Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


≈вропейска€—редневекова€ культура




»скусство западноевропейского —редневековь€ неравнозначно по своей художественной ценности и имеет свою специфику, присущую определенному историческому периоду.

—огласно традиционной периодизации, в нем различают три периода:
Х дороманское искусство (VЧ’вв.),

Х романское искусство (XIЧXII вв.),

Х готическое искусство (XIMЧXV вв.). ќднако при всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусству

—редневековь€ присущи общие характерные черты: Х религиозный характер (христианска€ церковь Ч единственное, что объединило разрозненные королевства «ападной ≈вропы на всем прот€жении средневековой истории);
Х синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре;

Х ориентированность художественного €зыка на условность, символику и малый реализм, св€занные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесна€ красота;

Х эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных сюжетов;

Х народность, ибо в эпоху —редневековь€ народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались произведени€ искусства, воздвигались храмы, в которых молились многочисленные прихожане. »спользуемое церковью в идеологических цел€х культовое искусство должно было быть доступным и пон€тным всем верующим;

Х иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направл€ет вол€ Ѕога, орудием которого считалс€ зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т.д., нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).

 ак уже отмечалось выше, лицо средневекового искусства определ€ла архитектура. Ќо в эпоху германских завоеваний античное архитектурное искусство пришло в упадок. ѕоэтому в области архитектуры —редневековью пришлось начинать все заново.

¬озрождение в »талии.

ќсобое значение в становлении ¬озрождени€ имело падение ¬изантийского государства и бежавшие в ≈вропу византийцы, вз€вшие с собой свои библиотеки и произведени€ искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой ≈вропе, а также €вл€вшиес€ носител€ми античной культуры, в ¬изантии никогда не забывавшейс€. “ак, под впечатлением от выступлени€ византийского лектора,  озимо ћедичи основал јкадемию ѕлатона во ‘лоренции.

–ост городов-республик привЄл к росту вли€ни€ сословий, не участвовавших в феодальных отношени€х: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. ¬сем им была чужда иерархическа€ система ценностей, созданна€ средневековой, во многом церковной культурой, и еЄ аскетичный, смиренный дух. Ёто привело к по€влению гуманизма Ч общественно-философского движени€, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую де€тельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

¬ городах стали возникать светские центры науки и искусства, де€тельность которых находилась вне контрол€ церкви. Ќовое мировоззрение обратилось к античности, вид€ в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. »зобретение в серединеXV века книгопечатани€ сыграло огромную роль в распространении античного наследи€ и новых взгл€дов по всей ≈вропе.

¬озрождение возникло в »талии, где первые его признаки были заметны ещЄ в XIII и XIV веках (в де€тельности семейства ѕизано,ƒжотто, ќркань€ и др.), но оно твЄрдо установилось только с 20-х годов XV века. ¬о ‘ранции, √ермании и других странах это движение началось значительно позже.   концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. ¬ XVI веке назревает кризис идей ¬озрождени€, следствием чего €вл€етс€ возникновение маньеризма и барокко.

ѕериоды эпохи ¬озрождени€] ¬озрождение дел€т на 4 этапа:

1. ѕроторенессанс (2-€ половина XIII века Ч XIV век)

2. –аннее ¬озрождение (начало XV Ч конец XV века)

3. ¬ысокое ¬озрождение (конец XV Ч первые 20 лет XVI века)

4. ѕозднее ¬озрождение (середина XVI Ч 90-е годы XVI века)

ѕроторенессанс]

ѕроторенессанс тесно св€зан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традици€ми, этот период €вилс€ подготовкой ¬озрождени€. ќн делитс€ на два подпериода: до смерти ƒжотто ди Ѕондоне и после (1337 год). ¬ажнейшие открыти€, €рчайшие мастера живут и работают в первый период. ¬торой отрезок св€зан с эпидемией чумы, обрушившейс€ на »талию. ¬ конце XIII века во ‘лоренции возводитс€ главное храмовое сооружение Ч собор —анта ћари€ дель ‘ьоре, автором был јрнольфо ди  амбио, затем работу продолжил ƒжотто, спроектировавший кампанилу ‘лорентийского собора.

 

Ѕеноццо √оццоли изобразил поклонение волхвов как торжественную процессию придворных ћедичи

–аньше всего искусство проторенессанса про€вилось в скульптуре (Ќикколо и ƒжованни ѕизано, јрнольфо ди  амбио,јндреа ѕизано). ∆ивопись представлена двум€ художественными школами: ‘лоренции („имабуэ, ƒжотто) и —иены (ƒуччо, —имоне ћартини). ÷ентральной фигурой живописи стал ƒжотто. ’удожники ¬озрождени€ считали его реформатором живописи. ƒжотто наметил путь, по которому пошло еЄ развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввЄл в живописи пластический объЄм фигур, изобразил в живописи интерьер.

