Обсуждение самых разнообразных вопросов жизни — один из приемов убеждения, способ вовлечения школьников в процесс выявления истины. Оно дает возможность вырабатывать коллективное мнение, формировать позиции по отношению к личности, общественным событиям, проблемам трудовых, организационных, нравственных, эстетических отношений. Оно проводится на собраниях, заседаниях комитетов, комиссий, на массовых митингах, конференциях, в самодеятельных объединениях. Учащиеся учатся культуре дискуссии, диалога, спора, умению принимать и осуществлять согласованные решения. У них формируется потребность в коллективном совете, коллективистическая психология, убежден-
ность в том, что гласное рассмотрение любых проблем лучший способ поиска истины.
Понимание также прием убеждения. Его суть заключается в том, чтобы создать атмосферу доброжелательства, побудить ребенка к откровенности и открытости выражением ему сочувствия, желанием выслушать и откликнуться на его переживания, стремлением оказать содействие в разрешении его проблем, в выходе из трудных ситуаций. Понимание педагогом чувств, переживаний, настроений, психических состояний детей создает особый психолого-педагогический климат взаиморасположения и симпатии, эффективности педагогического контакта. Оно обеспечивает жизнь ребенка поддержкой, педагогической помощью в сложных ситуациях, развивает сознание необходимости посвящения педагога в свои тайны, переживания, психические состояния, а также умение понять педагога, близких, взрослых людей. В результате утверждения взаимопомощи воспитатель узнает о глубинных душевных состояниях детей, их подлинном образе мыслей, степени духовной зрелости, настроениях и мотивах поведения.
Доверие как прием убеждения есть способ вовлечения детей в такую жизненную ситуацию, которая ставит их перед необходимостью самостоятельного, ответственного поступка, поведения при полном отсутствии контроля со стороны взрослых. В ситуации доверия ребенок, исходя из самоуважения, сознания собственного человеческого достоинства, опираясь на самостоятельность, свои физические и духовные силы, стремится проявить все лучшее в своей личности. Особую воспитательную силу и ценность имеет доверие, оказываемое детям в критических и экстремальных ситуациях, когда от проявленного мужества, самоотверженности, расторопности и расчетливости ребят зависит спасение людей, животных, материальных ценностей. Педагогическое доверие пробуждает внутренние духовные нравственные силы детей, формирует доверительность в отношениях, веру в идеалы и высокую нравственность человека. Оно укрепляет взаимоотношения педагогов и детей, доверчивость детей к педагогам; духовную независимость, их внутреннюю самостоятельность и ответственность, психическую устойчивость в сложных жизненных ситуациях; укрепляет ориентацию на высокие нравственные ценности. Ситуации доверия раскрывают педагогу такие стороны детской личности, как коммуникативность, способность к самостоятельным решениям и ответственным действиям, высокая оценка мнения о себе педагогов.
Побуждение как прием убеждения заключается в стимулировании детей к активной деятельности в ученьи, труде, общественной работе, физкультуре, творчестве путем опоры на интересы, потребности, склонности, желания. Внешнее педагогическое побуждение постепенно переходит во внутреннюю способность школьников к самопобуждению. В качестве стимулов развития у детей интереса, духовных потребностей, любознательности и любопытства, здорового самолюбия, честолюбия, чувства чести педагоги используют разнообразные формы моральной поддержки. Они восхища-
ются творческой способностью ребенка, высказывают упрек и разочарование по поводу безалаберности в делах, не чураются юмора и сарказма над нерадивостью. Побуждение обнаруживает в ребенке запас естественных внутренних духовных сил и стимулов жизнедеятельности, помогает педагогу глубже понять направленность детской личности.
