнее межличностное, групповое, коллективное, массовое об­щение. Это либо свободное или обусловленное деловой необходи­мостью общение между двумя или несколькими индивидами, либо групповое взаимодействие — общение по интересам в кружке, не­формальном объединении, либо коллективное взаимодействие объ­единенных общей целью личностей в процессе совместного труда, общественно полезной деятельности. В процессе внешнего общения между людьми достигается взаимопонимание, содействие, сочувст­вие, противодействие, борьба.

Внутреннее общение представляет собой взаимодействие челове­ка с самим собой, внутренний диалог со вторым «я», а также с воображаемыми образами других людей, созданий искусства, с фан­тастическими идеальными существами типа добрых и злых богов или дьяволов. Внутренний диалог есть индивидуально-личностный, замкнутый в себе процесс духовной жизни и взрослого человека, и ребенка. Внутренняя духовная деятельность обеспечивает процесс самовоспитания, самосовершенствования, формирования свободной нравственной воли, внутреннего человека, укрепляющего позиции своего духовного самостояния. Развитость внутреннего общения обе­спечивает глубокое восприятие искусства, воссоздание в сознании, памяти, воображении его идей и образов, картин. Внутренний моно­лог и диалог являются формой осуществления нравственной борьбы мотивов и выбора поведения. Приведение их в активность делает духовную жизнь богатой, возбуждает интерес человека к самому себе, делает занимательным пребывание в своем собственном обще­стве. Отсутствие у индивида способности внутреннего содержатель­ного духовного общения с собой свидетельствует об убогости духов­ного мира, о жизни лишь в калейдоскопическом и хаотическом потоке внешних, возникающих и безвозвратно утрачиваемых впечат­лений. Такой индивид подвержен конформности, манипуляциям с его сознанием, соблазнам буржуазной массовой культуры, кайфово-одуряющим действиям табака, алкоголя, токсико- и нарковеществ. Развитие же внутреннего монолога и диалога, столкновение двух «я», их борьба между собой обеспечивают интенсивное развитие духовности и становление убеждений нравственной личности.

Содержанием внутреннего диалога может быть общение с Бо­гом, воображаемыми людьми, героями произведений искусства, с друзьями, любимыми существами или врагами. Внешнее общение, перенесенное во внутренний мир, становится более глубоким и осмысленным.

Наконец, еще один вид человеческого общения — духовное вза­имодействие людей с живой и неживой природой, животными, предметами, вещами. Оно осуществляется на потребностно-практической и духовно-эстетической основе. Общение с природой со­ставляет фундамент познавательной и трудовой деятельности че­ловека. Он получает нравственное удовлетворение и эстетическое наслаждение от созерцания величия, загадочности и красоты при­роды, совершенства и гармонии ее форм, красок, звуков, компо­зиций. Общение с животными, растениями, забота о них делают человека нравственнее, гуманнее и одухотвореннее. Общение с предметами, вещами нередко проявляется в том, что люди фети­шизируют их, придают им символическое значение, наделяют осо­бым, таинственным смыслом.

Собственно педагогическим общение становится тогда, когда обу­словлено целями, заранее специально осмысливается и програм­мируется воспитателями. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Оно становится живой тканью учебно-воспитательного процесса, целенаправленным духовным взаимодействием педагогов и воспи­танников, организованным движением духа. В современных услови­ях изобилия информации и ее источников общение становится главным механизмом обучения: получения, анализа, отбора, пере­работки и усвоения знаний и навыков. Педагогическое общение занимает одно из приоритетных мест и среди механизмов воспита­ния. С его помощью в процессе делового взаимодействия обнару­живаются особенности восприятия ребенком окружающей среды, которые закрепляются в системе отношений и проявляются в свойст­вах и качествах личности. В целом подвижная, изменчивая, проти­воречивая, управляемая сфера общения, состоящая из обмена мыслями, чувствами и переживаниями, отношениями, является, тем не менее, духовно-психологической основой педагогического процесса, той главной сферой, в которой и через которую реали­зуются законы и принципы, правила воспитания, активно работа­ют механизмы формирования личности, обучения и образования.

Успех целенаправленного и организованного общения зависит от целого ряда условий. Необходимо глубокое знание учителем-воспитателем особенностей социального, психического, возрастно­го, индивидуального развития детей, понимание их эмоционально-психологических состояний на момент вовлечения в общение. Со­держание общения становится педагогически оправданным, когда обогащает, развивает, одухотворяет детей, возбуждает их инте­ресы, стимулирует деятельность. Воспитательно эффективный про­цесс общения соответствует принципам нравственного воспитания, базирующегося на системе форм и методов педагогического воз­действия и взаимодействия. Организация общения результативна, если превращает его в область применения педагогического ис­кусства и мастерства.

