Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершение этого действия.
Карен Прайор
Прежде чем мы вернемся к вопросу о справедливости, стоит добавить, что в любой сделке есть необходимость делить прибыль между контрагентами, партнерами и участниками и если участники считают раздел справедливым, сделки повторяются, если нет, то начинается поиск других вариантов и партнеров.
Я слышал об одном воре. Он был пойман в четвертый раз, и судья спросил его: «Вас хватают снова и снова. Если вы так неэффективны, то зачем вам заниматься этим делом?»
Человек сказал: «Это не вопрос эффективности. Я один, а работы так много».
Тогда судья сказал: «Почему у вас нет компаньона, партнера?»
Вор ответил: «Мораль упала так низко, что нельзя полагаться ни на какого партнера».
Ошо
Интересно было бы узнать, какой процент из читателей имеет положительный опыт работы с партнерами?
Еще одна история о справедливости.
Когда на военном корабле в открытом море по вине неосмотрительного канонира одна из пушек сорвалась с цепей и, как сказочный зверь, начала метаться от борта к борту, угрожая жизни матросов, канонир, проявив большое мужество и находчивость, сумел водворить пушку на прежнее место. Канонира привели к старому генералу. Старик бросил на канонира быстрый взгляд.
— Поди сюда, — приказал он.
Канонир сделал шаг вперед.
Старик повернулся к графу дю Буабертло, снял с груди капитана крест Святого Людовика и прикрепил его к куртке канонира.
— Ур-ра! — прокричали матросы.
Солдаты морской пехоты взяли на караул. Но старый генерал, указав пальцем на сияющего от счастья канонира, добавил:
— А теперь расстрелять его.
Виктор Гюго «Девяносто третий год»
Еще в глубокой древности люди начали задумываться о справедливости. Но однозначного ответа до сих пор не нашли. Я думаю, что однозначного ответа нет. Для того чтобы стать успешным в общении понадобилась целые системы — НЛП, соционика, для того чтобы эффективно делать изобретения нужна целая теория — ТРИЗ, точно так же необходима Теория Справедливости (ТС).
В уста Папака, отца знаменитого персидского царя Ардашира, вложил Ибн-аль-Джавзи, автор «Сокровища владык», характеристику идеального властителя. Его телесные потребности не должны превышать того, чем довольствуются беднейшие подданные царя. Его отдых продолжается ровно столько, сколько необходимо для восстановления сил. Он тратит свое время очень экономно, обращая усилия на благо державы и подданных. Он берет и дает, приближает и удаляет, приказывает и запрещает, наказывает и прощает, — делает это все не под влиянием страсти, а ориентируясь на голос разума. Наконец, он справедлив. Однако Ибн-аль-Джавзи с сожалением констатирует, что обрести эти черты также трудно, как поймать птицу феникс. Они встречаются реже, чем философский камень.
Александр Игнатенко
Любая успешная фирма имела в своей истории период, когда практически каждый человек находился в состоянии эйфории и все дружно работали на общий результат, не думая о том времени, когда нужно будет оценивать вклад, оценка вклада казалась простым и легким делом. Тем более, что казалось, все обо всем договорились и подписали соответствующие документы.
... Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»
Библия
Если хозяину придется нанять тех же работников на следующий день, то скорее всего, ВСЕ будут недовольны системой оплаты, они будут отлынивать от работы и их эффективность резко понизится.
Те, кто за час работы получил динарий вчера, будут недовольны тем, что сегодня нужно за ту же оплату работать больше; те кто вчера работал день, будут стараться отработать только час, иначе станут чувствовать себя обманутыми.
Период эффективной работы этот «золотой век», золотой период в истории каждой организации бывает недолгим.
