(из Декрета СНК РСФСР от 21 января 1918 г.)
«1. Церковь отделяется от государства. <...>
9. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается».
Накануне Первой мировой войны, как мы знаем, деятельной благотворительностью активно занималось духовенство всех ветвей христианства. Почётными и действительными попечителями, учредителями детских приютов, учебных заведений для глухих и слепых детей, подчас и педагогами в них состояло немалое число православных священнослужителей, в российской глубинке множились церковно-приходские школы для глухих. Успешно трудилось во благо умственно отсталых детей Братство во имя Царицы Небесной. С 1918 г. эта влиятельная и по-хорошему одержимая категория благотворителей отстраняется от дел призрения, а филантропическая деятельность квалифицируется деянием противоправным. Милосердие и человеколюбие объявляются вне закона!
Начав с церковных учебных заведений, государство вскоре подчиняет Наркомпросу все виды образовательных учреждений.
О передаче всех учебных заведений в ведение Народного комиссариата по просвещению (из Постановления Наркомпроса от 23 февраля 1918 г.)
«Для преобразования учебно-воспитательного дела в России, в целях объединения и обновления его на началах новой педагогики и социализма, все учебные заведения: высшие, средние и низшие, общеобразовательные и специальные, числящиеся в различных ведомствах, переводятся в ведение Наркомпроса.
Народный комиссар по просвещению А. В. Луначарский».
Правительственное постановление все частные специальные школы автоматически делало государственными, однако документ не содержал указаний о способах жизнеобеспечения учебных заведений, он был скорее политической декларацией, преследующей упразднение частных инициатив и огосударствление школы. Постановление не содержало уточнений об участи школьников с недостатками физического и умственного развития. Не прояснило их судьбу и положение «Об основных принципах единой трудовой школы».
Основные принципы единой трудовой школы (от Государственной комиссии по просвещению 16 октября 1918 г.)
«Новая школа должна быть не только бесплатной на всех ступенях, не только доступной и как можно скорее обязательной для того, чтобы она прочно укрепилась, она должна быть ещё единой и трудовой.
Что значит, что школа должна быть единой?
Это значит, что вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собою одну непрерывную лестницу. Это значит, что все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать своё образование одинаково, что все они имеют право идти по лестнице до её наивысших ступеней.
Быть может, государство просто физически не осилит такой задачи, чтобы теперь же гарантировать за всеми русскими детьми вступление в университет, но, во всяком случае, переход с одной ступени школы на другую должен быть обеспечен прежде всего наиболее талантливым, причём преимущество отдаётся детям пролетариата и беднейшего крестьянства.
Однако понятие единой школы не предполагает непременно её однотипности.
Центральный комиссариат, установив некоторые условия, выполнение которых признаётся абсолютно обязательным, предоставит вместе с тем широкий простор самодеятельности отделам народного образования при совдепах, которые, в свою очередь, конечно, не будут стеснять воспитательного творчества педагогических советов там, где оно не пойдёт по линии борьбы с демократизацией школы. <...>
Новая школа должна быть трудовой. Для школы государства Советского, находящегося в процессе перехода от капиталистического к социалистическому режиму, это, конечно, ещё гораздо более обязательно, чем для школ передовых капиталистических стран, а между тем и там осознана подобная необходимость и в некоторой степени осуществлена.
Требование введения труда как основы преподавания покоится на двух совершенно различных основаниях, результаты которых, однако, легко сливаются между собою.
