Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Демографическая проблема КНР. История проблемы, меры по ее решению. Перспективы изменения численности и структуры




 

Китай — самая многонаселенная страна в мире. Со­гласно последней переписи населения (2000 г.), общая численность достигла почти 1 млрд. 300 млн. человек, включая Сянган, Аомынь и Тайвань. Без Сянгана, Аомыня и Тайваня население КНР составило 1 млрд. 265,83 млн. чел. По официальным данным на 1.01.2004 г. население КНР без Тайваня составляло 1 млрд. 311 млн. чел. Согласно оценкам китайских экспер­тов пик численности населения КНР в размере 1,6 млрд. чел. будет иметь место к 2030 г., затем численность населения посте­пенно снизится.

Следует заметить, что первая перепись состоялась в 1953 г. и показала цифру 594 млн. чел. Таким образом, за годы суще­ствования Народной Республики ее население увели­чилось более чем вдвое. Хотя, как будет показано ни­же, в стране с 70-х годов проводится официальная ли­ния на ограничение рождаемости, рост населения со­храняется в среднем 1% в год, что означает ежегодный прирост на 10 - 12 млн. чел. В 2001 г. население КНР увеличилось на 8,84 млн. чел., в 2002 г. — на 8,26 млн., а в 2003 г. — на 7,74 млн.

Динамика численности населения составляет од­ну из весьма серьезных социально-экономических проблем для руководства КНР, причем политика в этом вопросе претерпевала резкие изменения. В конце 50 - 60-х гг. всемерно поощрялась высокая рождаемость и соответственно быстрый рост населе­ния страны. Считалось, что быстро растущее населе­ние признак величия нации, важный фактор ее прогресса. Отнюдь не аллегорический характер ста­ло носить представление о том, что массы людей способны «передвигать горы». Именно такое понима­ние лежало в основании того курса, который в 60-е годы получил название «большого скачка». Массы людей были брошены на строительство дамб, пло­тин, доменных и сталелитейных печей без всяких инженерных расчетов, без какой бы то ни было тех­ники, технологии. Однако уже спустя год-два стало ясно, что чудес на свете не бывает и голыми руками, на одном энтузиазме нельзя создать современную экономику.

Провал авантюристических проектов «большого скачка», резкое ухудшение экономической обстанов­ки вынудили правительство КНР кардинально изме­нить демографическую политику. Стало очевидным, что наметившиеся в первые годы существования КНР стремительные темпы роста населения не могут быть обеспечены необходимыми природными, материаль­ными ресурсами, что следует вести дело не к количе­ственному росту населения, а к его качественному улучшению.

В демографической политике был взят курс на же­сткое сокращение темпов рождаемости как единст­венную возможность решения этой сложной пробле­мы. Был выработан целый комплекс мер для реализа­ции такого курса — от пропагандистских до жестко административных. «Планирование семьи» стало приобретать характер официальной государственной политики. В 1980 г. в законодательном порядке был повышен на два года уровень брачного возраста. Те­перь мужчина мог вступать в брак не ранее 22, а жен­щина — 20 лет. «Закон КНР о браке» обязывал супру­гов осуществлять «плановое деторождение». На это были направлены и такие меры, как поощрение малодетных семей, предоставление им различных льгот. В конечном итоге это вылилось в официальную уста­новку: «каждой семье — один ребенок».

Все эти меры были в основном негативно восприня­ты в обществе. Однако постепенно с ними смирились. Хотя, используя самые различные предлоги и способы, люди стремились обойти установленные предписания.

Особенно активно противостояли им в сельской местно­сти, где рождение каждого ребенка (особенно мальчика) означало получение дополнительных рабочих рук, столь ценящихся в деревенском труде.

