Предметом социологической науки являются связи и отношения, складывающиеся внутри социальных систем (от лат. socialis – общественный и греч. sistema – составленное из частей, соединенное). В число социальных систем включают общество в целом и составляющие его социальные организации и социальные институты, классы, нации, другие большие и малые группы людей, взаимодействующие между собой.
Прежде всего отметим, что общество как объект социологической науки – это структурно сложная, динамично развивающаяся социальная система, исторически сложившаяся на определенной территории, включающая в себя большие и малые группы людей, которых объединяет совместная, взаимозависимая деятельность, регулируемая социальными организациями и социальными институтами на основе определенных правовых и нравственных норм и ценностей. Таким образом, среди основных характеристик общества,существенных в социологическом анализе, можно назвать следующие:
· территория (общество расположено на определенной территории, функционирует в известных пространственных границах);
· население (группа людей, проживающая на этой территории и осуществляющая совместную деятельность);
· время существования (определенный исторический период, промежуток, при котором сохраняется устойчивость социального взаимодействия);
· социальная структура (социальная общность состоит как из индивидов, так и из групп, которые взаимодействуют между собой);
· социальные институты и организации (социальная общность функционирует в рамках сложившихся норм, ценностей и традиций, в соответствии с ними).
В последних двух характеристиках особенно четко подразумевается относительное постоянство и целесообразность социальных структур, которые способствуют устойчивости общества, т.к. взаимодополняют друг друга. При этом социальные институты, структуры как бы воспроизводят себя, они существуют, несмотря на то, что конкретные люди, обеспечивающие их функционирование, сменяются неоднократно. Также имеется в виду определенная автономность человеческого общества, которое может рассматриваться как саморазвивающаяся система.
Понятие «общество» весьма многогранно, оно используется во многих науках и содержит в себе несколько смысловых значений. В этой связи следует, в частности, различать такие близкие по своему содержанию понятия, как «страна», «государство» и «общество».
Страна (от слова «сторона») – географическое понятие, связанное с выделением определенной территории с проживающим на ней населением. Государство (от слова «государь») – указание на главный институт политической власти, регулирующий посредством ее отношения людей и больших социальных групп. Общество (от слова «общий») – это социальная система, которая состоит из конкретных социальных общностей, групп, взаимодействующих между собой в процессе совместной деятельности, что протекает в рамках создаваемых ими при этом норм, ценностей, связей и отношений.
Таким образом, социальные общности – важнейший элемент социальной системы. Они могут совпадать с социальными группами и слоями населения или находиться в промежуточном положении между ними в различных, часто нетрадиционных комбинациях на основе самых различных критериев. Иными словами, общности могут быть социально-классовые, национально-этнические, территориальные, социально-культурные, профессиональные, демографические и др. Выделяют также общности неформальные и официальные, спонтанно возникшие или сознательно созданные и т.д. Более подробно о социальных общностях, группах будет говориться в специальном разделе, посвященном социальной структуре общества.
В рамках рассматриваемой темы для нас принципиально важно выделить, что социальные объекты и процессы, составляющие общество как социальную систему, непрерывно изменяются: совершенствуются или, наоборот, деградируют, порождая сложные противоречия, которые стимулируют развитие общества в целом и его относительно самостоятельных частей.
Социальные изменения – это переход общества и составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое.
Такие изменения могут быть значительными, заметными, стремительными, а могут быть довольно малыми, неявными. Однако отдельные, частные изменения в обществе постепенно, за счет накопления различий и их последующего объединения превращаются в глобальные изменения. Они могут отражаться в следующем:
· в накоплении, дополнении и передаче опыта предшествующих поколений;
· в новых способах производства товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни членов общества;
· в трансформациях социально-классовой структуры общества;
· в изменении характера взаимоотношений между индивидами и социальными группами.