Первым основанием является психология, научающая нас тому, что истинно воспринятым является только воспринятое активно. <...>
Другим источником стремлений современной передовой школы к труду является непосредственное желание ознакомить учеников с тем, что больше всего будет нужно им в жизни, с тем, что играет доминирующую роль в ней в настоящее время, с земледельческим и промышленным трудом во всех разновидностях его. <...>
На первой ступени преподавание покоится на процессах более или менее ремесленного характера, соответственно слабым силам детей и их естественным в этом возрасте наклонностям. На второй ступени на первый план выдвигается промышленный и земледельческий труд в его современных машинных формах. Но вообще цель трудовой школы отнюдь не дрессировка для того или другого ремесла, а политехническое образование, дающее детям на практике знакомство с методами всех важнейших форм труда, частью в учебной мастерской или на школьной ферме, частью на фабриках, заводах и т. п. <...>
Памятуя слова Маркса о превращении детского заводского труда из проклятия в источник здорового, целостного и активного познавания, новая школа неразрывно свяжет себя с соседними производствами и поведёт учеников на фабрику и завод, на железные дороги, промыслы — всюду, куда по местным условиям она найдёт доступ, — поведёт не на экскурсии только, не посмотреть, а на работу. <...>
Передовая педагогика требует обратить особое внимание на воспитательные функции школы, которые в последнее время приносились в жертву обучения, интеллект ставили на первый план, забывали о выработке характера, о развитии воли. <...>
Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную, активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно раньше, чувствовать себя гражданами своей школы. Школьное самоуправление учащихся можно разделить на три рубрики:
во-первых, участие учащихся в руководящих советах школы... во-вторых, это самоуправление чисто ученических групп... в-третьих, ученикам должен быть предоставлен полный простор в деле организации всякого рода обществ, постоянных или временных. <...>
Задача настоящей декларации путём установления общего типа школы, к которому мы должны стремиться в первую очередь, — связать в этой единой цели до некоторой степени разрозненные черты, определяемые декретами, уже вышедшими или сейчас впервые опубликованными и обязательными с начала нового учебного года.
Реальное выполнение намеченных здесь планов в огромной мере зависит от двух условий: во-первых, от средств, какими располагает государство, во-вторых, от степени подготовленности учительского персонала. <...>
Советская власть ни на минуту не забывает о том, что истинно социалистическую трудовую школу может создать и вести только революционный учитель — социалист. Создание кадров учителей-социалистов является одной из важнейших и ответственных задач Наркомпроса. <...>
В деле создания нового учителя Наркомпрос является решительным сторонником организации такого типа высшего педагогического учебного заведения, которое окажется надёжным рассадником учителей-социалистов, преданных интересам трудовых масс.
Народный комиссар по просвещению А. Луначарский».
Как мы видим, разрабатывая основные принципы единой трудовой школы, члены Государственной комиссии по просвещению о детях с недостатками умственного и физического развития не упомянули. Формально принятое положение становится нормативным и для специальных школ, что неминуемо порождает ряд вопросов, например о правилах комплектования. В монархической православной России сложилась демократическая традиция комплектования специальных учебных заведений — дети принимались вне зависимости от сословной и конфессиональной принадлежности, теперь взамен предлагался классовый подход. Предпочтение следовало отдавать детям пролетариев и беднейших крестьян. Задумав воплотить коммунистическую утопию в жизнь, Советская Республика, подобно античному полису, условно разделила население по принципу полезности. Одни признаются полезными и наделяются гражданскими правами, другие зачисляются в стан чуждых и гражданских прав лишаются. Большую часть «лишенцев» ждала принудительная изоляция, а то и физическое истребление.
Малолетних преступников и им подобных «общественно опасных» подростков государство признает «морально дефективными». Одних отправят в тюрьмы, других — в исправительно-трудовые колонии, целью изоляции ставится перековка.
«Телесно» и «умственно дефективные» дети в случае получения образования обретали шанс перейти из категории «бесполезных» в разряд «отчасти полезных», а то и вполне «полезных» государству. Потенциальные возможности ребёнка к обучению, к овладению ремеслом, иначе говоря, его перспективу стать «полезным» гражданином определяла специальная комиссия. «Перспективных» детей-инвалидов, как и малолетних преступников, следовало направлять на перековку в систему специальных учебно-воспитательных учреждений, «бесперспективных» ждали детские дома, где воспитание и обучение не предусматривалось. Детям с тяжёлыми нарушениями развития государство обещало минимальный уход и лечебную помощь.
