С начала 1980-х годов в советском обществе стал очевиден кризис социалистической экономики и идеологии, не слишком удачной попыткой выхода из которого была перестройка (1985 – 1990 годы). Кризис социалистической системы отразился на всех сферах культуры, и том числе и на коллекционировании. После распада CCCР (1990 – 1991 годы) деятельность коллекционеров развивалась в новых экономических условиях и в ином, чем при социализме, правовом поле. В постсоветском обществе вновь признается государством частная собственность, в том числе и на произведения искусства и другие культурные ценности.
Благодаря выставочной деятельности музеев, расширилось представление россиян о состоянии коллекционерства за рубежом. Посетители музеев получили возможность познакомиться с крупнейшими зарубежными частными коллекциями. Например, в Эрмитаже проходили временные выставки из произведений коллекций А. Хаммера, Г. Басмаджяна, Дж. Ортиса, целая серия выставок из коллекции Г. Тиссен-Борнемиса1. В середине 1990-х годов Эрмитаж впервые экспонировал произведения из частных коллекций, перемещенных в конце Второй мировой войны из Германии, которые хранились в условиях особого режима допуска, и десятилетиями были исключены из мировой художественной среды2.
Активизировался интерес и к выставкам, посвященным отечественным коллекционерам прошлого, чьи коллекции вошли в состав музейных собраний. Были проведены такие выставки, как «Санкт-Петербург и античность» (Эрмитаж, ГРМ, 1993), «С.И. Щукин, И.А. Морозов – русские коллекционеры» (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, 1994), «„Ученая прихоть“ – коллекция Н.Б. Юсупова» (ГМИИ им А.С. Пушкина, Эрмитаж, 2001), «Строгановы коллекционеры и меценаты» (Эрмитаж, 2003), «Якоб Рейхель: Медальер, коллекционер, ученый (1780-1856)» (Эрмитаж, 2003). Следует отметить также выставки, посвященные основанию Нового Эрмитажа, так как значительное внимание в них было уделено коллекционерам, чьи коллекции влились в этот музей: «Мюнцкабинет в Новом Эрмитаже» и «Николай I и Новый Эрмитаж» (Эрмитаж, 2002). К 300-летию Санкт-Петербурга в Эрмитаже проходила огромная выставка «Основателю Петербурга» (Эрмитаж, 2003), большой раздел которой был посвящен коллекциям Петра I. Выставки сопровождались каталогами, представляющими большой научный интерес.
В 1980 – 1990-е годы власти оказывали поддержку коллекционерам, официально признавая их роль в отечественном культурном процессе. Одной из форм деятельности основанного в 1986 году Российского Фонда культуры(до ноября 1991 года – Советский фонд культуры; до октября 1992 года – Российский международный фонд культуры) является помощь в формировании и сохранении личных архивов и коллекций3. Большую роль в организации и деятельности Фонда культуры сыграли супруга президента М.С. Горабчева Р.М. Горбачева и академик Д.С. Лихачев. Фонд культуры являлся учредителем журнала «Наше наследие». В первые годы существования журнала в специальной рубрике «Среди коллекционеров» постоянно публиковались материалы о коллекциях и их обладателях. В последнее время журнал стал уделять меньше внимания частным коллекциям. Фонд культуры действует до настоящего времени. Одной их функций Фонда является собирательство и сохранение культурных ценностей. Фонд получает дары от отечественных и зарубежных коллекционеров, художников, представителей культуры русского зарубежья и проводит временные выставки, на которых можно познакомиться с новыми поступлениями.
При Фонде культуры был создан Всесоюзный клуб коллекционеров, в состав которого входили отечественные, а почетными членами были избраны известные зарубежные коллекционеры. Одной из форм деятельности Клуба была организация временных выставок из частных коллекций как в России, так и за рубежом. Одной из первых была выставка «Образ русской женщины» (1988), проходившая в Москве, на которой была представлена живопись из собраний московских и ленинградских коллекционеров: М.В. и М.Н. Соколовых, В.Я. Андреева, семьи Лансере, В.В. Мясникова, А.И. Шлепянова, В.А. Дудакова, В.С. Семенова и других4. Советским фондом культуры и «Фондом Оппенгеймера» (Великобритания) была подготовлена совместная выставка «100 лет русского искусства» (1889 – 1989) из личных собраний СССР, проходившая в Лондоне, Оксфорде и Саутгемптоне5.
С середины 1990-х годов в Петербурге действует объединение «Золотая книга Санкт-Петербурга». Имена граждан и названия организаций, принесших наибольшую пользу городу, заносятся и навечно сохраняются в выполненном в единственном экземпляре «Золотой книги». Идея создания Золотой книги Санкт-Петербурга – «в первую очередь, попытка создания общественного института Имени <…> Золотая книга Санкт-Петербурга, через создание образа Гражданина Великого города, достойного уважения и подражания, способна развить и сделать нормой личную ответственность за судьбу страны и города, а также воспитать вкус причастности к развитию его общественного и международного статуса, процветанию и славы Санкт-Петербурга, сохранению и умножению его традиций». Объединением разработаны и реализуются как самостоятельно, так и совместно с партнерами, комплексные и целевые программы6. Одна из программ объединения – «Частные коллекции и семейные архивы» – начата в 1995 году. Задачи программы: изучить, сохранить, исследовать коллекции и архивы, связанные с именами, занесенными в «Золотую Книгу»7.
В условиях кризиса социалистической системы возникает новая мотивация коллекционирования. Пересмотр духовных ценностей общества, вызванный углубляющимся кризисом социалистической системы, активизировал интерес к реалиям, предметному миру дореволюционного времени. Постепенно обесценивался рубль, поэтому покупатели стремились вложить деньги в ликвидный товар. Советский антикварный рынок не был связан с западным, поэтому цены на антиквариат были относительно низкими8.
В 1980-егодысложились основные типы покупателей антиквариата. Во-первых, это были большие знатоки антиквариата, целенаправленно собиравшие серьезные специализированные коллекции. Во-вторых, состоятельные коллекционеры из среды интеллигенции, украшавшие квартиры произведениями живописи, например, художников круга «Мир искусства» или современных художников-неформалов, а также антикварной мебелью и другими произведениями декоративно-прикладного искусства. Кроме того, следует отметить молодых собирателей антиквариата, которые могли тратить на покупку в среднем от 3 до 30 рублей, и покупавших недорогие вещи начала ХХ века9.
С началом перестройки ситуация на антикварном рынке резко изменилась. Отечественный антикварный рынок стал зависим от спроса на Западе, в связи с чем резко возросли цены на антиквариат. Вырос спрос на иконы, авангард, изделия поставщиков императорского двора10. Падение уровня жизни населения привело к продаже гражданами отдельных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства и целых коллекций.
В постсоветское время принципиально изменилась правовая база коллекционирования. Конституцией РФ (1993) было закреплено право граждан на владение частной собственностью. Конституция закрепляла право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им; гарантировала право наследования (статья 35).
Способы составления коллекций в рассматриваемое время широки: функционируют многочисленные антикварные магазины и салоны, постоянно призывающие население продавать имеющиеся у них художественные ценности. По радио и в прессе постоянно звучит реклама: «Что стоит дорого, то стоит продавать». Так как приобретение художественных ценностей является одним из способов вложения денежных средств, реклама рекомендует также: «Стоит покупать то, что дорого стоит». Как говорил один из ленинградских/петербургских коллекционеров живописи: «Живопись, голубчик, мало любить, надо еще иметь, на что любить. Иначе всю жизнь проходите по музеям»11.