В основе социальных изменений лежит множество факторов (научный и технический прогресс, изменение внешней среды и т.д.), однако многие исследователи указывают на то, что главную базу социальных изменений составляют противоречия, связанные с несовпадением интересов и целей индивидов и разных социальных групп. Если такие противоречия своевременно не устраняются, возникает социальная напряженность, затем социальный конфликт, который может вылиться в социальный кризис и в конечном итоге привести к социальной катастрофе, что скорее всего дестабилизирует общество в целом. Таким образом, способствование разрешению социальных противоречий путем изучения социальной жизни – одна из важнейших задач социологии. Практическое разрешение названных противоречий возможно при помощи:
· политических инструментов (принятие новых законов, поправок к уже существующим, вынесение соответствующих административно-управленческих решений, изменение государственной политики и т.д.);
· изменений в структуре и функциях социальных общностей (управление социальными процессами, взаимодействием (сотрудничеством и соперничеством) социальных групп, обеспечение равенства возможностей, прав всех членов общества, их доступа к социально значимым ресурсам, создание оптимального механизма их взаимодействия и т.д.);
· формирования конструктивного массового сознания, общественного мнения граждан по ключевым вопросам социальной жизни путем просвещения и компетентного своевременного информирования (система массового образования, средства массовой информации и т.д.).
Нередко сложности и противоречия возникают в отношениях между личностью и обществом, что связано с неспособностью людей, воспитанных в иных общественных отношениях, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Проблема социального выбора рельефно проявляется в кризисе социальных ролей, т.е. стереотипов поведения, которые соответствуют ожиданиям общества применительно к носителям тех или иных социальных функций. Большинство населения оказывается неспособным освоить новые роли (например, предпринимателя, фермера, добровольного активиста политической партии и т.п.), появившиеся в процессе социального развития.
Социальное развитие – необратимые изменения в обществе, связанные с качественно новым, более высоким состоянием его структуры и функций. Иначе говоря, это поступательное движение общества от низших форм к более совершенному состоянию.
Выделяют различные этапы развития общества:
1. Становлениесоциальной системы. Указывает на начало социального развития на определенном историческом промежутке, происходит после переломных исторических событий, таких как революции, войны, глубокие экономические кризисы. Этот этап сопровождается:
· заменой норм и ценностей, регулирующих отношения в обществе;
· появлением, созданием новых социальных институтов;
· общим обновлением системы общественных отношений.
2. Прогресс социальной системы,т.е. переход общества в более совершенное состояние, от менее сложных к более сложным его формам. Для этого используются реформы, направленные на изменениесоциальной структуры, организации, способствующие увеличению эффективности взаимодействия между оставляющими элементами. Этот процесс сопровождается:
· выработкой и столкновением различныхвзглядов, идей, теорий, определяющих возможные пути развития общества и конкурирующих между собой;
· сопротивлением тех социальных групп, интересы которых не учтены в текущих реформах;
· скептицизмом консервативно настроенных слоев населения, когда все новое вызывает сомнение и подвергается критике.
3. Воспроизводство социальной системы, т.е. воспроизводствосложившихся социальных отношений в традиционном, привычном состоянии. Здесь ставится главная задача – сохранить общество в первоначальном виде. Это консервативный подход к социальному прогрессу, ориентированный на стабильность в общественных отношениях. Для таких периодов в социальных процессах характерны две тенденции:
· выраженное стремление к сохранению существующей социальной системы поддерживается теми, кто в сложившихся социальных условиях уже достиг определенных успехов;
· появляющиеся попытки ее изменить, выдвинуть идею о назревшей необходимости реформ пли революций (инициируется теми слоями общества, для которых нет перспектив улучшения своего положения в рамках действующих отношений).
4. Распад социальной системы – это процесс постепенного или революционного ее разрушения, связанный с кризисом власти и ее неспособностью устранить возникающие противоречия. В таком обществе крайне обостряется взаимодействие социальных групп, у которых разные, нередко противоположные интересы. При этом необходимо учитывать, что практически всегда существуют ситуации, порождающие социальную напряженность. Одних устраивает общество, в котором они живут. Поэтому они стремятся его сохранить. Другие пытаются его усовершенствовать, не меняя основ. Третьи стремятся разрушить социальную систему, заменив ее более выгодной для них. В соответствии с представленными выше точками зрения складываются и основные дополняющие друг друга социальные позиции, которые характеризуются определенным набором социальных ожиданий и стремлений:
1. Консервативная (от лат. conservare – сохранять, охранять) – ее, как правило, занимают господствующие в обществе социальные группы, имеющие выгодные условия своего существования. Общество принимается таким, какое есть, его не хотят изменять.
