Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 8. Учение о бытии и философская картина мира




Вопросы:

1. Категория бытия и её специфика. Основные виды и формы бытия.

2. Материя: эволюция понятия и подходы к осмыслению.

3. Идеальное бытие и его формы.

 

1. Категория бытия и её специфика. Основные виды и формы бытия.

Бытие — одна из важнейших категорий философии. Она выражает представлении о философской картине мира. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. В современной философской литературе указывается два значения слова «бытие». В узком смысле слова — это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком — это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей.

Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. Термин «онтология», происходящий от сочетания древнегреческих слов «онтос» (сущее) и «логос» (знание), обозначает «знание о сущем». Данное значение сохраняется до сих пор, и онтология понимается как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Онтология - учение о бытии как таковом. Бытие — это фундаментальный принцип объяснения. Оно — непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире — преходяще. Бытие просто есть, существует. Всеобщность же бытия проявляется через единичное существование конкретных предметов.

БЫТИЕ есть предельно широкое понятие, объединяющее основные идеи о существовании мира:

1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество существуют равно, хотя в различных формах;

3) их существование есть предпосылка единства мира;

4) в силу объективности существования и развития, мир образует совокупную реальность, действительность;

5) эта реальность существует до и независимо от воли и желания людей.

В философии со времен античности различают бытие и сущее.

Сущее - совокупность окружающих вещей. Но в многообразии вещей можно обнаружить то, что является общим для них всех. Это одновременно и набор количественно-качественных характеристик вещи, и совокупность вещей. Такой "нейтральный" признак всего сущего заключается в том, что оно вообще существует. Это выражено в понятии бытия. Почему вообще что-либо есть, и на чем оно держится? Что является его причиной? Бытие - последнее, о чем допустимо спрашивать, но оно не может быть традиционным образом определено. Все исторически дававшиеся определения бытия были мнимыми. В любой проблеме, особенно это касается духа, сознания, материи, есть что-то последнее, что само не может быть определено.[5]

Основные виды и формы бытия:

Все существующее можно подразделить на два основных вида:

а) материальное бытие, материя;

б) духовное бытие, дух, идея.

Их объединяет то, что они существуют во времени. Разъединяет то, что материальное бытие существует в пространстве, а духовное - вне пространства.

Есть и другое разделение понимания бытия. По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний, или материальный природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека.

Основные формы бытия.

1. Бытие вещей, процессов:

а) природы как целого, ее частей, состояний;

б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком.

2. Бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.

3. Бытие духовного (идеального):

а) индивидуализированное - неотделимое от конкретной жизнедеятельности индивида;

б) объективированное - может существовать и часто существует вне индивида.

4. Бытие социальное:

а) бытие отдельного человека;

б) бытие общества;

Осмысление бытия является предпосылкой для понимания единства мира.

2. Материя: эволюция понятия и подходы к осмыслению.

Из понятия бытия, как совокупной реальности, следует, что существует:

а) «объективная реальность», т.е. то, что не зависит в своем существовании от воли, желания, сознания индивидов и общества, т.е. «материя»;

б) «субъективная реальность», т.е. то, что зависит от воли и желания индивидов, сознание.

Материя (ввел в философский оборот данное понятие Лукреций Тит Кар (99-55 гг. до н.э.) от латинского слова mater - «мать») как объективная реальность включает в себя бесконечное множество всех существующих в мире предметов, систем и процессов, их свойств, связей отношений, а также форм движения.

Понятие материи не дается человеку a priori, не с него, как понятия, начинается формирование мировоззрения человека и далеко не в каждом индивидуальном мировоззрении оно, между прочим, имеется.

Ограниченность материализма XVIII в. в понимании материи выражалась прежде всего в абсолютизации достигнутых научных знаний, попытках "наделить" материю физическими характеристиками. Так, в трудах П. Гольбаха наряду с самым общим пониманием материи как мира, воспринимаемого с помощью органов чувств, говорится о том, что материя обладает такими абсолютными свойствами, как масса, инерция, непроницаемость, способность иметь фигуру. Это значит, что главным принципом материальности признавалась вещественность, телесность окружающих человека предметов.

Существовало и понимание материи как субстанции, что особенно характерно для философии Б. Спинозы. Субстанция - это не мир, окружающий человека, а нечто, стоящее за этим миром, обусловливающее его существование. Субстанция обладает такими атрибутами, как протяжение и мышление. При этом оставалось, однако, непонятно, как связана единая, вечная, неизменная субстанция с миром изменяющихся вещей. В марксистской теории как бы расширяются границы материальности, к которой относятся не только сами предметы с их вещественностью и телесностью, но также свойства и отношения (не только огонь, но и свойство теплоты, не только сами люди, но и их производственные отношения и т.д.). Именно в этом состоит вклад марксизма в понимание материи, который до сих пор недостаточно исследован.

Понимание материи как объективной реальности, существующей независимо от человека и не тождественной совокупности его ощущений, способствовало преодолению созерцательности предшествующей философии. Это вызвано анализом роли практики в процессе познания, которая позволяет выделять новые предметы и их свойства, включенные на данном этапе исторического развития в объективную реальность.

В философии существует несколько подходов к понятию «материя».

1. Материалистический подход - материя есть основа бытия. Дух. сознание, человек - порождение материи. Материя первична и представляет собой наличное бытие.

2. Объективно-идеалистический подход - материя существует объективно, но есть порождение первичного идеального (абсолютного) духа.

3. Субъективно-идеалистический подход - материи, как самостоятельной реальности, не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа.

4. Позитивистский - понятие «материя» ложно, так как ее существование нельзя полностью изучить при помощи опытного научного исследования. В современной российской науке, философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи.

Материя рассматривается, как основа единства мира.

В этом смысле она есть субстанция (лат. Substantia - сущность), т.е. первопричина всех существующих в мире материальных и духовных образований.

Понятие «материя» употребляется в двух значениях:

Первое - материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, и отображаемая им.

Второе - материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания, и, отображаемой им.

Особенность такого понимания материи состоит в том, что материальными признаются не только телесные предметы, но также свойства и отношения этих предметов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2625 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.