В постсоветское время продолжают пополняться коллекции, основы которых были заложены еще в эпоху социализма. Но в это время создаются и новые коллекции, время формирования которых не превышает десятилетия. Мотивации коллекционирования постсоветского времени: стремление вложить средства в ликвидный товар; престиж, который придает обладание культурными ценностями; кроме того, следует отметить формирование новых эстетических запросов и духовных интересов.
С 1997 года собирала коллекцию портретной живописи писательница и ведущая ток-шоу на телевидении Марина Юденич. Она говорит о своей коллекции: «Я собираю русские дворянские – или усадебные, как их иногда называют – портреты <…> В первую очередь мне интересны лица, запечатленные на полотнах разных, в большинстве своем неизвестных художников. В этом, собственно, и нахожу особое удовольствие – сохранить как можно больше произведений русских живописцев, имена которых затерялись в истории, как и имена тех, кто им позировал»12.
С 1990-х годов коллекционирует изделия народных промыслов Гватемалы и Мексики, путешествия по этим странам, петербургская художница Н. Дьякова. «Более всего меня интересуют места, – вспоминала художница, – еще заповедные для мощного вторжения цивилизации, земли индейских деревень, охраняемые индейскими колдунами, которые чтят свои вековые ритуальные праздники, передают из поколение в поколение традиции мастерства ручного ткачества, вышивки, керамики, изделий из бисера, украшений». Знакомясь с местными жителями, запечатлевая природу и народ Мексики и Гватемалы, художница поняла, что народные промыслы Мексики и Гватемалы постепенно сокращаются, и нужно коллекционировать то, что можно приобрести в настоящее время: «Мои впечатления – в зарисовках, пейзажах, натюрмортах <…> фотографии и коллекция художественных изделий народных мастеров, надеюсь, смогут окунуть зрителя в атмосферу яркого цветоносного южного солнца, почувствовать радужный колорит и многообразие красок». Летом 2002 года коллекция Н. Дьяковой экспонировалась в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге13.
Отметим некоторые коллекции, собираемые известными деятелями современного шоу-бизнеса. Певец Валерий Меладзе коллекционирует холодное оружие. Глеб Самойлов (Группа «Агата Кристи») говорит о себе: «Я собираю музыкальные шкатулки, игрушки и артефакты моего детства <…> Еще я собираю различные открытки – лучше, если они дореволюционные и с надписями. В общем, все, что старше меня, мне интересно!»14. Музыкант А. Губин коллекционирует наручные часы15.
С конца 1980-х годов в России появился новый вид коллекционирования – корпоративное, мотивация которого: удачный способ вложения капитала; кроме того, коллекция работает на имидж фирмы. Крупные коллекции составили «Тверьуниверсалбанк», банк «Московия» и другие. Коллекция произведений русского искусства XIX – ХХ веков банка РИНАКО насчитывала в 1997 году более 50 полотен. Проект по ее созданию носил название Petit Tretiakov и подразумевал собирательство картин художников, чьи работы представлены в Третьяковской галереи. Кроме того, РИНАКО собрал коллекцию произведений современного искусства, которую экспонировал в 1993 году на выставке в ЦДХ на Крымском валу в Москве. Банк «Столичный» коллекционировал античное стекло, западноевропейскую графику XVIII – первой половины XIX веков, русскую графику XVIII – ХХ веков. Коллекция Инкомбанка была ориентирована на актуальное московское искусство, а с 1992 года Инкомбанк начал коллекционировать современную фотографию16. Инкомбанк разорился в результате дефолта 1998 года, и в 2002 году его коллекция была распродана с аукциона, на котором картина К. Малевича «Черный квадрат» была приобретена для Эрмитажа Министерством культуры Российской Федерации на средства, пожертвованные президентом холдинговой компании «Интеррос» В.О. Потаниным.
С 1980 – 1990-х годов меняется в лучшую сторону отношение музеев к коллекционерам. Важным событием в культурной жизни была временная выставка «Дары Эрмитажу» (1989), на которой впервые были широко представлены произведения, подаренные музею коллекционерами. Во вступительной статье директора Эрмитажа Б.Б. Пиотровского был отмечен вклад коллекционеров в формирование музейного собрания17.
Коллекционеры охотнее, чем прежде, контактируют с музеями, передавая им отдельные предметы и целые коллекции. Теперь частные коллекции, поступившие в музей, не расформировываются по различным музейным фондам, как прежде, а сохраняются как единое целое, с указанием имени дарителя. Коллекционеры чаще всего выражают желание, чтобы их коллекции экспонировались, а не хранились в запасниках музеев, что совпадает с намерениями музеев. В одних случаях коллекция экспонируется сразу, в других – после проведения сотрудниками музея исследовательских и реставрационных работ.
В 1990 году в Эрмитаж поступила коллекция ленинградского/петербургского коллекционера Г.Д. Душина: 325 предметов русского искусства и культуры (39 миниатюр, 28 акварелей и рисунков, 47 живописных и 22 гравированных портрета, а также мебель красного дерева, русский и западноевропейский фарфор, изделия из камня, иконы и т.п.)18. В 2002 – 2003 годах в Эрмитаже (Отдел «Дворец Меншикова») проходила временная выставка «Коллекция Г.Д. Душина», сопровождаемая научным каталогом, подготовленным сотрудниками Эрмитажа в ходе длительной и плодотворной исследовательской работы19. Выдающуюся коллекцию, составлявшуюся более 50 лет и включавшую живопись и декоративно-прикладное искусство, передали в конце декабря 1998 года в ГРМ братья Я.А. и И.А. Ржевские. Директор ГРМ В.А. Гусев высоко оценил дар братьев Ржевских: «Сказать, что Русский музей благодарен Якову Александровичу и Иосифу Александровичу Ржевским, значит не сказать ничего: просто нет таких слов, которые могли бы выразить нашу высочайшую признательность людям, отдавшим то, что они собирали всю жизнь». ГРМ подготовил и опубликовал каталог коллекции братьев Ржевских20. В настоящее время коллекцию Ржевских можно видеть на постоянной экспозиции филиала ГРМ – Мраморного дворца. В Фонтанном доме в Санкт-Петербурге экспонируется подаренная музею коллекция В.В. Стрекалова-Оболенского21. В Российский этнографический музей передал свою уникальную коллекцию русского медного литья XVII – XIX веков ленинградский/петербургский коллекционер В.Я. Жуков. В настоящее время его коллекция экспонируется в этом музее. В музей-заповедник «Петергоф» по завещанию коллекционера И.М. Эзраха, умершего в 1991 году, поступили произведения русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства, картины русских художников22.
С 2005 г. в Эрмитаже экспонируется полотно П.П. Рубенса «Тарквиний и Лукреция», которое до 1942 года находилось в музее Потсдама, а затем в особняке любовницы И. Геббельса, откуда было вывезено в 1945 году советским офицером. Несколько раз поменяв владельцев, картина оказалась в коллекции В. А.Логвиненко, который является, таким образом, добросовестным владельцем. Право В.А. Логвиненко на владение полотном оспаривалось Германией, но все же было подтверждено судом г. Потсдама к декабре 2004 г. Как сказал директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский: «Моя позиция: трофейные вещи нужно видеть, все, кто о них спорит, обычно в музеи не ходят. Если вещь доступна, то накал человеческих страстей снимается»23. С мая 2004 по май 2005 года в Эрмитаже экспонировались полотна П.П. Рубенса из коллекции В.А. Логвиненко: «кабинетные» варианты «Союза земли и воды» и «Поклонения пастухов». В 2005 г. В.А. Логвиненко представил для экспонирования в Эрмитаже еще одно полотно из своей коллекции – «Портрет дамы с собачкой», предположительно принадлежащий кисти Ф. Гойи.