Наряду с ограничительными мерами, принимае­мыми с целью установить «оптимальный» уровень численности населения, государством проводится большая работа по повышению его «качества». Речь идет о серьезном улучшении медико-санитарной си­туации в стране (что, в частности, привело к сниже­нию уровня смертности, особенно детской: до 1949 г. каждый пятый ребенок не доживал до одного года). Самое же главное — неуклонно повышалось благо­состояние всех слоев населения. В результате прове­дения в жизнь общегосударственной программы чис­ленность крестьян, живущих за чертой бедности (главным образом в отсталых, глухих районах стра­ны), сократилась с 250 млн. чел. в 70-х годах до 34 млн. чел. к концу столетия.

В результате перечисленных изменений в демогра­фической политике в КНР серьезно улучшилось каче­ственное состояние населения: выросла средняя ожи­даемая продолжительность жизни с 37 лет в 1949 г. до 71 года; в настоящее время у мужчин продолжитель­ность жизни составляет 67,8 года, у женщин — свыше 73 лет. Это показатели, ставящие КНР в один ряд со среднеразвитыми странами.

Как же выглядят другие данные: о структуре населения Китая, размещения его на территории страны? В настоящее время мужское население пре­обладает над женским — 51,5% и 48,5%. Плотность насе­ления отличается крайней неравномерностью. Более 80% проживает в восточных, приморских провинциях. Очень высокая плотность населения в дельтах рек Янцзы, Хуанхэ, Чжуцзян, в провинции Сычуань. В провинции Цзянсу, например, плотность составляет свыше 700 чел. на 1 км2, в Шаньдуне — почти 600, в Гуандуне — около 400, в Аньхое — 450 чел. В то же время в западных районах плотность на­много ниже. В провинции Ганьсу — немногим более 60 чел., в Синьцзяне — менее 12; что касается Ти­бета, то там приходится 2 чел. на 1 км2.

Накануне образования КНР основная масса населе­ния проживала в сельской местности (более 80%). В процессе индустриализации страны, а позднее, в ходе проведения экономической реформы, происходило перемещение людей из сельских районов в города. Урба­низация особенно быстро шла сначала в северо-восточ­ных. В провинциях Северо-Востока около 50% населения проживает в городах, а затем в восточных провинциях (провинция Гу­андун лидирует по урбанизироваиности — 55%), где наиболее интенсивными темпами развивалась про­мышленность, создавались современные торговые, фи­нансовые структуры, росли учреждения науки, культу­ры. К настоящему времени доля городского населения в среднем по стране превысила 40%, составляя более 500 млн. чел. К наиболее крупным городам отно­сятся Шанхай — 17,8 млн. чел., Пекин — 16,2 млн., Тяньцзинь — 7,2 млн. чел. (данные на 1.01.2005 г.)

Что касается еще одного города центрального подчинения — Чунцина, то его население обозначает­ся цифрой в 30 млн. чел. Однако здесь есть осо­бенность: в эту цифру включают подчиненные городу обширные сельские районы. Численность городского населения Чунцина составляет 10,2 млн. чел.

Говоря об урбанизации Китая, необходимо также учитывать, что в последнее десятилетие XX в. особенно быстро росло число жи­телей малых городов, а также поселков городского ти­па (население которых иногда исчисляется десятками тысяч человек), где нередко трудно отличить горожан от сельских жителей.

В вопросах демографической политики особое ме­сто занимает проблема занятости населения. На Китай приходится примерно четверть трудовых ресурсов ми­ра. До образования Народной Республики в стране име­лось огромное число людей, лишенных работы, — как в сельской местности, так и в городах. К концу первой пятилетки с безработицей было покончено как с соци­альным явлением. Однако в последующем, по мере экономического развития, положение с занятостью ос­ложнилось.

Аграрная реформа начала 80-х годов высвободила большую массу излишних рабочих рук в деревне (подробно об этом в следующих главах). Экономиче­ские преобразования по-новому поставили вопросы занятости в промышленности, других отраслях хо­зяйства. Необходимость повышения эффективности производства неизбежно требовала сокращения чис­ленности работников на каждом предприятии. В результате стало расти число людей, терявших работу. Стремление к повышению общественной произво­дительности труда, таким образом, вошло в проти­воречие с задачей сохранения высокой степени за­нятости. Правительство, естественно, принимает ме­ры для того, чтобы не допустить серьезной безрабо­тицы в стране: организуются биржи труда, струк­туры по перепрофилированию рабочих и служащих, создаются новые сферы приложения труда (строи­тельство дорог, расширение гидромелиоративного хозяйства и т.п.). В итоге, согласно официальной статистике, государству удается удерживать уровень безработицы в пределах 4%. Однако на самом деле число безработных, или, как говорят в Китае, лиц, «ожидающих работу», судя по материалам прессы, намного выше. Таково одно из объективных проти­воречий, серьезно осложняющих демографическую ситуацию в стране.

