Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Периодизация русской философии. Особенности первого этапа развития (XI-XVII вв.)




История философской мысли в России — органическая часть всемирной истории философии. Русская философия в ее развитии показывает, что основные проблемы мировой философии являются и ее проблемами. Однако подход к этим проблемам, способы их усвоения и осмысления глубоко национальны.

С появлением в России университетов в XVIII веке (Московского, Петербургского) философская мысль оживилась, стали возникать собственно российские профессиональные кадры философов.

Несмотря на это принято считать, что русская философская мысль в своем становлении и развитии проходит ряд этапов, которые сопоставимы с этапами развития государства и культуры.

I этап - XI - XVII вв.

II этап - XVIII - XIX вв.

III этап - XIX - XX вв.

Это деление условно, так как каждый этап неоднороден, имеет свои особенности и свои внутренние течения. Можно дать и такую периодизацию: В истории русской философии можно выделить два относительно самостоятельных периода: предфилософии и философии.[4]

Период предфилософии (XI-XVII вв.) характеризуется глубокими и тесными связями элементов философского творчества с религиозной стихией Древней Руси и богословскими идеями византийского христианства. В литературных и религиозных текстах этого времени отчетливо просматривается философская проблематика. В понимании предыстории русской философии не следует, видимо, руководствоваться традиционными мерками, а нужно учитывать ее специфику. Период собственно философии начинается с XVII века.

Отличительная особенность древнерусской философиии:

во-первых, отсутствие самостоятельного статуса; невычлененность из общекультурного фона, прежде всего, из религиозной литературы; это сдерживало развитие философии как самостоятельного вида деятельности, не способствовало развитию понятийного аппарата и созданию философских систем;

во-вторых, ярко выраженная религиозная направленность, т.к. центрами духовной жизни в то время являлись монастыри. Самобытность русской философии связанна с процессами христианизации (начало положено крещением Руси в 988 г.) и в связи с этим философская мысль:

с одной стороны - восприняла ряд черт и образов языческого мировоззрения и культуры,

а с другой - связав себя узами с Византией, стала впитывать античную философию.

Преобладающими проблемами древнерусской философской мысли являлись понятия о душе, о взаимодействии души и тела, о мудрости, о знании вообще и др.;

Христианское учение вносит в культуру идею «начала» и «конца», применимую как к отдельному человеку, так и к человеческой истории в целом. Здесь понимание свободы воли предполагает также и моральную ответственность за содеянное при жизни, вводится тема греховности, покаяния, жалости к несовершенному человеку.

Отсюда то главное внимание, которое уделялось на Руси «внутренней философии», нацеленной на богопознание и спасение человеческой души и восходящей к учениям восточных отцов церкви.

Выдающимся представителем Кирилло-мефодиевской традиции является Иларион — первый киевский митрополит из русских. До него на эту должность назначались греки. Иларион написал произведения, дошедшие до наших дней: «Слово о законе и благодати», «Молитва» и «Исповедание веры». Наиболее известное из них «Слово», являясь богословским сочинением, вместе с тем представляет собой и своеобразный историософский трактат. Здесь дается масштабное осмысление мировой истории, разделенной на три периода: языческий («идольский мрак»), иудейский, соответствующий Моисееву закону, и христианский — период утверждения истины и благодати.

Крупным мыслителем был также митрополит Никифор (2-я половина XI — 1121). По происхождению этнический грек, Никифор олицетворяет своим творчеством скорее «византийский», чем «славяно-русский» (как у Илариона), тип философствования. Он является распространителем идей христианизированного платонизма на русской почве. Большой интерес представляет его сочинение «Послание Мономаху о посте и о воздержании чувств». Наряду с важными для христианского благочестия поучениями о пользе поста, смиряющего низменные, плотские устремления и возвышающего дух человека, здесь содержатся и более общие рассуждения философско-психологического характера. В них нашло отражение учение Платона о душе.

Развитие русского национального сознания нашло свое отражение и в религиозно-философских идеях того времени. Обоснование идеи единства Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром — Москвой содержится в «посланиях» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея (ок. 1465 — ок. 1542) к разным лицам: Василию III, к дьякону Мисюрю Мунехину, Ивану IV (Грозному). Суть принадлежащей Филофею идеи «Москва — Третий Рим» формулируется следующим образом: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».

Господство церкви в средневековой русской культуре не исключало наличия противоречий и разногласий среди духовенства. В конце XV — начале XVI вв. возник конфликт между нестяжателями и иосифлянами. Богословскую партию нестяжателей возглавлял Нил Сорский (1433—1508), а идейным руководителем иосифлян был Иосиф Волоцкий (1439/1440— 1515). Иосифляне выступали за неукоснительную регламентацию церковной жизни в соответствии с разработанным Иосифом Волоцким «Уставом», в котором содержались строгие предписания по части соблюдения установленных правил и обрядов. Принадлежавшее ему же сочинение под названием «Просветитель» осуждало ереси.

Ярким представителем этого этапа развития философской мысли является Максим Грек (до принятия пострига - Михаил Триволис).

В 1518 г. по просьбе великого князя Василия III в Москву из Афона прибыли монахи - переводчики, и среди них - Грек. В 1525 г. он был обвинен в ереси и политических преступлениях, осужден и много лет провел в заключении (шесть лет- в темнице Волоколамского монастыря и 15 лет — в Тверском монастыре).

По прибытии в Россию, не знавший даже русского языка, Максим Грек стал одной из ярких фигур в истории русской религиозно-философской мысли, а после смерти - русским святым.

Суть взглядов.

1. Хорошо зная учения Сократа, Платона, Аристотеля, Августина Блаженного и др. мыслителей он утверждает, что философия, «без умаления есть вещь весьма почитаемая и поистине блаженная». Важнейший вопрос, который необходимо выяснить - каков тот единственный жизненный путь, который может привести человека к спасению.

2. Человек состоит из трех начал:

а) плотское;

б) душевное;

в) духовное.

Ум - «кормчий души», выполняет главенствующую роль по отношению к телу и душе.

3. Сам ум нуждается в просвещении и нравственном совершенство-

4. Высшая цель человека - постичь любовь к Богу н человеку, не допуская Зла. Для этого надо победить гнев, праздность, быть скромным, избежать гордыни.

5. В своих воззрениях на государственную власть он был сторонником гармоничного единства светской и духовной власти, полагая, что лучшей формой государства является просвещенный абсолютизм, который опирается на закон.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1741 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.