Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕольза культуры и искусства. ћатериальна€ и духовна€ культура




ћатериальна€ культура Ц это культура, котора€ включает в себ€ предметы, €влени€, процессы, выполн€ющие (или выполн€вшие) одновременно социально-производственную, социально-бытовую, потребительскую (в узком смысле слова) и информационную, знаково-символическую, эстетическую, ментальную функции.

ƒуховна€ культура Ц это культура, котора€ включает в себ€ предметы, €влени€, процессы, выполн€ющие (или выполн€вшие) сугубо информационную, знаково-символическую, эстетическую, ментальную функции.

ћатериальна€ культура содержит материально-техническую, экономическую (и предпринимательскую), материально-бытовую и физическую культуры. ƒуховна€ культура, в свою очередь, включает в себ€ правовую, нравственную, религиозную, интеллектуальную (научную и философскую) культуры.

’удожественна€ (эстетическа€) культура занимает исключительное положение в системе видов культуры, €вл€€сь и материальной, и (в основном своем массиве) духовной, и промежуточной. ¬ художественную культуру вход€т материальные ‘ормы прикладного искусства, художественно-промышленно- √о производства, дизайна, а также подвижные материально-духовные образовани€ Ц архитектура, мода, реклама и т.п. ѕредельно стандартные воплощени€ Ђинтернациональногої стил€ архитектуры (например, жилые комплексы микрорайонов) т€готеют к полюсу материальной культуры. Ќапротив, оригинальные образцы архитектурно-проектировочного творчества (например, здани€ музеев, театров, церковные храмы и т.п.) смещаютс€ к полюсу духовной культуры.

¬заимосв€зь видов материальной и духовной культур. ћатериальна€ культура вместе с цивилизацией образуют основу духовной. —ущественные изменени€ в видах духовной культуры корен€тс€ в фундаментальных структурных преобразовани€х видов материальной культуры, трансформаци€х цивилизации. ѕри этом подвижные промежуточные виды материально-духовной культуры передают через себ€, Ђтрансмутируютї импульсы указанных преобразований на Ђверхние этажиї духовной жизни. “ак, смена базовых художественных стилей зарождаетс€, как правило, первоначально в измен€ющейс€ инфраструктуре непосредственной социальной среды, отображаетс€ в показательных формообразовани€х культурного (художественного) быта, проходит стадию архитектурных перевоплощений, прежде чем про€витьс€ в област€х живописи, скульптуры, других разновидностей духовного художественного творчества.

”своение культуры и культурное своеобразие.

 ультурные универсалии.

ѕод культурной универсализациейпонимаетс€ процесс утверждени€ на планете единой глобальной культуры. ѕо мнению ученых, этот процесс вполне возможен благодар€ современным научноЧтехническим, экономическим и коммуникативным возможност€м и уже активно происходит в реальном мире.

—торонники культурной универсализации полагают, что нет фундаментальных различий между ¬остоком и «ападом, ёгом и —евером. Ћюди везде люди и придерживаютс€ глубинных схожих ценностей. Ќесходства (пока еще имеющиес€) имеют временный характер, вызваны социальными услови€ми и могут изменитьс€ вместе с ними.

¬ культурах, признаваемых пока различными, действуют одни и те же эволюционные законы, народы в своем развитии проход€т одни и те же стадии, имеют одну и ту же структуру культуры: искусство, политические институты, наука, право, религи€ и пр. ѕроисход€т интеграци€ знани€, выработка единых принципов мышлени€, познани€, объ€снени€ мира.

”ниверсальной чертой человеческих культур€вл€етс€ существование €зыков, которые, по мнению современных исследователей, действуют на основе универсальной грамматики, присущей всем €зыкам. ¬се €зыки могут объ€сн€ть не только событи€, качества, вещи и действи€, но и многие эмоциональные состо€ни€ человека. ”ченыеЧлингвисты выдел€ют также множество других сходных принципов, лежащих в основе €зыков, что свидетельствует о том, что они не столь различны, как это порой кажетс€.