Сочувствие как прием убеждения есть способ тактичного выражения педагогом своих чувств по поводу переживания ребенком успехов и радостей, а также постигших его неудач, неприятностей или горя. Оно развивает у детей сопереживание и сострадание, снимает напряженность в психических состояниях, придает гуманистический характер их эмоциональной сфере. Сочувственность как свойство личности формируется в общении детей с искусством, в обсуждении художественных произведений, выражении сочувствия литературным героям. Утешение педагогом ребят в горе и несчастии вызывает у них ответную реакцию: стремление поделиться переживаниями с педагогом, рассказать о своем нравственном страдании. Все это формирует в отношениях гуманность, человечность, сострадательность. Сочувствие позволяет педагогу глубоко изучить ответные эмоциональные реакции детей, степень развития у них гуманных чувств и милосердия. Оно обеспечивает постепенное движение детей от сочувствия, сопереживания, сострадания к активной помощи всему страдающему.
Предостережение как прием убеждения есть способ тактичного предупреждения, профилактики и торможения возможных безнравственных поступков, правонарушительского поведения школьников. Оно развивает у детей осмотрительность, сдержанность, привычку обдумывать поступки, внутренне контролировать свое поведение. В целях предостережения педагог знакомит детей с поучительными историями, притчами, пословицами и поговорками, проводит профилактические беседы, говорит о запретах и необходимости строгого исполнения установленных норм, правил поведения. С помощью предостережения педагог привлекает внимание детей к осмыслению противоречия между безнравственным желанием и нравственным поступком. Отношение ребят к предостережению педагога проявляет степень развитости у них самоторможения, внутренней самодисциплины.
Критика тоже часть метода убеждения, способ нелицеприятного вскрытия, выявления и анализа недостатков, ошибок, просчетов в мышлении и поступках детей и педагогов. Критикой выражается негативное, нетерпимое отношение к безнравственному поведению и одновременно осуществляется побуждение личности к позитивному действию. Обоюдная тактичная критика детей и педагогов в деловых, нравственных отношениях формирует критическое мышление, гражданское мужество, взаимную открытость, правдивость, принципиальность, создает условия для своевременного устраненения недостатков. Состояние критики в детской среде убедительно показывает педагогу степень зрелости коллектива и личности, выявляет картину гражданской, идейно-политической воспитанности.
Конфликтные ситуации как метод воспитания заключаются в использовании стихийно возникающих в деловых и нравственных отношениях детей, разрешающихся в острой форме противоречий в педагогических целях. Нерадивое исполнение учащимися общественных обязанностей, ущемление интересов отдельных групп ребят или личности, авторитаризм, злоупотребления силой, нарушения справедливости порождают конфликты в детской среде. Педагогу важно включить в разрешение конфликта самих детей. Самостоятельность школьников в преодолении противоречий воспитывает уважение прав членов коллектива, умение объективно разбираться в сложных переплетениях коллективных и личных отношений. Конфликты, их естественные негативные последствия в виде озлобленности, разобщенности, антипатии и вражды заставляют коллектив активно искать способы их предотвращения. Педагог активно вмешивается в разбор конфликтной ситуации в случае ее обострения в процессе преодоления ее детьми. Конфликты и способы их разрешения детьми ярко высвечивают для педагога состояние отношений в коллективе, нравственные черты отдельных ребят, их способность осуществлять жизнь на самодеятельных началах и преодолевать собственные трудности. По мере взросления школьников и укрепления коллектива, степень их самостоятельности в разрешении конфликтов возрастает.
Таким образом, методы и приемы повседневного общения, взаимодействия и взаимоотношений педагогов с детьми, детей между собой являются гибкими и эффективными способами многостороннего взаимодействия. Наряду с такими стабильными стратегическими методами, как убеждение или требование, активно используются мобильные тактические приемы. Сложные жизненные педагогические ситуации требуют от педагога неординарных, нестандартных решений и методических приемов, что побуждает думающих воспитателей к постоянному творчеству, созданию и применению новых тактических способов взаимодействия с детьми. Поэтому наряду с рассмотренными выше методами в арсенале творчески работающего педагога должны быть самостоятельно разработаные приемы.