Эта изменчивость державы находила свое выражение в популярной аналогии. Держава похожа на фрукт, который вначале тверд на ощупь и горек на вкус, затем вызревает и делается нежным и съедобным, чтобы в конце концов загнить и исчезнуть. Параллельно этой аналогии констатируется сила державы в ее начале, слабость в конце. Приписывается Платону выделение трех этапов в эволюции державы: от первого, когда нравы властителей просты, держатели власти честны и непритязательны, а люди им повинуются без особого принуждения, — ко второму, когда особого внимания на укрепление власти не обращается, а сами властители отступают от начальных принципов простоты быта и все более погружаются в роскошь и удовольствия, — к третьему и последнему, когда увеличивается слабость державы и распространяется несправедливость.
Именно несправедливость является и симптомом и причиной гибели. Так считали практически все авторы «зерцал». Соответственно справедливость представлялась им тем эликсиром, который мог бы обессмертить державу.
Александр Игнатенко
Все годы, проведенные в Америке, Америго Бонасера верил в закон и справедливость. Теперь его мозг заволокло туманом мести, он уже видел, как покупает пистолет и убивает двух мерзавцев. Однако у него оказалось достаточно самообладания, чтобы повернуться к жене, которая ничего еще не поняла и объяснить ей: «Они оставили нас в дураках». Помолчав, он добавил: «Во имя справедливого суда нам придется поклониться дону Корлеоне».
Марио Пьюзо «Крестный отец»
Если бы справедливость могла быть более устойчивой. Если бы удалось продлить «золотой век», это бы привело к резкому повышению эффективности работы.
Злоупотребление идеей справедливости в делах практической полезности не может привести ничего, кроме вреда. Справедливость остается священной, когда она принадлежит Господу Богу. В человеческих руках она превращается в таблицу для умножения трупов.
М. Волошин
Применение идеи справедливости на практике действительно опасно. Пока власть применяется по праву сильного, или сложилась исторически, спорить с ней не имеет смысла, когда же руководитель упоминает о справедливости, каждый получает право на рассуждения на эту тему и конечно каждый считает себя экспертом в этом вопросе.
Бертран Рассел вспоминает, что когда он был ребенком, он думал, что когда-нибудь, когда он станет достаточно взрослым, чтобы понимать всю философию, на все вопросы будут даны ответы. Позднее, когда ему было восемьдесят лет, он сказал: «Теперь я могу сказать, что все вопросы, стоявшие передо мной в детстве, остались не отвеченными до сих пор.
Как известно, каждый болельщик точно знает, как нужно было сыграть футболисту в той или иной ситуации. Постараемся не упрощать вопрос справедливости, и изучая его, учитывать и важность и опасность этой темы.
Держава может удерживаться на неверии, но не удержится на несправедливости. Аль— Маварди
Справедливость — это весы Аллаха на земле. И тот кто следует ей, того она приведет в рай. А тот кто оставляет ее, попадет в ад. Муххамед
В Ленинград приехал знаменитый американский кинорежиссер Майлстоун. Он же — Леня Мильштейн из Одессы. Встретил на Ленфильме друга своей молодости Герберта Раппопорта. Когда-то они жили в Германии. Затем пришел к власти Гитлер. Мильштейн эмигрировал в Америку. Раппопорт — в СССР. Оба стали видными кинодеятелями. Один — в Голливуде, другой — на Ленфильме. Где они наконец и встретились.
Пошли в кафе. Сидят, беседуют. И происходит между ними такой разговор.
Леонард Майлстоун:
— Я почти разорен. Последний фильм дал миллионные убытки. Вилла на Адриатическом море требует ремонта. Автомобильный парк не обновлялся четыре года. Налоги достигли семизначных цифр...
Герберт Раппопорт:
— А у меня как раз все хорошо. Последнему фильму дали высшую категорию. Лето я провел в Доме творчества Союза кинематографистов. У меня «Жигули». Занял очередь на кооператив. Налоги составляют шесть рублей в месяц...
С. Довлатов
Справедливость не цель, а средство. Можно отбросить идею справедливости и действовать по принципу, я прав, так как у меня больше прав.
