Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ультура ƒревнего  ита€ и ƒревней »ндии




»нди€ - одна из колыбелей человеческой цивилизации. ќна была заселена еще в глубокой древности. ѕервыми жител€ми древней »ндии были дравиды. ѕо прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиес€ друг от друга укладом жизни, €зыком, веровани€ми, культурой.
ѕервые известные нам центры индийской культуры ’араппа, ћохенджо-ƒаро и др. существовали уже в ≤≤≤ тыс. до н.э. на берегах »нда.  ультура ’араппы стала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции.

 ушанска€ импери€
–асцвет искусства »ндии, возникновение новых культовых образов, развитие основных тенденций архитектуры и скульптуры, заложенных при ћаурь€х, относ€тс€ к эпохе правлени€  ушанской династии.  ушанские правители создали огромную державу, включавшую в себ€ —еверную »ндию, области современных ѕакистана, јфганистана и —редней јзии.
¬ I в. до н.э. в культовой архитектуре »ндии по€вились пещерные храмы Ц чайтьи. ѕримером может служить „айть€, наход€ща€с€ в  арли. ѕеред пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. ¬ажнейшей деталью фасада пещеры €вл€етс€ огромное подковообразное окно, которое служит главным источником света в храме. ¬ пещеру ведут три входа, дающие начало коридорам, символизирующим путь Ѕудды. ÷ентральный коридор отделЄн от боковых р€дами колонн со скульптурными капител€ми. ¬ этом архитектурном пространстве, оживлЄнном скульптурой, создаЄтс€ необычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер, символикой которого €вл€етс€ ступа, помещЄнна€ в храме.
¬ буддийской архитектуре возведение оград вокруг храмов и ступ стало традицией. ќграды и ворота по-прежнему обильно украшали скульптурой, рельефными композици€ми. Ќа рельефах предстают люди и животные, архитектурные мотивы, бытовые предметы, растительные орнаменты.
¬ религии буддизма и индуизма огромное значение придаЄтс€ царству животных. ¬ представлении индийца, люди, животные, растени€ и даже высшие божества всегда св€заны между собой неразрывными узами. ¬ многофигурных сценах поражает ощущение всепроникающей жизни, энергии, одушевл€ющей все формы. Ћюбовь к природе, преклонение перед еЄ мощью и изобилием, жизнь, торжествующа€ во всех про€влени€х Ц вот основна€ тема индийского искусства.

»мпери€ √уптов
¬ правление √уптов переживали расцвет наука, философи€, литература. Ѕыли записаны древние устные трактаты по различным област€м знани€. »нди€ славилась буддийскими университетами в “аксиле, Ќаланде, јджанте. ѕравители династии √уптов покровительствовали буддизму, но сами были приверженцами индуизма: поклон€лись  ришне, ƒурге, Ўиве, —урье.
Ћитературные источники свидетельствуют о широком размахе строительства в тот период: возводились многочисленные буддийские и индуистские храмы, дворцы.
¬ эпоху √уптов развивалось пещерное зодчество. ќбразцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи €вл€етс€ пещерный комплекс в јджанте. —реди сооружений выдел€ютс€ чайтьи и вихары Ц общежити€ буддийских монахов. —кальные ансамбли јджанты слав€тс€ прежде всего своей живописью. Ётот вид изобразительного искусства известен в »ндии с начала I тыс€челети€ до н.э. ќднако поскольку под действием влажного климата живописный слой быстро разрушаетс€, пещерные храмы јджанты €вл€ютс€ едва ли не единственным сохранившимс€ пам€тником, по которому можно судить о роспис€х √уптской эпохи.
—тенопись јджанты относитс€ к IV-VII вв., поэтому росписи, выполненные в эпоху √уптов, вход€т в неЄ только как составна€ часть. ∆ивопись сохранилась лишь в шестнадцати пещерах. «десь расписывались потолки, стены, и даже колонны.
–осписи пещер сложны по содержанию, в композици€х много персонажей, но нет и намЄка на передачу перспективы, объЄмы фигур чуть намечены. Ћини€, цвет и ритм составл€ют основу всего живописного ансамбл€. –азнообразие красок невелико, но их богатые сочетани€ и контрасты вызывают необычное эмоциональное чувство.  раски на роспис€х как будто свет€тс€ в темноте. ¬озникает ощущение, что земное и небесное гармонично соединились в этом храме.
¬ли€ние комплекса јджанты на искусство »ндии огромно. ќсновные стилистические и идейные особенности этого пам€тника нашли отражение и в скульптуре √уптской эпохи. √уптский Ѕудда Ц образ идеальный, воплощающий идею достижени€ нирваны. »менно таким он предстают в знаменитой статуе из —арнатха (Vв.). Ѕожественный Ѕудда восседает на троне, богато украшенном скульптурными изображени€ми и орнаментом. ≈го фигура лишена всех черт живой человеческой плоти. Ѕудда сидит в позе УлотосаФ, его руки сложены в жесте поучени€.
¬ гуптской художественной культуре буддийское искусство пережило свой последний расцвет, надолго уступив место изображени€м богов индуизма.