Методы детской самодеятельности. К третьей группе методов детской самодеятельности в первую очередь относятся способы самоорганизации духа, чувства и разума, воли и поведения. Среди них такие, как самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение. Они обеспечивают процесс внутреннего духовного самосовершенствования.
Сущность метода самоанализа заключается в том, что по мере взросления и усиления интереса ребенка к самому себе он все более настойчиво размышляет о своем отношении к окружающему миру, собственным поступкам, дает нравственную оценку желаниям и потребностям. Важно внушать школьникам мысль о том, что стремление человека к самоанализу помогает ориентации в реальной действительности и самоутверждению личности. Среди способов самоанализа важное место занимают: оценка своего конк-
ретного поступка, формирование собственного мнения о своем поведении, о положении в коллективе, об отношениях с товарищами, родителями, учителями. Самоанализ укрепляет верховенство разума над эмоциями, комплексами, инстинктами в поведении.
Сущность метода самокритики состоит в том, что ребенок на основе самоанализа обретает способность не только размышлять, но и критически оценивать себя, свои отношения в обществе, природе, коллективе, в семье, с учителями. Критическая самооценка у ребят бывает эмоциональной, изменчивой, недостаточно объективной: у одних она практически отсутствует, вытесняет и глушится самомнением, гордыней, у других, напротив, преобладает самоуничижение, комплекс неполноценности. Подростки и юноши подвергают критическому осмыслению свое поведение и внутренний мир как с помощью внутреннего монолога (интроверты), так и в доверительных беседах с друзьями, в высказываниях о себе в кругу товарищей, на собраниях, диспутах (экстраверты). В результате самокритики совершается сложный духовный процесс приближения индивида к объективной самооценке.
Сущность метода самопознания — превращение ребенка в субъект воспитания. В результате самоанализа и самокритики у ребят проявляется стремление к созданию цельного образа собственного «я», «я» — концепции. Осознавая в себе нравственные свойства, качества, интересы, способности и дарования, ребенок успешнее самоутверждается в жизни, находит себя, свое место в коллективе, в труде, творчестве. У подростков, юношей и девушек самопознание способствует формированию жизненных планов, выбору
профессии.
Важным методом духовного самостановления человека является нравственное самоочищение. В душе ребенка как следствие самоанализа и самокритики, понимания несоответствия между должным и желаемым в поведении накапливаются неприятные мысли, чувства, переживания, вызывающие угрызения совести, недовольство собой, тревожность и обеспокоенность. Назревает внутренний духовный, душевный кризис. Чтобы избавиться от чувства неприязни к себе самому, от дискомфортного внутреннего состояния, ребенок честно и мужественно открывает самому себе всю неприглядность, безобразие и даже отвратительность своих отдельных мыслей и поступков. Ему в страшных снах видится совершенная им несправедливость, бесстыдство, жестокость, бессердечие, нечестность, предательство, эгоизм. Он презирает и ненавидит себя, готов к самонаказанию, полному осуждению всего мерзкого в себе. Он хочет начать новую жизнь, быть верным себе и своему идеалу. В душе его совершается самоочищение как важный и верный признак нарождающейся духовности.
Самоанализ, самокритика, самопознание и самоочищение представляют собой главные слагаемые и механизмы духовно-нравственного самосовершенствования, формирующего внутреннего человека. Все духовные процессы протекают в душе ребенка не изолированно, а в тесном единстве и органической взаимосвязи,
что позволяет объединить рассмотренные методы и процессы в едином потоке самосовершенствования духа.
Среди методов детской самодеятельности важное место занимают способы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, интеллектуально и эмоционально творческого самоуправления. К их числу относятся такие универсальные способы, как самовоспитание, самообучение (и взаимообучение), венчающиеся самообразованием.