Влияло на судьбу телесно и умственно дефективных подростков и место их проживания. Дети-инвалиды из деревень, сёл, рабочих посёлков нередко зачислялись в местные начальные школы, которые по понятным причинам своим «ненормальным» воспитанникам необходимой им специальной педагогической и медицинской помощи обеспечить не могли. Впрочем, чаще эти дети не учились вовсе, пребывая на иждивении родителей. Городским подросткам, столичным прежде всего, повезло больше. В большом городе ребёнок-инвалид из «классово близкой» семьи мог попасть и в специальную школу.
Зная о том, что специальным учебным заведениям полагалось существовать по канонам единой трудовой школы, попытаемся понять, какой виделась судьба ученика-инвалида народному комиссару по просвещению, чья подпись визировала Основные принципы единой трудовой школы (1918).
«На первой ступени преподавание покоится на процессах более или менее ремесленного характера, соответственно слабым силам детей и их естественным в этом возрасте наклонностям». Примерно так велось ремесленное обучение в дореволюционной специальной школе. Что предлагается подросткам? «На второй ступени на первый план выдвигается промышленный и земледельческий труд в его современных машинных формах». Безусловно, на пути к обретению выпускниками специальных школ места на рынке труда шаг важный, но всем ли детям-инвалидам доступен «труд в его современных машинных формах»? Трудно поверить в возможность всех без исключения воспитанников обучаться в «связи с соседними производствами» или отправиться «на фабрику и завод, на железные дороги, промыслы... не на экскурсии только, не посмотреть, а на работу». Столь же сомнительна и масштабная реализация предложенной идеи школьного самоуправления в каждом специальном учебном заведении.
Дневниковые записи Е. К. Грачёвой позволяют увидеть, как «идеи школьного самоуправления» реализовывались в возглавляемом ею учреждении для умственно отсталых воспитанников.
С 1918 г. у нас начались настоящие собрания с выборными, с записями протоколов. Меня больше всего выбирали секретарём. Иногда дети переписывали, но очень неохотно. Многие отказывались подписываться — боялись. Руки все любили поднимать. Многие и за и против. Доклады все категорически отказывались читать.
На собрании 17.VI.18r. произошёл такой курьёз — единогласно было постановлено расстрелять двух мальчиков, которые дразнили слабых. Голосовали 3 раза. Спрашиваю: «Знаете ли вы, что значит расстрелять?» — «Знаем, знаем», — кричат все. «Вы хотите, чтобы вас меньше было?» — спрашиваю я. «Зачем меньше?» — кричат с мест. «Кого расстреляют, те умрут, совсем умрут, в гроб положат», — поясняю я. «Ай, как страшно, не надо, не надо, — кричат все. — Мы думали, так постреляют, попугают. Ранить тоже не надо, потому больно». Произошла ссора, все рассердились на предложивших расстрелять. Две недели не хотели собираться: «Ещё не то постановишь, что надо». Собрания всё делались реже из-за нежелания детей собираться. «Что собираться — не исполняют». «Мы пишем, нам надо по фунту хлеба, пишем, пишем, а всё мало присылают». Часто собрания срывали».
Официальный документ отразил и новый взгляд власти на учителя. По убеждению наркома просвещения, решающим фактором успеха педагогической деятельности является идеологическая подготовка учителя, его партийная принадлежность: «истинно социалистическую трудовую школу может создать и вести только революционный учитель-социалист». А. В. Луначарский мечтает создать «высшее педагогическое учебное заведение, которое окажется надёжным рассадником учителей-социалистов, преданных интересам трудовых масс».
О финансировании столь кардинальной и масштабной реформы школы в документе сказано скороговоркой: «Реальное выполнение намеченных здесь планов в огромной мере зависит... от средств, какими располагает государство». По сути дела, Наркомпрос предложил политический меморандум вместо реалистической программы действий, но и этот утопический и антидемократический документ вскоре сочтут чересчур мягким.
На очередном съезде ВКП(б) большевики формулируют требования к образованию, активно используя военную лексику.