Совместно охотились лев, корова, коза и овца. После удачной охоты лев разделил добычу на четыре равные части и сказал: «Одну часть добычи я беру себе, потому что я лев, другую — потому что я храбр, третью — потому что я силен, а кто коснется четвертой, тому не поздоровится»
Но в результате возникнут другие проблемы, вам будет трудно найти себе помощников, а если они и будут, то почему-то ленивые, безынициативные и ненадежные.
Если же вы будете стараться учесть интересы всех, то инициативы будет намного больше, чем вам нужно. И плюс к этому каждый постарается сам обеспечить свои материальные вопросы, если у него будет для этого хоть малейшая возможность.
Предводитель кошачьим шагом вернулся в комнату, вынул из висящего на стуле пиджака Остапа двадцать рублей и плоскогубцы, надел на себя грязную адмиральскую фуражку и снова прислушался. Остап спал тихо, не сопя. Его носоглотка и легкие работали идеально, исправно вдыхали и выдыхали воздух. Здоровенная рука свесилась к самому полу. Ипполит Матвеевич, ощущая секундные удары височного пульса, неторопливо подтянул правый рукав выше локтя, обмотал обнажившуюся руку вафельным полотенцем, отошел к двери, вынул из кармана бритву и, примерившись глазами к комнатным расстояниям, повернул выключатель. Свет погас, но комната оказалась слегка освещенной голубоватым аквариумным светом уличного фонаря.
— Тем лучше, — прошептал Ипполит Матвеевич.
Он приблизился к изголовью и, далеко отставив руку с бритвой, изо всей силы косо всадил все лезвие сразу в горло Остапа.
Лучше, чем О'Генри, невозможно прокомментировать действия Ипполита Матвеевича.
Если подобрать издыхающего с голоду пса и накормить его досыта, он не укусит вас. В этом принципиальная разница между собакой и человеком.
И еще высказывание О'Генри.
Человек робкий попросит десятую часть того, что он хочет получить. Человек смелый запросит вдвое больше и согласится на половину.
Следующая история произвела на меня огромное впечатление и она дает ответ, почему так трудно поддерживать справедливость.
Когда Чжуан Цзы прибыл в Лян, министр послал слуг схватить его, но, хоть они и искали три дня и три ночи, найти его не смогли. Тем временем Чжуан Цзы сам явился к Хуэй Цзы и сказал:
«Живет на юге птица — нестареющий Феникс. Слыхал ли ты об этом?
«Этот бессмертный Феникс взмывает в воздух в Южном океане и летит к Северному океану, останавливаясь на отдых только на платанах. Он ест лишь редчайшие изысканные плоды бамбука и пьет воду только из кристальных пресных родников.
«Однажды какая-то сова, потроша смердящую дохлую крысу, увидела пролетающего над ней Феникса.
«Подняв голову и озираясь, она угрожающе ухнула, и прижала крысу к себе в смятении и страхе.
«Министр, почему ты так неистовствуешь, цепляясь за свою министерство и в ужасе ухая на меня?»
О шо
Каждый человек имеет свою собственную точку зрения на все и особенно по вопросу, что справедливо и что нет. Никакие аргументы не могут помочь. Аргументы вообще не помогают в жизни и особенно в вопросе справедливости. Если вы не хотите безуспешно спорить и бессмысленно тратить время и силы воспользуйтесь способом Ходжи Насреддина.
Рассказывают про Муллу Насреддина, что, на старости лет, его сделали почетным мировым судьей. Первым делом, которое ему пришлось разбирать, оказалось дело об ограблении. Насреддин выслушал потерпевшего и сказал: «Да, ты прав». Но ведь он еще не слышал обвиняемого!
Секретарь суда шепнул ему на ухо: «Вы еще не привыкли к установленному порядку, господин судья. Поймите, так нельзя поступать. Вы теперь должны выслушать другую сторону, прежде чем принять решение».
«Ладно», — кивнул Насреддин.
Другой человек, грабитель, рассказал свою историю. Насреддин выслушал и произнес: «Ты прав».
