Темпы и содержание информатизации напрямую зависят от социальных условий, реальной обстановки, в которой она происходит, т. е. от состояния всех сфер жизни общества в контексте с ее предпосылками (см. раздел 1).
Техносфера.
Сейчас в России процесс информатизации вступил в 3-ю фазу своего развития.
1-я фаза — начало 70-х годов — появление вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации ("Минск-32", далее ЕС-ЭВМ). Не этом этапе создавались АСУ воздушным и железнодорожным транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом[136].
2-я фаза — 1983 год, когда была разработана общегосударственная программа по развитию средств вычислительной техники и АСУ до 2000 года (реакция на "вызов" Японии, заявившей о начале разработки машин пятого поколения). В 198S году программа была продлена до 2005 года и уточнена в связи с необходимостью отражения в ней средств персональной информатики.
1993 год — начало 3-й фазы, когда после распада CCCF возникла необходимость создания концепции информатизации РФ. Техническая база информатизации существенно ослаблена из-за принадлежности ряда оборонных предприятий-производителей вычислительной техники Украине и другим странам CHГ
В России существенная для информатизации техническая предпосылка — уровень телефонизации — весьма невысок. ГЦ состоянию на 1993 год Россия по уровню оснащения телефоне ми занимает 33-е место в мире и 21-е в Европе. По оценкам экспертов количество персональных компьютеров в России в начале XXI века приближается к 27-30 млн.
Рассматривая технические условия информатизации в России, отметим, что в стране накоплен достаточно мощный потенциал, который при разумной конверсии позволяет надеяться на ее успешное развитие.
В качестве обнадеживающих тенденций можно назвать: сближение, по уровню, несмотря на проблему соотношения качество/цена, так называемых "красной" и "желтой" сборок компьютеров, тот факт, что сегодня уже каждый второй проданный в России персональный компьютер собран на ее территории, а также попытку начать мелкосерийное производство суперкомпьютера "Эльбрус-3-1".
Политическая сфера. При анализе политических условий информатизации в России важно отметить, что идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать "извне" и нашу страну.
Однако слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа "изнутри" на совершенствование информационной среды.
Неглубокие корни демократии как нормы политической жизни, явно недостаточные темпы демократизации общества, отсутствие политической стабильности продолжают сдерживать приток в Россию иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на информатизацию.
Экономическая сфера. В стране продолжается экономический кризис. Процесс демонополизации экономики развивается по схеме, весьма далекой от идеального варианта экономических предпосылок информатизации, рассмотренного нами в разделе 1. Стихийный процесс конверсии не позволяет использовать потребности и возможности военно-промышленного комплекса для информатизации.
Объемы выделяемых и необходимых для информатизации финансовых средств разнятся более чем на три порядка (для примера, стоимость одного суперкомпьютера составляет около 15—20 млн. долларов). Реальные финансовые средства для информатизации сегодня имеются в регионах, именно поэтому наиболее развит региональный вариант информатизации.
Проблема телефонизации будет решаться преимущественно за счет систем космической связи (введение системы "Экспресс", совместная эксплуатация военных спутников в рамках конверсионных программ и т.д.).
Культурно-духовная сфера. Ситуация в этой сфере может быть описана, на наш взгляд, следующим образом:
· информация не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей. Новое информационное сознание находится в стадии становления (интеллект человека в лучшем случае располагается на одном ценностном уровне с его материальным достатком);
· не задействован высокий культурно-духовный потенциал общества;
· не высока степень мотивационной готовности населения к использованию новых информационных технологий. По данным социологов общая готовность россиян к внедрению новых информационных технологий характерна для 72,7%, практическая же готовность — лишь для 57,2%[137];
· компьютерная грамотность россиян не соответствует требуемому для обеспечения высоких темпов информатизации уровню, не говоря уж об информационной культуре;
· к сожалению, конкурентоспособность отечественных научных разработок падает, в России примерно в 2,5 раза меньше студентов, чем в США, уровень информированности отечественного ученого в 100 раз ниже, чем у его американского коллеги[138].