 

 

Педагогическое общение полноценно выполняет свои функции, если ребенок выступает в нем не как пассивный объект воздей­ствия воспитателя, а как его активный творческий субъект, обла­дающий знаниями, позицией, наделенный способностью самостоя­тельного мышления и внутренней нравственной волей. Самостоя­тельная субъектность детей, их общительность постоянно и спон­танно проявляются в повседневных жизненных отношениях как естественная потребность. Одновременно в семье, в детском саду, школе они вовлекаются в педагогически целесообразное и орга­низованное общение — взаимодействие. Сочетание спонтанного и организованного общения образует в детской личности стремление и способность к сознательному самостоятельному взаимодействию с миром, создает основу для формирования в ней культуры обще­ния.

Объем понятия культуры общения включает в себя: образо­ванность, духовное богатство, развитое мышление, способность ос­мысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально-эстетические модификации: прочную нравственную основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты в виде усвоения истины, сти­мулирования деятельности, ее четкой организации. Культура об­щения складывается и совершенствуется как органически взаимо­связанная культура воспитанников и педагогов.

Основой всякого общения является содержание деятельности и взаимодействия, а педагогического общения — содержание учебно-воспитательного процесса. В него входят разнообразные виды об­щественно ценной и личностно значимой деятельности, которые определяют направленность личности, интерес ребенка к обще­ственной и личной жизни, к окружающим людям и самому себе, формируют мышление, характер и тип общения. Такими видами, прежде всего, являются учебная, трудовая производительная и иная общественно полезная и общественно организационная дея­тельность. Это сфера прямого и непосредственного приобщения ребенка к общественной жизни. В процессе интенсивных органи­зованных педагогических отношений, деятельности, общения мыш­ление приобретает гибкость, постоянную готовность к активной творческой деятельности, к анализу, обобщению, способность к нестандартным решениям.

Другая группа видов деятельности, требующая и создающая своеобразный, отличный от делового, тип общения, связана с сфе­рой свободного времени, обеспечивает свободное, самодеятельное самовыражение детской личности. К этой группе относятся: тех­ническое и художественное творчество, разнообразные физкультурно-спортивные занятия, взаимодействия в неформальных груп­пах, коллекционирование и иные увлечения. Общение детей между собой и со взрослыми в этих сферах деятельности носит непри­нужденный, свободный, раскованный характер. Ребенок чувствует себя раскрепощенным и выступает как самоуправляемая, непо­средственно проявляющаяся, адекватная самой себе личность.

В процессе духовно-деятельностного общения в этих видах дея­тельности дети стремятся одновременно к самоуправлению, само­выражению и нравственному самоутверждению. В этой деятельно­сти и отношениях наиболее ярко проявляются и укрепляются ин­тересы, наклонности, зарождающиеся способности ребят.

Еще одна группа видов деятельности относится в основном к интимной сфере человеческой жизни, которая придает общению эмоционально-доверительный характер. Речь идет о деятельности и общении, порождаемых дружбой, заинтересованным, бескорыст­ным взаимодействием; любовью, симпатией, эмпатией; родствен­ными отношениями, включающими обмен внутрисемейной, клановой информацией, взаимопомощь, родственно-коллективное мнение и кодекс поведения. В этой сфере общения формируются наиболее тонкие и сложные движения души, человеческого нравственно-эс­тетического отношения к жизни, что делает ее предметом особого, деликатного педагогического внимания. Многие современные дети испытывают острый дефицит родственной любви, заботы, довери­тельности, что способствует очерствлению их души, проникновению в нее безнравственности, цинизма, равнодушия, отчуждению от культуры, накоплению опыта правонарушения.

Было бы ошибкой обойти вниманием такой важнейший вид духовной деятельности, как внутренняя нравственно-эстетическая и творчески поисковая работа. Ребенок способен разнообразно проявляться вовне, вступать в многообразное общение и отноше­ния. Но усваивает он, превращает в свойства, качества, убеждения собственной личности только то, что проходит через его личный опыт, пропускается сквозь сито сознания, чувств, осмысливается и перерабатывается во внутреннем диалоге. Наедине с самим собой, в своем сознании и воображении ребенок способен со­вершать творческий поиск, личное переоткрытие мира, познание законов его развития и эстетических свойств, формирование миро­воззрения: идеалов, взглядов, убеждений.