Численность занятого населения Китая — около 750 млн. чел.; они распределены по видам дея­тельности следующим образом: в сельском хозяйстве (в Китае это называется «первой сферой») занято 49,1% работающих, в промышленности и строитель­стве («вторая сфера») — 21,6%, в «третьей сфере», куда относятся транспорт, торговля, финансы и все остальные отрасли, — 29,3%. Эти цифры показыва­ют, что почти половина населения все еще связана с сельским хозяйством — отраслью с самой низкой производительностью труда, что соответственно не­гативно сказывается на эффективности общенацио­нального производства, создавая для Китая неблаго­приятные конкурентные условия в рамках мирового хозяйства.

По своему национальному составу Китайская На­родная Республика относится к многонациональным государствам. В стране проживают люди 56 разных на­циональностей. Однако абсолютно преобладает корен­ная, государствообразующая нация — китайцы (ханьцы). На них приходится около 92% всего населения. Остальные относятся к национальным меньшинствам; их общая численность — более 100 млн. чел.

Доминирующая этническая группа — ханьцы — проживает повсеместно, но преимущественно в Цен­тральном и Восточном Китае. Будучи единой нацией, китайцы, живущие в разных регионах страны, заметно различаются между собой по внешнему виду. В северных провинциях преобладают рослые, крепкие жители с монголоидным типом лица; на юге страны они ниже ростом, а лицом ближе к этническим группам, прожи­вающим в странах Юго-Восточной Азии. Еще в боль­шей степени китайцев, живущих в разных регионах, разделяют языковые различия (диалекты). Различия эти настолько велики, что жители разных частей страны практически не понимают друг друга. В целях устране­ния этой преграды в отношениях между людьми единой национальности после образования КНР был выработан общий языковой (речевой) стандарт — «путунхуа» (на базе пекинского диалекта). Важнейшим объединяющим фактором является иероглифическая письменность. Тут уже все китайцы, где бы они ни проживали, пишут, чи­тают, понимают друг друга одинаково.

Национальные меньшинства заселяют в основном западные и северные районы Китая. Согласно Консти­туции КНР, в регионах, где некитайское население проживает крупными компактными группами, образо­ваны автономные районы (всего их насчитывается пять, однако они занимают примерно половину терри­тории страны), в каждом из которых, как правило, пре­обладает та или иная национальность.

Самой крупной некитайской национальной группой являются чжуаны, которых в Китае насчитывается свы­ше 16 млн. чел. Они составляют костяк населения Гуанси-Чжуанского автономного района, расположен­ного на юге страны. В Нинся-Хуэйском автономном районе, находящемся на северо-западе Китая, живут представители национальности хуэй, насчитывающие примерно 2 млн. чел.(другое название — дунгане; их отличие — принадлежность к мусульманской куль­туре). В автономном районе Внутренняя Монголия живет около 3,5 млн. монголов. По существу много­национальным автономным районом является Синьцзян-Уйгурский. Основную массу населения здесь со­ставляют уйгуры (более 8 млн. чел.). Значитель­ными группами населяют этот район также казахи, киргизы, узбеки, татары и др. Довольно однородно представлено население Тибета: населяющая его ко­ренная национальность — тибетцы — насчитывает свыше 2 млн. чел. Всего в Китае, по данным переписи 2000 г., проживало 9,8 млн. хуэйцев, 5,8 млн. монголов, 5,4 млн тибетцев.