Самовоспитание обусловлено воспитуемостью ребенка, его способностью переводить внешние воспитательные воздействия, взаимодействия, противодействия во внутренний план, осуществлять переход внешнего воспитания в осознанное внутреннее самовоспитание. Искусство, гуманитарные науки пробуждают и закрепляют нравственно-эстетические чувства, преподносят образцы гражданского поведения, создают в детской личности эмоциональный настрой, стимулирующий присвоение общественных духовных ценностей. Формирование у школьников общественных идеалов, их превращение из внешних ценностей во внутренние и есть главная задача перехода воспитания в самовоспитание.
Сущность самообучения в том, чтобы педагогические приемы, методы, способы учебной работы перевести во внутренний план личности, создать условия успешного овладения ими, внедрения в нервную и двигательную систему совокупности умений и навыков, превращения их в надежные способы самостоятельного добывания знаний в течение всей жизни. Самообучение—обратная, внутренняя сторона обучения, важнейшими формами которого являются домашние задания, взаимообучение с помощью консультантов из среды наиболее успевающих ребят, выполнение самостоятельных творческих работ как связанных с учебными заданиями, так и стимулируемых внутренними, спонтанно проявляющимися интересами, способностями, потребностями.
Сущность самообразования, опирающегося на самовоспитание и самообучение, состоит в том, чтобы развить в ребенке жажду знаний о природе, обществе и самом себе, разжечь возрастающую страсть духовного обогащения, получения духовно-эстетического удовлетворения и наслаждения от процесса познания. Непрерывность образования человека основывается на непрерывности и стойкости его внутреннего стремления к самообразованию. Основными источниками самообразования являются: работа с книгой;
разнообразные виды познавательного общения с учителями, специалистами, интересными людьми, товарищами; экскурсии, тщательно отобранные теле-радиопрограммы, целенаправленное использование других средств массовой информации, а также компьютеров, технических средств. Стремление к самообразованию есть самая ценная и характерная черта интеллектуально-нравственно свободной личности.
Среди методов детской самодеятельности серьезного внимания заслуживают способы самоорганизации воли и поведения, общественного самопроявления и утверждения личности. В их числе
такие, как самообладание, самоограничение, самоконтроль, самостимулирование, самоторможение в единстве с самонаказанием. Эти методы трансформируются в высокоразвитую индивидуально-личностную самодисциплину, органически связанную с внешней сознательной дисциплиной, обусловленной пониманием необходимости гражданского законопослушного и нравственного поведения.
Сущность метода самообладания состоит в способности самонаблюдения и контроля за внутренними интеллектуально-эмоциональными и психофизиологическими процессами. В ребенке необходимо развивать умение даже в острой экстремальной ситуации не допускать верховенства страстей над доводами рассудка. Самообладание укрепляет волю, организует поведение, стимулирует сознательное проявление смелости, отваги и, вместе с тем, расчетливости, взвешенности.
Составной частью метода самообладания является самоограничение. Его сущность заключается в умении отказаться от личного удовольствия, удобства, эгоистического желания, наслаждения в пользу интересов дела или других людей. Сферой проявления самоограничения для детей может быть вся повседневная жизнь. Отдать лучший кусок и уступить возможность получения удовольствия другому, не садиться в общественном транспорте, помочь маме по дому, подавить в себе желание нажиться за счет других, проявить выдержку в ссоре, дарить свои любимые вещи. В результате самоограничения ребенок приобретает реальный опыт человечности, противостояния жадности, эгоизму, жажде наживы, утрате духовности в атмосфере вещизма и потребительства. Он постепенно приобретает власть над собой, которая в идеале должна быть полной, безграничной, абсолютной. Стать чертой характера, свойством личности самоограничение может лишь у тех старших ребят, которые обладают гуманистическими идеалами и стремятся к их воплощению в собственной жизни.
Самоограничение не может развиваться в ребенке как нравственная черта без систематического самоконтроля, напоминания самому себе о данных обещаниях, без непримиримой борьбы с самоуговариванием, самооправданием, самообманом, отступничеством и предательством. Самоконтроль необходим ребенку во всех сферах деятельности и отношений в учебе, труде, физкультуре, быту, дружбе, творчестве. В качестве главного контролера выступает постоянное наблюдение внутреннего нравственного «я» совместно с совестью. Они честно фиксируют отступления от принятых обязательств, требуют исправления допущенных ошибок и нарушений. Самоконтроль укрепляет волю и дух, обеспечивает удержание себя в рамках, принятых и внутренне одобренных правил.
