Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Китайский язык и письменность: факторы, определяющие развитие языка, его особенности. Каллиграфия Общенациональный язык и диалекты




 

Китайский язык является одним из самых древних из ныне существующих языков. Также он обладает самой древней письменностью из применяемых в настоящее время. Иероглифику китайского языка, вместе с собственными азбуками (кана, хангыль) используют японский и корейский языки, последний в настоящее время только в Республике Корея.

 

Старейшим корпусом письменных документов, фиксирующих существование китайского языка, являются гадательные надписи на костях жертвенных животных и панцирях черепах (XIV—XI векам до н. э.). Они свидетельствуют о существовании сформированной языковой системы уже в период Шан-Инь. Однако их открытие относится к началу XX в., изучение же продолжается по сей день и ещё далеко от завершения.

Основным элементом, скрепившим китайскую языковую традицию, стал официальный письменный язык вэньянь. Доминирование единой письменной системы стало уникальным явлением, позволявшим существование разнородных диалектов, некоторое время развивавшихся в рамках независимых государств. (См. Древнекитайский язык)

В силу политических причин доминирующее значение в китайском языке приобрели северные диалекты, отличавшиеся большим единообразием по сравнению с южными. На их основе сформировался «язык чиновников», гуаньхуа, который приобрел статус официального языка империи. Вместе с ним развивался также т. н. байхуа — разговорный язык простонародья.

Кардинальным поворотом в истории китайской культуры стало письменное использование разговорного языка; считается, что первенство в этом принадлежит Цзинь Шэнтаню (кит. трад. 金聖歎, упр. 金圣叹, 1610?—1661). Движение за демократизацию грамотности в начале XX в. ознаменовало революционный переход к байхуа как основному языку письменного общения и начало унификации китайских диалектов.

Лексика китайского языка прошла два этапа преобразований: адаптация нового смыслового пласта, возникшего с проникновением в Китай буддизма в I в н. э. — и слияние с мировым лексиконом Нового времени, наиболее доступным носителем которого стал японский язык: с начала XX в. начинается проникновение многих западных понятий, адаптированных посредством некогда заимствованных китайских же иероглифов, но оформившихся уже в Японии и, таким образом, для китайского языка являющихся заимствованиями.

В китайском языке выделяется 10 диалектных групп: северная супергруппа (北 бэй, самая многочисленная — свыше 800 млн говорящих), группы цзинь, хой, у (吴), сян (湘), гань (赣), хакка (客家), юэ (粤), пинхуа и супергруппа минь (闽). Диалекты различаются фонетически (что затрудняет междиалектное общение, хотя диалекты связаны регулярными звуковыми соответствиями), лексикой, отчасти грамматикой, однако основы их грамматики и словарного состава едины. Средством общения носителей разных диалектов служит нормативный китайский язык, каковой в Китае называется путунхуа (普通话), в Сингапуре хуаюй (华语) в Гонконге и Тайване — гоюй (国语), между ними существуют очень незначительные различия в фонетике, на письме в путунхуа и хуаюй используются сокращённые иероглифы, а в гоюй — полное написание иероглифов.

Литературный язык опирается на северные диалекты. Фонетическая норма — пекинское произношение (однако в эпоху династии Тан, когда было создано большинство классических китайских текстов, норма была близка скорее к нынешней диалектной группе хакка).

