Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблемы интеллектуализации социально-культурной сферы




Рассмотрев варианты современной компьютеризации и медиатизации социально-культурной сферы необходимо более подробно остановиться на самом значимом процессе — интеллектуализации.

Появление технологии мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения. Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения.

Развитие мультимедийных технологий отразилось не только на науке и игре, но и на искусстве. Так, например, выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM "Сокровища России", посвященный русскому искусству X — начала XX веков, содержит карты Российского государства в динамике его развития и так называемую временную линию, позволяющие вести анализ развития русского искусства во времени и пространстве.

К сожалению, предоставляемые новыми информационными технологиями возможности для интеллектуального и культурно-духовного развития личности реализуются весьма неудовлетворительно.

По достаточно жестким оценкам наша сегодняшняя компьютерная действительность такова — усредненный член российского компьютерного сообщества изъясняется языком, на 50% состоящим из искаженных производных от английского техносленга, а его жизненный стиль активно вписывается в стандарты массовой культуры. Как результат, практически полная остановка собственного развития — вся деятельность в сфере информационных технологий, по сути, сводится к локализации — программ, техники, идей. Редкие исключения, к сожалению, погоды не делают.

Российская компьютерная молодежь превратилась в набор типажей, которых философ Хайдеггер назвал "дасманы", т.е. усредненных людей массовой культуры, легко поддающихся внушению.

По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала второе место в мире по коэффициенту интеллектуализации, к началу 90-х годов — уже 42-е, в настоящее время данная статистика недоступна. Нередко школьники не справляются с тестами, созданными 10—15 лет назад в расчете на среднего ученика.

Вестернизация, американизация русского языка, видимо, происходит по ряду причин, в том числе — следующим: практически все программные продукты (за небольшим исключением) имеют англоязычную программу установки; практически ни одна программа, имеющая возможность поиска, не переключает автоматически клавиатуру на ввод кириллицы; в значительном числе программ присутствуют англоязычные элементы интерфейса и т.д.

Специальные исследования направлений и динамики развития так называемого русского новояза постоянно проводятся фирмой ComTek International[150]. Результаты вызывают большую тревогу, так, например, русскими словами пользователи считают (в скобках — количество Web-страниц): вебмастер (на 24), копирайт (на 25), постмастер (на 56), сайт (на 179) и эксклюзив (на 179).

В результате значительного падения в целом уровня социализации современной молодежи на повестку дня вышла проблема ресоциализации личности в условиях информатизации, значение решения которой для интеллектуального развития общества, видимо, не требует обоснований.

Досуговая деятельность. Информатизация представляет богатые возможности для реализации различных досуговых интересов.

В мире уже достаточно давно фиксируется четкая тенденция развития "инфоразвлечений", становления, как иногда определяется специалистами, цивилизации избыточного досуга.

Как известно, развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие и интерактивные. За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств. Компактные диски знаменуют развитие пятого поколения. Первые три поколения интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений. В настоящее время можно особо выделить компьютерную мультипликацию. Оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются примером продукции пятого поколения.

Проблеме маркетинга досуга через сеть Интернет посвящают свои исследования, в частности, ученые Великобритании[151].

Как уже отмечалось, по оценкам ряда специалистов, в 2000 году число пользователей в мире достигло 1 млрд. и количество купленных персональных компьютеров превысило число купленных телевизоров, таким образом, очевидно, что домашний компьютер вместе с разнообразными on-line-службами в перспективе поглотит интерактивное телевидение.

Вопросы для повторения к главе 2:

1) Охарактеризуйте социальные условия развития процесса информатизации в России.

2) Раскройте суть проблемы "электронизации" информационных фондов России.

3) Как может быть оценено современное расположение баз данных по территории России?

4) Назовите объективные и субъективные причины нескладывания системы социальной информации в России.

5) В чем заключаются социологические проблемы развития российского сектора глобальной сети Интернет?

6) Каковы специфические для России технические и социально-экономические проблемы развития сети Интернет?

7) Перечислите новые возможности, предоставляемые информатизацией, для совершенствования современного образа жизни.

8) Определите способы решения проблемы адаптации лиц с ограниченными физическими возможностями в современной ин формационной среде.

9) В чем заключаются тендерные проблемы информатизации?

10) Каковы объективные причины американизации русского языка?

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 413 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2254 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.