На помощь самоконтролю приходит такой способ обеспечения самообладания, как самостимулирование. Его суть заключается в том, чтобы за счет собственных усилий превратить должное и необходимое в желанное и притягательное. Ребенок стимулирует себя в учебе, стремясь открыть нечто увлекательное и новое; в повседневном поведении опирается на самолюбие, сознание своей
воли, ожидаемую радость общественного признания своих самоотверженных поступков.
Воспитанные ребята испытывают потребность и в самоторможении, самонаказании. Сущность самоторможения в том, чтобы в ситуации сильного соблазна или бездумного хулиганского, безнравственного группового действия найти в себе волю и мужество, вопреки острому желанию, одуряющей психологии толпы, опасности подвергнуться презрению товарищей, остановить себя, запретить себе то, чего очень хочется и что делают другие. Самоторможение необходимо при соблазне курения, употреблении спиртного, наркотиков, токсических средств и случайных сексуальных связей. Оно осуществляется как внутренний запрет, самоприказ, а также и как самонаказание, лишение себя удовольствия за проявленную слабость. В результате укрепляется воля, налаживается действенное внутреннее самоуправление.
Методы самоорганизации воли и поведения обнаруживаются в детской личности в виде действенной самодисциплины, добросовестного отношения к делу, людям, самому себе.
Самоорганизация духа, чувства и разума, воли и поведения вместе с методами организации коллектива, общественного взаимодействия и прикосновения педагога к личности ребенка активно формирует внутреннюю, духовно-нравственную личность, обладающую интеллектуальной свободой, свободой нравственного выбора и поведения.
Методы психологического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности, побуждения детей к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию. Четвертая группа включает в себя методы и приемы, являющиеся педагогическим способом активного воздействия на индивида или коллектив как субъектов жизнедеятельности. Это инструменты педагогического и психологического обращения воспитателя к детям в целях коррекции их сознания, чувств, воли и поведения, стимулирования или торможения деятельности, побуждения к саморегуляции, прикосновения к личности в разнообразных жизненных ситуациях. Педагогическое воздействие в воспитательной практике нередко осуществляется в условиях отчужденности детей от взрослых, острых противоречий между педагогом и воспитанниками. В этих случаях оно порождает формализм, углубляющий отчуждение, оказывающий подавляющее действие на личность ребенка. Воспитательная эффективность педагогического воздействия, преодоление отчуждения и противодействия детей достигается тогда, когда оно реализуется как тонкий способ психологического прикосновения к личности, когда в коллективе развернута и в полную силу действует система методов организации коллективной жизни и повседневного взаимодействия. Метод прямого и параллельного опосредованного педагогического воздействия предназначен для разового или ритмичного его применения в конкретных жизненных ситуациях с учетом психологического состояния детей. Он рассчитан на немедленный или ненадолго от-
сроченный психологический эффект. Воспитательное значение этих методов не только в педагогическом воздействии, в коррекции сознания, чувств, стимулировании воли, но и в обеспечении ребенка способами самовоспитания. Применяемый педагогом метод внутренне осваивается и присваивается детьми. Ребенок учится сам применять эти методы к самому себе, используя их для самоконтроля и самовоздействия. Внутри группы методов педагогического воздействия, исходя из условного деления их действия в сферах сознания, чувств, воли и поступка, образуются три подгруппы.
Подгруппа методов и приемов обращения и самообращения к сознанию: пример, разъяснение, ожидание радости; актуализация мечты; снятие напряжения.
Подгруппа методов и приемов обращения и самообращения к чувству: обращение к совести, к чувству справедливости, к самолюбию и чести, к любви, к эстетическому переживанию, к состраданию и милосердию, к стыду, к страху, отвращению, брезгливости.
