Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предмет социальной философии




Социальная философия - важнейшая область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет и ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования.

Социальная философия анализирует не только отношения и связи общества с иными сферами окружающей и охватывающей людей реальности, осмысливая общие проблемы бытия природы и человека, но изучает и специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей, которые характерны именно для нее как особой формы бытия мира в целом. Это означает, что социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной, кроме нее, форме знания об обществе.

Специфика социально-философского взгляда на общество заключается, в частности, в рассмотрении его как дифференцированной и сложноорганизованной целостности, выявлении его существенных черт, строения, закономерностей функционирования и развития. Это есть социальная онтология, т.е. знание о бытии общества, об условиях его существования как такового; знание, раскрывающее фундаментальные основы общества посредством создания определенной системы категорий. Общество рассматривается как надприродная реальность, способ существования которой принципиально отличается от других видов бытия объективного мира. Эта реальность возникает и существует только в процессе деятельности людей. Социальная философия выполняет целый ряд функций.

Мировоззренческая состоит в выработке определенного целостного взгляда на строение, функционирование и развитие общества, его прошлое, настоящее и будущее;

критически-рефлексивная - в осмыслении современного этапа социального развития с точки зрения представлений об идеальном, совершенном устройстве общественных порядков;

методологическая - в определении границ предмета частных социальных и гуманитарных дисциплин - политологии, социологии, истории и т.д., в разработке базовых принципов и понятий этих дисциплин.

Предметом социальной философии являются: во-первых, общество как целостная социальная система; во-вторых, законы ее функционирования и развития; в-третьих, взаимодействие между собой различных обществ; в-четвертых, практическая деятельность людей и их общественные отношения; в-пятых, специфика типа связей индивидов в единое целое. Само понятие «общество» может употребляться в двух смысловых значениях.

1. В широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

2. В узком смысле - конкретный исторический тип социальной системы, определенная форма социальных oтношений.

Таким образом, объектом познания социальной философии является не весь мир, универсум в его целостности и беспредельности изменений природы, бытия и мышления вообще, но только общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Объект социально-философского познания - это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей, сложно переплетенных случайных и закономерных причинных факторов и следствий. Соответственно и предметом социальной философии является не знание всеобщего и целого о бытии мира, возможностях и способах его осмысления, а знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития. Все это определяет и основную проблему социальной философии - вопрос о том, что есть общество, или, что то же самое, какова его природа (основания) и закономерности существования и развития.

Необходимо отметить, что все вопросы, которые решались философией на том или ином историческом этапе, содержали в явном или неявном виде и соответствующие оценки действительности, выражали ценностное отношение философов к ней. В этом смысле все философские учения были вполне тождественны той эпохе, в которой они выдвигались и формулировались. Так, уже в античной философии, прежде всего в учениях Платона и Аристотеля, решались вопросы тождества общего и частного в условиях общежития людей, оптимальных возможностей его гармонизации. Именно античные философы на основе установок той эпохи вполне определенно заявляли о необходимости упорядочения общественной жизни, предлагали проект-прообраз идеального государства, подчеркивая, что гармония добродетелей составляет суть государства и отдельного человека.

Таким образом, можно сказать, что социально-философские идеи практически всегда созвучны исторической эпохе, в которой они выдвигаются и формулируются. В этой связи, естественно, возникает вопрос о том, что же все-таки такое социальная философия: объективное общенаучное знание о социальной действительности или ценностное (субъективное) знание, определяющее смысл и задачи действий людей некой конкретно-исторической эпохи?

В истории философии существует множеств объяснении понимания причин и условий этих связен и закономерностей. Систематизируя, можно выделить три подхода.

1. Натуралистический - человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира жшюгпых и Космоса R целом. Внутри (шлралистического подхода, в свою очередь, также можно обозначить три направления, сводящие причины развитии общества к:

а) ритмам солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский. Л. Гумилев);

б) особенностям географической, природно-климатической среды (Шарль Монтескье, И. Мечников.);

в) специфике человека как природного существа, его генетические, расовые и половые особенности (Э. Уилсон, Р. Докинс и др.).