Еще одной формой сотрудничества музеев и собирателей является осмотр специалистами коллекций с целью выявления и введения в научный оборот новых памятников истории и культуры. Подобные работы, проведенные учеными-сфрагистами С.В. Белецким и А.А. Купранисом, способствовали выявлению, научной обработке с последующей публикацией таких уникальных памятников сфрагистики, как актовые печати древнерусской Дубны, ряд новый печатей древнего Пскова, печати ладожских наместников, печати и пломбы из Новгорода, Белоозера, Смоленска, Торжка, Изборска. Но часто коллекционеры, допуская исследователей к осмотру своих собраний, предпочитают оставаться анонимными, в лучшем случае показывая свои коллекции через посредника24.
В постсоветское время открылись возможности для создания музеев частных коллекций, как в составе государственных музеев, так и самостоятельных. В 1989 году было принято решение об открытии в Петродворце такого музея. Но осуществить этот проект удалось только в 2002 году. Сейчас в экспозиции «Музея коллекционеров» в городе Петродворце одно из основных мест занимают произведения из коллекции И.М. Эзраха. В этом музее экспонируется также замечательная коллекция игральных карт А.С. Перельмана, произведения искусства из коллекции А.В. Усениной, И.А. Коварской, Р. и А. Тимофеевых.
В Санкт-Петербурге группа энтузиастов создала частный музей военного костюма25. На основе частной коллекции, дополненной дарами граждан, усилиями коллекционера-энтузиаста А.В. Котова в Санкт-Петербурге был создан «Народный литературный музей Остапа Бендера».
В условиях кризиса социализма и перехода к рыночным отношениям организованное массовое коллекционирование пережило трудности организационного и финансового характера. С начала 1990-х годов численность ЛОК заметно сократилась. Филателисты и филокартисты (коллекционеры открыток) образовали отдельные коллекционерские организации. Ценная информация и исследования филателистов публикуются в «Информационном бюллетене Союза филателистов Санкт-Петербурга» (выходит с 2001 года).
Секция оригинальных коллекций распалась, обоснованно опасаясь грабежей и рэкета. Однако, несмотря на сложные условия, ЛОК продолжает работать, проводить собрания, выставки из частных коллекций. С 1998 года ЛОК зарегистрировано в Управлении юстиции Санкт-Петербурга под новым названием: Культурно-просветительная общественная организация «Общество коллекционеров Санкт-Петербурга», имеющее Устав, определяющий его цели и задачи. Целью Общества является «содействие развитию инициативы и творчества в сфере организации содержательного досуга как средства воспитания и повышения духовной культуры граждан». Эта цель созвучна осознанной и официально признанной в последнее время необходимостью восстановить воспитательную работу среди граждан, особенно молодежи. Среди задач многочисленных и разнообразных общества отметим такие, как проведение культурно-просветительной работы среди населения для ознакомления с достижениями науки, истории и культуры средствами и формами, присущими коллекционированию, пропаганда коллекционирования как одного из видов общественно-полезной деятельности, содействие проведению научно-исследовательских работ по различным направлениям коллекционной деятельности26.
В настоящее время «Общество коллекционеров Санкт-Петербурга» объединяет нумизматов, филументистов (коллекционеров этикеток от спичечных коробков), филотаймистов (коллекционеров календарей), филофонистов (коллекционеров звукозаписей), собирателей масштабных коллекций, коллекционеров фигурок из «киндер-сюрпризов»27. Коллекционеры имеют постоянные координаты встреч – по интересам, где могут показать свои коллекции, произвести обмен коллекционными предметами, а также приобрести специальную литературу, справочники и периодические издания.
Коллекционеры массового материала способствуют сохранению предметов, не имеющих высокой материальной стоимости. Так, заслуженный артист России М.К. Девяткин в течение многих лет собирал разнообразные открытки. С середины 1980-х годов он целенаправленно пытается спасти открытки, которые часто при переездах владельцы выбрасывают, как ненужные28.
Круг объектов коллекционирования в настоящее время широк настолько, что не поддается полному учету, тем более, что постоянно возникают новые объекты коллекционерских увлечений. Б.А. Горелик, впервые предпринявший попытку систематизировать объекты коллекционирования, выделил 245 таковых, обобщив данные о 555 коллекционерах29, но и этот список, по-видимому, не полон. Коллекционируют не только артефакты, но и природные объекты: минералы, окаменелости, чучела животных и тому подобное30.
Каждый из видов коллекционирования представляет интерес, а также способствует сохранению и систематизации предметов, способствуя их изучению. Нумизматика, бонистика, фалеристика являются науками – отраслями вспомогательных исторических дисциплин, которым посвящены многочисленные исследования. Филателия в настоящее время еще не общепризнана, как научная дисциплина, но активно претендует на это.
Лотеристика, не являясь самостоятельной научной дисциплиной, способствует сохранению и систематизации уникальных памятников истории – лотерейных билетов. Тиражи многих лотерейных билетов местных выпусков составляют сотни или немногие тысячи. Билеты дореволюционных лотерей, известные в количестве десяти – двадцати экземпляров, считаются довольно распространенными. В коллекциях сохраняются лотерейные билеты довоенных лотерей: Помгола, Автодора, Красного Креста, Авиахима, Осовиахима31. Крупную коллекцию лотерейных билетов составил кандидат технических наук В.И. Ицхакин, автор ряда публикаций по теме своей коллекции32. Интерес для коллекционеров представляют лотерейные билеты не только далеких лет, но и современные. Например, в настоящее время являются редкостью для коллекционеров билеты лотереи «Вместе против СПИДа», которая проводилась в 1998 году в городе Хабаровске33.
Секция нумизматов, включающая и бонистов, в «Обществе коллекционеров Санкт-Петербурга» представительна. Для нумизматов и бонистов в настоящее время издается большое количество специальных изданий справочников, в том числе Международный нумизматический альманах «Монета» (Издание Всероссийской нумизматической конференции), газета «Миниатюра», в которых принимают участие известные ученые.
В настоящее время в Петербурге коллекционеров-бонистов меньше, чем коллекционеров-нумизматов, что вызвано, по словам директора антикварного магазина «Коллекционер-М» А. Полякова, спецификой материала, трудного в хранении и подверженного заражению грибком. При неправильном хранении дорогостоящая купюра быстро может утратить свою коллекционную стоимость34.
Известным ленинградским/петербургским коллекционером-бонистом стал кандидат технических наук Р. Николаев. Он является не только коллекционером, но и исследователем, автором работы «Деньги Белой гвардии», опубликованной «Обществом коллекционеров Санкт-Петербурга»35.
Большую роль в нумизматическом, бонистическом и филателистическом коллекционировании Петербурга в настоящее время играет антикварный салон «Конрос», в котором организована постоянно действующая экспозиция нумизматических материалов и бон. Раз в неделю в салоне проводятся малые аукционы по продаже коллекционных материалов, а раз в год проводятся большие аукционы, на которых выставляются раритеты и частные коллекции. Кроме того, «Конрос» публикует справочные издания для коллекционеров со своим логотипом.
Нестабильность в обществе в условиях кризиса социалистической системы и перехода к рыночным отношениям способствовала росту преступности. Как отмечают сотрудники правоохранительных органов, с начала 1990-х годов незаконный оборот антиквариата занимает в мире третье место – после наркотиков и оружия. Коллекционеры часто становились жертвами преступных элементов: сбыт украденного антиквариата сулит большую выгоду грабителям, а хищение из квартиры, даже снабженной сигнализацией, все же проще, чем из государственных музеев (хотя музейные кражи тоже имеют место). По свидетельству сотрудников органов правопорядка, заказчиками ограбления бывают и коллекционеры, «заказывающие» грабителю конкретный предмет. Милиции удавалось обнаружить тайные коллекции, составленные из краденых произведений36.