Подгруппа методов и приемов обращения и самообращения к воле и поступку: требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание. Владение методами и приемами воздействия требует подлинного педагогического мастерства.
Первая подгруппа методов воздействия — обращение и самообращение к сознанию. Пример как метод представляет собой способ воздействия, перерастающий в самовоздействие в результате усвоения ребенком нравственно-эстетически привлекательного идеала, образца. Детям свойственно отождествлять себя с популярной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни. Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и сиюминутное, координирующее поведение детей в конкретной жизненной ситуации. С его помощью внимание детей сосредоточивается на нравственно-эстетически привлекательных образах, их моральное сознание обеспечивается внутренней уверенностью и устойчивостью. Отношение школьников к «примеру» выявляет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении сомнительными образцами и бездумном подражании.
Разъяснение есть прием прямого вербального воздействия на детское сознание, формирования сознательности путем обращения к разуму, оказания помощи в осмыслении ребенком жизненной ситуации. Оно обеспечивает возможность отработки у учащихся нравственно-эстетических понятий, оказания прямого влияния на их поступки и нравственный поведенческий выбор. Разновидностью разъяснения является наставление, поучение, назидание, увещевание, объяснение. В процессе разъяснения-диалога расширяется нравственное сознание, развивается нравственное мышление школьников; педагог получает диагностическую информацию о степени сформированности у них смысловых нравственных ориентиров поведения. Значение разъяснения в воспитании возрастает по мере
созревания у ребят внутренней нравственной потребности в расширении жизненного кругозора, углублении самосознания.
Возбуждение у детей психического состояния ожидания радости является органической частью метода перспективы. Естественное стремление детей к радости используется педагогом для организации целесообразных воспитательно ценных практических общественно полезных дел. Ожидание близкой, завтрашней радости наполняет жизнь оптимизмом, когда сопровождает учебную, трудовую, общественно полезную, внеучебную творческую, бытовую деятельность. Это психическое состояние увлекает, заинтересовывает детей делом, облегчает им процесс преодоления трудностей на пути к желанной цели. Личная перспектива и ожидание радости порождает состояние эмоционального подъема, мобилизирует духовные и физические силы. Используя прием ожидания радости, педагогу важно учитывать уровень развития детских потребностей, уметь переключать установку ребят с ожидания удовлетворения материальных потребностей на стремление к овладению духовными ценностями.
Актуализация мечты представляет собой прием постановки дальней перспективы личности. Детская мечта активизирует духовные силы личности в процессе постепенного приближения к заветной цели. Привлекательность и престижность избираемой школьником будущей профессии используется педагогом как стимул интенсификации учебной, трудовой, внеучебной творческой деятельности. Педагогическое значение мечты заключается в формировании у школьников целеустремленности как качества личности, укрепления воли путем преодоления внутренних слабостей и внешних препятствий. Отрыв далекой перспективы от реальной жизни порождает в сознании ребенка пустую мечтательность, маниловщину. Информация об отношении учащихся к своей мечте дает воспитателю знание о направленности их личности, наличии или отсутствии у них устойчивых методов поведения и деятельности.
Снятие напряжения в отношениях, поддержание нормального морального состояния детей как метод воспитания диктуется необходимостью восстановления нарушенных отношений, постоянного налаживания благоприятного психологического климата в коллективе, регулирования отношений ребенка с педагогами, родителями, сверстниками. Снятие напряжения направлено на предотвращение взрывных ситуаций в коллективе, опасных психических напряжений у отдельных ребят; ослабление действия на детскую психику моральных потрясений и травм; переключение сознания, памяти, воображения, чувств ребенка с болезненно обостренного состояния в расслабленное. Педагогическая и психологическая терапия осуществляется в результате совместного, педагога с ребенком, обстоятельного анализа сложившейся трудной ситуации, ее возможных последствий. Вырабатывается совместная нравственно-психологическая оценка поведения ребенка, осуществляется поиск путей выхода из кризисных, тупиковых положений, оказывается моральная помощь по восстановлению и улучшению его отношений с
товарищами, с семьей, коллективом, группой. В результате психотерапии, своеобразного психоанализа в сознании детей возникает эффект нравственно-психологической устойчивости, готовности к сопротивлению острым, сильным негативным воздействиям, уверенности в преодолении трудностей. Используя метод снятия напряжения, учитывая способность ребенка к принятию обдуманных решений, владения собой, принимая в расчет возрастные особенности, воспитатель постепенно переходит от нейтрализации отрицательных последствий внешних конфликтов в младшем возрасте, к снятию душевного напряжения, острого психического переживания у подростков, девушек и юношей, введению их в состояние душевного равновесия.