2. Реформистская (от лат. reformare – преображать, исправлять) – стремление частично изменить общество, слегка или значительно его подправить, модифицировать. На реформы могут сознательно идти правящие группы, делая уступки массам, чтобы сохранить свое лидирующее, руководящее положение. В тоже время основной интерес к таким реформам связан с ожиданиями в кругах средних слоев общества, которые часто выступают как представители большей части общества, активного социального большинства.
3. Революционная (от лат. revolution – поворот, переворот) – связана со стремлением к радикальному изменению общественных отношений. Выражается в требовании замены старой системы на новые общественные отношения, более соответствующие интересам тех социальных групп, которые в прежних условиях относились к числу угнетенных.
Представленные социальные позиции сосуществуют одновременно в каждом социуме. Однако преобладание в социальных процессах тенденции к радикальному преобразованию отношений, как правило, заканчивается социальной революцией, глубоким и продолжительным кризисом во всех сферах жизни общества. После этого начинается болезненное становление новых социальных институтов и новых общественных отношений, которые часто оказываются хуже и менее эффективнее предыдущих.
Таким образом, могут быть выделены два основных пути социальных преобразований:
· социальная революция;
· социальная эволюция.
Социальная революция – это резкое изменение социальной системы, скачкообразный переход к новым общественным отношениям. Сопровождается открытым столкновением сил, находящихся у власти, но теряющих свое привилегированное положение, и социальных групп, которых не устраивает их второстепенное место в обществе. Революции возникают в результате воздействия сложного комплекса экономических, политических, психологических и других условий и факторов. В канун революций социальные противоречия предельно обостряются, центробежные (сепаратистские, конфликтные) тенденции начинают преобладать над интеграционными процессами, принятые официальными властями решения саботируются, не выполняются, в связи с чем прежние лидеры теряют авторитет, давая возможность проявить себя, взять на себя ответственность новым неофициальным руководителям, использующим недовольство масс для собственного прихода к власти, резко усиливается недовольство значительной части общества, приобретают популярность лозунги, направленные на разрушение, организованное и спонтанное насилие.
Существуют различные точки зрения на причины революций. Например, К. Маркс полагал, что революции и обществе происходят в результате обострения противоречий между производительными силами (наемные рабочие, буржуазия – собственники производства) и производственными отношениями (отношения эксплуатации, бесправия, зависимости). В. Ленин дополнял этот вывод необходимостью революционной ситуации: кризиса «верхов», которые не могут управлять «по-старому», и обнищание «низов», которые не хотят жить «по-старому». П. Сорокин считал причиной социальных революций невозможность удовлетворения «базовыхинстинктов» большинства людей. К ним он относил: потребности в пище, одежде, жилье, самосохранении, продолжении рода, а также в свободе, самовыражении, состязательности итворческой деятельности. Многие же современные авторы причины революций объясняют стремлением людей к равенству и связанным с этим комплексом социальных противоречий, которые нередко приобретают антагонистический характер.
В противоположность разрушительным социальным революциям возможен эволюционный (реформистский) путь развития общества. Он предполагает:
· постепенное проведение изменений под контролем властей и широких слоев общественности;
· поэтапное, планомерное улучшение социальной системы в сторону повышения устойчивости и эффективности ее функционирования;
· стремление решать острые вопросы демократическим путем (на референдумах или путем всенародных обсуждений);
· законодательный запрет на призывы к насильственному свержению существующего строя.
Таким образом, эволюционный (реформистский) путь развития общества – это мягкий и наиболее целесообразный способ устранения социальных противоречий, направленный на созидание, а не на разрушение.