Воспитательно-психологически внутренняя духовная деятель­ность необходима для ребенка как труд души, как нескончаемый диалог с совестью, формирующий нравственную сущность лично­сти, самостоятельность, ответственность, ее свободную нравствен­ную волю. Внутренняя духовная работа детской души педагогиче­ски направляема и управляема через внешние виды деятельности. Внутренний духовный диалог может заглохнуть, совесть — умолк­нуть под влиянием асоциального окружения и разлагающего воз­действия среды. Но питаемый общественными идеалами, достиже­ниями духовной культуры, нравственной ответственностью перед людьми и самим собой; ребенок будет полнокровным, способным к самоанализу, самооценке, самостимулированию.

Наконец, совершенно особенное значение, неоценимое для вос­питания и обучения детей, имеет их деятельность в природе, об­щение с лесом, полем, горами, растениями, птицами и особенно с животными. Школьники занимаются в природе общественно по­лезным трудом, учатся экологической ответственности, ухаживают

 

 

за растениями и животными. Природа, в свою очередь, открывает ребятам мир прекрасного, развивает в них человеческую способ­ность эстетического общения с прекрасными природными явлени­ями. Одухотворяя природу, дети ощущают себя ее неотъемлемой частью, стремятся к ее наиболее полному и глубокому познанию. Особенно много дает ребятам общение с домашними животными, птицами, декоративными рыбками, цветами. Помимо эстетического наслаждения, такое общение формирует совершенно уникальный мир нравственных отношений. Непосредственность животных, их открытость и благодарность в ответ на добро и внимание вызы­вают в детях чувство любви и радости, побуждают к одушевлению в своем воображении меньших братьев, к заботе о них. Такое общение имеет и целебное, психотерапевтическое свойство, снима­ет нервные напряжения, ликвидирует последствия стрессов. О со­стоянии нравственного здоровья ребенка во многом можно судить по его отношению к животным и характеру общения с ними.

В результате педагогически организованного общения детей во всех сферах жизни и деятельности, они познают других людей, отражают в своем сознании проявление свойств и качеств их личности. Одновременно ребята познают самих себя, осмысливая реакции своих товарищей, взрослых людей на свое поведение, формы и способы общения. Это дает им возможность сравнивать собственные представления о самих себе с представлениями о них других людей. Одни ребята на этой почве переосмысливают, ме­няют к лучшему свое поведение и отношение к миру. Другие, полагая, что именно они всегда правы и что их поведение не­справедливо оценивается окружающими, замыкаются в себе, всту­пают в конфликт с товарищами, коллективом и даже с обществом. Оценку личности ребенка коллективом в процессе общения педа­гогу следует воспринимать критически и, в то же время, широко использовать в целях углубления познания детьми самих себя.

Наряду с организованным и духовно богатым содержанием важным элементом культуры педагогического общения является отвечающая воспитательным требованиям форма его проявления. Теоретически допустимо различать педагогическую и психологиче­скую формы общения, которые в действительности существуют в органическом единстве. К педагогическим, внешним формам об­щения и организации детской жизни относятся формы обучения, труда, физкультуры и спорта, отдыха, воспитательной работы, объединений по интересам. В их рамках общение осуществляется с помощью таких способов, как диалог, беседа, дискуссия, обсуж­дение, обмен информацией компьютеров и других технических средств. Однако воспитательная эффективность общения зависит не столько от внешних педагогических форм и методов взаимодей­ствия детей и взрослых, сколько от внутреннего духовного состо­яния общающихся, от их психологической совместимости, нрав­ственно-эстетической взаимной притягательности. Как педагогам, так и воспитанникам для расширения диапазона общения и бо­гатства самовыражения личности в нем необходимо овладеть всем

многообразием средств и способов духовного взаимодействия:

культурой и выразительностью речи, жеста, мимики, позы, движе­ния тела.

Огромное значение имеет форма — психологическое, эстетиче­ское, этическое оформление диалога-общения. В подлинно воспи­тательное общение с детьми вступает тот педагог, который умеет создавать атмосферу доверительности, вызывать к себе симпатию, будить потребность обмениваться с собой сокровенной информа­цией. Поднимает воспитательную эффективность взаимодействия проявление демократизма, создание реального ощущения социаль­ного и психологического равенства, товарищества, дружества, со-исполнительства, сотрудничества, сотворчества. Образование та­кой обстановки в воспитательном коллективе требует от педагога развития у себя умения проявлять активный интерес к делам и переживаниям ребят, обладания чувством эмпатии.

Принципиальное значение организованного педагогического об­щения состоит в том, что только через него и с его помощью достигается реализация технологических систем воспитания и обу­чения, содержания педагогического процесса. Критерием эффек­тивности педагогического общения является, в конечном итоге, качество обученности и воспитанности школьников, их способность к образовательно-воспитательному самодвижению.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 495 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2443 - | 2149 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.