Вторая группа методов педагогического воздействия— обращение к чувству. Обращение к совести означает воздействие на чувство человеческого достоинства ребенка, его личной ответственности перед самим собой и людьми. Оно реализуется как возбуждение в сознании и чувствах детей моральной неудовлетворенности своим поведением, нарушением норм элементарной человеческой порядочности. Обращение педагога к совести ребенка дает эффективный воспитательный отклик, когда удается привести в действие внутренние духовные силы школьников. Они пробуждаются в результате активного привлечения детей к коллективному труду и общественной деятельности; осуждения товарищами недобросовестности, моральной нечистоплотности в отношениях к людям и вещам; использования нравственного упрека, пробуждающего мучения совести. В педагогически организованной жизни учащиеся приучаются к самоконтролю в поведении, сознательному самоанализу, к самооценке, самоосуждению, самосознанию. На этой основе и формируется совестливость как качество личности. Несправедливые обвинения ребенка в бессовестности ведут к нравственной подавленности, образованию у него комплекса неполноценности и неисправимости. Обращение к совести, реакция на него ребенка дают педагогу информацию о состоянии нравственности ребенка в целом.
Обращение к чувству справедливости как метод воздействия опирается на присущее детям естественное стремление к свободе, честности, равенству и товариществу. Чувство справедливости позволяет им самим регулировать отношения в коллективе и с окружающим миром. Оно помогает ограничивать эгоистические проявления отдельных ребят, групп, защищать слабого, обеспечить свободу, предоставить равные возможности каждому в реализации своих прав, преодолеть конфликты. Обращение к чувству справедливости детей способствует формированию гражданина, личности, чутко и остро реагирующей на проявления жульничества, формализма, чванства, бюрократизма, неуважения к человеку. Борьба за справедливость и свободу воспитывает в ребенке независимость, стремление следовать велениям совести. Отношение школьников к идее и чувству справедливости дает педагогу информацию о гражданской зрелости воспитанников.
Обращение к самолюбию как метод воздействия опирается на высокую эмоциональную оценку ребенком самого себя: своих сил, способностей, личной чести и достоинства. Самолюбие как стимул деятельности приводится в движение поощрением в детях инициативы, желания выделиться, высокой самоотдачи, выражением веры в их большие возможности, что помогает ребенку мобилизовать духовные и физические силы, добиваться успеха. Педагог сравнением, сопоставлением, оценкой результатов деятельности детей поощряет прилежных,' упрекает нерадивых, вызывает в них чувство неудовлетворенности собой и одновременно стремление во что бы то ни стало добиться успеха, проявить настойчивость, упорство. Злоупотребление воздействием на самолюбие зарождает в ребенке нездоровое честолюбие, стремление к достижению успеха любыми, в том числе недозволенными средствами. Обращение к самолюбию позволяет педагогу выявлять отношение школьника к самому себе.