Секретарь растерялся: «Этот новый мировой судья не просто неопытен, он сумасшедший». Снова он шепнул ему на ухо: «Что вы говорите? Оба не могут быть правы».
«Да, ты прав», — ответил Насреддин.
Ошо
Подходы могут быть самые разные, не чужд людям и следующий ход мыслей.
Арт Бухвальд, самый забавный журналист в мире, заметил в одной из статей, что система оплаты труда на предприятиях представляется ему в высшей степени дрянной. На каком основании назначать самую низкую зарплату за работу самую грязную самую неблагодарную, наименее интересную — работу домашней служанки? На каком основании платить в тридцать раз больше тому, кто всего лишь размышляет и принимает решения в роскошном кабинете или за изысканном обедом за счет предприятия, или в своем лимузине с шофером, — предпринимателю?
Ж ан-Луи Серван-Шрейбер
Какие же способы люди придумали, которые снимают конфликт в вопросе дележа? Повторим еще раз историю от Владимира Тарасова, она мне очень нравится и дает сильное решение.
Дели отряды для грабежа.
Дели отряды для грабежа, чтобы не было беспорядков. Если на разграбление отдается город, то его районы должны быть заранее разделены между различными отрядами армии. Так же поступает руководитель каждого отряда со своим районом.
Грабеж — способ вознаградить войско и дать ему разрядку. Война — дело жестокое. И не к грабежу, конечно, мы призываем. А к тому, чтобы обратить внимание на важный способ распределения награды.
Никто точно не знает, какую добычу можно получить в результате грабежа того или иного района. Конечно, есть районы богаче и беднее, есть такие, где можно встретить жестокое сопротивление. Все это может быть учтено при разделе территории. Ну а дальше — как повезет. Зависит результат ограбления и от смелости и бойцовских качеств грабителей — воинов. То есть, от тех качеств воинов, которые нужны не только для грабежа, но и для военных баталий.
Тем самым награда распределяется между воинами армии-победительницы относительно справедливо: в какой-то мере от раздела полководцем, в какой-то мере от бойцовских качеств награждаемых и в какой-то мере — просто от везения. И тут обид не будет.
Представим, что грабители просто и честно свезли все награбленное в одну огромную кучу и полководец стал бы теперь делить добычу сам. Тут уж обид было бы много больше. Как бы он не старался быть справедливым!
Таким образом награждают бизнесом. Разделяют районы или клиентуру, или направления бизнеса. И каждый награждает себя сам. И тут размер награды зависит от первоначального раздела, деловых качеств награждаемых и простого везения.
В древности внимательно относились к этой проблеме. Вот способ обеспечить справедливость, хотя на мой взгляд, трудоемкий и не решающий проблемы раздела.
Как праведному халифу Омару удалось избавиться от попорченного плаща.
Уже когда Омар стал Халифом, ему пришлось как-то делить военную добычу. Была там и, как мы бы сейчас сказали партия Йеменских плащей, халиф принял решение разделить плащи между мусульманами. Но при осмотре выяснилось, что один из них попорчен. «Если дать его кому-то, то тот человек откажется его взять, — подумал Омар. — Да и несправедливо бы было». Он поступил следующим образом. Перед началом дележа добычи он сел на попорченный плащ, но таким образом, чтобы краешек был виден. Остальные плащи он разложил перед собой и начал раздавать. Ставка была сделана и на человеческое любопытство (что это за плащ), зависть (не иначе как халиф оставил себе лучшее...) жадность (мне бы этот плащ заполучить!). Все произошло, как и было запланировано. Естественно, нашелся человек, который, увы, обладал всеми этими чертами или некоторыми из них. На этот раз им оказался племянник самого халифа аз-Зубайр Ибн-аль-Аввам. Он войдя в зал, где происходила раздача трофеев, стал присматриваться к кончику плаща, на котором сидел Омар.
— Что это за плащ?
— Перестань и думать о нем, — ответил Омар.
Но аз-Зубайр не отставал:
— Что в нем особенного?
— Отстань.