Наряду с выделением двух основных путей социальных преобразований необходимо назвать важнейшие направления социальных изменений:
· Прогресс – поступательное движение общества вперед, его развитие, выражающееся в усложнении способов его функционирования и воспроизводства, выявлении и использовании внутреннего потенциала, способствующего улучшению качества жизни, росту основных социально значимых показателей.
Как правило, прогресс общества непосредственно связывается с развитием прежде всего техники и технологий, приборо- и машиностроения, наукоемких отраслей промышленности, т.н. «высоких технологий», робототехники, микроэлектроники, биоинженерии и т.д., что составляет комплекс информационных, био- и нано-технологий.
· Регресс – деградация общества, его постепенный упадок, связанный с кризисными явлениями, застоем, проблемами и препятствиями в развитии, которые не могут быть разрешены, недооцениваются либо игнорируются.
Концепция и понятие регресса выступает антонимом по отношению к идее прогресса, критикует ее, позволяя выявить слабые стороны в подходах обществоведов, идеализирующих трансформирующуюся социальную реальность без учета всей совокупности возникающих при этом сложностей противоречий. Так, например, техногенное, постиндустриальное общество современности может рассматриваться как регрессивное, потому что, несмотря на весь его научно-технический потенциал, оказывается неспособным разрешить проблемы, возникшие в ходе его собственного развития – экологический кризис, морально-нравственный и правовой нигилизм, засилие низкопробной массовой культуры, манипуляция общественным сознанием через индустрию СМИ и т.д.
Циклическое развитие – концепция повторяющегося, цикличного развития общества, которое происходит «по спирали» и представляет собой движение от одних ранее существовавших и модифицированных культурных образцов, традиций, укладов к другим, по принципу «все новое – это хорошо забытое старое». Иными словами, общество развивается, однако это развитие относительно, ибо оно происходит на основе повторений, возникающих на новом этапе истории.
В обществоведении также часто выделяют т.н. формационный и цивилизационный подходы в изучении общественного развития.
Детальная и обстоятельная разработка формационного подхода является заслугой в наибольшей степени отечественной школы марксистской философии, так как в западной литературе он не получил широкого распространения. Понятие «общественно-экономическая формация» является одним из центральных в марксистской философии и играет важную роль при описании развития человеческого общества, которое характеризуется как естественноисторический процесс. В ходе этого процесса, как известно, происходит смена различных исторически конкретных стадий, типов, форм общества, основанных на определенном способе производства. Подобные представления как раз и закрепляются в понятии об общественно-экономической формации, а история общества представляет собой процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капитали-
стической и коммунистической формаций, каждая из которых имеет свои специфические законы возникновения и развития.
В настоящее время формационный подход не находит широкой поддержки среди исследователей, хотя определенная степень его влияния при осмыслении текущих общественных процессов присутствует, в силу сохранившейся мощной исследовательской традиции. Вместе с тем современные тенденции развития социальных систем не согласуются в полной мере с положениями формационного подхода (развал СССР и блока социалистических государств, разочарование в идее и перспективах построения коммунистического общества, мировой революции и др.).
В науке понятие «цивилизация» становится в наши дни, пожалуй, одним из центральных в системе социогуманитарных представлений о современном мире и отдельных обществах. В этой связи необходимо отметить, что т.н. цивилизационный подход в настоящее время востребован при описании и анализе происходящих геополитических, социальных и иных трансформационных процессов, протекающих в самых разных регионах планеты.
Само понятие «цивилизация» родилось во Франции, в середине XVIII в. и обозначало идеальное устройство человеческого общества. Этимологически термин восходит к латинскому слову «цивилис» — городской, что говорит о тесной связи цивилизации с городским типом культуры. В конце XX в. оформилось несколько подходов к трактовке этого понятия. Часто термин «цивилизация» выступает синонимом термина «культура» или обозначает особый этап в развитии культуры. Нужно подчеркнуть, что при всем многообразии подходов к определению соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как о более внешнем по сравнению с культурой слое человеческого бытия. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры со ставкой не на качественные, а на количественные параметры бытия, с установкой на беспредельное развитие со сменой целей этого развития. Главное в цивилизации — непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса. Такое представление о цивилизации основано в основном на успехах и достижениях научно-технической революции в странах Запада и на постулатах либеральной демократии. Учитывая ярко обозначивший себя, начиная с эпохи Нового времени вектор «вестернизации» (англ. west – запад, озападнивание культур и обществ), а также интенсивный процесс глобализации (лат. globus terrae – земной шар; англ. globalization – мировая интеграция), проявившийся в XX в., можно говорить о формировании единой общепланетарной цивилизации, постепенно вырабатывающей и предлагающей схожие для всех культур и народов стандарты и образцы в различных сферах общественной жизни.