Обращение к чувству любви —действенный способ влияния на мотивы поведения и деятельности детей. Педагог воздействует на психически устойчивые, сильные, эмоционально окрашенные привязанности ребенка к близким людям, друзьям, родным местам, животным. Они проявляются как забота, переживание проблем объекта любви как собственных. Апеллирование к любви вызывает в детях активное стремление оказать помощь любимому существу, желание совершить самоотверженный поступок ради его интересов и потребностей. Мотив любви затрагивает тончайшие струны души, рождает глубокую внутреннюю личностную заинтересованность в благополучии любимых, в устойчивом своем нравственно-эстетическом поведении, обеспечивает благополучие. Обращение к любви обогащает педагога информацией о степени развитости в детях эмоциональности, чувства привязанности, гуманности—этих подлинных основ человеческого отношения ко всему живому.
Обращение к эстетическому чувству дает возможность, опираясь на врожденную тягу человека к красоте, воздействовать на мотивы, стимулы поведения и деятельности детей. В качестве средств воздействия используются художественные и эстетические явления, образы прекрасного, возвышенного, комического, трагического, безобразного. Они рождают в душе ребенка глубокие нравственно-эстетические переживания, формируют эстетическое и нравственное отношение к миру. Способность детей к эстетическому восприятию и переживанию усиливает эффективность влияния на них содержания образования, педагогических средств и методов. В процессе изучения природных, исторических, политических явлений педагог акцентирует внимание школьников на явления прекрасного, безобразного, трагического, комического, обильно насыщающих жизненные отношения, события, произведения искусства. Дети научатся анализировать поступающую информацию, явления жизни, свое поведение, деятельность, ее результаты с эстетических позиций. Обращение педагога к их эстетическому чувству дает ему уникальные сведения о степени развития их эмоциональ-
ной сферы, чувства юмора и оптимизма, эстетической требовательности к себе, способности откликаться на художественные и эстетические явления, что является важным условием успеха нравственного самовоспитания. Эффективность обращения к эстетическому чувству ребенка усиливается по мере углубления и развития у школьников с возрастом и образованностью эстетического отношения к действительности и искусству.
Обращение к состраданию и милосердию направлено на пробуждение в ребенке жалости, нравственного страдания при виде боли, горя, мучения человека, живого существа, на утверждение в его душе стремления оказать бескорыстную и самоотверженную помощь. Это обращение достигает цели путем акцентирования внимания детей на трагических событиях жизни коллектива, товарищей, общества, всего мира. Оно реализуется также путем включения ребенка в милосердную деятельность, развития у него ощущения, чувствования другого человека как самого себя. Обращение к состраданию важно осуществлять в процессе активного привлечения детей к облегчению страдания, оказанию практической помощи попавшим в беду взрослым, сверстникам, животным. Искреннее выражение детьми сочувствия, сожаления, высказывание слов утешения, практический отклик на призыв о помощи формируют у школьников сознание человеческого долга, потребность в милосердии. Обращение к состраданию дает педагогу возможность выявить уровень сформированности у детей качества человечности.
Обращение к стыду направлено на возбуждение в ребенке острых отрицательных эмоций, переживания чувств униженности, заслуженной оскорбленности, неполноценности, дискомфортности, недостойности уважения из-за своего безнравственного поступка. Острое ощущение стыда, которое испытывает ребенок, способствует прекращению, предотвращению, предупреждению безнравственного поведения. Обращение к стыду формирует у детей внутренние нравственные тормоза, способность морального самоконтроля, предупреждает распущенность, цинизм. Оно осуществляется либо путем интимного, доверительного, секретного разговора, либо путем придания гласности безнравственного поступка ребенка, возбуждения в нем острого переживания чувства позора, общественного осуждения и презрения. Это и побуждает школьников избегать отношений, ситуаций, действий, поступков, могущих вызвать муки стыда. Одновременно у детей развивается способность нравственного переживания за поступок, чувства стыда перед самим собой, своей совестью, что формирует стыдливость. Злоупотребление упреками, возбуждающими стыд, отчуждает школьника от коллектива, ведет к замкнутости, уходу в себя. Обращение педагога к чувству стыда детей обогащает его информацией о степени воспитуемости, способности регулировать свое поведение с учетом общественного мнения коллектива, о глубине их нравственных переживаний.