2. Идеалистический - сущность связей усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, духовных начал (единая государственная идеология или религия, выполняют роль скелета общественного устройства). Пока «жива» идея - общество развивается и проиветает. идея «умерла» - общество «развалилось». Таким образом, причина всех изменений в обществе -- сознание людей или Мировой дух.

Делается вывод, о главенствующей роли сознания, и необходимости духовного совершенствования каждого человека.

3. Материалистический - объективные связи и основы развития общества усматриваются в развитии материального общественного производства. Таким образом, первооснову развития общества надо искать не в сознании, а в условиях жизни людей, которые в решающей степени обуславливают мотивы деятельности, поведения, а также желания, стремления и цели каждого человека.

2. Социальная структура и основные сферы жизни общества.

В основе социальной структуры общества лежат:

а) общественное разделение труда;

б) отношение собственности на средства производства и его продукты.

Это порождает социальные группы (классы, профессиональные объединения), слои (городское и сельское население), работников умственного и физического труда и др.

Основными элементами социальной структуры являются:

· классы;

· люди города и деревни;

· представители физического и умственного труда; сословия (социальные группы, место в обществе которых определяется их положением и традициями, правовыми актами);

· социально-демографические группы (молодежь, мужчины, женщины, пенсионеры);

· национальные общности (нации, этнические группы и др.).

Сами по себе социальные группы и национальные общности по составу неоднородны и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы со своими собственными политическими, экономическими, социальными и др. интересами.

Взаимосвязь между элементами социальной структуры носит динамичный характер и проявляется по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов.

Основные тенденции в развитии социальной структуры российского общества проявляются в следующем:

а) идет активный процесс дифференциации общества;

б) сближаются условия труда, его характер и содержание у представителей различных групп;

в) происходит нарушение сложившегося социального равновесия, что ведет к социальной нестабильности (резкое расслоение на бедных и богатых, которые нажили свое богатство незаконными путями).

Основными сферами жизни общества (типами совместной деятельности людей) являются:

экономическая (материальное производство); социальная;

политическая (организационная, регулятивная); духовная.

Экономическая сфера включает в себя: производство; распределение; обмен;

· потребление материальных благ.

· Ее значение для развития общества основополагающее.

Социальная сфера — это сфера взаимоотношений всех социальных групп и слоев населения, а также национальных общностей по поводу условий их жизни и деятельности. Речь идет: о создании здоровых условий труда; обеспечении необходимого уровня жизни; решении проблем здравоохранения; обеспечении права на образование; решении вопросов социального обеспечения.

Степень удовлетворения этих вопросов определяет уровень и качество жизни. Именно на это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера - это пространство деятельности основных элементов социальной структуры (классов, национальных общностей, партий, движений, общественных организаций), направленной на осуществление их политических интересов, т.е. оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах. Для этого каждый из них расширяетсвои политические права и свободы. Сегодня роль политической сферы существенно возросла.

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере. Духовная сфера это поле деятельности учреждений образования и воспитания, а также профессиональное искусство - театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура и т.д. В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить.

Материальная сфера (сфера материального производства) представляет собой совокупность отраслей материального производства, производящих или доводящих до потребителя материальные блага.

Материальное производство - это процесс создания материальных благ. Его роль сводится к следующему:

во-первых, материальное производство обеспечивает существование общества и функционирование всех сфер (социальной, духовной, организационной и др.);

во-вторых, материальное производство непосредственно обуславливает развитие социальной структуры общества (существование классов, социальных групп, слоев);

в-третьих, материальное производство (способ производства) обуславливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов;

в-четвертых, материальное производство обеспечивает существование и развитие духовной сферы как в материальной плоскости (строительство зданий театров, кинотеатров, филармоний, библиотек, типографий и т.д.), так и в непосредственно духовной (развитие искусства, науки, религии, морали).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4837 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.