Были предприняты попытки ограбления коллекционеров В.М. Голод37, С.А. Шустера38 и братьев Я.А. и И.А. Ржевских39. Был ранен и ограблен выдающийся московский коллекционер В. Магидс, чье собрание произведений западноевропейского искусства не имело равных в СССР. Произведения из коллекции В. Магидса до сих пор появляются на зарубежных аукционах40. По свидетельству начальника 9 отдела МУРа А. Шевчука, хотя наиболее распространенными преступлениями в этой области по-прежнему остаются кражи, но заметно участились случаи разбоев и грабежей41.
Тревожное положение, сложившееся в связи с участившимися случаями нападений на коллекционеров, обеспокоило Клуб коллекционеров при Советском Фонде культуры сразу же после его основания. Создавшаяся ситуация обсуждалась на заседании, и было вынесено решение, что участившиеся грабежи коллекционеров не связаны с выставочной и издательской деятельностью Клуба. По мнению членов Клуба, преступники заранее были информированы о составе наиболее ценных собраний, а их заказчиками являлись зарубежные коллекционеры и торговцы антиквариатом42.
Грабят не только знаменитых собирателей, но и владельцев небольших коллекций как художественных произведений, так и массового коллекционного материала. Криминальные аспекты торговли антиквариатом и коллекционирования показаны в документальных фильмах, таких, как сериал «Криминальная Россия»: серии «Иконы из России», «Поддельщики» (о краже из ГРМ рисунков художника Филонова), «Роковая коллекция» (об ограблении В. Магидса), «Поединок. Дело „Архангелов“» из сериала «Документальный детектив».
Опасаясь стать жертвой преступников, коллекционеры избегают сообщать о своих коллекциях в СМИ и разнообразные печатные издания. Коллекционеры массового материала – филателисты, нумизматы, филокартисты и другие – также, как и коллекционеры произведений искусства, боятся краж и грабежей. В письмах читателей в редакцию «Справочника коллекционера» высказывались опасения, что это издание может превратиться в «пособие для рэкетиров», на что редакция ответила, что владельцам особо ценных с рыночной точки зрения коллекций не целесообразно сообщать подробные сведения о себе, и рекомендовала указывать в адресе только абонентский ящик или «до востребования»43.
Сведения о хищениях и других противоправных действиях в отношении культурных ценностей, совершенных в Санкт-Петербурге, в том числе произведений из частных коллекций, регулярно публикуются в «Вестнике территориального управления Министерства культуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей в Санкт-Петербурге».
С другой стороны, коллекционеры опасались давать сведения о своих коллекциях, боясь преследования со стороны правоохранительных органов. Необходимые в процессе формирования коллекции продажа или обмен коллекционными предметами в ряде случаев вызывали обвинения в спекуляции, что приводило к уголовному преследованию44. Например, в 1985 году сотрудники ГУВД Москвы проводили обыски и изъятия ценных коллекционных предметов без санкции прокурора в квартирах московских коллекционеров. Начальник УБХСС выступил по телевидению, показав изъятые ценности как конфискованные у спекулянтов и возвращенные государству. Затем, через несколько месяцев, изъятое было возвращено владельцам, так как не было выявлено состава преступления45.
По этим причинам большинство современных коллекционеров опасаются сообщать о своих коллекциях. Даже в случае научных публикаций предметов из коллекций их владельцы предпочитают оставаться анонимными. Например, в настоящее время в каждом номере журнала «Пинакотека» публикуются произведения искусства из частных собраний, но без указания фамилии коллекционера.
* * *
Кризис социалистической системы активизировал интерес в обществе к антиквариату. Причинами этого были, с одной стороны, обострившийся, в связи с пересмотром духовных ценностей общества, интерес к реалиям дореволюционной культуры, с другой – необходимость вкладывать деньги в ликвидный товар, как результат обесценивания рубля. Антиквариат был доступен для покупателя в связи с отсутствием зависимости цен от зарубежного антикварного рынка.
Начиная с 1980-х годов, благодаря временным выставкам в музеях, граждане получили возможность познакомиться с крупнейшими зарубежными коллекциями и расширить свое представление о зарубежном коллекционировании.
С началом перестройки отечественный антикварный рынок стал зависеть от спроса на Западе, в связи с чем цены на него резко возросли. В то же время коллекционеры получили поддержку со стороны властей, их место в культурной жизни общества было официально признано. В связи с этим коллекционеры активизировали свои контакты с музеями, даря или завещая им свои коллекции. Музеи теперь сохраняли коллекции как единый комплекс, с указанием имени коллекционера. Большинство подаренных коллекций находится в настоящее время на постоянной музейной экспозиции или готовится к экспонированию. Коллекционеры создают музеи на основе частных коллекций.
Государство признало и конституционно закрепило право граждан на частную собственность. Таким образом, коллекции вновь признаются частной собственностью, защищаемой государством, с правом владельца распоряжаться ими по своему усмотрению.
В постсоветское время продолжают активно пополняться коллекции, заложенные еще в советское время. Но появились новые коллекционеры, чьи собрания сформировались не более чем за одно десятилетие. Новые коллекционеры стремятся не только вложить деньги в антиквариат, но и укрепить свой престиж, а также найти в коллекционировании сферу своих духовных интересов.
С 1980-х годов, в связи с развитием банковского дела в России, возник новый вид коллекционирования – корпоративное. Значительные коллекции разнообразных культурных ценностей составлены банками.
Организованное массовое коллекционерство пережило в 1990-х годах спад, вызванный экономическими и социальными трудностями в стране. Но в настоящее время коллекционерское движение активизировалось. Постоянно расширяется круг объектов коллекционирования, издаются литература и справочники для коллекционеров, периодические издания.
Заключение
Предпосылки для возникновения частного коллекционирования в России возникли во второй половине – конце XVII века, в связи с зарождением новой культуры, усилением в ней светского элемента, а также расширением западноевропейского культурного влияния.
Российское коллекционирование неразрывно связано с историей нашего Отечества. В развитии отечественного коллекционирования можно выявить следующие основные этапы:
Петровское время, когда коллекционирование стало одной из составляющих преобразований в области культуры.
Послепетровское время, когда произошел некоторый спад художественного коллекционирования при Анне Иоанновне. Тем не менее, в более массовом нумизматическом коллекционировании получило широкое распространение обращение к тематике достижений первой четверти XVIII века. При Елизавете Петровне, подчеркивающей свою преемственность Петру Великому, частное коллекционирование вновь активизировалось.
Эпоха Просвещения, когда в России сформировались крупнейшие коллекции самой Екатерины II и ее окружения, получившие известность в Европе. В это время в Россию поступили лучшие произведения знаменитых мастеров.
Александровская эпоха (первая четверть XIX века) характеризовалась патриотическим подъемом, вызванным победой над Наполеоном, что нашло отражение в тематике коллекций.
Николаевская эпоха (вторая четверть XIX века) для которой характерно не только крушение надежд на реформы, но, с другой стороны, развитие культуры. Стиль «историзм», возникший в это время, способствовал пробуждению интереса к прошлым эпохам, что стимулировало развитие коллекционирования.
Пореформенная эпоха (вторая половина XIX века) была расцветом коллекционирования. Реформы Александра II в экономической и социальной сфере создали условия для бурного развития коллекционерской деятельности.
Коллекционирование «Серебряного века» (конец XIX – начало ХХ веков) определялось эстетическими принципами этого времени, стремлением к гармоничному существованию, обращению к образам идеализированного прошлого. Этот новый этап в истории коллекционирования был прерван Первой мировой войной, а затем революционными событиями.
В годы «Военного коммунизма» (первые революционные годы) развитие коллекционирования тормозилось национализаций, реквизиций и конфискаций коллекций и отдельных культурных ценностей у их владельцев.
