Современная наука достигла того уровня, когда ясно обозначились многие ее концептуальные, методологические и гносеологические трудности, причину которых Вернадский усматривал в кризисе традиционных положений и представлений европейской цивилизации. «Аппарат научного знания груб и несовершенен» - говорит ученый. И самая неприятная ошибка научного метода познания заключается в его «трудной, упорной и неверной борьбе» с философскими, религиозными и мистическими формами познания, на которых, по словам Вернадского, «лежит печать бесконечности».
Подробнейшим образом, изучая историю духовной культуры человечества, Вернадский наблюдает неразрывную связь всех форм человеческого знания и приходит к выводу: именно в период Нового времени один, единый процесс познания «разлагается на нераздельные по существу связи». На одно лишь научное логическое знание возлагает человечество свои надежды на возможность бесконечного познания и решения всех возникающих проблем. Это вредное и опасное заблуждение. Здесь Вернадским поднимается весьма важная в современной науке проблема редукционизма как научной и методологической установки, гносеологическое обоснование которой связано с самой сутью научного познания. Суть научного познания в современной интерпретации – интегрирующее, обобщающее описание многообразных явлений реальности на основе общезначимых познавательных процедур. Можно сказать, что все основные успехи и достижения современной науки связаны с воплощением принципа «глобального редукционизма». Так, например, на основании механистической картины мира с единой точки зрения описываются процессы, происходящие как на Земле, так и на небе. Возможно ли свести весь процесс познания реальности к одной теоретической схеме? Вернадский неоднократно обращает внимание на тот факт, что некоторые части даже современного научного мировоззрения были достигнуты не путем научного искания или научной мысли, - они вошли в науку из религиозных идей, из философии, из общественной жизни и искусства. По образному выражению ученого, современная наука сейчас как никогда нуждается в «питании» идеями и понятиями, возникающими в области религии, философии, искусства, «питании», требующем одновременной работы во всех областях человеческого знания. Рост научных знаний должен неизбежно вызывать необычайное расширение границ религиозного и философского сознания человеческого духа; религия и философия, восприняв достигнутые научным мировоззрением данные, все более расширят тайники человеческого сознания.
Для Вернадского очевидно, что накопление и интерпретация фактов в рамках существующей научной парадигмы не позволяют осознать единства Универсума в его бесконечных проявлениях. Для ученого, объемлющего природу как единое целое, как Космос, неразрывная связь человека и мира не является только логическим проявлением, проявлением какого-нибудь абстрактного, противоестественного стремления слить вместе раздельное. Напротив, такое разделение единого в действительности «есть удел преходящего исторического момента», для которого характерно невнимание и даже нежелание видеть, воспринимать «всепроникающие впечатления и настроения», противоречащие такому разделению. Вернадский задается серьезнейшим вопросом – как быть с теми явлениями, к которым неприложимы схемы математического языка, о которые, «как волна о скалу, разобьются математические оболочки – идеальные создания нашего разума»?
Современный ученый легко оперирует понятиями: Вселенная, Космос, Мировая гармония, связывая с ними идею о закономерности всех процессов, подлежащих изучению. Однако эти понятия остаются как бы внешними, отдельными от самого процесса познания. Картина Сущего, создаваемая одними научными представлениями, оказывается далеко неполной. Такой вывод побуждает Вернадского обратиться к историческому исследованию поэтических, религиозных и философских представлений человечества о единстве мира. Глубокие прозрения древних о единстве всего сущего выражаются не в математических формулах или строгих логических построениях. Эти иные, донаучные или ненаучные формы знания несут, тем не менее, вполне адекватную информацию о действительности.
Приведённые высказывания В.И.Вернадского обозначают очень важную методолого-мировоззренческую проблему, которую должна решить для себя каждая научная дисциплина: это соотношение рациональных, экспериментальных и иррациональных методов познания. Только их адекватное сочетание позволит нам действительно познавать мир, а не создавать новые формы псевдонаучных иллюзий
Значение концепции ноосферы в этом смысле состоит, прежде всего, в том, что эта обобщающая синтетическая и, по существу, мировоззренческая концепция не есть просто умозрительная и натурфилософская, а представляет собой соединение эмпирических обобщений и философских предположений.
Учение о ноосфере основывается на некоторых общих положениях (принципах), имеющих огромное теоретико-методологическое и социально-философское значение.
· Первый принцип основывается на идее самоорганизации. Живое вещество в процессе в процессе своего взаимодействия с косным веществом планеты самоорганизуется в биосферу, а затем с помощью человеческой деятельности – в ноосферу. Следствия из первого принципа имеют самостоятельное значение: понимание единства целостности, единства биосферы; единства, целостности человечества и взаимозависимости человечества и биосферы. Это положение есть реальное выражение и развитие принципа гуманизма, трактуемого Вернадским в духе антропокосмзма.
· Принцип рациональности (разумности) непосредственно включен в саму структуру концепции. Мировоззренческое и методологическое значение этого принципа проявляется, прежде всего, в неограниченной вере в разум человека
· Принцип рациональности используется в концепции ноосферы не в своем классическом (Декартовом) понимании, а скорее в неклассическом варианте, как он начал формироваться в рамках философии русского антропокосмизма.
· Принцип целенаправленного развития человечества имеет особое значение, так как стихийное развитие чревато необратимыми и непредсказуемыми последствиями. Реализация этого принципа может осуществиться только на основе всестороннего развития науки, которое, в свою очередь, возможно лишь в процессе синтеза всех видов человеческого знания в «максимальный научный метод» Вернадского.
· Вернадский обосновывает необходимость отказа от идеи господства над природой и в качестве руководящего принципа видит необходимость принять идею коэволюции, а не подчинения, гармоничного процесса совместного развития.
Таким образом, ноосферная концепция В.И.Вернадского с одной стороны, выступает продолжением российской культурно-философской традиции, с другой – важным мировоззренческим и методологическим основанием для дальнейшего развития отечественной науки. Безусловно, прав А.И.Субетто, утвеждающий, что «вернадскианская революция» только начинается. Вектор изменений, определяемый ею, это вектор становления Тотальной неклассичности будущего бытия человечества, вне которой оно обречено на гибель. Её результатом должна стать интеграция знаний, которую следовало бы назвать ноосферизмом, и ноосферный общественный интеллект, то есть общественный интеллект, работающий в пространстве ноосферизма.
Можно надеяться, что, опираясь на учение Вернадского, в процессе философско-методологического синтеза природного и культурного, космического и человеческого, идеи единого, живого Космоса перестанут быть некими бесплотными метафорами, но найдут пути конкретной реализации в научном исследовании, создадут реальные возможности решения проблем, с которыми связано само дальнейшее существование человечества, его выживание и развитие.