В то же время в социально-философской мысли XIX – XX вв. наибольшим признанием пользуется концепция т.н. «локальных цивилизаций», созданная усилиями Н. А. Данилевского, О. Шпенглера и А. Дж. Тойнби. Все народы в этой концепции делятся на первобытные и цивилизованные, а последние — на определенные культурно-исторические типы (от 8 до 21). Особый интерес здесь представляет феномен «Вызов – и – Ответ», когда спокойное развитие сменяется критической ситуацией. Она, в свою очередь, побуждает цивилизацию к росту, вплоть до «надлома» и «смутных времен». Авторы этой концепции пытались преодолеть идею евроцентризма в понимании цивилизации, что нашло позже развитие у К. Ясперса. Он выдвинул идею об «осевой» культуре середины I тыс. до н. э., которая дала ряд великих имен в разных концах планеты: Конфуций, Лао-Цзы и Мо-Цзы в Китае; Будда и авторы Упанишад в Индии; Заратустра в Персии; Илия, Исайя и Иеремия в Палестине; Гомер, Парменид, Гераклит, Сократ, Платон в Греции; Пума в Риме. Суть этого времени – в подъеме рефлексивной гуманистической культуры, происходившей в различных регионах мира, что говорит о ценности всех культур и значительном творческом, интеллектуальном потенциале всех без исключения обществ, принадлежащих как Востоку, так и Западу.
Науки об обществе, в том числе социология, для анализа социальных процессов, а также разнообразных социокультурных изменений используют наряду с выделенными схемами и подходами определенные классификации различных типов обществ, которые позволяют кратко зафиксировать качественные отличия одних обществ от других. Эти отличия могут рассматриваться как через историческую ретроспективу, так и компаративный анализ современных социальных систем.
Классифицировать, типологизировать общества можно по различным основаниям. Например, в социально-гуманитарных науках распространен уже названный выше подход к выделению различных типов общества на основе длительных и устойчивых исторических периодов – общественно-экономических формаций:
1. первобытное общество (отличается социальной однородностью и относительно справедливым распределением материальных благ - т.н. первобытный коммунизм);
2. рабовладельческое (отличается наличием оформившихся в нем классов, наиболее значимые из которых – рабовладельцы и рабы);
3. феодальное (представлено помещиками – феодалами и зависимыми от них крепостными крестьянами; по сравнению с предыдущим этапом – меньшая степень зависимости и относительно большая степень личной свободы);
4. капиталистическое (демонстрирует усложняющуюся социальную структуру, где появляются новые классы – капиталисты и пролетариат (в марксистской терминологии) – собственники средств производства и наемные рабочие, производственные мощности увеличиваются, развитие общества ускоряется, социальный антагонизм приобретает новые масштабы и качества, стимулируя очередные революционные преобразования);
5. социалистическое общество (первая фаза т.н. коммунистической общественно-экономической формации, для которой характерны бесклассовые, социально однородные отношения, однородное общество, основанное на свободе, равенстве и братстве, межчеловеческой солидарности).
Отметим, что, несмотря на его популярность, данный подход трудно применить к анализу современного общества, которое отличается динамично развивающейся социальной структурой, многообразием форм собственности, высоким уровнем социальной мобильности, позволяющей людям быстро и свободно перемещаться по лестнице социальной иерархии.