Коллекционирование возродилось с восстановлением товарно-денежных отношений в стране (1920 – 1930-е годы). В это время коллекционирование развивалось в нескольких направлениях: 1) продолжили свою деятельность в новых условиях коллекционеры дореволюционного времени; 2) нэп создал условия для формирования коллекционера нового типа, не получившего, однако, дальнейшего развития; 3) коллекционирование советской культурной элиты; 4) организованное массовое коллекционерство, разгромленное в ходе сталинского террора в середине 1930-х годов.
Коллекционирование в условиях социализма (середина 1930-х – 1980-е годы). Даже в годы Великой Отечественной войны коллекционирование не затухало. При социализме произошло постепенное официальное признание коллекционирования, как составляющей культурной жизни общества. Несмотря на то, что в социалистическом обществе отсутствовала частная собственность, и коллекции юридически рассматривались, как личная собственность, была подведена юридическая база под владение личными коллекциями (1978). После этого при ВООПиК возникло объединение владельцев художественных ценностей. Были восстановлены, после разгрома середины 1930-х годов, организации коллекционеров массового коллекционного материала.
Коллекционирование в условиях кризиса социалистической системы и в постсоветском обществе (1990 годы по настоящее время). Пересмотр социалистических ценностей активизировал интерес к реалиям прошлого, а экономические проблемы на этапе кризиса социализма и перехода к рынку, а так же связанные с ними социальные трудности – падение уровня жизни населения, рост преступности – способствовали перераспределению культурных ценностей среди граждан. Массовые коллекционерские общества пережили организационные трудности, к настоящему времени преодоленные. В постсоветском обществе было конституционно закреплено право граждан на частную собственность. В настоящее время стабилизации экономического и социального положения в стране, с наметившейся тенденцией к улучшению благосостояния граждан, зарождается новый этап в развитии коллекционирования.
На протяжении XVIII – начала XXI века социальный состав коллекционеров расширялся. В XVIII веке коллекционированием занимались, в основном, император и верхушка дворянства. В первой половине XIX века коллекции составляли не только наиболее богатые и приближенные ко двору, но и более широкие слои среднеобеспеченного и небогатого дворянства. Во второй трети XIX века появляются первые коллекционеры из разночинской интеллигенции. Подлинным расцветом российского коллекционирования была вторая половина XIX века, когда, в результате реформ Александра II, к коллекционированию активно приступили многочисленные представители разночинцев, предпринимателей, крупного, среднего и мелкого купечества. В эпоху «Серебряного века» представителями нового направления в коллекционировании становится интеллигенция, в первую очередь художественная, исключением следует считать представителя московского купечества Н.П. Рябушинского. После революции, в условиях восстановления товарно-денежных отношений, зародился новый тип коллекционера, из представителей новой, советской буржуазии, «нэпманов». Но он не получил развития из-за свертывания нэпа. Одним из направлений деятельности массовых коллекционерских организаций было расширение социального состава коллекционеров путем вовлечения в него представителей рабочего класса. В условиях социализма коллекционированием культурных ценностей занимались, в основном, представители интеллигенции. Социальный состав коллекционеров массового коллекционного материала был значительно шире. В постсоветское время появляются новые коллекционеры, представители художественной интеллигенции, шоу-бизнеса. В 1980-х годах возник новый вид коллекционирования – корпоративное.
В петровское время основным центром коллекционирования была новая столица – Санкт-Петербург. С послепетровского времени, в связи с вниманием преемников Петра I к древней российской столице – Москве, она также становится одним из центров коллекционирования. Специфика коллекционирования в Санкт-Петербурге определялась его положением, как столицы империи, а Москвы – обилием в ней памятников старины, а также ее положением торгового и промышленного центра. В пореформенное время, при развитии коллекционирования среди промышленников и купечества, роль Москвы, как центра коллекционирования, резко возросла. С возникновением, в екатерининское время, усадебной культуры, возникло усадебное коллекционирование, которое эволюционировало от богатейших коллекций екатерининских вельмож – к более скромным семейным собраниям первой половины XIX века и коллекциям, носящим оттенок ностальгии по «дворянскому гнезду» в пореформенной России. В пореформенной России резко возросла роль провинции в развитии коллекционирования. В советское и постсоветское время основными центрами коллекционирования являются столица – Москва, Ленинград/Санкт-Петербург, как культурная столица, и крупные города – культурные и промышленные центры, в которых имеются экономические и социальные условия для развития коллекционирования.
Начиная с петровского времени и до Первой мировой войны способы составления коллекций расширялись, начиная с заказов произведений искусства непосредственно художникам и покупок за границей, через посредников и специальных агентов, к возникновению и развитию художественного и антикварного рынка. В начале Первой мировой войны равномерное развитие антикварной и художественной торговли было нарушено ажиотажем, вызванным стремлением вложить деньги в ликвидный товар. После революции торговля культурными ценностями была закрыта, а затем, после окончания политики «Военного коммунизма», восстановлена в новых экономических условиях. Торговля массовым коллекционным материалом была в 1920-е годы государственной монополией, коллекционный материал продавался в специализированных магазинах, для членов коллекционерских организаций – на льготных условиях. В то время, когда уровень жизни населения падал, возникало перераспределение культурных ценностей, продажа или обмен их на продукты питания и необходимые для поддержания жизни промышленные товары, что создавало условия для формирования коллекций для тех, кто этими продуктами и товарами обладал. В условиях сталинского террора появилась возможность пополнить коллекции за счет имущества репрессированных. В конце войны и в послевоенные годы в СССР стали поступать трофейные предметы. С началом перестройки и в постсоветское время антикварный и художественный рынок резко активизировались, так как, с одной стороны, обедневшее население продает культурные ценности, с другой – более состоятельная часть граждан рассматривает антиквариат, как надежное вложение денег.
Основные мотивации составления коллекций многочисленны и разнообразны, они зависят как от эпохи, в которой живет коллекционер, так и от его социального положения, образовательного уровня, характера деятельности, психологических особенностей. Основными мотивациями являются престижная – наличие коллекции как необходимого атрибута социального статуса; эстетическая – пристрастие к красивым, гармоничным предметам; экономическая – коллекционирование как способ надежного вложения денег; патриотическая – коллекционирование памятников, прославлявших Россию в настоящем и в прошлом, как в сфере внешней и внутренней политики, так и культуры, в том числе памятников древнерусской письменности, предметов древнерусского церковного и гражданского быта, работ отечественных мастеров; познавательная, перерастающая, в ряде случаев, в научное коллекционирование; производственная – коллекционирование предметов народного творчества, для восстановления и применения технологий; охранительная – стремление коллекционировать то, что может исчезнуть, например, предметы быта и произведения не признанных государством художников; оппозиционная – коллекционирование, как форма противопоставления индивидуума господствующей идеологии; эскапизма – форма бегства от окружающей действительности; социальная – коллекционирование, как способ войти в группу, общество по интересам.