 ультура  ита€ восходит к очень глубокой древности и отличаетс€ не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Ќесмотр€ на бесчисленные войны, м€тежи, разрушени€, производимые завоевател€ми страны, культура  ита€ не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.
¬ течение всей истории китайска€ культура не утрачивала своей активности, сохран€€ монолитность.  ажда€ из культурных эпох оставл€ла дл€ потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. ѕроизведени€ зодчества, скульптуры, живописи и ремЄсел представл€ют собой бесценные пам€тники культурного наследи€  ита€.
 ажда€ из культурных эпох тесно св€зана с социально-политическими, экономическими и другими особенност€ми данного исторического периода и представл€ет собой определЄнный этап развити€ культуры. “аких культурных эпох в истории  ита€ несколько. »стори€ и культура древнего  ита€ охватывает период от II в. до н.э. Ц до III в. н.э. ¬ эту эпоху входит культура  ита€ периода династии Ўан (»нь) и династии „жоу, а также культура империи ÷инь и ’ань.  ультура  ита€ III ЦIX вв. охватывает два исторических периода: период ёжных и —еверных династий и период объединени€  ита€ и создани€ танского государства.  ультура  ита€ X ЦXIV вв. включает в себ€ период п€ти династий и образовани€ империи —ун, а также период монгольских завоеваний и правлени€ династии ёань.  ультура  ита€ XV Ц XIX вв. Ц это культура периода династии ћин, а также период завоевани€  ита€ маньчжурами и правлени€ маньчжурской династии ÷ин.
ќбилие и разнообразие керамических изделий Ц от бытовой посуды до жертвенных сосудов Ц и их техническое совершенство свидетельствуют, что культура этого периода сто€ла, несомненно, выше €ншанской.   этому времени относ€тс€ и первые гадальные кости, на которых имеютс€ знаки, нанесЄнные с помощью сверлени€.

ѕисьменность
»зобретение письменности €вл€етс€ важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. ƒревнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновени€ и первоначальное развитие иероглифической письменности.
–азвитию письменности содействовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге, впервые в мире изобретЄнной китайцами на рубеже нашей эры, - с этого момента писчий материал перестал лимитировать объЄм письменных текстов. ¬ конце I века до н.э. была изобретена тушь.
ƒл€ передачи всего богатства китайского €зыка примен€лись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы €зыка. ѕодавл€ющее большинство знаков представл€ло собой идеограммы Ц изображени€ предметов или сочетани€ изображений, передающих более сложные пон€ти€. Ќо число примен€вшихс€ иероглифов было недостаточно. ¬ китайском письме каждое односложное слово должно было выражатьс€ отдельным иероглифом, и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова-однослоги - в зависимости от их смысла изображаютс€ разными иероглифами. “еперь число знаков было пополнено, с тем, чтобы учесть и более редкие пон€ти€, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы. Ќачали составл€тьс€ словари.
“ак были заложены предпосылки дл€ создани€ обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу, прежде всего историческую.

