Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Киево-Могилянская академия и ее роль в развитии философской мысли на Украине




В духовной культуре Украины вторая половина ХУ11 века – период формирования мировоззрения Просвещения, время активного осмысления интеллектуальных и философских достижений западноевропейской культуры. Центром философской культуры, новатором в прочтении новоевропейской концепции науки и знания в Украине становится Киево-Могилянская академия – первое высшее учебное заведение, которое не только сыграло свою историческую роль в развитии просвещения, но и по-новому представило свое понимание философии. Философия стала дисциплинарной формой знания, объектом научного исследования, субъектом формирования национальной философской традиции.

В Киево-Могилянской академии философия вводится как специальный предмет изучения. Правда, она еще продолжает оставаться в рамках церковно-схоластического мировоззрения, однако в ней уже начинает вырисовываться тенденция сближения ее с опытным естествознанием, с запросами общественной жизни. Основное внимание уделяется проблемам познания природы и человека. Разделяя философские идеи Возрождения, философская мысль видит свое предназначение в осмыслении законов природы, а значит и законов существования самого человека, законов его мышления, содержания его внутреннего мира. Философия уже себя представляет не только в теоретическом смысле, но и через практическую направленность.

В лекционных философских курсах академическая философская мысль обращается к наследию Аристотеля, но ее отношение в классику античной философии значительно отличается от комментариев средневековых схоластов. Здесь обращаются к тем трудам и тем мыслям, которые ранее сознательно замалчивались ортодоксальной католической интерпретацией Аристотелевского наследия. В трактовке философских трудов Стагирита представители Академии скорее близки к мыслителям эпохи Возрождения. Здесь же следует отметить тот факт, что в качестве философского критерия истины уже не выступают взгляды Аристотеля и распространенные в то время идеи Д. Скотта и В. Оккама, а точкой отсчета считается реальный взгляд на жизнь, согласованность с разумом, чувством и опытом.

Не оставалась академическая мысль в стороне и от классических проблем средневековой гносеологии – активно обсуждала проблему универсалий. В трактовке этого вопроса Киево-Могилянская философская культура тяготела к умеренному номинализму с его эмпирико-сенсуалистической направленностью, считая, что общее существует двояко: в вещах и в понятиях, которые являются знаками существующих вне разума вещей. И критикуя утверждения реализма, согласно которым понятия предшествуют вещам, философская мысль академии настойчиво проводила идею о том, что общее существует в вещах, выступает их общей основой, объединяет вещи и повторяется в подобном. Такое творческое переосмысление традиционных философских проблем выгодно отличало философскую культуру Киево-Могилянской академии, оно способствовало многоплановости и систематизации философского знания, углубленности и широте проблематики.

В философских курсах, читаемых в академии, особенно в курсах логики и психологии, обозначается ряд проблем теоретико-познавательной направленности. Особый интерес, например, вызывают вопросы, связанные с познавательными и психологическими возможностями человека. В плане определения этапов познавательной деятельности академическая мысль высказалась достаточно определенно: существует два уровня познания – чувственное, несовершенное, дающее весьма относительное знание, и интеллектуальное познание, где активность субъекта, его рационально волевое начало играют весьма значительную роль, преобразовывая материал чувственного познания в логически определенные формы.

Проблема счастья в философских идеях Киево-Могилянской академии звучит соответственно духу времени и идеологии Просвещения. Счастливым считается тот, кто живет, руководствуясь соображениями разума, признает авторитет знания и науки и понимает, что счастье – не погоня за материальными благами и не аскетическое бегство от жизни, а умение согласовать свои ценностные ориентации с сущностью природных закономерностей. «Законы природы - суть законы разума» - отчетливо звучит в антропологической проблематике лейтмотив эпохи Просвещения.

Значение Киево-Могилянской философской традиции велико не только потому, что она дала мощный толчок развитию отечественной просветительской концепции и представила философию как особую форму научного знания, отделенную от богословия, но еще и в том, что как никакая другая философская культура этого периода способствовала направленности философии в плоскость мировоззренческого контекста, понимания человека как ценности и самоцели истории.


 

Философия Г.С. Сковороды.

Высшего расцвета украинская философская мысль в XVIII в достигла в творчестве Г. Сковороды. С самого начала своей творческой деятельностью он стремился создать такую философию, которая служила бы народу, помогала бы ему в трудовой жизни. Поэтому центральное место в его философии занимает проблема человека. Сковорода был мыслителем, во взглядах которого материализм переплетался с идеализмом и мистикой. Окружающий мир он делил на три части: а) макрокосм, к которому относил всю Вселенную; б) микрокосм, под которым понимал мир человека и в) мир «символической» реальности, связующий макрокосм и микрокосм и отражающий их в себе в идеальной форме Наиболее совершенным образцом такого мира является Библия. Микрокосм и макрокосм состоит из двух «натур»: видимой («тварь», сотворенный мир) и невидимой (бог). Проблема человеческого существования сводится им к обнаружению невидима натуры через видимую. Согласно Сковороде, эта проблема решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», сердечного человека.

Под влиянием взглядов Аристотеля Сковорода считал, что весь мир состоит из материи и формы. Материя вечна, она не имеет границ и бесконечна в пространстве и времени. Во взаимосвязи материи и формы бог выступает как безличная и умозрительная «форма», законоустроящая материю. Если теория познания характеризуется большим вниманием к познавательным способностями человека. Его восхищала сила человеческого, разума. Согласно его воззрениям, все человеческое знание имеет опытную природу «Опыт есть отец искусству, ведению и привычке, Отсюда родятся все науки, книги и хитрости». В его учений о «сродности», «сродном труде» обосновывалось, что в каждом человеке заложена «сродность» к определенному виду деятельности: физической или духовной, выявить эту сродность человек может через самопознание Тот, кто распознал свою «сродность», становится воистину счастлив. 'Только через духовное устроение отдельного человека.можно прийти, к идеалу совершенного человеческого общества.

Социологические взгляды Сковороды проникнуты глубоким уважением к трудящимся и ненавистью помещикам, духовенства и чиновничеству. Людей, живущих за счет других, он называл трутнями и скотами. Символом же труженика он, считал, пчелу: «Пчела есть герб мудрого человека в сродном деле трудящегося». Во всех своих произведениях он мечтает о социальном равенстве, людей, о таком обществе, в котором не было бы угнетения и эксплуатации, «рабского ига», «тяжкого труда», а господствовали бы справедливость и возможность трудиться по призванию. Он глубоко верил, что настанет время, когда его Родина станет страной честных, трудолюбивых, и счастливых людей.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1034 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2357 - | 2156 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.