Кроме перечисленных, наиболее крупных, нацио­нальных меньшинств в Китае, в разных его регионах, живут представители таких национальностей, как мяо (8,9 млн. человек — Гуйчжоу, Хунань), маньчжуры (10,6 млн. человек), корейцы (Северо-Восток), яо (2,6 млн. человек — Гуанси-Чжуанский АР, Гуандун) и еще многие другие. В местах проживания относи­тельно крупных групп представителей этих нацмень­шинств в составе соответствующих провинций обра­зованы национальные округа, автономные уезды, или хошуны, а также национальные волости.

По Конституции КНР созданная в стране система районов национальной автономии предоставляет на­циональным меньшинствам большие возможности и права в управлении политической, экономической, культурной жизнью этих регионов. Представители национальных меньшинств имеют также возможно­сти на равных правах с ханьцами участвовать в во­просах решения общегосударственных дел, в работе законодательных органов страны, в деятельности об­щекитайских управленческих структур. Со стороны государственных органов национальным меньшинст­вам оказывается в различной форме поддержка в раз­витии их хозяйства, культуры, быта. В экономичес­ком отношении автономным районам предоставляют­ся финансовые, налоговые привилегии. Всемерная поддержка оказывается развитию национальной куль­туры (школы, пресса, радио, телевидение на нацио­нальных языках и т.д.). В районах нацменьшинств конкретные методы и требования в сфере плановой рождаемости смягчены по сравнению с районами про­живания ханьцев.

Автономные районы в процессе экономической ре­формы все теснее интегрируются в общегосударствен­ную хозяйственную систему. Этому способствуют про­живающие в них высококвалифицированные кадры из числа ханьцев: инженеры, техники, врачи, деятели куль­туры. В этом процессе были (а отчасти сохраняются и ныне) некоторые негативные стороны. Иногда недоста­точно продуманная кадровая политика со стороны цен­тра приводила к известной «китаизации» автономных районов, что нарушало интересы, задевало самолюбие национальных меньшинств, вызывая у них определенное недовольство. Правительство КНР учитывает это, внося соответствующие коррективы в конкретные решения и действия, касающиеся национальных меньшинств.

В Китайской Народной Республике со дня ее осно­вания проводится огромная работа по развитию культу­ры, науки, образования. Продолжая намеченную в этом раз­деле тему «качество населения», можно отметить, что в стране, где прежде абсолютное большинство жителей было неграмотным, в настоящее время среди взрослых неграмотными остаются лишь наиболее пожилые люди, а также те, кто населяет самые отдаленные, окраинные районы. В то же время абсолютное большинство детей школьного возраста учится в школах. В Китае работает более тысячи высших учебных заведений, в которых обучается свыше 9 млн. студентов.

И еще несколько штрихов. По данным на 2003 г., на 100 семей городского населения приходилось в среднем: 131 цветной телевизор, а на селе соответст­венно 105. В стране, где обычный телефон был еще недавно большой редкостью, сейчас насчитывается около 263 млн. абонентов стационарной телефонной сети и более 268 млн. абонентов мобильной телефон­ной связи. По этим двум показателям Китай занимает 1-е место в мире.

Вместе с тем было бы ошибкой преувеличивать ус­пехи КНР в повышении материального и культурного уровня жизни населения. В массе своей, особенно в деревне, оно все еще живет бедно. При этом, что все­гда необходимо учитывать, крайне неравномерно рас­пределены «блага жизни» не только между различны­ми слоями общества, но и между людьми, населяю­щими разные регионы Китая. Если восточные про­винции, наиболее крупные города выглядят как стре­мительно растущие, процветающие центры современ­ной цивилизации, то глубинка, особенно в западной части страны, находится еще на начальной стадии преодоления экономической и культурной отсталости. Для полного решения этой проблемы потребуется еще не одно десятилетие.

