Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Является ли ценность атрибутом конкретной вещи или это результат оценивания ее человеком, обществом в зависимости от ее полезности




Другими словами, или:

а) ценность есть нечто объективное, существующее само по себе;

б) ценность является субъективным оценочным суждением произвольного характера.

 

В зависимости от понимания природы ценностей, сформировалось несколько теорий.

1. Натуралистический психологизм - ценности понимаются как объективные факторы реальности и зависят от биологических, а такжепсихологических потребностей людей. Т.е. каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

2. Аксиологический трансцендентализм - ценность понимается как идеальное бытие. Она не реальность, а идеал, носителем которого является запредельный субъект (Абсолютный дух, мировой разум), т.е. «сознание вообще». Здесь ценности не зависят от человека.

3. Персоналистический онтологизм - в этой теории утверждается объективный характер ценностей, которые образуют сущностную основу личности. Ценности могут существовать и в предметах, и отдельно, независимо от предметов (ведь цвет существует независимо от предметов, точно так же может существовать Добро, Справедливость и т.д.). Познание ценностей основано на чувстве любви или ненависти. В современной научной литературе также существуют разные точки зрения на природу ценностей:

а) ценность понимается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека;

б) ценность понимается как идеал (т.е - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений);

в) ценность - как норма (руководящее начало, правило, образец);

г) ценность - как значимость чего-либо вообще для человека, любой социальной группы или общества.

Все эти понятия не исключают, а дополняют общую концепцию ценностей, которые выступают в виде оценки - осознания вещей и их свойств как необходимых и важных для человека.

Многообразие потребностей и интересов человека выражаются в сложной системе ценностей.

Все ценности различаются:

во-первых, по времени их существования: - конкретно-исторические (те или иные ценности по разному осознавались в то или иное время, эпоху);

во-вторых, по содержанию, что соответствует представлениям о подсистемах общества, и выступают в виде трех основных групп:

а) материальные (экономические);

б) социально-политические;

в) духовные.

Материальные - ценности включают в себя:

- производственно-потребительские или утилитарные;

- отношения к собственности;

- обеспечение быта и т.д.

Социально - политические ценности:

- представления о социальной справедливости;

- представления о свободе;

- представления о правах человека;

- представления о роли и функциях государства;

- представления о роли политических партий, движений, объединений и т.д.

Духовные ценности:

- нравственные (этические);

- правовые и политические;

- эстетические;

- религиозные;

- гносеологические, в третьих, по носителю:

а) общечеловеческие;

б) национальные;

в) групповые;

г) индивидуальные или личностные; По субъекту, т.е. носителю, ценности могут быть двух видов:

а) надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, профессиональные, демографические, специфические и.т.д.);

б) индивидуальные, субъективно-личностные.

По форме бытия все ценности тоже могут быть двух видов:

а) материальные (предметные);

б) идеальные (духовные).

Истинным вопросом философии является выяснение отношений между надындивидуальными и индивидуальными ценностями. Во-первых, что первично - индивидуальные или общественные ценности?

Во-вторых, что из чего выходит - индивидуальные из общественных или общественные из индивидуальных?

В то же время ряд философов полагает, что эти вопросы надуманы.

Общественные ценности предзаданы сознанию индивида:

а) формируются и существуют до его рождения,

б) продолжают существовать после его смерти.

Эстетические ценности

Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие здесь - "эстетическое". Иногда его отождествляют с понятием "прекрасное ". Эстетическое - как чувственно воспринимаемое и приносящее удовольствие и наслаждение - присуще различным сферам человеческого бытия. Носителями эстетического потенциала являются природа, человек, процесс и результат человеческой деятельности. Наряду с прекрасным в жизни существует и то, что принято обозначать категорией "безобразное". Представления о нем связаны с дисгармонией, уродством, несоответствием частей и целого, внешним несовершенством, внутренней рассогласованностью, безнравственностью, ущербностью, бездуховностью. "Возвышенное" и "героическое" - понятия, охватывающие собой разнообразные явления реальности. Возвышенными могут быть мысли, чувства, стремления, мотивы действий, характер отношений. Возвышенному противопоставляется низменное. (В искусстве низменное, подобно безобразному, о котором речь шла выше, может испытывать те же превращения, т.е. становиться источником эстетических чувств.)

Героическое - свойство человеческих мыслей, порывов и поступков - в жизни встречается чаще, чем принято считать. Но человеку не свойственно замечать не бросающийся в глаза героизм повседневности, ежедневный подвиг людей, спасающих чужие жизни, иногда ценою своих собственных. Героическое часто выступает объектом искусства, и здесь эстетическое отношение к нему сопряжено, как правило, с нравственной оценкой.

Трагическое и комическое - категории-антиподы: восприятие первого вызывает чувство потрясения, эмоционального напряжения, страха, отчаяния; второе порождает положительные эмоции, удовольствие, смех. Трагическое в жизни (природные катаклизмы, катастрофы, войны, революции, политическое насилие, смерть близких, потеря жизненных ориентиров, крушение надежд) является причиной сильнейших эмоциональных переживаний, стрессовых реакций, действий, приводящих в свою очередь к трагическим последствиям (убийство, самоубийство, противоправные действия, безнравственные поступки). Трагедии и драмы в жизни (личные и социальные) вряд ли могут быть положительно эмоционально окрашены. Иное дело в искусстве - здесь трагическое приобретает черты возвышенного, прекрасного. Античная трагедия, трагедии Шекспира восхищают нас силой человеческого духа, величием души героев. Восприятие трагического, переживание, страдания в искусстве приводят к очищению (катарсису).

Эффект комического обычно связан с несоответствием между явлением и сутью, между сущим и кажущимся, между формой и содержанием. Комическое - одна из самых загадочных эстетических категорий. Комическое несет в себе и разрушающее, и созидающее начала, борясь с одним, оно утверждает другое, ведя от несовершенства - увиденного и преодоленного - к совершенству, которое почти всегда есть результат борьбы и преодолений, итог перерождения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 889 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.