–аннее ¬озрождение]

ѕериод так называемого Ђ–аннего ¬озрождени€ї охватывает собой в »талии врем€ с 1420 по 1500 года. ¬ течение этих восьмидес€ти лет искусство ещЄ не вполне отрешаетс€ от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Ћишь впоследствии, и только мало-помалу, под вли€нием все сильнее и сильнее измен€ющихс€ условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуютс€ образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их детал€х.

“огда как искусство в »талии уже решительно шло по пути подражани€ классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стил€.   северу от јльп, а также в »спании, ¬озрождение наступает только в конце XV столети€, и его ранний период длитс€ приблизительно до середины следующего века.

¬ысокое ¬озрождение

—юда перенаправл€етс€ запрос Ђ¬ысокое ¬озрождениеї. Ќа эту тему нужна отдельна€ стать€.

ѕьета (ћикеланджело) (1499): в традиционном религиозном сюжете на первый план вынесены простые человеческие чувства Ч материнска€ любовь и скорбь

“ретий период ¬озрождени€ Ч врем€ самого пышного развити€ его стил€ Ч прин€то называть Ђ¬ысоким ¬озрождениемї. ќн простираетс€ в »талии приблизительно с 1500 по 1527 год. ¬ это врем€ центр вли€ни€ италь€нского искусства из ‘лоренции перемещаетс€ в –им, благодар€ вступлению на папский престол ёли€ II Ч человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлЄкшего к своему двору лучших художников »талии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. ѕри этом ѕапе и при его ближайших преемниках –им становитс€ как бы новымијфинами времЄн ѕерикла: в нЄм строитс€ множество монументальных зданий, создаютс€ великолепные скульптурные произведени€, пишутс€ фрески и картины, до сих пор считающиес€ жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помога€ одно другому и взаимно действу€ друг на друга. јнтичность изучаетс€ теперь более основательно, воспроизводитс€ с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство замен€ют собой игривую красоту, котора€ составл€ла стремление предшествовавшего периода; припоминани€ средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложитс€ на все создани€ искусства. Ќо подражание древним не заглушает в художниках их самосто€тельности, и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и примен€ют к делу то, что считают уместным заимствовать дл€ себ€ из античного греко-римского искусства.

“ворчество трех великих италь€нских мастеров знаменует собой вершину –енессанса, это Ч Ћеонардо да ¬инчи (1452Ч1519),ћикеланджело Ѕуонарроти (1475Ч1564) и –афаэль —анти (1483Ч1520).

ѕозднее ¬озрождение

 ризис ¬озрождени€: венецианец“инторетто в 1594 г. изобразил тайную вечерю как подпольную сходку в тревожных сумеречных отсветах

ѕозднее ¬озрождение в »талии охватывает период с 1530-х по 1590Ч1620-е годы. Ќекоторые исследователи причисл€ют к ѕозднему ¬озрождению и 1630-е, но эта позици€ вызывает споры среди искусствоведов и историков. »скусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим про€влени€м, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Ќапример, Ѕританска€ энциклопеди€ пишет, что Ђ¬озрождение как целостный исторический период закончилось с падением –има в 1527 годуї. ¬ ёжной ≈вропе восторжествовала  онтрреформаци€, котора€ с опаской смотрела на вс€кое свободомыслие, включа€ воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. ћировоззренческие противоречи€ и общее ощущение кризиса вылились во ‘лоренции в Ђнервноеї искусство надуманных цветов и изломанных линий Ч маньеризм. ¬ ѕарму, где работал  орреджо, маньеризм добралс€ только после смерти художника в 1534 году. ” художественных традиций ¬енеции была собственна€ логика развити€; до конца 1570-х гг. там работали “ициан и ѕалладио, чьЄ творчество имело мало общего с кризисными €влени€ми в искусстве ‘лоренции и –има.

—еверное ¬озрождение]

»таль€нский –енессанс практически не имел вли€ни€ на другие страны до 1450 г. ѕосле 1500 г. стиль распространилс€ по континенту, но многие позднеготические вли€ни€ сохран€лись даже до наступлени€ эпохи барокко.

ѕериод –енессанса на территории Ќидерландов, √ермании и ‘ранции прин€то выдел€ть в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различи€ с ¬озрождением в »талии, и называть Ђ—еверное ¬озрождениеї.

ЂЋюбовное борение во сне ѕолифилаї (1499) Ч одно из высших достижений ренессансного книгопечатани€

Ќаиболее заметны стилевые различи€ в живописи: в отличие от »талии, в живописи долго сохран€лись традиции и навыкиготического искусства, меньшее внимание удел€лось исследовани€м античного наследи€ и познанию анатомии человека.

¬ыдающиес€ представители Ч јльбрехт ƒюрер, √анс √ольбейн ћладший, Ћукас  ранах —тарший, ѕитер Ѕрейгель —тарший. ѕредренессансным духом проникнуты и некоторые произведени€ мастеров поздней готики, таких, как ян ван Ёйк и √анс ћемлинг





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-25; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 905 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1942 - | 1745 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.