 

15.Конфуцианство: история становления, сущность, содержание, влияние на историю и культуру Китая. Традиционные конфуцианские ценности в современном мире

 

Китайское обозначение конфуцианства не содержит отсылки к личности его основателя: это кит. упр. 儒, пиньинь: rú или кит. упр. 儒家, пиньинь: rújiā, то есть «Школа образованных людей». Таким образом, традиция никогда не возводила данной идеологической системы к теоретическому наследию одного-единственного мыслителя. Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и идеологем. Древнее конфуцианство стало воплощением и завершением всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации. В этом смысле используется термин кит. упр. 儒教, пиньинь: rújiào.

История конфуцианства неотделима от истории Китая. На протяжении тысячелетий это учение было системообразующим для китайской системы управления государством и обществом и в своей поздней модификации, известной под названием «неоконфуцианства», окончательно сформировало то, что принято именовать традиционной культурой Китая. До соприкосновения с западными державами и западной цивилизацией Китай был страной, где господствовала конфуцианская идеология.

Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве самостоятельной идеологической системы и соответствующей школы связывается с деятельностью конкретного человека, который за пределами Китая известен под именем Конфуций. Это имя возникло в конце XVI века в трудах европейских миссионеров, которые таким образом на латинском языке (лат. Confucius) передали сочетание Кун Фу-цзы (кит. упр. 孔夫子, пиньинь: Kǒngfūzǐ), хотя чаще используется имя 孔子 (Kǒngzǐ) с тем же значением «Учитель [из рода/по фамилии] Кун». Подлинное его имя Цю 丘 (Qiū), дословно «Холм», второе имя — Чжун-ни (仲尼Zhòngní), то есть «Второй из глины». В древних источниках это имя приводится как указание на место его рождения: в пещере в недрах глиняного священного холма, куда его родители совершали паломничество. Произошло это в 551 г. до н. э. близ современного города Цюйфу (кит. упр. 曲阜, пиньинь: Qūfù) в провинции Шаньдун.

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали множество направлений, в III в. до н. э. их было, вероятно, около десяти. Его духовными наследниками считаются два мыслителя: Мэн-цзы (孟子) и Сюнь-цзы 荀子, авторы трактатов «Мэн-цзы» и «Сюнь-цзы». Конфуцианству, превратившемуся в авторитетную политическую и идейную силу, пришлось выдержать жестокую конкурентную борьбу с другими авторитетными политико-философскими школами Древнего Китая: моизмом (кит. упр. 墨家, пиньинь: mòjiā) и легизмом (кит. упр. 法家, пиньинь: fǎjiā). Учение последней стало официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221—209 гг. до н. э.). Император-объединитель Цинь Шихуанди (правил в 246—210 гг. до н. э.) в 213 г. до н. э. развернул жестокие репрессии против конфуцианцев. Значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, а 460 оппозиционеров были закопаны живьём, были уничтожены тексты конфуцианских книг. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II в. до н. э. Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством.

Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии — Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) во II—I вв. до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное (古文經學 «Школа канона древних знаков») и неортодоксальное (今文經學 «Школа канона современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя. Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» — Дун Чжуншу (179—104 гг. до н. э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством. Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.

В период Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 г. до н. э. была учреждена Государственная академия (太學 или 國學), объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй, по результатам которой присваивалась тогда степень «придворного эрудита» (博士 bóshì). Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.

Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо позднее, при императоре Мин-ди (明帝 Míngdì, правил в 58 — 78 гг.). Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний. Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI в., а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 г. на месте рождения Учителя. Он включает в себя копию семейного дома Кунов, знаменитый холм и культовый ансамбль. Канонический образ Конфуция — густобородого старца, — сложился ещё позднее.

В период укрепления имперской государственности, при династии Тан (唐, 618—907 гг.) в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё бóльшее влияние в государстве приобретала новая — буддийская религия (佛教 fójiào), ставшая важным фактором в политической и экономической жизни. Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения. Инициатором процесса стал выдающийся политический деятель и учёный Хань Юй (韓愈 Hán Yù, 768—824 гг.). Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства. Историк китайской мысли Моу Цзунсань (англ.)русск. полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством.