¬ыдающиес€ писатели ƒревнего  ита€
—амым выдающимс€ историком-писателем был —ыма ÷€нь (около 145 - 86 гг. до н.э.) ≈го личные взгл€ды, сочувствовавшие даосским настроени€м, расходились с ортодоксальными конфуцианскими, что не могло не отразитьс€ на его труде. ѕо-видимому, за это инакомыслие историк попал в опалу. ¬ 98 г. до н.э. по обвинению в сочувствии к полководцу, оклеветанному перед императором ”ди, —ыма ÷€нь был приговорЄн к позорной каре - кастрированию; реабилитированный позднее, он нашЄл силы возвратитьс€ на служебное поприще с одной целью - завершить труд своей жизни. ¬ 91 г. до н.э. он закончил своЄ замечательное произведение У»сторические запискиФ (УЎи цзиФ) - сводную историю  ита€, включавшую также описание соседних народов от древнейших времЄн. “руд его повли€л не только на всю последующую китайскую историографию, но и на общее развитие литературы
¬  итае творило много поэтов и писателей в разных жанрах. ¬ элегическом жанре - поэт —ун ёй (290 - 223 гг. до н.э.). Ћирика поэта ÷юй ёан€ (340 -278 гг. до н.э.) славитс€ своей изысканностью и глубиной. ’аньским историком Ѕань √у (32 -92 гг.) в этом жанре создан труд У »стори€ династии ’аньФ и многие другие.

–елиги€
—охранившиес€ литературные источники, по большей части произведени€ так называемой классической литературы древнего  ита€, позвол€ют проследить процесс возникновени€ и развити€ китайской религии, философии, права и возникновение очень древних социально-политических систем. Ётот процесс мы можем наблюдать на прот€жении целого тыс€челети€.
 итайска€ религи€, так же как и религиозные воззрени€ всех народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно св€занного с магией.
—пецифика религиозной структуры и психологических особенностей мышлени€ всей духовной ориентации в  итае видна во многом.
¬  итае тоже есть высшее божественное начало - Ќебо. Ќо китайское Ќебо - это не яхве, не »исус, не јллах, не Ѕрахман и не Ѕудда. Ёто высша€ верховна€ всеобщность, абстрактна€ и холодна€, строга€ и безразлична€ к человеку. ≈Є нельз€ любить, с ней нельз€ слитьс€, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищатьс€. Ќо в системе китайской религиозно-философской мысли существует, кроме Ќеба, и Ѕудда (представление о нЄм проникло в  итай вместе с буддизмом из »ндии в начале нашей эры), и ƒао (основна€ категори€ религиозного и философского даосизма). ѕричЄм ƒао в его даосской трактовке (существует и ина€ трактовка, конфуцианска€, воспринимавша€ ƒао в виде ¬еликого ѕути »стины и ƒобродетели) близко к индийскому Ѕрахману. ќднако именно Ќебо, всегда было центральной категорией верховной всеобщности в  итае.
—пецифике религиозной структуры  ита€ свойствен и ещЄ один существующий дл€ характеристики всей китайской цивилизации момент - незначительна€ и социально не существующа€ роль духовенства, жречество.
¬се эти и многие другие важнейшие особенности религиозной структуры  ита€ были заложены в глубокой древности, начина€ с эпохи Ўан-»нь. ” иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том числе человеческие. Ќо с течением времени на передний план среди этих богов и духов всЄ более отчЄтливо выходил Ўанди, верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок - -тотем. Ўанди воспринималс€ как первопредок, заботившийс€ о благососто€нии своего народа.
—мещение в культе Ўанди акцента в сторону его функций первопредка сыграло в истории  итайской цивилизации огромную роль: именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, про€вившегос€ в гипертрофировании культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы  ита€.
” „жоусцев было такое религиозное представление, как почитание Ќеба. — течением времени культ Ќеба в „жоу окончательно вытеснил Ўанди в главной функции верховного божества. ѕри этом на Ќебо перешло представление о пр€мой генетической св€зи божественных сил с правителем: чжоуский ван стал считатьс€ сыном Ќеба, и этот титул сохранилс€ за правителем  ита€ до XX века. Ќачина€ с эпохи „жоу Ќебо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причЄм культу этого божества был придан не только сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. —читалось, что великое Ќебо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.
 ульт Ќеба стал главным в  итае, а полное его отправление - прерогативой лишь самого правител€, сына Ќеба. ќтправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами.
“акже существует в  итае культ умерших предков, культ «емли, тесно св€занный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и шаманством.
¬се отмеченные системы веровани€ и культов в древнем  итае сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретна€ государственна€ польза; не эмоциональный накал страстей и лична€ св€зь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не духовенство, направл€ющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполн€ющие свои административные функции, частью которых были регул€рные религиозные отправлени€. ¬се эти специфические особенности, складывавшиес€ в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за тыс€челетие, предшествовавшие эпохе  онфуци€, подготовили страну к воспри€тию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства.