”ченые выделили также множество других универсалий, свидетельствующих о сходстве культур различных народов.  ультурными универсали€ми занимались ‘. Ѕоас, Ѕ. ћалиновский, Ћ. ”айт, ј. Ѕастиан,  . ”исслер, Ё. ƒюркгейм, ћ. ћосс, √. «иммель и др.

 ультурные универсалии(биологические, психологические, социальноЧкультурные) позволили зафиксировать то общее, что лежит в основе многообразного человеческого сообщества. ”ниверсалии культуры выступают основой каждой культуры. ”ниверсалии культуры делают возможным взаимопонимание культур, как раз того, что способствует формированию единого и вместе с тем многообразного мира.

¬ы€вление и уточнение универсалий продолжаютс€. »зыскани€ в этом направлении направлены на поиск оснований дл€ возможного Ђсхождени€ї народов и культур в некоем универсальном единстве.— проблемой культурной универсализации св€зана потребность выработать не только теоретическое обоснование этой тенденции, но и единые принципы, согласно которым может происходить процесс универсализации в практической жизни.ѕоиск модели, котора€ бы давала представлени€ о механизмах взаимодействи€ и пут€х достижени€ взаимопонимани€ культур, продолжаетс€.

5.функции культуры “ермин Ђфункци€ї(от лат. functio Ц Ђисполнениеї) переводитс€ как Ђоб€занностьї, Ђкруг де€тельностиї.

ќпредел€ющей функцией культуры €вл€етс€ гуманистическа€, или воспитательна€, духовноЧнравственна€. —уть ее отражает пон€тие Ђкультура душиї. ќт этой главной, системообразующей функции расход€тс€ другие функциональные модификации культуры: адаптивна€, регул€тивна€, познавательна€.

јдаптивна€ функци€культуры представлена взаимодополн€ющими функци€ми: адаптации (приспособлени€), социализации (включени€ человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирени€ рациональных и иррациональных начал в человеке). √лавна€ культурна€ задача, решаема€ в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве.

–егул€тивна€ функци€может быть представлена трем€ взаимодополн€ющими функци€ми: аксиологической, нормативной, семиотической.

¬ этом р€ду наиболее важнейшей €вл€етс€ аксиологическа€ (ценностна€) функци€. ультура Ц это прежде всего нормативна€ система, и как такова€ она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтени€ личности). ћерилом их оценки выступает нравственное содержание.

≈сли ценностные ориентации приобретают только прагматический характер, это может угрожать и самой личности, и обществу. Ќо культура не только совокупность норм, она €вл€етс€ также совокупностью знаковых систем (речи, €зыка формул, искусства и т. д.).

—емиотическа€ (знакова€) функци€предполагает знание человеком специальных €зыковых систем.

ѕознавательна€ функци€включает в себ€ гносеологическую, коммуникативную и трансл€ционную функции.

√носеологическа€ (познавательна€) функци€культуры определ€етс€ ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. ¬ то же врем€ Ц в пор€дке обратной св€зи Ц сама культура, ее уровень развити€ служат индикатором, позвол€ющим судить о преобразовательной де€тельности человека (природы и самого себ€).

 оммуникативна€ функци€позвол€ет вступать люд€м в общение друг с другом. Ќо дл€ позитивного общени€ важно достичь определенного уровн€ взаимопонимани€, формирование которого зависит от владени€ общей системой смыслов и специфическими €зыками.

‘ункцию трансл€ции, передачи социального опытаот поколени€ к поколению, обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. ¬ этой функции культура выступает как Ђпам€тьї человечества.

‘ормы культуры.

ћассова€ культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. ¬рем€ ее по€влени€ Ч середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представител€м всех социальных слоев. ћассова€ культура может быть интернациональной и национальной. Ёстрадна€ музыка Ч €ркий пример этого: она пон€тна и доступна всем возрастам, всем сло€м населени€ независимо от уровн€ образовани€.