Круг объектов коллекционирования постоянно увеличивается в связи с расширением социального состава коллекционеров и мотиваций коллекционирования. Объекты коллекционирования подразделяются на художественные ценности (изобразительное искусство, дорогой высокохудожественный антиквариат), и массовые, более доступные (монеты, марки, открытки и т.п.). Для XVIII – первой половины XIX века основными объектами дворянского коллекционирования были живопись, скульптура, античные произведения, резные камни, а из массового, тиражированного материала – нумизматика. С эпохи Просвещения и до настоящего времени развивается научное коллекционирование, объекты которого определены научными интересами коллекционера. С появлением коллекционеров-разночинцев, движимых охранительной мотивацией, объектами коллекционирования становятся предметы быта, лубочные картинки, и другие предметы, не привлекавшие дворян-коллекционеров. В пореформенное время произошло резкое расширение круга объектов коллекционирования, в связи с расширением численности коллекционеров и разнообразия мотиваций к собирательству. В советское время выбор объектов коллекционирования был обусловлен не только личными пристрастиями коллекционеров, но также экономическими, политическими и идеологическими причинами. Так, нумизматическое коллекционирование, объектами которого были предметы из драгоценных металлов, могло быть опасным для коллекционеров. Начавшаяся в 1930-е годы коллективизация сделала невозможным коллекционирование предметов крестьянского быта, так как выезды в деревню стали опасными. Официальное осуждение творчества художников-авангардистов сделало коллекционирование их произведений затруднительным и даже опасным.
Коллекционеры вносят вклад в сбор, сохранение и систематизацию памятников культуры. Важной функцией их коллекций является коммуникативная – показ коллекций: или в месте ее хранения, или в форме выставок. Формой введения коллекций в научный оборот является также их публикация в виде каталогов, отдельных предметов в каталогах выставок, а также в периодических изданиях.
Частные и государственные коллекции находятся во взаимодействии. В истории развития российского коллекционирования отмечаются различные способы перехода частных коллекций в категорию государственных, среди них насильственные: национализации, реквизиции и конфискации в пользу государства, а также добровольные: завещание, продажа, дарение – как отдельных предметов, так и целых коллекций. Многие коллекционеры стремились сделать свои коллекции доступными для осмотра, создавая на их основе частные музеи, большинство из которых, впрочем, просуществовало недолго, так как, оставаясь частной коллекцией, были распроданы или закрыты по инициативе владельца. В тех случаях, когда основанный коллекционером музей передается государству, его сохранение, как доступного для осмотра, более эффективно.
В советское время отмечалось определенное противопоставление государственных музейных собраний частным коллекциям. Но, особенно со второй половины ХХ века, музеи и коллекционеры постепенно находили формы сближения и сотрудничества.
В настоящее время происходит развитие прежних и поиски новых форм сотрудничества государственных музеев и владельцев частных коллекций.
Примечания
К введению
1 Павлов И.П. Рефлекс цели // Павлов И.П. Полное собр. сочинений. Т. 3. Кн. 1. – М., 1951. – С. 307.
2 Клейн Л.С. «Человек дождя»: Коллекционирование или природа человека // Музей в современной культуре: сб. науч. тр. – СПб., 1997. – С. 11, 19.
Аутизм – болезненное состояние, выражающееся в погружении больного в собственные внутренние переживания.
3 Дьячков А.Н. 1) Коллекционирование // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1973. – Т. 12. – С. 435; 2) Коллекционирование // РМЭ. – М., 2001. – Т. 1. – С. 277–278.
4 Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII в. В 2 ч. Ч. 1. – СПб., 2001. – С. 70–90.
5 Дьячков А.Н. Коллекционирование // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1973. – Т 12. – С. 435.
6 Куклинова И.А. Музеи Франции XIV – XIX вв. Ч. 1. – СПб., 2002. – С. 5.
7 Клейн Л.С. Указ. соч. – С. 10–11.
8 Каулен М.Е. Коллекция // РМЭ. – М., 2001. – Т. 1. – С. 278.
9 Грицкевич В.П. Указ. соч. – С. 68–69.
10 Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела: учеб. пособие для студентов пед. и гум. вузов. – СПб., 2000. – С. 43.
11 Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Там же. – С. 46–47.
12 См. напр.: Бабин А.А. Александр I и его коллекция французской живописи // Частное коллекционирование в России: материалы науч. конф. «Випперовские чтения–1994». – М., 1995. – С. 112–121; Андросов С.О. Петр Великий как коллекционер изобразительного искусства // Основателю Петербурга: кат. выст. – СПб., 2003. – С. 216–231.
13 Спасский И.Г. 1) Очерки по истории русской нумизматики // Нумизматический сб. Ч. 1: тр. ГИМ. – М., 1955. – Вып. 25. – С. 34–108; 2) Нумизматика в Эрмитаже: очерк истории Мюнцкабинета – Отдела нумизматики // Нумизматика и эпиграфика. – М., 1970. – Т. 8. – С. 123–133.
14 Левинсон-Лессинг В.Ф. История Картинной галереи Эрмитажа: 1764–1917. – Л., 1986.
15 Овсянникова С.А. 1) Частное собирательство в России в XVIII – первой половине XIX в. // Очерки истории музейного дела в России. – М., 1961. – Вып. 3. – С. 269–300; 2) Частное собирательство в России в пореформенную эпоху: (1861–1917) // Очерки истории музейного дела в России. – М., 1960. – Вып. 2. – С. 66–144.
16 Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге: тез. докл. конф. – СПб., 1995; Частное коллекционирование в России: материалы науч. конф. «Випперовские чтения–1994». – М., 1995; Судьбы музейных коллекций: материалы VI Царскосельск. науч. конф. – СПб., 2000; Судьбы музейных коллекций: материалы VII Царскосельск. науч. конф. – СПб., 2001.
17 См. напр.: Государственный Русский музей: из истории музея: сб. ст. и пуб. – СПб., 1995; История Эрмитажа и его коллекций: сб. науч. тр. – Л., 1989; Музей–3: Художественные собрания СССР: 70 Лет Гос. музею изобразит. искусств им. А.С. Пушкина. – М., 1982. Многочисленные ценные статьи по истории коллекций МАЭ регулярно публикуются в периодических научных изданиях: «Курьер Петровской кунсткамеры», «Кунсткамера. Этнографические тетради».
18 Неверов О.Я., Пиотровский М.Б. Эрмитаж: Собрания и собиратели. – СПб., 1997.
19 Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: иллюстр. биограф. слов. – М., 1997; Полунина Н. Кто есть кто в коллекционировании старой России: новый биограф. слов. – М., 2003.
20 Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., пер. с нем., вступ. ст., предисл. по разделам и примеч. К.В. Малиновского. Т. 1–2. – СПб., 1990.
21 Эрмитаж, который мы потеряли: документы 1920 – 1930-х гг. – СПб., 2001.
К главе I
1 Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала XIX в. – М., 1983. – С. 63–66; Саверкина И.В. Вещь в культуре России второй половины XVII – первой четверти XVIII в. – СПб., 1995. – С. 32–57.
2 Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: иллюстр. биограф. слов. – М., 1997. – С. 126–129.
3 Овчинникова Е.С. Портрет в русском иcкусстве XVII в.: материалы и исслед. – М., 1955; Мордвинова С.Б. Историко-художественные предпосылки возникновения и развития портрета в XVII в. // От Средневековья к Новому времени: материалы и исслед. по рус. искусству XVIII – первой половины XIX в. – М., 1984. – С. 30–31.
4 Портрет Петровского времени: кат. выст. – Л., 1973. – С. 6.
5 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1.: Государев двор или дворец. – М., 1990. – С. 195–202.
6 Ковригина В.А. Немецкая слобода Москвы и ее жители в конце XVII – первой четверти XVIII вв. – М., 1998. – С. 25–35.
7 Подольский Р. Петровский дворец на Яузе // Архитектурное наследство. – М.; Л., 1951. – № 1. – С. 28.
8 Левинсон-Лессинг В.Ф. История Картинной галереи Эрмитажа: (1764–1917). – Л., 1986. – С. 247.
9 Левинсон-Лессинг В.Ф. Первое путешествие Петра I за границу // Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа: (1764–1917). – Л., 1986. – С. 307–342; Гузевич Д., Гузевич И. Великое посольство. – СПб., 2003. – С. 101–108.
10 Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII в. Ч. 2. – СПб., 2001. – С. 179–186.