Приведем примеры других типологий. Например, в зависимости от уровня и особенностей взаимодействия общества с важнейшими политическими институтами, с государством как основным политическим институтом, использующим наибольшие ресурсы власти и управления, выделяют:
· негражданское общество – характерно для народов, не имеющих своей государственности;
· догражданское общество – есть государство, но оно подавляет самостоятельность граждан, стремится контролировать их деятельность во всех основных сферах общественной жизни;
· гражданское общество – связано с расширением негосударственной сферы деятельности людей, т.е. у граждан появляется возможность строить свои отношения, включая экономические, без постоянного вмешательства государственных органов власти.
Такое общество составляет комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций организаций и социальных институтов, куда входят такие привычные для нас институты, как семья, школа, церковь, средства массовой информации, производственные, творческие и иные объединения по интересам, трудовые коллективы, политически партии, общественные организации и движения, а также многое другое, что поможет гражданам сообща решать и отстаивать свои интересы, направлять и использовать социальную инициативу, активизировать механизмы саморегуляции и самоконтроля, конструктивного диалога между различными социальными общностями, что дополнит традиционные авторитарные инструменты социального управления. Взаимодействие всех вышеназванных и подобных им институтов регулируется юридическими нормами, составляющими гражданское право, тем самым такие институты становятся как бы независимыми от того, что принято называть политическим государством. Таким образом, государство перестает подминать под себя, игнорировать социальное многообразие, общество и государство переходят на позицию разделения и разграничения полномочий, партнерских отношений, признания взаимных прав и обязанностей. С точки зрения характера отношений между личностью, обществом и государством становление гражданского общества означает утверждение демократических, правовых норм во всех сферах общественной жизни.
На сегодняшний день распространена в социально-гуманитарных науках и следующая типология, подразумевающая деление общества на определенные виды в зависимости от уровня научно-технического и социокультурного развития, что особенно актуально в современных условиях, связанных с бурным развитием техники и технологий. Выделяются такие типы обществ:
· доиндустриальное общество (другие названия – архаичное, традиционное, прединдустриальное) – в основе лежат семейно-бытовые и религиозные традиции, аграрно-ремесленное производство, ориентация на сельское хозяйство и его ритмы, натуральное хозяйство;
· индустриальное – характеризуется экономическим ростом на базе научно-технического прогресса и развития машинного промышленного производства, позволившего перейти от натурального хозяйства к мануфактуре, а затем к фабрично-заводской индустрии;
· постиндустриальное (информационное, компьютерное, техногенное) – связано с переходом от товаропроизводящей экономики к развитию сферы услуг и информационных технологий, в результате чего классовое деление общества уступает место профессиональному – проявляется высокая значимость образования, знаний, информации, умения ее находить и обрабатывать (например, изменения курсов валют, котировок акций, что требует глубоких знаний, а также умение постоянно повышать свой профессиональный уровень, учиться, генерировать новые креативные идеи и т.д.).
Встречаются и иные варианты типологизации обществ. Так, например, можно встретить такое разделение общества на следующие отдельные виды:
1. Общество охотников и собирателей плодов (небольшое по численности, поддерживает существование за счет охоты, рыболовства и сбора диких плодов, имеются лишь незначительные отличия между людьми по их материальному положению, обусловленное в основном полом и возрастом, период существования – 50 тыс. лет до н. э. и до н. вр., практически исчезнувший тип);
2. Аграрное общество (в основе сельскохозяйственный труд, в условиях совместной деятельности начинает формироваться социальное неравенство, управляется общество вождями, существует 12 тыс. лет до н. э. и до н. вр., относительно устойчивый тип);
3. Пасторальное общество (основа жизнедеятельности – выращивание домашних животных (скотоводство, присутствует значительное социальное неравенство, управляется общество вождями, по времени существует как и аграрный тип);
4. Традиционное общество (неиндустриальная, но достаточно развитая цивилизация, сельское хозяйство все еще выступает основой экономики, но города уже превращаются в центры торговли и мануфактур, существует значительное неравенство между различными классами, дифференцированными группами, формируются основы для правовых отношений (юридического мировоззрения), выступающих наряду с традициями и обычаями регуляторами социального взаимодействия);
5. Общество т.н. современного мира. Современное общество, индустриальное, выявляющее высокий уровень промышленного и сельскохозяйственного производства на основе достижений промышленности, науки, техники, информационных технологий. При более подробном анализе современного типа общества как распространяющейся модели социума часто выделяются страны, регионы, общества т.н. «трех миров»:
· страны первого мира – Западная Европа, США, Канада, Япония и др. индустриально развитые страны, имеющие наиболее эффективно функционирующую и развивающуюся экономику, осуществляющие переход от индустриального к постиндустриальному обществу, обладающие значительным влиянием и авторитетом на международной арене;
· страны второго мира – государства, ориентированные в прошлом на коммунистический путь развития – бывший СССР и страны т.н. социалистического лагеря (Восточная Европа) с преобладавшим в них в прошлом централизованным планированием в экономике, осуществляющее в настоящее время переход к высокоразвитым капиталистическим обществам на основе реформ и использования соответствующего мирового опыта;
· страны третьего мира – остальные, т.е. территории с низким уровнем индустриализации, где население занято преимущественно сельским хозяйством, – страны Африки, Азии, Латинской Америки.