В XIX в. китайской цивилизации пришлось пережить значительный по масштабам духовный кризис, последствия которого не преодолены по сей день. Связано это было с колониальной и культурной экспансией западных держав. Результатом её стал распад имперского общества, и мучительный поиск китайским народом нового места в мире. Конфуцианцам, не желавшим поступаться традиционными ценностями, пришлось изыскивать пути синтеза традиционной китайской мысли с достижениями европейской философии и культуры. В результате, по мнению китайского исследователя Ван Бансюна (王邦雄), после войн и революций, на рубеже XIX—XX вв. сложились следующие направления в развитии китайской мысли:

Консервативное, опирающееся на конфуцианскую традицию, и ориентирующееся на Японию. Представители: Кан Ювэй, Лян Цичао, Янь Фу (嚴復, 1854—1921), Лю Шипэй (刘师培, 1884—1919).

Либерально-западническое, отрицающее конфуцианские ценности, ориентирующееся на США. Представители — Ху Ши (胡適, 1891—1962) и У Чжихуй (吴志辉, 1865—1953).

Радикально-марксистское, русификаторское, также отрицающее конфуцианские ценности. Представители — Чэнь Дусю (陳獨秀, 1879—1942) и Ли Дачжао (李大钊, 1889—1927).

Социально-политический идеализм, или суньятсенизм (三民主義 или孫文主義). Представители: Сунь Ятсен (孫中山, 1866—1925), Чан Кайши (蔣介石, 1886—1975), Чэнь Лифу (陳立夫, 1899—2001).

Социально-культурологический идеализм, или современное неоконфуцианство (当代新儒教 dāngdài xīn rújiào).

В числе представителей первого поколения современного неоконфуцианства включаются следующие мыслители: Чжан Цзюньмай (张君劢, англ. Carsun Chang, 1886—1969), Сюн Шили (熊十力, 1885—1968) и упоминавшийся выше Лян Шумин. Двое последних мыслителей после 1949 г. остались в КНР, и на долгие годы исчезли для западных коллег. В философском отношении они пытались осмыслить и модернизировать духовное наследие Китая при помощи индийского буддизма, заложив в Китае основы сравнительной культурологии. Второе поколение современных неоконфуцианцев выросло на Тайване и в Гонконге после Второй мировой войны, все они — ученики Сюн Ши-ли. Представители: Тан Цзюньи (唐君毅, 1909—1978), Моу Цзунсань (牟宗三, 1909—1995), Сюй Фугуань (徐複觀, 1903—1982). Особенностью метода данных мыслителей было то, что они пытались наладить диалог традиционной китайской и современной западной культуры и философии. Результатом их деятельности, стал опубликованный в 1958 г. «Манифест китайской культуры людям мира» (《为中国文化敬告世界人士宣言》, англ. «A Manifesto for a Re-Appraisal of Sinology and Reconstruction of Chinese Culture»).

Последнее по времени конфуцианское течение формируется в 1970-е годы в США, в рамках совместной работы американских китаеведов и приехавших из Китая исследователей, учившихся на Западе. Данное направление, призывающее к обновлению конфуцианства с использованием западной мысли, называется «постконфуцианство» (англ. Post-Confucianism, 後儒家hòu rújiā). Ярчайшим его представителем является Ду Вэймин (杜維明, р. 1940), работающий одновременно в Китае, США и на Тайване. Его влияние на интеллектуальные круги США столь значительно, что американский исследователь Роберт Невилл (р. 1939) даже ввёл в употребление полушутливый термин «Бостонское конфуцианство» (Boston Confucianism). Это указывает на то, что в Китае в ХХ в. произошёл самый мощный за всю его историю духовный сдвиг, вызванный культурным шоком от слишком резкого соприкосновения с принципиально чуждыми моделями культуры и образа жизни, и попытки его осмысления, даже ориентированные на китайское культурное наследие, выходят за рамки собственно конфуцианства.

Таким образом, за более чем 2500-летнее существование конфуцианство сильно менялось, оставаясь при этом внутренне цельным комплексом, использующим одинаковый базовый набор ценностей.