Китайская каллиграфия — это удивительное и неповторимое явление в истории мировой цивилизации, уникальная жемчужина культуры Востока. Как образное искусство она сравнима с живописью, поскольку способна оказывать на человека эмоциональное воздействие богатством форм и разнообразием стилей. Как абстрактное искусство она сравнима с музыкой, поскольку способна передавать присущие ей ритм и гармонию. Вместе с тем она имеет и практический аспект — запись графических знаков, составляющих китайскую письменность. Знаки письменности — это зримое воплощение понятий языка. По способу их образования китайские иероглифы могут быть разделены на шесть основных категорий (люшу): 1) изобразительная категория (сянсин) — прямое изображение объекта; 2) фонетическая категория (чжиши) — сочетание изобразительного и фонетического элементов: 3) идеографическая категория (хуэйи) — сочетание конкретного изобразительного элемента с абстрактным символом; 4) пиктографическая категория (синшэн) — символическое выражение абстрактной идеи; 5) заимствованная категория (цзяцзе) —использование знака для записи понятия, не связанного с ним по значению, но имеющего одинаковое звучание; 6) видоизмененная категория (чжуаньчжу) — видоизменение отдельных частей иероглифа в связи с приобретением им нового значения. Искусство каллиграфии реализуется посредством черт, выполняемых с помощью традиционных письменных принадлежностей, называемых «четырьмя сокровищами кабинета» (вэньфан сы бао) — кисти, туши, бумаги и тушечницы. За многие столетия существования этого вида искусства китайские каллиграфы создали бесчетное число различных приемов письма. Их разнообразие может быть, однако, сведено к пяти основным стилям, или видам каллиграфии.

В письме стиля древних печатей (чжуаньшу) все черты — как вертикальные, так и горизонтальные — тонкие и стройные, их концы слегка заострены. Стиль чжуаньшу достиг своего наивысшего расцвета еще в доциньскуюэпоху (до 221 г. до н.э.). В то время существовало два его основных варианта — большой чжуань (дачжуань) и малый чжуань (сяочжуань). Дачжуань отличался от сяочжуаня с его более округлыми чертами своей несколько большей строгостью. Классическим образцом стиля дачжуань могут служить древние надписи на каменных барабанах (ши гу вэнь) и на циньских бронзовых сосудах (Цинь гун куй). А надпись, оставленная циньским сановником Ли Сы на камне в районе горы Тайшань (Тайшань кэ ши), является замечательным примером каллиграфии в стиле сяочжуань, признанным большинством мастеров последующих эпох эталоном.

Официальное письмо (лишу) возникло в ответ на потребность в более быстром способе письма в связи с неуклонно возраставшим объемом официальной документации. Этот отличающийся квадратной конфигурацией иероглифов стиль был создан путем видоизменения стиля чжуаньшу Чэн Мяо — циньским чиновником — смотрителем тюрем. Для него характерны жесткость структуры иероглифов и строгая перпендикулярность горизонтальных и вертикальных черт. Лишу было гораздо более удобным в сравнении с чжуаньшу, и введение этого письма позволило последующим поколениям китайцев сэкономить немало драгоценного времени. Стиль лишу сыграл важную роль в развитии образования и науки в Китае.

Уставное письмо (кайшу) возникло в эпоху Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) в результате эволюции лишу в направлении более стандартного написания иероглифов. Сегодня его называют чжэнкай —«стандартным уставом». Будучи еще более удобным в сравнении с лишу, кайшу получило широкое распространение, поскольку отвечало потребностям повседневной жизни людей. Уставное письмо достигло расцвета в эпоху Тан (618 — 907). Творчество выдающихся мастеров этой эпохи, подобных Янь Чжэнь-цину (705 — 785), создавших оригинальные и яркие школы, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие каллиграфии.

Ходовое письмо (синшу) занимает промежуточное положение между уставным письмом и скорописью. Ему не свойственна ни угловатость лишу, ни округлость чжуаньшу. Его можно считать разновидностью кайшу. Поскольку иероглифы, написанные этим стилем, ассоциируются с образом идущего человека, то он получил название «ходового письма». Принято считать, что основоположником этого стиля был Лю Дэ-шэн, живший в эпоху Восточная Хань (25 — 220). В начале эпохи Вэй (220 — 265) Чжун Яо несколько видоизменил его, а в эпоху Восточная Цзинь (317 — 420) два выдающихся каллиграфа — Ван Сичжи и Ван Сяньчжи — развили его до совершенства, после чего синшу получило широчайшее распространение. Синшу весьма удобно и позволяет дбстичь большей скорости письма. В истории каллиграфии известно много замечательных произведений, созданных этим стилем. Непревзойденным шедевром считается «Предисловие к Орхидеевой беседке» (Лань тин сюй) кисти Ван Сичжи.