По мнению экспертов, подобное деление обществ современного мира, скорее всего, устарело, несмотря на то, что данная классификация еще часто используется, например, в сфере политики. Современный мир более сложен и разнообразен, а подобная классификация на сегодняшний день в условиях объединения стран и регионов, в частности, для совместной борьбы с глобальными угрозами становится в значительной степени контрпродуктивной и неполиткорректной.
Какие бы типологии обществ мы не приводили, какие бы критерии не закладывали в их основание, неизменным и общим для всех классификаций социальных систем остается одно – признание модернизации важнейшей детерминантой процесса социальной эволюции, выражающейся в обновлении социальных систем в соответствии с требованиями времени и внутренними импульсами общественной жизни. Модернизация – процесс усовершенствования социальных систем, изыскания внутренних резервов для их дальнейшего созидательного развития, выявление и раскрытие накопленного внутреннего потенциала культуры, способствующего разрешению возникающих проблем и противоречий на новом этапе истории.
Процесс социальной модернизации связан с комплексом сложных явлений общественной жизни, преодолением социальных конфликтов, разрушительных кризисных тенденций, застойных явлений в жизни общества, профессиональной реализацией проектов экономических и политических реформ, что в целом способствует приобретению нового социокультурного опыта, обеспечивающего устойчивость и новую эффективность функционирования социальной системы.
Развитие белорусского общества на современном этапе принято связывать с понятием «транзитивность» (лат. transitus – прохождение, переход), которое обозначает доминирование переходных, неустойчивых характеристик и качеств, выявляемых в настоящий момент при анализе существующей социальной системы. Транзитивность белорусского социума вызвана объективными процессами его структурной перестройки в условиях движения от предшествующей модели советского общества и государства к формированию нового типа социальной системы, обусловленного необходимостью укрепления независимого белорусского государства и национального гражданского общества, которые функционируют и развиваются в принципиально иной, нежели ранее, общественно-политической и социокультурной реальности. Иными словам, транзитивность белорусского социума находит свое выражение в следующем:
· в переходе от модели камандно-административной, плановой экономики к постепенному формированию открытой, многоукладной рыночной системы хозяйствования;
· в модернизации жестких, централизованных схем реализации политической власти на основе партийного догматизма и всеобъемлющего социального контроля к правовой государственности, политическому плюрализму и состязательности политических платформ;
· в трансформации системы ценностных ориентаций субъектов, кристаллизации нового качества общественного сознания, национальной идеи, в пересмотре морально-нравственных принципов и устоев, регулирующих поведение субъектов;
· в видоизменении сложившихся культурных образцов и форм взаимодействия субъектов, в развитии и свободном воплощении проявляющегося многообразия социально приемлемых способов самовыражения, культурных стилей, стратегий коммуникации, самореализации субъектов в складывающемся гражданском обществе;
· в изменении социальной структуры общества, увеличении степени социальной мобильности, появлении новых социальных групп, изменении статусных характеристик и положения различных социальных общностей;