В оригинальном названии конфуцианского учения отсутствует указание на имя его создателя, что соответствует исходной установке Конфуция — «передавать, а не создавать самому». Этико-философское учение Конфуция было качественно новаторским, но он индентифицировал его с мудростью древних «святых совершенномудрых», выраженных в историко-дидактических и художественных сочинениях (Шу-цзин и Ши-цзин). Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрального правителя, реальная власть принадлежит «учёным» (жу), которые совмещают в себе свойства философов, литераторов и чиновников. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи — с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Семья выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения Конфуция, функция отца была аналогична функции Неба. Поэтому сыновняя почтительность была возведена в ранг основы добродетели-дэ.

16.Даосизм: история становления, сущность, содержание, влияние на историю и культуру Китая. Даосские и конфуцианские ценности: сравнительная характеристика

 

Даосизм в стабильной религиозной организации сформировался только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века.

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.

Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.

Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин» (кит. 道德經). Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.

Другим знаменитым текстом раннего даосизма является «Чжуан-цзы», автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.

 

В начале II века н. э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао-цзы и творец мира — Пань-гу.

Оформление религиозного даосизма произошло во время поздней династии Хань: Чжан Даолин (34 — 156) основал школу Небесных Наставников 天师 и стал её первым патриархом. Во второй половине II века предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок 184—204: Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию в горах провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 и прекратило своё существование.

Позднее появились другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (она же Шанцин) и Линбао.

В литературе (включая китайскую) нередко обсуждается возможность заимствований положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в Индию и основание там буддизма[3]. Указывается также сходство с китайской философией индийской концепции безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью брахманов. Этот вопрос неоднократно ставился в различных даосских школах. Однако детальное исследование отвергает гипотезу прямого заимствования.

Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за пятьсот лет до его рождения. В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, оттеснял её на периферию общественного сознания, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в даосском трактате «Чжуан-цзы» (IV—III вв. до н. э.) говорится о том, что жизнь и смерть — понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как её следует организовать.

Мистические идеалы в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный. В этом его основное расхождение с большинством религий: стремление к бессмертию у даосов заменяет стремление к раю у последователей других верований.

К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу буддийского канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В современном виде Дао цзан представляет собрание из 1488 сочинений.

Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких практиков и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма.[источник не указан 218 дней]

Даосизм в дальнейшем разделился на два течения: школы Сунь Цзяня и Инь Вэня, с одной стороны и школа Чжуан Чжоу с другой.

Известно, что император Канси (1654—1722) был скептически настроен ко всякого рода суевериям и мистическим практикам. Это неудивительно, ведь он был маньчжуром и относился с безразличием к китайской философии. Так, во время одного из путешествий по югу Китая некий местный житель преподнёс ему трактат о достижении бессмертия посредством алхимии. Канси в ответ приказал швырнуть ему книгу обратно. Даосы даже самого высокого ранга также не состояли у императора в фаворитах.[4]

Даосизм в XX век вошёл как традиционная китайская религия. Однако после прихода в Китае к власти коммунистов в 1949 году даосы подверглись гонениям. После реформ Дэн Сяопина в 1978 году положение стало улучшаться. К настоящему времени в стране открылось немалое количество даосских храмов и монастырей. В определенной степени возрождение даосизма обязано росту популярности техники ци гун, которая непосредственно восходит к даосской внутренней алхимии. Даосизм в современном виде представляет собой религию с пышным внешним слоем (обряды, ритуалы, храмы) и эзотерическим внутренним содержанием, включающим в себя техники для совершенствования тела, ума и духа.

Основные категории даосизма

Дао (道) — буквально «путь», в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире

Дэ (德) — буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным У-вэй (無為) — буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать

Пу — буквально «необработаный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.

Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние было настолько глубоким, что нашло отражение даже в деятельности иезуитских миссионеров: так, Маттео Риччи состоял в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику — в то время как его оппонент, Руджиери (Michele Ruggieri), утверждал сходство между понятиями Дао и логос.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 750 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2272 - | 2094 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.