Существует много различных видов скорописи (цаошу), например, цаочжуань — скорописный вариант печатного письма, цаоли — скорописный вариант официального письма, куанцао — «бешеная скоропись» и т.д. Всем разновидностям скорописи присущи упрощенность, экономность, плавность, безотрывность и быстрота написания, в силу чего написанное зачастую выглядит неразборчиво, но эти же особенности цаошу придают ему особое очарование, которое выражено в словах «кисть мастера остановилась, а идея продолжает жить». Из всех пяти основных стилей каллиграфии цаошу наиболее близка к абстрактному искусству. Лучшие каллиграфы различных эпох, творившие в стиле скорописи, — такие, как Ван Сяньчжи в эпоху Восточная Цзинь, Хуай Су (725 —785) в эпоху Тан или живший не так давно Юй Южэнь(1879 — 1964), — все были способны выявить в кажущемся хаосе определенный порядок и найти свой неповторимый индивидуальный стиль.

Китайская каллиграфия имеет не только практическое значение, помогая людям в решении проблем повседневной жизни. В неразрывном единстве с живописью она представляет главное направление в традиционном искусстве Китая. В прошлом произведения каллиграфии ценили и собирали все, независимо от места в социальной иерархии — от императора до простолюдина. И сегодня их можно увидеть повсюду. Ими не только украшают залы и кабинеты, для чего их оклеивают и помещают в раму, они также используются в вывесках учреждений, магазинов, а также в надписях на мемориальных стелах и других сооружениях. Многие из них имеют высокую художественную ценность. Признанные мастера каллиграфии во все времена отличались не только совершенной техникой владения кистью, но и подлинным литературным талантом и широкой эрудицией! Их творения обычно представляли собой парные надписи, послания и стихи собственного сочинения либо реминисценции к подобным произведениям других известных мастеров.

Китайская каллиграфия — это искусство, в высшей степени способствующее как физическому, так и духовному развитию личности. Занятия каллиграфией помогают выработке в человеке таких качеств, как терпение и настойчивость. Известно, что многие каллиграфы прошлого прожили долгую и исполненную глубокого смысла жизнь. Кроме того, каллиграфия способна влиять на характер человека и воспитывать в нем высокие нравственные качества, поэтому образованные люди в Китае всегда придавали каллиграфии исключительное значение. В Китае каждый ребенок уже в начальной, а затем в средней школе получает обязательную подготовку по каллиграфии. Навыки владения каллиграфией совершенствуются затем в колледжах и университетах. Все это говорит о том, что каллиграфия занимает очень важное место в современной системе образования Китая. Создание разнообразных обществ и ассоциаций каллиграфов, поддержка увлекающихся каллиграфией различными фондами, учреждение премий победителям конкурсов живописи и каллиграфии, — все это свидетельствует о серьезном внимании, которое уделяется здесь каллиграфии. За несколько тысячелетий своего существования китайская каллиграфия сыграла важную роль в духовном совершенствовании человека и выражении стремлений и идеалов образованной части общества не только в Китае. Соседние государства — Япония, Корея и некоторые страны Юго-Восточной Азии — также в разное время восприняли традицию китайской каллиграфии и стали развивать свои собственные каллиграфические стили. Западный мир после второй мировой войны также испытал на себе влияние традиций китайской каллиграфии. Примером такого влияния может служить течение в современном западном искусстве, которое представлено творческой группой «Кобра», созданной в 1948 году рядом художников стран Северной Европы. Участники группы черпали вдохновение в искусстве китайской каллиграфии, воспринятом ими через его японский вариант. Из этого можно составить представление о том признании, которым пользуется сегодня в международных художественных кругах китайская каллиграфия.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1022 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2347 - | 2058 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.