Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Грузинская церковь в XIII-XV веках




Грузинская церковь всегда играла важную роль в жизни грузинского народа. Особое значение придавалось церкви в период тяжелых испытаний. Она служила не только моральным и духовным стимулом грузинского народа, но и была единственной силой, объединяющей разрозненную Грузию в единое государство.

Против женитьбы царя Георгия-Лаши на «женщине из Велисцихе» выступили вместе с дидебулами и духовные лица. Они добились того, что отняли у царя любимую женщину и вернули ее прежнему мужу. Этот факт свидетельствует о роли церкви в жизни общества.

После завоевания Грузии монголами католикос Николоз III добился от монголь­ского хана освобождения грузинской церкви от налогов. Именно поэтому начал аграрную реформу Басили Чкондидели-Уджармели, и стал ее жертвой. Церковное собрание, соз­ванное по этому поводу в 1263 году, пот­ребовало от царя незамедлительной отмены конфискации пожалованных церкви земель.

Исходя из тяжелого положения, сложив­шегося в стране, царь Деметре II старался установить мирные отношения с различными враждебными силами. Такая политика при­вела к тому, что он имел трех жен: дочь Тра­пе­зундского императора, дочь монголь­ского ноина и дочь Беки Джакели. Летописец сообщает, что этот факт нас­только возмутил католикоса Николоза, что он отказался от своего сана и сам же рукопо­ложил нового католикоса Абрахама. В этот же период в Грузию прибыл из Афон­ского Иверского монастыря монах Басили, который также резко осудил царя и диде­булов за их «непристойное» поведение. Большая заслуга в обращении (христианиза­ции) лезгин-язычни­ков при­над­­лежит Гареджскому мо­наху Пимену Салосу.

Католикос-патриарх Абра­хам I активно участвовал в переговорах между восстав­шим Давидом VIII и монголь­ским чиновником, присланным Газан-ханом.

Тенденцию к отделению от единой Грузии больше всех проявляли самцхийские атабаги. Они стремились и к церковному отделению. На рубеже XIV-XV веков по наущению и поощрению атабага Иване, епископы Ацкури, которые пользовались большим почетом и уважением, перестали упоминать в своих молитвах имя католикоса-патриарха Грузии. Энергичные меры, принятые царем Алексан­дром I (пленение Иване атабага, смещение непокорных эриставов Самцхе) пресекли это опасное начинание. Ацкурские епископы дали клятвенное обещание католи­косу-патриарху, что впредь в своих молитвах будут упоминать и католикоса и царя Грузии, а также во всем будут повино­ваться мцхет­скому престолу. Как мы уже указывали, на Ферара-Флорентий­ском церковном собрании в 1438-1439 годах присутствовали и грузины (в то время католикосом-патри­архом Грузии был Давид III). Среди них были митрополит Григол и манглел-тбилель­ский епископ Иоанн. Грузинское духовен­ство часто выполняло диплома­тическую функцию, а зарубеж­ные гру­зин­ские церкви и мо­нас­тыри являлись «представи­тельством» Грузии.

В 50-ых годах XV века Кваркваре атабаг вновь попы­тался отделить сам­цхийскую церковь. Он сам назначал епископов, захватил владения, принадлежащие католикосу и запретил упоми­нание царя и католикоса-патриарха в цер­квах Самцхе. В таких обсто­ятельствах мед­лить уже было нельзя и католикос-патриарх Давид IV принял радикаль­ные меры. Он лично отправился в Самцхе и в Сапару, проклял отло­жившихся священнослу­жи­телей и отлучил их от церкви. Отлученные от церкви не могли исполнять богослужение и к тому же понесли тяжкое наказание – им отка­зано было в причащении. Отменить это наказание мог только като­ликос-патриарх. Виновные вынуж­дены были покаяться и пок­лясться в вер­ности и послу­шании католикосу-патриарху.

Находившийся в Западной Грузии пат­риарх Антиохии и Иерусалима Микаэл рукоположил католикосом Абхазети (Запад­ной Грузии) Цаиш-Бедийского епископа Иоакима. По существующему обычаю, като­ликоса Абхазии рукополагал мцхетский католикос-патриарх и католикос Абхазии подчинялся мцхетскому престолу. Но после этого эта иерархическая зависимость была отменена. Хотя, следует отметить, что като­ликосов Абхазии назначали имеретские цари, а не какие-либо другие патриархи. Резиден­ция абхазского католикоса находилась в Бичвинте.

Сепаратистские устремления отмечались и в Кахети. Это подтверждается тем, что книгу верности католикосу-патриарху Грузии давал Алавердский епископ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 395 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2505 - | 2304 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.