япони€: специфика социокультурного развити€

японска€ культура формировалась под вли€нием китайской, которую она восприн€ла уже в зрелой, синтезированной форме. японский стиль жизни символизирует мечту об искусно устроенном быте, а эстетическим идеалом становитс€ иллюзи€ природного быти€, доминирующую часть которого образуют форма и пустота. —имволика пустоты становитс€ самосто€тельным предметом обозначени€ и частью идеологического истолковани€ мира. ∆изнь понимаетс€' как продолжение искусства, поэтому в японии строго следовали любым установлени€м. ќсновой €понского миропонимани€ становитс€ создание из жизни ее искусственной маски.  урганный период €понской культуры (III-IV вв.) характеризуетс€ обожествлением царской власти. ќснователем прав€щей династии был царь, почитавшийс€ как небесный правитель, √лавными религиозными веровани€ми эпохи ямато €вл€ютс€ синто (культ предков) и ками (вера в божественность духов). —интоизм Ц это вероучение в божественность духов и покровительство предков. Ёпоха Ќара (VII в.) известна политическими, общественными и религиозными реформами. —тро€тс€ первые города, воздвигаютс€ императорские дворцы (микадо), высокое развитие духовности воплощалось в литературных произведени€х, Ѕуддизм Ц в его основе лежит иде€ освобождени€ от страданий. ѕод его вли€нием сложилс€ тип личности, менее св€занной родственными св€з€ми. ѕо всей стране выстраивались буддийские храмы с нечетным количеством €русов, каждый из которых символизирует один из традиционных первоэлементов мироздани€: дерево, огонь, воду, землю, железо. Ёпоха ’эйан (794-1185) стала золотым веком €понской средневековой культуры, утонченной и склонной к самоанализу, способной вкладывать самобытное содержание в заимствованные формы. ¬ период  амакура (XII в.) происходит переход власти к военно-феодальному сословию самураев и создание сегуната. —егунат Ц это военное правление феодальной знати. ÷енности мен€лись: утонченность придворного уступила место силе и дисциплинированности самура€. ƒуховным основанием культуры становитс€ дзэн-буддизм, прин€тый в самурайских кругах. ƒзэн-буддизм ~ это религи€, составленна€ на основе объединени€ основных идей буддизма и даосизма, также пришедшего из  ита€. —огласно дзэн-буддизму духовное совершенствование достигаетс€ не путем пышных обр€дов, но через просветление сознани€ - сатори

22.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-25; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2231 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

319 - | 328 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.