ћассова€ культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарна€ или народна€ культура. Ќо у нее сама€ широка€ аудитори€ и она €вл€етс€ авторской. ќна удовлетвор€ет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. ѕоэтому образцы ее, в частности шл€геры, быстро тер€ют актуальность, устаревают, выход€т из моды. — произведени€ми элитарной и народной культуры подобного не происходит. ¬ысока€ культура обозначает пристрасти€ и привычки горожан, аристократов, богатых, прав€щей элиты, а массова€ культура Ч культура низов. ќдни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическа€ музыка Ч высокой, а попул€рна€ музыка Ч массовой, фильмы ‘еллини Ч высокой, а боевики Ч массовой, картины ѕикассо Ч высокой, а лубок Ч массовой. ќднако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относ€т к попул€рной или массовой культуре, но никогда к высокой. “о же самое происходит с конкретными произведени€ми искусства

ќрганна€ месса Ѕаха относитс€ к высокой культуре, но если она используетс€ в качестве музыкального сопровождени€ в соревновани€х по фигурному катанию, то автоматически зачисл€етс€ в разр€д массовой культуры, не тер€€ при этом своей принадлежности к высокой культуре. ћногочисленные оркестровки произведений Ѕаха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.

–азличие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. ¬ысока€ культура, как и национальна€, может быть только письменной, а этническа€ и народна€ Ч любой. ¬ысока€ (элитарна€) культура создаетс€ образованным слоем общества, а народна€ и этническа€ Ч преимущественно необразованным. ћала€ по своим размерам и исторически более древн€€, этническа€ культура, как только множество народов сливаютс€ и образуют единую национальную культуру, превращаетс€ в народную культуру: Ђ“ворцами и потребител€ми письменной культуры €вл€ютс€ те, кто умеет читать и писать, т. е. образованные слои общества, которые на начальной фазе ее становлени€ представл€ют собой €вное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Ёто образованное меньшинство и становитс€ носителем национальной культурыї.

¬ысока€ и национальна€ культура создаютс€ не этносом или народом, а образованной частью общества Ч писател€ми, художниками, философами, учеными.  ак правило, высока€ культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. ¬первые примен€ютс€ те художественные приемы, которые будут восприн€ты и правильно пон€ты широкими сло€ми непрофессионалов многие годы спуст€. —пециалисты называют иногда срок 50 лет. — таким опозданием образцы высшей художественной культуры опережают свое врем€.

¬ыдел€ют различные формы культуры.

ѕо характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. ѕерва€ форма по характерным признакам творцов подраздел€етс€ на народную и элитарную культуру. Ќародна€ культурапредставл€ет собой единичные произведени€ чаще всего безым€нных авторов. Ёта форма культуры включает мифы, легенды, сказани€, эпос, песни, танцы и т. н.Ёлитарна€ культура Ч совокупность единичных творений, которые создаютс€ известными представител€ми привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. «десь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образовани€ и хорошо известных просвещенной публике. ƒанна€ культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

ћассова€ (общедоступна€) культура представл€ет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. √лавное дл€ нее Ч развлечение самых широких масс населени€. ќна пон€тна и доступна всем возрастам, всем сло€м населени€ независимо от уровн€ образовани€. ќсновной ее чертой €вл€етс€ простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. ќбразцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. ѕри этом массова€ культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры (Ђремиксыї). ћассова€ культура усредн€ет духовное развитие людей.

—убкультура Ч это культура какой-либо социальной группы: конфессиональна€, профессиональна€, корпоративна€ и т. п. ќна, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. ѕризнаками субкультуры станов€тс€ особые правила поведени€, €зык, символика.  аждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

ƒоминантна€ культура Ч ценности, традиции, взгл€ды и т. п., раздел€емые лишь частью общества. Ќо эта часть имеет возможность нав€зывать их всему обществу либо в силу тою, что она составл€ет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждени€. —убкультура, котора€ противостоит доминантной культуре, называетс€ контркультурой. —оциальной основой контркультуры €вл€ютс€ люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. »сследование контркультуры позвол€ет пон€ть культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

—клонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру Ч как странную и даже аморальную получила название Ђэтноцентризмї. ћногие общества этноцентричны. — точки зрени€ психологии это €вление выступает фактором единени€ и стабильности данного общества. ќднако этноцентризм может быть источником межкультурных конфликтов.  райние формы про€влени€ этноцентризма представл€ют собой национализм. ѕротивоположностью выступает культурный рел€тивизм.

