Социально-психологический барьер как специфическое состояние или свойство индивида. Социально-психологический барьер — это такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельности [1]—[3].
В качестве состояния социально-психологический барьер выступает в той мере, в какой он характеризуется со стороны своей нестабильности и зависимости не столько от особенностей данной личности, сколько от конкретной ситуации ее жизнедеятельности. Например, плохое, хотя и временное, настроение человека, вызванное определенным стечением обстоятельств, может оказаться психологическим барьером, деформирующим его внимание и понимание в данной конкретной ситуации его общения со своим партнером.
В качестве же свойства личности социально-психологический барьер представляет собой одно из стабильных проявлений, порожденных особенностями характера личности, а не той или иной преходящей ситуации. Или, наоборот, повышенная подозрительность, настороженность и недоверие к другим людям, являющиеся свойством характера личности, оказываются, независимо от конкретной ситуации, социально-психологическим барьером на пути общения.
Социально-психологический барьер как фактор жизнедеятельности личности. Социально-психологические барьеры личности — это те препятствия и осложнения, которые возникают при функционировании психики в процессе человеческой жизнедеятельности. Одной из наиболее распространенных форм социально-психологического барьера является нервное напряжение, которое может оказать деформирующее, негативное влияние на все проявления психики индивида.
Известно, например, что состояние предельного нервно-психического напряжения человека способно обернуться как эмоциональным срывом, так и скованностью мысли, неспособностью решения даже простых задач. В состоянии запредельного психического напряжения нарушаются многие функции нервной системы: появляются провалы в памяти, трудности сосредоточения внимания, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей [4]—[12]. Именно стрессовой ситуацией обязаны своим происхождением такие речевые аномалии, как заикание, или, наоборот, бессвязная скороговорка. Аналогичным индикатором состояния стрессового эффекта может быть и излишняя жестикуляция. Вспомните сверхподвижного полицейского капитана Жюва в исполнении французского актера Луи де Фюнеса в художественном фильме "Фантомас".
Все это мешает творческой самореализации личности или вовсе перекрывает выход ее психической энергии в эффективное действие. Но точно так же в качестве психологического барьера может выступать и психическое состояние индифферентности, безразличия, апатии или даже депрессии. В таком состоянии, как и при зашкаливающем возбуждении, становится невозможной психологическая включенность в деятельность, снижается уровень результативности во всех сферах проявления личностного потенциала человека.
Известна также парализующая психические возможности человека сила страха или неверия в себя, сила негативных эмоций и длительных отрицательных переживаний.
В качестве барьера, как это видно из предложенного определения, может выступать не только общее психическое состояние, но и свойство личности. Таковым, например, является замкнутость, повышенная герметичность личности как барьер на пути ее общения с другими людьми.
В качестве психологического барьера может выступать и такое свойство как излишняя застенчивость, повышенная впечатлительность, стыдливость. В печати сообщалось, например, об одной американской девушке, которая падала в обморок от одного только слова "секс".
По своей природе психологический барьер может представлять собой также устойчивую установку или психический настрой личности как разновидность ее психического состояния или состояния ее сознания.
Психологический барьер и установка. Варианты психологических установок, препятствующих самореализации личности, достаточно многообразны — от фиксированных на ее недостатках до чрезмерно сфокусированных на достижениях. Применительно к процессу познания, например, эта характеристика может быть целиком отнесена к такой форме позитивного результата гностической деятельности человека, какой является истина [13].
Разумеется, не истина сама по себе выступает в качестве психологического барьера на пути дальнейшего развития человеческого познания, а отношение к ней индивида. Такое отношение, которое, преломляясь через субъективное восприятие, полученное в результате познавательной деятельности достижения истины, влияет затем определенным образом на весь фон и структуру гностической активности человека.
Влияние это носит двоякий характер. С одной стороны, оно стимулирует творческую активность в области научной деятельности. Однако с другой — накладывает определенные ограничения на возможности творческого поиска в той же самой области, поскольку уже самим фактом прочного утверждения авторитета той или иной установившейся истины исключает альтернативные подходы и решения.
Именно в этом смысле о консервативной роли истины как фактора локализации творческого процесса писал в свое время Ф. Бэкон: "Когда истина обнаружена, она налагает ограничения на мысли людей" [14, с. 352].
Ограничительная и запретительная (интердиктивная) роль получивших признание и выступающих в качестве психологического барьера идей проявляется особенно ярко в период их наибольшей распространенности и популярности. Именно в этот период особенно велика сила их консервативного влияния на развитие или хотя бы даже саму формулировку принципиально новых идей и гипотез.
А это делает задачу преодоления подобного психологического барьера достаточно сложной. Трудно не согласиться в этой связи с известным английским ученым и историком науки Джоном Берналом, который писал: "Очень часто, в особенности, когда научные законы и теории завоюют всеобщее признание, они становятся помехой для научного открытия. Наибольшая трудность открытия заключается не столько в проведении необходимых наблюдений, сколько в ломке традиционных идей при их толковании. С тех пор как Коперник доказал вращение Земли, Гарвей — наличие кровообращения, до того момента, когда Эйнштейн уничтожил старую теорию об эфире, а Планк постулировал квант действия, реальная борьба в науке была направлена не столько на постижение тайн природы, сколько на ломку установившихся идей, хотя бы они в свое время и способствовали развитию науки" [15, с. 34].
Из сказанного следует, что степень трудностей, встающих на пути преодоления психологического барьера в научном исследовании, находится в прямой зависимости от степени фундаментальности соответствующей традиционным знаниям и охраняющей их системы психологических барьеров.