Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Воспитательная функция религии




Существование религии зависит от того, насколько ее предста­вителям удается осуществить религиозное воспитание подрастаю­щего поколения. Практическая религия по сути своей есть слож­ная, активная, действенная система воспитательного воздействия. Многие века религиозное воспитание было единственной проду­манной педагогической системой со всеми присущими ей призна­ками: целью, наставником, воспитанником, содержанием, средст­вами и методами, критериями и оценкой результатов. Его целью является внедрение в сознание религиозной идеологии и богопослушного поведения. В качестве средств воздействия, наряду с обстановкой в церкви, богослужением и обрядами, широко исполь­зуются такие веками проверенные методы воспитательного воздей­ствия, как причастие, проповедь, исповедь, отпущение грехов, бла­гословение, заповеди. Применяются и меры наказания — искупле­ние греха, лишение благословения, проклятие, предание анафеме, постриг. Методами религиозного самовоздействия и самовоспита­ния являются молитва, соблюдение поста, обета, раскаяние, пока­яние, самоистязание. Большое воспитательное значение имеет об­щая организация религиозной жизни и деятельности: обязательные регулярные посещения церкви, распределенные во времени обяза­тельные молитвы, строгое соблюдение постов, престольных и иных церковных праздников. Вся эта система средств, методов и усло­вий направлена на организацию жизни и деятельности детей в

соответствии с нормами религиозной морали. Она служит огра­ничению содержания духовной жизни человека религиозными дог­мами и нравственно-эстетическими религиозными переживаниями. Требует послушания и повиновения. Система религиозного воспи­тания дает устойчивый педагогический результат в виде внушения ребенку веры в Бога, доведенной нередко до фанатизма. Ее сила обусловлена опорой на все сферы личности ребенка в целом:

подсознательную, бессознательную, эмоциональную, а также на сознание, волю, навыки и привычные формы поведения.

Представители религиозной педагогики обращают главное вни­мание на воспитание ребенка-дошкольника. Он воспринимает, оце­нивает события и реагирует на них чувством, с помощью которого, минуя сознание, в подсознании формируется механизм управления привычным поведением и стимулирования поступков. Грех Божий, вера во всемогущего, надежда на покровительство и спасение укрепляются в области подсознательного, существуют автономно, консервативно, слабо поддаваясь влиянию сознания и знания. Ре­бенок дошкольного возраста, не имеющий опыта жизни и знания реально действующих сил в природном и социальном мире, открыт и беззащитен. Он ищет наставника и нередко оказывается в ду­ховном плену у всемогущего, всеблагого, всемилостивого Бога, ко­торый будто бы идет рядом с ним и находится в нем самом. К Богу всегда можно обратиться за помощью. И если мольба совпадает с житейской удачей, с внезапной радостью и утешением,— все это относится ребенком на счет таинственного существа. Для ребенка становится потребностью в целях предупреждения возможных не­удач в будущем обращаться к Богу. В результате интенсивно осуществляется религиозное самовоспитание. В зависимости от особенностей различных регионов существует система религиозно­го влияния на детей. Она опирается на силу религиозных традиций, которые прочно сохраняются во многих семьях. Тради­ции особенно оживают во время религиозных празднеств, брако­сочетания, похорон, крупных неудач и горьких переживаний в жизни людей. На часть молодежи интенсивное религиозное влия­ние оказывает деятельность Церкви, прямая религиозная пропа­ганда. Особенно активно действуют специальные передачи из-за рубежа на религиозные темы. Массовая культура, средства мас­совой информации—журналы, кинофильмы, книги—уделяют большое внимание религии, отправлению религиозных культов, проблеме религиозных переживаний в нравственных исканиях че­ловека. Одновременно молодежи настойчиво навязывается рели­гиозная символика: модным становится ношение крестов, изоб­ражений Христа на майках, рубашках, сумках. На психику моло­дежи оказывают влияние суеверия, широко распространенные сре­ди спортсменов, деятелей культуры и искусства. Особенно это импонирует части молодежи, воспитанной в духе общественного инфантилизма и свободного воспитания. Эти юноши и девушки обращаются к религии в поисках путей ухода от проблем обще­ственной жизни и духовно-нравственного удовлетворения. Оживле-

ние здорового, духовно-ценного интереса к старине, религиозной музыке, иконной живописи, церковной архитектуре для некоторых молодых людей оборачивается зарождением, развитием религиоз­ных чувств и верований.

Анализ воспитательной функции религии показывает, что рели­гиозное воспитание представляет собою целую систему воздейст­вия с глубокими социально-историческими и психологическими корнями.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 410 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2234 - | 2061 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.