— Пусть он будет моей долей, — стал настаивать аз-Зубайр.
— Ты его не примешь, — стал его отговаривать халиф.
Но племянник принялся уверять, что не откажется от плаща. Тогда Омар взял с его соответствующее обещание. Естественно, аз-Зубайр был недоволен, увидев дырку на плаще, но Омар отказался принять его назад.
Александр Игнатенко.
В армии вопрос справедливости решается просто.
Рота совершала марш в пешем строю, когда наконец была подана команда остановиться.
— Сержант, — приказал ротный, — распорядитесь, чтобы те, кто устал, вышли из строя.
Многие солдаты поспешили воспользоваться предоставленной привилегией.
— А теперь, сержант, тем, кто остался в строю, объявите отдых, а тех, кто вышел, постройте в походную колонну и продолжайте движение. Сачков надо воспитывать.
Есть свой рецепт и у далекого северного народа, живущего у Ледовитого океана.
По реке плывет лодка. На корме сидит чукча и курит трубку. Его жена гребет против течения.
«Хорошо ей, греби себе да греби. А мне думать надо, как дальше жить»
Жители, населяющие побережье южных морей, тоже изучали это вопрос:
Грузин в нашем районе торгует шашлыками.
Женщина обиженно спрашивает:
— Чего это вы дали тому господину хороший шашлык, а мне — плохой?
Грузин молчит.
Женщина опять:
— Я спрашиваю...
И так далее.
Грузин встает. Воздевает руки к небу. Звонко хлопает себя по лысине и отвечает:
— Потому что он мне нр-р-равится...
С. Довлатов
Ответ грузина замечателен. Я думаю, что женщина не нашлась что сказать в ответ. Чем не способ обеспечивать справедливость? С другой стороны, вряд ли эта женщина будет у него покупать шашлыки в дальнейшем. Какое отношение к справедливости имеет следующая история я не знаю, но что-то в ней есть. Надеюсь, читатели смогут сформулировать правило, которое спрятано внутри этой истории. Мне это не удалось.
Вскоре после организации своей газеты к Бену Франклину пришел посетитель с заметкой, которую он просил опубликовать. Франклин попросил оставить ему на раздумье день. На следующий день посетитель пришел в назначенное время и услышал от Франклина: «Я прочел вашу заметку и нашел ее непристойной и клеветнической. Чтобы определиться: публиковать ли ее или нет — я пошел домой, купил по пути булку хлеба за два пенни, поужинал этим хлебом, запивая его водой. Затем я завернулся в свое шерстяное пальто, лег на пол и проспал до утра. Утром я позавтракал такой же булкой, запив ее опять одной водой, из всех этих неудобств я не ощутил никакого дискомфорта. Убедившись, что я вполне могу жить в таком суровом режиме, я поклялся себе никогда не продаваться за большие блага и не проституировать прессой на благо коррупции».
Исайя Томас «История американской прессы»
От обратного эту проблему описал Михаил Булгаков в «Собачьем сердце».
«Нет, куда уж, ни на какую волю отсюда не уйдешь, зачем лгать, — тосковал пес, сопя носом, — привык. Я барский пес, интеллигентное существо, отведал лучшей жизни. Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция... Бред этих злосчастных демократов»
Определение доли, вклада, есть оценка человека другим человеком и это является по определению субъективным делом. В математике есть понятие игр с нулевой суммой. То есть если вы получаете больше, кто-то получает меньше, если вы выигрываете, кто-то проигрывает. Если кто-то получает, кто-то отдает.
Теща дарит зятю в день рождения два галстука. Чтобы ублажить ее, зять тут же надевает один из них.
Теща с глубокой обидой в голосе:
— Это чем же тебе другой-то не понравился?
Стивен Кови в книге «Семь навыков лидера» говорит о единственном способе, который позволяет уйти от конфликта при дележе. Это подход Выигрыш-Выигрыш. То есть или в результате решения выигрывают оба или никто. Вариант, когда один выигрывает и проигрывает другой всегда отбрасывается.