Постклассический реализм представлен его теорией «столкновения цивилизаций». В соответствии с ней одной из важных особенностей Мировой политики является возрастание роли цивилизаций – культурных сообществ, отличающихся друг от друга историей, языком, традициями, но более всего религией. Как считает Хантингтон, защищая собственные ценности, цивилизации стремятся к власти. Т.е. мировая политика в XXI в. будет определяться конфликтами не между государствами, а между религиозно-культурными цивилизациями.
С. Хантингтон считает утопичными упования на создание в будущем некой единой общемировой цивилизации с преобладающими западными ценностями. «На поверхностном уровне, – пишет он, – многое из западной культуры уже пропитало остальной мир. Но на глубинном уровне западные идеи и представления фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. В исламской, конфуцианской, индуистской, буддийской и православной культурах почти не находят отклика такие западные идеи, как индивидуализм, либерализм, права человека, верховенство закона, демократия, свободный рынок».
По мнению Хантингтона, с разрушением двухполюсного мира человечество ожидает повсеместное нарастание фундаменталистских настроений, а соответственно, обострение противоречий, и вероятнее всего столкновение между 7–8 базовыми цивилизациями(западная,конфуцианская,японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская,(возможно) африканская цивилизации).
Центральной осью мировой политики в будущем станет конфликт между "Западом и остальным миром", и реакция незападных цивилизаций на западную мощь и ценности.
По отношению к другим цивилизациям Запад находится сейчас на вершине своего могущества. Если не считать Японии, у Запада нет экономических соперников. Он главенствует в политической сфере, в сфере безопасности, а совместно с Японией — и в сфере экономики.
Различия в масштабах власти и борьба за военную, экономическую и политическую власть являются, таким образом, одним из источников конфликта между Западом и другими цивилизациями. Другой источник конфликта — различия в культуре, в базовых ценностях и верованиях.
Контент-анализ – формализованный анализ текстов
в политических науках был впервые применен американским исследователем Г. Лассуэлом и его сотрудниками при изучении пропагандистской направленности политических текстов и описан ими в 1949г.
В самом общем виде данный метод может быть представлен как систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний или сюжетов. Далее частота этих словосочетаний или сюжетов сравнивается с их частотой в других письменных или устных сообщениях, известных как нейтральные, на основе чего делается вывод о политической направленности содержания исследуемого текста. (пример – анализ послания президента федеральному собранию)
13. Ивент-анализ (или анализ событийных данных)
направлен на обработку публичной информации, показывающей, «кто говорит или делает что, по отношению к кому и когда».
Систематизация и обработка соответствующих данных осуществляется по следующим признакам:
1)субъект-инициатор (кто);
2) сюжет или «issue-area» (что);
3) субъект-мишень (по отношению к кому) и
4) дата события (когда)
Систематизированные таким образом события сводятся в матричные таблицы, ранжируются и измеряются при помощи ЭВМ. Эффективность данного метода предполагает наличие значительного банка данных.
(пример: анализ определенного события – провозглашение независимости Косово анализируются выбросы в СМИ – резонанс)