11 Грицкевич В.П. Указ. соч. – С. 189; Кистемакер Р. Голландия XVII в. // Петр I и Голландия: Рус.-Голланд. худож. и науч. связи: к 300-летию Великого посольства: кат. выст. – СПб., 1996. – С. 16; Дриссен Й. Голландское коллекционирование в XVII в. // Там же. – С. 20.
12 Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII в. Ч. 1. – СПб., 2001. – С. 110–112.
13 Дриссен Й. Указ. соч. – С. 20.
14 Максимов Р.И., Трисман В.Г. Предисловие // Витсен Н. Путешествие в Московию: 1664–1665. – СПб., 1996. – С. 11.
15 Петр I и Голландия: Рус.-голланд. худож. и науч. связи: к 300-летию Великого посольства: кат. выст. – СПб., 1996. – С. 26.
16 Соколова И.А. О художественных особенностях коллекции живописи Петра I // Петр I и Голландия: Рус.-голланд. науч. и худож. связи в эпоху Петра Великого: сб. науч. тр. – СПб., 1997. – С. 216.
17 Левинсон-Лессинг В.Ф. Первое путешествие Петра I за границу // Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа: (1764–1917). – Л., 1986. – С. 324–326; Гузевич Д., Гузевич И. Указ соч. – С. 104.
18 Соколова И.А. О художественных особенностях коллекции живописи Петра I // Петр I и Голландия: Рус.-голланд. науч. и худож. связи в эпоху Петра Великого: сб. науч. тр. – СПб., 1997. – С. 216.
19 Гузевич Д., Гузевич И. Указ. соч. – С. 169.
20 Руденко С.И. Сибирская коллекция Петра I. – М.; Л., 1962; Завитухина М.П. 1) К вопросу о времени и месте формирования сибирской коллекции Петра I // Культура и искусство Петровского времени: публ. и исслед. – Л., 1977. – С. 63–69. 2) Петр I и сибирская коллекция Кунсткамеры // Из истории петровских коллекций: сб. науч. тр. памяти Н.В. Калязиной. – СПб., 2000. – С. 14–26; Королькова Е.Ф. Сибирская коллекция Петра I – первое российское археологическое собрание // Основателю Петербурга: кат. выст. – СПб., 2003. – С. 190–199.
21 Неверов О.Я. История основных коллекций Кунсткамеры Петра I // Петр I и Голландия: Рус.-голланд. науч. и худож. связи в эпоху Петра Великого: сб. науч. тр. – СПб., 1997. – С. 10–11; 2) «Государев Кабинет» Петра I и Петербургская Кунсткамера // Основателю Петербурга: кат. выст. – СПб., 2003. – С. 202.
22 Бакланова Н.А. Культурные связи России и Франции в первой четверти XVIII в. // Международные связи России в XVII – XVIII вв.: Экономика, политика, культура. – М., 1966. – С. 303–344; Андросов С.О. Петр Великий как коллекционер произведений искусства // Основателю Петербурга: кат. выст. – СПб., 2003. – С. 217, 223.
23 Андросов С.О. Там же. – С. 218.
24 Острой О.С. История искусствоведческой библиографии в России: (XI – начало ХХ в.). – Л., 1991. – С. 27.
25 См. напр.: АндросоваМ. Агенты Петра I и итальянские живописцы // Иностранные художники и Россия. Ч. 1. – СПб., 1992. – С. 9–11.
26 Государственный Эрмитаж // Западноевропейская живопись. Т. 1. – № 6627, 7498. – Л., 1976. – С. 225.
27 Перепись, что послано на вешних кораблях к городу из Гамбурга чрез Матвея Поппа // Архив кн. Ф.А. Куракина. Кн. 4. – Саратов, 1893. – С. 131–132.
28 Соколова И.А. 1) О художественных особенностях коллекции живописи Петра I // Петр I и Голландия: Рус.-голланд. науч. и худож. связи в эпоху Петра Великого: сб. науч. тр. – СПб., 1997. – С. 223; 2) Картины // Там же. – С. 72.
29 Каминская А.Г. Приобретение картин в Голландии в 1716 г. // Русская культура первой четверти XVIII в. Дворец Меншикова: сб. науч. тр. – СПб., 1992. – C. 45–51.
30 Основателю Петербурга: кат. выст. – СПб., 2003. – С. 264–265. – № 58.
31 Каминская А.Г. Указ. соч. – С. 36–53; Соколова И.А. О художественных особенностях коллекции живописи Петра I // Петр I и Голландия. Рус.-голланд. науч. и худож. связи в эпоху Петра Великого: сб. науч. тр. – СПб., 1997. – С. 222–223.
32 Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России. – С. 71–72.
33 Мещеряков В.В., Саверкина И.В. Дворец А.Д. Меншикова на Васильевском острове – парадная резиденция петербургского губернатора // Александр Данилович Меншиков – первый губернатор и строитель Санкт-Петербурга: кат. выст. – СПб., 2003. – С. 23–27; Евангулова О.С. Указ. соч. – С. 76–79; Калязина Н.В., Саверкина И.В. Живописное собр. А.Д. Меншикова // Русская культура первой четверти XVIII в. Дворец Меншикова: сб. науч. тр. – СПб., 1992. – C. 54–61; Калязина Н.В. 1) Материалы к иконографии А.Д. Меншикова: (прижизненные портреты) // Культура и искусство петровского времени: публ. и исслед. – Л., 1977. – С. 70–87.2) К истории русского портретного искусства первой трети XVIII в.: Женские портреты семьи князя А.Д. Меншикова // ПКНО, 1994. – М., 1996. – С. 233–240.
34 Мотрэ О. де ла. Из «Путешествия…» // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях: Введение. Тексты. Комментарии. – Л., 1993. – С. 232.
35 Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России. – С. 79–80; Саверкина И.В. 1) Быт петербургского общества первой четверти XVIII в.: (по материалам фонда Ф.М. Апраксина в ЦГАВМФ) // Петербургские чтения: (к юбилею города): тез. докл. юбил. конф. – СПб, 1992. – С. 85–86; 2) Вещь в культуре России второй половины XVII – первой четверти XVIII в. – СПб., 1995. – С. 79.
36 Заозерский А.И. Фельдмаршал Б.П. Шереметев. – М., 1989. – С. 18.
37 Мотрэ О. де Указ. соч. – С. 237.
38 Калязина Н.В., Саверкина И.В. Живописное собр. А.Д. Меншикова // Русская культура первой четверти XVIII в. Дворец Меншикова: сб. науч. тр. – СПб., 1992. – C. 58.
39 Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России. – С. 79–80; Саверкина И.В. 1) Быт петербургского общества первой четверти XVIII в. – С. 85–86; 2) Вещь в культуре России. – С. 79.
40 Калязина Н.В., Саверкина И.В. Указ. соч. – С. 56, 58.
41 Демин А.С. Пьеса о воцарении Кира // Ранняя русская драматургия: XVII – первая половина XVIII в.: пьесы столичных и провинциальных театров первой половины XVIII в. – М., 1975. – С. 656.
42 Андросов С.О. Петр Великий как коллекционер изобразительного искусства // Основателю Петербурга: кат. выст. – СПб., 2003. – С. 216.
43 Люлина Р.Д., Раскин А.Г., Тубли М.П. Декоративная скульптура садов и парков Ленинграда и пригородов XVIII – XIX вв. – Л., 1981. – С. 5–17; Скульптура // Основателю Петербурга: кат. выст. – СПб., 2003. – С. 294–299. – № 231–256.
44 Мотрэ О. де. Указ. соч. – С. 231.