Ёлитарна€ культура

Ёлитарна€, или высока€ культура создаетс€ привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. ќна включает из€щное искусство, классическую музыку и литературу. ¬ысока€ культура, например, живопись ѕикассо или музыка Ўнитке, трудна дл€ понимани€ неподготовленного человека.  ак правило, она на дес€тилети€ опережает уровень воспри€ти€ среднеобразованного человека.  руг ее потребителей Ч высокообразованна€ часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты.  огда уровень образовани€ населени€ растет, круг потребителей высокой культуры расшир€етс€.   ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. ‘ормула элитарной культуры Ч Уискусство дл€ искусстваФ.

Ёлитарна€ культура предназначена дл€ узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. ќна обычно непон€тна широким массам и требует хорошей подготовки дл€ правильного воспри€ти€.

  элитарной культуре можно отнести авангардные направлени€ в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. „асто творцы такой культуры воспринимаютс€ как жители Ђбашни из слоновой костиї, отгородившиес€ своим искусством от реальной повседневной жизни.  ак правило, элитарна€ культура €вл€етс€ некоммерческой, хот€ иногда может оказатьс€ финансово успешной и перейти в разр€д массовой культуры.

—овременные тенденции таковы, что массова€ культура проникает во все области Ђвысокой культурыї, смешива€сь с ней. ѕри этом массова€ культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же врем€ сама постепенно поднимаетс€ на более высокий культурный уровень.   сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

Ќародна€ культура

Ќародна€ культура признаетс€ особой формой культуры.¬ отличие от элитарной культуры народна€, культура создаетс€ анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. јвторы народных творений неизвестны. Ќародную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. ќна включает мифы, легенды, сказани€, эпосы, сказки, песни и танцы. ѕо исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шестви€). ‘ольклор Ч ещЄ одно название народного творчества, которое создаетс€ различными сло€ми населени€. ‘ольклор локализован, т. е. св€зан с традици€ми данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.  современным про€влени€м народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

ћассова€ культура

ћассова€ или общедоступна€ культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. ¬рем€ ее по€влени€ Ч середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представител€м всех социальных слоев. ћассова€ культура может быть интернациональной и национальной. ѕопул€рна€ и эстрадна€ музыка Ч €ркий пример массовой культуры. ќна пон€тна и доступна всем возрастам, всем сло€м населени€ независимо от уровн€ образовани€.

ћассова€ культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарна€ или народна€ культура. Ќо у нее сама€ широка€ аудитори€. ќна удовлетвор€ет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. ѕоэтому образцы массовой культуры, в частности шл€геры, быстро тер€ют актуальность, устаревают, выход€т из моды. — произведени€ми элитарной и народной культуры подобного не происходит. ѕоп-культура Ч сленговое название массовой культуры, а китч Ч ее разновидность.

—убкультура

—овокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуетс€ большинство членов общества, называетс€ доминирующей культурой. ѕоскольку общество распадаетс€ на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируетс€ собственна€ культура, т. е. система ценностей и правил поведени€. ћалые культуры называютс€ субкультурами.

—убкультура Ч часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. √овор€т о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. —убкультура отличаетс€ от доминирующей культуры €зыком, взгл€дами на жизнь, манерами поведени€, причесыватьс€, одеватьс€, обыча€ми. –азличи€ могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. —во€ культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. ƒети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаютс€ своим поведением от детей из низшего класса. ќни читают разные книги, ход€т в разные школы, ориентируютс€ на разные идеалы. ” каждого поколени€ и социальной группы свой культурный мир.

 онтркультура

 онтркультура обозначает такую субкультуру, котора€ не просто отличаетс€ от доминирующей культуры, но противостоит, находитс€ в конфликте с господствующими ценност€ми. —убкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую ло€льность, рационализм





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-25; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2322 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

276 - | 260 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.