45 Мацулевич Ж.А. Летний сад и его скульптура. – Л., 1935; Андросов С.О. Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. – СПб., 1999; Неверов О.Я. 1) Скульптурные циклы в декоре Летнего сада // Страницы истории западноевропейской скульптуры: сб. науч. ст.: памяти Ж.А. Мацулевич: (1890–1973). – СПб., 1993. – С. 136–163. 2) Новые материалы к истории скульптурного убранства Летнего сада // ПКНО, 1986. – М., 1987. – С. 297–311.
46 Неверов О.Я. Скульптурные циклы в декоре Летнего сада // Страницы истории западноевропейской скульптуры: сб. науч. ст.: памяти Ж.А. Мацулевич: (1890–1973). – СПб., 1993. – С. 136–137; Андросов С.О. Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. – СПб., 1999. – С. 31–32.
47 Люлина Р.Д., Раскин А.Г., Тубли М.П. Указ. соч. – С. 15–16.
48 Цит. по: Андросов С.О. Об одной статуе из собрания А.Д. Меншикова // Сообщения ГЭ. Вып. XLIX. – Л., 1984. – С. 15.
49 Андросов С.О. 1) О скульптурных коллекциях А.Д. Меншикова и Ф.М. Апраксина // Русская культура первой четверти XVIII в. Дворец Меншикова: сб. науч. тр. – СПб., 1992. – С. 88–95; 2) Об одной статуе из собрания А.Д. Меншикова // Сообщения ГЭ. Т. XLIX. – Л., 1984. – С. 13–16; Калязина Н.В. Материалы к иконографии А.Д. Меншикова: (прижизненные портреты) // Культура и искусство петровского времени: публ. и исслед. – Л., 1977. – С. 71; Тарасова Л.А. 1) Портрет А.Д. Меншикова работы Растрелли: буклет. – Л., 1979; 2) Растрелли Бартоломео Карло. Портрет А.Д. Меншикова: 1716 // Основателю Петербурга: кат. выст. – № 257. – СПб., 2003. – С. 299–300. 3) Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. – СПб., 1999. – С. 46–47, 124.
50 Андросов С.О. О скульптурных коллекциях А.Д. Меншикова и Ф.М. Апраксина // Русская культура первой четверти XVIII в. Дворец Меншикова: сб. науч. тр. – СПб., 1992. – С. 95–98; Саверкина И.В. Быт петербургского общества первой четверти XVIII в.: (по материалам фонда Ф.М. Апраксина в ЦГАВМФ) // Петербургские чтения: (к юбилею города): тез. докл. юбил. конф. – СПб, 1992. – С. 86–87.
51 Андросов С.О. Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. – С. 46.
52 Андросов С.О. Заметки о Петре Великом как коллекционере // Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге: 1703–1917. – СПб., 1995. – С. 4.
53 Андросов С.О. Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. – С. 90–106.
54 Спасский И.Г. Очерки по истории русской нумизматики // Нумизматический сб. Ч. 1. – М., 1955. – С. 36. – (Труды ГИМ; вып. 25).
55 Щукина Е.С. Медальерное искусство России XVIII в. – Л., 1962. – С. 10; Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII в. Ч. 2. – С. 187.
56 Веневитинов Е.С. Русские в Голландии: Великое посольство 1697 – 1698 гг. – М., 1897. – С. 202.
57 Гузевич Д., Гузевич И. Указ. соч. – С. 103.
58 Богословский М.М. Петр I: материалы для биографии. Т. IV. – М., 1948. – С. 376.
59 Русский дипломат во Франции: записки Андрея Матвеева. – Л., 1972. – C. 234–235.
60 Щукина Е.С. О создании медали в память взятия Азова работы Я. Боскама // Культура и искусство петровского времени: публ. и исслед. – Л., 1977. – С. 159–162.
61 Щукина Е.С. О России за ее пределами: Западноевропейские медали собрания Эрмитажа на события истории России конца XVII – первой четверти XVIII в. // Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики: сб. ст. – Л., 1977. – С. 139.
62 Щукина Е.С. 1) Два века русской медали. Медальерное искусство в России 1700 – 1917 гг. – СПб., 2000. – С. 6–36; 2) Серия медалей Ф.Г. Мюллера на события Северной войны в собрании Эрмитажа // Нумизматический сб. – СПб., 1998. – С. 187–212.
63 Щукина Е.С. Петр I – нумизмат // Основателю Петербурга: кат. выст. – СПб., 2003. – С. 232.
64 Приложение // 200-летие Кабинета Его Императорского Величества. – СПб., 1904. – С. 59–69; Потин В.М. Монеты. Клады. Коллекции: очерки нумизматики. – СПб., 1993. – С. 12; Неверов О.Я. Памятники античного искусства в России петровского времени // Культура и искусство петровского времени: публ. и исслед. – Л., 1977. – С. 43–45; Щукина Е.С. Петр I – нумизмат // Основателю Петербурга: кат. выст. – СПб., 2003. – С. 232–235.
65 Саверкина И.В. Неизвестная коллекция петровского времени: Нумизмат. собр. А.Д. Меншикова // ПКНО, 1987. – М., 1988. – С. 343–350.
66 Лебедев Г.С. Вильгельм Толле – первопроходец петербурговедения и археологии Старой Ладоги // Петровское время в лицах: крат. содерж. докл. науч. чтений. – СПб., 1999. – С. 33–37; Точное известие о … крепости о городе Санкт-Петербург, о крепостице Кроншлот и их окрестностях // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. – С. 63–66.
67 Саверкина И.В. Вещь в культуре России второй половины XVII – первой четверти XVIII в. – СПб., 1995. – С. 85–86.
68 Спасский И.Г. На заре русской нумизматики // Культура и искусство петровского времени: публ. и исслед. – Л., 1977. – С. 56.
69 Богословский М.М. Петр I: материалы для биографии. Т. IV. – М., 1948. – С. 376.
70 Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII в. – Л., 1973. – С. 194.
71 Саверкина И.В. Неизвестная коллекция петровского времени: Нумизмат. собр. А.Д. Меншикова // ПКНО, 1987. – М., 1988. – С. 348.
72 Саверкина И.В. 1) Описи имущества частных лиц как источники по истории русской культуры первой четверти XVIII в.: автореф. дисс. … канд. ист. наук. – СПб., 1995; 2) Вещь в культуре России второй половины XVII – первой четверти XVIII в. – СПб., 1995. – С. 58–104.
К главе II
1 Столпянский П. Старый Петербург: Торговля художественными произведениями в Петербурге в XVIII в. – СПб., 1913. – С. 2–3.
2 Левинсон-Лессинг В.Ф. История Картинной галереи Эрмитажа: (1764–1917). – Л., 1986. – С. 43–44.
3 Евангулова О.С. Императрица Анна Иоанновна и старинный портрет в России // Вестник МГУ. Сер. 8: История. – 1995. – № 4. – С. 18–28.
4 Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. Т. 1. – М., 1990. – С. 368.
5 Левинсон-Лессинг В.Ф. Указ. соч. – С. 44.
6 Люлина Р.Д., Раскин А.Г., Тубли М.П. Декоративная скульптура садов и парков Ленинграда и пригородов XVIII – XIX вв. – Л., 1981. – С. 18–19.
7 Щукина Е.С. Медальерное искусство в России XVIII в. – Л., 1962. – С. 43–44.
8 Спасский И.Г. Новоделы // Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики: сб. ст. – Л., 1977. – С. 107–109.
9 Левинсон-Лессинг В.Ф. Указ. соч. – С. 44–46; Маркина Л.А. Г.Х. Гроот, Л.К. Пфандцельт и их роль в формировании коллекции Царского села – первой картинной галереи России // Частное коллекционирование в России: материалы науч. конф. «Випперовские чтения–94». – М., 1995. – С. 16–17.